Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
методическая разработка по теме

Ткачева Евгения Владимировна

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера посредством организации развивающей среды в ДОУ

Воспитание нравственности, патриотизма у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, весьма сложная задача, в силу различных причин объективного и субъективного характера. Малый объем знаний у дошкольников о родном крае, отсутствие представлений о его культуре, природе, истории, несут, как следствие, отсутствие или недоразвитие определенных нравственных норм. Возникла необходимость поиска эффективных средств решения данной проблемы. Результатом таких поисков стало создание и открытие в нашем дошкольном учреждении детского этнического мини-музея, в создании которого приняли участие родители, педагоги, сотрудники Таймырского окружного краеведческого музея и окружного научно–методического Центра.  

Музей открыт для всех: дети младшего возраста приходят сюда  играть, с детьми средних, старших и подготовительных групп организуются занятия.

В соответствии с назначением музея, предметно-пространственная среда  оснащена всем необходимым оборудованием, временными и постоянными экспозициями, отражающими специфику нашего региона.

В дизайн музея включены поделки детей из природного материала, сплетенные детьми из бисера  сувениры и картины.

Для оснащения занятий и игр с помощью родителей и коллег подготовлено множество пособий и атрибутов. Так появились современные технические средства – видеотека, аудиотека, диски, слайды; библиотека–книги, журналы, альбомы, наборы открыток и фотоальбомы посвященные Таймыру, Дудинке, Норильску; глобус, карта Красноярского края и Таймырского полуострова; коллекции значков, посвященные родному краю, и городам России, городам-героям Великой Отечественной войны.

В экспозициях музея представлены животный и растительный мир Таймыра: чучела птиц и зверей; культура и быт коренных жителей Таймыра: макеты тундрового поселка, жилищ - чум, балок; экспонаты-новоделы- различные виды нарт (сани), игрушки из кости и дерева, образцы рукоделия местных мастериц из бисера и ткани, национальная одежда для кукол; коллекции полезных ископаемых и минералов; сувениры из меха и кожи – подарки наших многочисленных гостей и сотрудников   сада.

Если в традиционном музее экспонаты не доступны детям, их нельзя потрогать, то в нашем музее дети имеют возможность детально рассмотреть лук и стрелы, нарты и чум, подержать  в руках маут, погрузиться в определенную игровую ситуацию - они «аргишат», используя игрушки-новоделы (нарты, деревянные олени)

          Стилизованная русская горница - это уголок посвященный русским традициям, фольклору, народным промыслам. В горнице выставлены предметы быта: деревянные стол и лавки, прялка, веретено, серп, ухват, деревянная и глиняная  посуда,  самовары, чугунки, плетеные дорожки, сундук. Историю русского национального костюма наглядно представляют куклы, наряженные в русские национальные костюмы. Здесь же постоянно действующая экспозиция народного прикладного искусства: образцы хохломы, дымковские игрушки. В горнице проводятся занятия с детьми, экскурсии по ознакомлению с Россией.

Дети начинают посещать музей и горницу со второй младшей группы. Знакомство в этом возрасте происходит в форме экскурсий и игр. Идет элементарное знакомство с непривычными для детей предметами, пополняется словарный запас. Малыши в музее играют, манипулируют различными предметами и игрушками, наблюдают за разнообразными экспонатами, играют в простые подвижные игры: « Поймай перышко», «Сова и куропатки» и др.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста организуются мероприятия согласно комплексно - тематическому плану ДОУ с учетом интеграции всех образовательных областей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста».

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с окружающей действительностью как средство воспитания патриотизма"....

Тема:«Ознакомление детей с окружающей действительностью – как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста»

Презентация на тему "Ознакомление детей с окружающей действительностью - как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста"....

Организация прогулок для детей раннего возраста в условиях Крайнего Севера

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма...

Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера.

Содержание развивающей предметно - пространственной среды в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера....