Деловая игра для воспитателей по экологическому воспитанию
тест

Нигматзянова Альбина Виленовна

Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dlya_vospitateley.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

                                                    Подготовила:

старший воспитатель МБДОУ

 Высокогорский детский сад «Бэлэкэч»

Нигматзянова А.В.

Деловая игра для воспитателей

«Загадочный мир природы»

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас  – на планете Земля.  Во-вторых, в процессе познания природы  у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания.  Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.  

 Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

Сегодня мы с вами вспомним к чему мы должны подвести наших воспитанников в «Загадочном мире природы».  Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

  Игра «Имена». Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на все буквы.

  1. часть. Разминка.

- Что означает термин “экология”? 

Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

-   Какую методическую литературу вы используете при работе с  детьми.

 С.А.Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой»,

 П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой»,

программы: С.Н.Николаевой «Юный эколог»,

Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа»,

С.А.Козловой «Я – человек»,

методические пособия: Н.В.Коломиной «Воспитание основ эко логической культуры». А так же следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», и «Обруч»

- Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?

Загрязнение воздуха,вод и почвы, вырубка лесов, уничтожение заповедных зон и браконьерств радиоактивное загрязнение, бытовые отходы.

- В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы,  именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, «к рукотворному миру», к себе и к окружающим людям . В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка.

- Каково влияние экологии на здоровье детей?

Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят  процессы физического и умственного развития. Аллергические реакции, бронхиальная астма, авитаминоз, опухоли, врожденные пороки, хроническая усталость и гиперактивность – эти и многие другие нарушения здоровья возникают вследствие катастрофического загрязнения окружающей среды.

 - В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

-  Назовите формы и методы работы по экологическому воспитанию в дошкольных учреждениях?

Эклогические экскурсии, уроки доброты, наблюдения, прогулки, экологичесие кружки, КВН, конкурсы, акции, экологические ситуации, дни экологического творчества, экспериментирование и т.д.

- Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

- Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.

М.М.Пришвин,   К. Г. Паустовского, К. Д. Ушинского,  А. Н. Тумбасова,  А. С. Пушкина, А. А. Фета,  А. Н. Некрасова,  А. К. Толстого

- Назовите  известные вам пословицы и поговорки о природе.

 Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Возле леса жить – голоду не видеть.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Накормишь землю – она накормит  тебя

- Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

«Люди рады лету, а пчелы цвету»

«Хлопотно летом - зато сытно зимой».
«В июне солнце высоко и с утра до вечера далеко».
«Если в цвету трава - косить пора»; 
«На нижней стороне листьев лебеды появляется влага - к дождю»; 
«Если паук плетет новую паутину - к хорошей погоде»;
- Совместная деятельность воспитателя и детей включает…?

- проектная деятельность;

- наблюдение в уголке природы, на прогулке;

- целевые прогулки в природу;

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;

-беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- работа с моделями;

- ведение календарей природы, дневников наблюдений;

- экологические досуги и праздники.

- Назовите элементы предметно – развивающей среды  детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников

(уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)

-  Какие требования предъявляются к оформлению гербария?

(Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)

- Перечислите составляющие части окружающей среды?

  (Вода, воздух, лес, почва)

 - Как называется книга, в которой дается информация об    исчезающих видах животных и растениях?

(Красная книга)

- С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”?

 (С первой младшей группы)

-Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ по экологическому воспитанию?

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

-Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-передвижек.

- Проекты

 Задание: «Вопрос – ответ»

1.Отличительные черты природной и экологической катастроф? (экологические катастрофы возникают в результате деятельности человека, природные – стихийно)

2.Что такое цепь питания? (это пищевые связи, которые устанавливаются в природном сообществе)

3.Что такое «кислотный дождь»? (предприятия выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества, которые растворяются влагой атмосферы, когда идет дождь, эти вещества также выпадают на землю, убивая все живое)

5.Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы? (в гору, у зайца передние лапы короткие, задние длинные, а с горы он катится кубарем)

6.Сколько ног у паука? (8)

7.Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

8.В воде родится, а воды боится? (соль)

9.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

10.Весной или летом цветет сирень? (весной, начало лета считается с отцветания сирени)

11. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

12. Невидимое живое существо (бактерия)

13. Санитар леса и большой труженик, переносит груз,  во много  раз превышающий вес собственного тела (муравей)

 14. .Лекарственное растение с сильным запахом, растет в лесу, цветет в мае – июне мелкими белоснежными цветками, собранными в красивую кисть. Плоды ядовиты.   Занесено в Красную книгу (ландыш)

15.Сколько на Земле материков? (6)

16.Влаголюбивые растения зеленого, красного и бурого цвета. Им земная атмосфера обязана появлению свободного кислорода (водоросли)

17.Самое быстрорастущее растение – трава – за сутки вырастает на 1 метр (бамбук)

18.Как называется большой участок охраняемого природного ландшафта, на котором запрещена вырубка, покос, разведение костров, охота и природа сохранена в первозданном виде? (заповедник)

19.Лекарственное растение, растущее по обочинам дорог, у заборов, на огородах. Свежие листья употребляют для лечения ожогов, гнойных ран и фурункулов (подорожник)

20.Во впадине шляпок этого гриба часто скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду, они погибают и падают замертво возле гриба. Напишите название этого гриба (мухомор)

 21.Сидячее морское животное, покрытое твердой оболочкой, прикрепленное к морскому дну.  Любит тепло, питается мельчайшими рачками, захватывая их своими нежными щупальцами. Постепенно разрастаются, почти как деревья (в единственном числе) (коралл)

22.Земноводное животное, молодость свою проводит в воде, а зрелость – в воздухе. Самец кормится соком растений и нектаром, а вот самки – кровососы (комар

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учить  бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете ...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»

Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1.    Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...

Деловая игра для воспитателей «Экологическая культура – основа экологического воспитания»

Деловая игра для воспитателей "Экологическая культура - основа экологического воспитания"...

Деловая игра для воспитателей «Что такое экологическое воспитание в ДОУ»

Деловая игра для воспитателей«Что такое экологическое воспитание в ДОУ»...

Деловая игра для воспитателей "Экологическое воспитание в ДОУ"

Сценарий деловой игры для воспитателей по проблеме экологического воспитания дошкольников....

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра "Повышение экологической компетентности педагогов"...