Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Мы живем в России»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тема нравственно-патриотического воспитания у дошкольников в наше время очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mitina.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе

«Мы живем в России»

Предварительная работа: чтение рассказов Н.Сладкова «Разноцветная земля», знакомство с народными промыслами России, заучивание пословиц и поговорок, работа с географической картой России, слушание гимна Российской Федерации.

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщение и систематизация знаний детей о России, формирование уважительного отношения к государственным символам;  повторение названий народных промыслов;  воспитание любви к Родине, гражданско – патриотических чувств.

Ход занятия: (дети входят в зал)

- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. А что мы делаем в первую очередь, когда встречаем гостей? Правильно, здороваемся. Давайте поздороваемся так, как умеем только мы с вами.

I. Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, Красно солнышко (руки вверх)

Здравствуй, ветерок (покачивание вверху руками)

Солнечные зайчики (опустить руки, вперед - вниз)

Быстрый ручеек (покачивание руками внизу)

Здравствуй, спелая трава («поглаживаем» траву)

Здравствуй, шумная листва (трем ладошки)

Здравствуйте, мышата (хлопок в ладоши)

Здравствуйте, зайчата (прыжок на месте)

Всех приветствуем сейчас (руки к груди в кулачок)

Очень рады видеть Вас (развести руки: вперед – в стороны)

  (звучит звон колоколов - аудиозапись)

Воспитатель читает стих-ие М.Пляцкого «Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это — Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это — Родина твоя.

 

Руки матери твоей,

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина —

Это тоже родина.

 (беседа по прочитанному)

- О чем говорится в стихотворении?

- Что такое Родина? Родиной мы зовем то место, где мы родились, где живут наши родные, где все говорят на нашем родном языке, и все нам родное – дом, дерево, детский сад, магазин, соседи и многое другое…..

- А какие стихи о Родине знаете вы?

Как велика моя Земля,                      Элина Р.

Как широки просторы!

Озера, реки и моря,

Леса, и степь, и горы

Холмы, перелески, луга и поля –     Ксюша К.

Родная, зеленая наша земля.

Земля, где я сделала первый шажок,

Где вышла когда-то к развилке дорог!

Воспитатель: - Мы живем в стране, которая носит удивительно красивое имя – Россия! - А как называются граждане России? (россияне)

- А все ли россияне русские?

- Даже в нашей группе все мы с вами разной национальности: русские, татары и мордва. Сейчас ребята поприветствуют наших гостей на своем родном языке (Настя – на русском, Элина – на татарском, Варя – на мордовском)

- На территории России проживают люди разных национальностей – русские, мордва, татары, удмурты, башкиры, чеченцы, украинцы и др.

Воспитатель:- Мы с вами знаем, что каждая страна, республика и район имеет свою отличительную символику. Какую? (флаг, герб, гимн)

Д/И «Найди флаг и герб России, Мордовии, родного села»

Воспитатель: - Наша страна такая большая, что если мы захотим проехать из одного края в другой, то даже на самом быстром самолете придется лететь целый день. Наша страна такая большая, что если в одном краю день, то в другом краю – ночь.

- Совсем недавно мы читали с вами сборник рассказов Н.Сладкого «Разноцветная земля» и узнали много интересного о нашей земле.

- Кто скажет мне, почему автор называет нашу землю «Разноцветной»? (ответы детей)

(работа с географической картой)

Воспитатель:- Если взглянуть на карту, действительно можно увидеть цветовое разнообразие. Ребята, а какие цвета преобладают на карте и что они обозначают?  

(ответы детей: ЗЕЛЕНЫЙ – растительный мир, ЖЕЛТЫЙ – песок, пустыни, горы, СИНИЙ, ГОЛУБОЙ – вода, реки, озера, моря, океаны, БЕЛЫЙ – снег, лед)

Воспитатель: – Но не только своими бескрайними просторами и природным разнообразием славится наша Россия….. Испокон веков славился народ русский своим трудолюбием, своими промыслами. Я предлагаю послушать вам сказку про Марью-искусницу (Познавательное развитие, Волчкова В.Н. , с. 58-59)

Д/И «Каждое изделие – в свой город»

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который работает с глиной? (гончар – словарное слово) – а мастерская, в которой работает гончар? (гончарная мастерская – словарное слово)

Воспитатель: - Но не только этими промыслами славился русский народ. Посмотрите, здесь и вологодское кружево, хохломские и жостовские изделия, матрешка, деревянные ложки, прекрасные изделия из бересты и дерева……

Выставка изделий (больше внимания уделить каждому изделию – внимательно рассмотреть, потрогать, описать…..)

- Про таких мастеров можно с гордостью сказать «Мастер – золотые руки!», «Красна птица оперением, а человек - рукоделием»

Воспитатель: - Я уверенна, что вы работы не боитесь, и приглашаю вас в творческую мастерскую. Но сначала давайте немного отдохнем!

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Творческая мастерская «Роспись тарелки. Гжель.»

Воспитатель: - Посмотрите, перед нами краска только одного цвета (синие оттенки) Кто из вас догадался, в какой мастерской мы с вами оказались?

- Гжель - это село Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. А славится Гжель своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Как правило, Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.  Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи. Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Основные элементы посписи: Мазок, капелька, сеточка, прямые линии, волнистые, дугообразные.

Дети работают под музыку, воспитатель читает стих-ие:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

(выставка детских работ, беседа)

Воспитатель: - Потрудились на славу, давайте вернемся на свои места.

 - Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудился, а лентяев и лодырей высмеивали в сказках, песнях, поговорках…

«Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день» (в это время выходит Ваня З. и ложится со словами)

- Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

- Тит, иди молотить!

- У меня живот болит….

- Тит, иди кашу кушать!

- А где моя большая ложка? (обыгрывание ситуации)

Воспитатель: - Но, как правило, дети всегда помогали своим родителям, были им хорошими помощниками, и про них говорили «Маленький да удаленький»

- Ребята, а какие пословицы про труд вы знаете?

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Мала пчела, да и та работает.

Всякое дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело!

Под музыку «Коробейники» входят два скомороха:

1-й:  Ото всех дверей, ото всех ворот

        Приходи скорей, торопись, народ!

2-й:  Вас много интересного ждет

        Много песен, много шуток,

        И веселых прибауток!

Воспитатель:- С чем пожаловали к нам?

1-й:  Услыхали ложки, вытянули ножки,

        Услыхали калачи, и попрыгали с печи.

2-й: Да давай подпевать

       В игры шумные играть!

Русская народная игра малой подвижности «Цапки-царапки»

1-й:  Под моею крышей собралися

        Мыши, заяц, белка, жаба…

        Цап!

(дети стоят в кругу с вытянутой перед собой рукой, ладонь сжата в кулачок, большой палец поднят вверх, ведущий со словами идет по кругу и ставит ладошку над пальцем игрока, на слове - Цап! должен поймать кого-то за палец)

После игры говорит второй скоморох:

2-й: Не веришь? Не верь!

       Открой лучше дверь.

       Там к вам гостья пришла,

       Подарки принесла……

(под музыку «Сказка в гости к нам приходит» входит Бабушка – сказительница)

Бабушка: - Здравствуйте, ребята! Долго к вам  я шла, по лесам дремучим, по полям бескрайним, принесла вам целую корзину цветов, но не простых, а с загадками. Хочу проверить, как хорошо вы знаете русские народные сказки.

Загадки про сказочных героев

Ох, и молодцы! За ваши знания я хочу подарить вам волшебную книгу сказок, где добро всегда побеждает зло. Ну а мне пора в обратный путь. (прощаются)

Воспитатель: (подведение итогов занятия)– Сегодня мы узнали, почему земля разноцветная, вспомнили пословицы и поговорки про труд и лень, побывали на выставке мастеров и поработали сами в творческой мастерской, поиграли со скоморохами, вспомнили русские народные сказки.

- Пришло время прощаться с нашими гостями и на прощание сказать:  «До новых встреч!» (все вместе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по экологии через нравственно-патриотическое воспитание в подготовительной группе «Белокурая береза – символ России»

Занятие  направленно на знакомство детей с народным символом России - береза, которое способствует формированию у детей патриотических чувств....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы: «Мы живем в России».

Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Для чего человеку патр...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России»

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Путешествие по России»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "Мы живем в России"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе "Мы живем в России"...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитания в подготовительной группы Тема: «Наша Родина - Россия».

Форма проведения НОД: игра - путешествиеЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Моск...