Деловая игра для воспитателей «Экологическая культура – основа экологического воспитания»
методическая разработка на тему

Павленко Наталья Ивановна

Деловая игра для воспитателей "Экологическая культура - основа экологического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delov_igra_dlya_vospit.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Павленко Наталья Ивановна

«Экологическая культура – основа экологического воспитания» Деловая игра для воспитателей.

Задачи:
1. Расширение и  обогащение педагогического опыта в направлении экологического воспитания дошкольников.
2. Оказание практической помощи молодым специалистам.
3. Выявление проблем в работе педагогов по воспитанию экологической культуры дошкольников.

4. Закрепление знаний педагогами особенностей зимы в Краснодарском крае.
Организация игры:
Воспитатели разбиваются на команды воспитателей групп младшего и раннего возраста, воспитателей групп старшего возраста. В каждой команде примерно по четыре – пять человек. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столах раскладываются ручки, карандаши, листы бумаги. Ведущий игры поочередно дает игровые задания. На выполнение задания дается строго ограниченное время, по истечении которого , по сигналу таймера, участники игры дают устные ответы на поставленные вопросы. Ответы выносятся на суд всех участников. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри: старший воспитатель, эколог, заведующая. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.
Для определения степени профессионализма воспитателя составляется простая таблица, в графах которой проставляются оценки (в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры.
Вопросы к деловой игре:

  1. Что вы понимаете под термином экология? Каково значение этого слова?

        II.         Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?:

        1. Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

        2. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

        3. Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

        4. Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

             5. Целью экологического воспитания является что то другое, что упущено в          вышесказанных формулировках.

        III.        Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

  1. Достаточно занятий по экологии.
  2. Достаточно наблюдений.
  3. Достаточно опытно – экспериментальной деяте5льности.
  4. Достаточно бесед с родителями и детьми.
  5. Ваше личное суждение.

(Примерный ответ): Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

        IV.        На ком, по вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей – на экологах, на воспитателе, старшем воспитателе, заведующей, родителях?

V.        Как вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?

 Попробуйте смоделировать,  как элементы экологического воспитания можно ввести  в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.

VI.        Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду:

        1.Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2.Наличие объектов живой и неживой природы;

3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода;

4. Безопасность

5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. Обеспечение для детей возможности  наблюдать за объектами живой природы;

7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами живой природы.

VII.Для бесед с детьми на разные темы,   можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме: «Деревья и кустарники» составьте  детям  перечень вопросов:

        Примерное содержание вопросов:

( 1.Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.

2. Назови и покажи части деревьев.

  3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

4. Как и откуда дерево получает питательные вещества.

5. Зачем дереву ствол, ветки, листья?

6. Чем дерево отличается от кустарника?

7. Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

8. Как человек помогает деревьям и кустарникам?

9. Для каких обитателей живого мира дерево является домом?)

Как вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов?

Что бы вы добавили в него или, наоборот, исключили?
VIII. Объясните детям, в чём особенности зимы на Кубани, приведите примеры:

Особенности: (В конце декабря могут не замёрзнуть цветы, в январе можно встретить насекомых: клопы – пожарники, комары, божьи коровки и т. д.; скворцы могут остаться у нас зимовать, грачи к нам мигрируют и т. д.)

IX. Попробуйте сформулировать для детей правила безопасной игры в природе; правила поведения при наблюдении за живой природой.
Жюри подсчитывает баллы, объявляет победителей игры.

Снег.

Фиалочка смотрела, как мальчик строит башенку из кубиков. Он был самым младшим  в группе, только начал ходить в детский сад и очень скучал по маме. Кубики становились неровно и падали. Но малыш упорно начинал постройку заново.

- «Молодец,- сказала воспитатель. – Только не торопись, кубики друг на друга ставь ровненько, тогда они не упадут».

Мальчик вздохнул и снова стал ставить кубик на кубик, но уже осторожно, стараясь, чтобы края следующего кубика не нависали над первым. Фиалочке  так хотелось, чтобы у новенького мальчика  получилась постройка.  

Дети были заняты своими делами: девочки кормили куколок, укладывали их спать, собирали на прогулку. За столом сидел «доктор»: в белом халате, в очках, перед ним лежал чемоданчик с инструментами. Он проверял куклам горло, ставил уколы, измерял температуру.  «Повара» готовили обед. Мальчики – шоферы  возили на машинах деревянные кубики на «стройку» - коврик, где развернулось грандиозное строительство. Даже «инспектор ГАИ» не оставался без дела – проверял права у «водителей»,  ругал «пешеходов» за то, что перебегают дорогу в неположенном месте.

На новенького никто из детей не обращал внимания. Наконец все кубики, лежащие на столе, превратились в ровную, высокую башню!

- «Вот умница! Я такой высокой башни ещё никогда не видела!» - похвалила  воспитатель. Мальчик посмотрел по сторонам в надежде, что кто – то ещё  увидит его победу над непослушными кубиками.  

-«Ой, чудо, чудо! Посмотрите в окно!» - закричал он.

Фиалочка тоже посмотрела в окно и замерла: с неба спускались белые пушистые хлопья!

Она такого никогда не видела, это было так красиво.

Все дети закричали: «Снег! Снег! Снег пошёл! Ура!» и подбежали к окну.

Воспитатель стала рассказывать, как получаются снежинки:

 « На улице стало холодно, зима наступила. Капельки воды замерзают высоко в небе, в облаках,  и превращаются в маленькие льдинки. Эти льдинки  соединяются, примерзают друг к другу, и получаются снежинки. А если несколько снежинок примерзают друг к другу, то получаются вот такие красивые большие хлопья. Сейчас мы пойдём на прогулку, возьмём с собою лупы и внимательно всё рассмотрим.

«Бедная берёзка, тебе стало ещё холоднее, ведь снег изо льда!» - -воскликнула фиалочка.

«Успокойся, - сказала берёзка. – Мне, наоборот, стало теплее, потому, что снег меня укутал, как одеялом. Ты разве не слушала сказку «Мороз Иванович», которую читали недавно ребятам?»

К новенькому мальчику подошла девочка и спросила: -«Ты сам построил такую высокую башню? Поможешь и мне такую построить?». Мальчик утвердительно кивнул и улыбнулся.  

«Ну вот, -  подумала фиалочка, - теперь у него есть друг, он не будет так скучать».

«Когда появляются друзья, то в детский сад хочется не идти, а бежать.» - подумала воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»

Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1.    Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...

Деловая игра для воспитателей "Путешествие за здоровьем"(валеологическое воспитание дошкольников)

Целью данной деловой игры является :уточнить и расширить знания педагогов по эколого-валеологическому воспитанию  дошкольников...

Деловая игра для воспитателей «Что такое экологическое воспитание в ДОУ»

Деловая игра для воспитателей«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»...

Деловая игра для воспитателей по экологическому воспитанию

Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности....

Методика экологического воспитания «Основы экологической культуры детям»

Методика экологического воспитания«Основы экологической культуры детям»...

Деловая игра для воспитателей "Экологическое воспитание в ДОУ"

Сценарий деловой игры для воспитателей по проблеме экологического воспитания дошкольников....