Патриотическое воспитание дошкольника через природу родного края (старшая группа).
методическая разработка (старшая группа) на тему

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

О чем эта загадка?

Это дерево.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot._vospit._doshk.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольника через

природу родного края (старшая группа).

                              МБДОУ д/с №9. Воспитатель Попова Ольга Петровна.

                              Краснодарский край, г.Кропоткин.

Цели.

1.Воспитывать любовь и уважение к природе родного края; заботливое,

бережное отношение к лесным обитателям.

2. Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие,

любознательность.

Задачи.

1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.

2. Показать взаимосвязь обитателей леса. Формировать представления об условиях, к которым приспособились животные и растения, на примере дуба. Различать плоды деревьев.

3. Расширять знания детей о природе, привлекая их к чтению и

запоминанию стихов, призывающих к бережному отношению к ней.

Запоминать мудрые народные изречения и пословицы.

Предварительная работа.

Читать экологическую сказку «Кот Маклай и дерево Кверкус» (дуб).

Заучивать стихи о природе. Рисовать на тему «Обитатели сказочного дуба». Познакомить с «Красной книгой», семенами и плодами растений; картой – схемой «Растительность Краснодарского края». Изготовить альбом с фотографиями  «Природа детского сада» и гербарий «Деревья нашего участка».

Словарная работа: лес, дуб, желудь, обитатели.

Оборудование.

Макет дерева (дуб), карточки с животными, семена деревьев. Цветные карандаши, восковые мелки, заготовки бумаги для рисования. Медали, Красная книга, указка. Экран для просмотра слайдов.

Ход занятия.

Ведущая.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

О чем эта загадка?

Ребенок.

Это дерево.

Ведущая.

Правильно. А где растут деревья?

Ребенок.

Деревья растут в лесу.

Ведущая.

А что такое лес?

1ребенок.

Что такое лес?

Это сосны до небес,

Березы и дубы, ягоды грибы,

Звериные тропинки, пригорки и низ инки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый – чистый,

И родник с живой ключевой водой.

2 ребенок.

Лес – это среда обитания диких животных. Это очень интересное место,

в нем все взаимосвязано. Самое главное в лесу – деревья, а еще там растут разные кустарники, грибы, ягоды.

3 ребенок.

В лесу на деревьях, земле, пнях и кустарниках живут звери, птицы, букашки – каждому свое место. В лесу они находят пищу, дом, укрытие от врагов.

И чувствуют себя хорошо, потому что все лесные обитатели приспособлены к жизни в лесу. Все они нужны друг другу.

Ведущая.

Молодцы, правильно. Отгадайте загадку о самых главных

обитателях  леса?

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает?

Дети.

Это деревья.

Ведущая.

Да – это деревья. Они вырастают очень высокие. И служат пищей, укрытием и домом. В нашем Краснодарском крае растет более 3000 видов растений.  «Царем растительности» является дуб.

Показ слайда.

Ведущая.

Стихотворение о дубе нам расскажет Максим.

Ребенок.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится,

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться.

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зеленый,

Значит он выносливый,

Значит закаленный.

Ведущая.

Это красивое, мощное, величественное дерево.

Показ слайда 275 летнего дуба.

Этот дуб растет в городе Ейске ему 275 лет. Ейчане трепетно относятся

к этому дубу. Он является ботаническим памятником природы.

Находится  под защитой государства.

Чтобы руками обхватить ствол этого дерева понадобиться  3 человека.

Подойдите ко мне, пожалуйста, Артем и Коля. Давайте возьмемся за

руки и сделаем круг. Вот такой ствол у этого дерева.

Дуб считается символом силы и мужества, верности и долголетия.

Венком из дубовых ветвей награждали героев. Только в дубовых рощах собирались князья на важные собрания. Там, где росли обширные

дубовые леса люди строили города. Потому что дуб является хорошим помощником человека. Из его древесины строили корабли, из желудей готовили кофе и муку. Сейчас делают мебель, паркет. Из коры – лекарства. Да и сам дуб – прекрасный целитель. Он выделяет кислород, то чем мы с вами дышим, гораздо больше чем другие деревья.

Писатель А.С. Пушкин посвящал дубу свои стихи. А писал чернилами, которые тоже делали из дуба.

Показ слайдов.

Ведущая.

Катя, расскажи нам стихотворение о дубе.

Ребенок.

Дуб – столетний богатырь.

Он растет и ввысь и вширь.

Дуб  столетний в три обхвата

Не обнять его зайчатам.

Ведущая.

Слава, загадай ребятам загадку. Что растет на дубе?

Ребенок.

Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал, год прошел

И деревцем молоденьким он стал.

Дети.

Это желудь.

Ведущая.

Найдите на подносе желуди среди других семян деревьев.

(дети показывают желуди)

Посмотрите на доску. Это дуб и на нем желуди.

Когда желуди созревают, они осыпаются – падают на землю.

Кто любит, есть желуди?

Дети.

Их едят мыши, белки, кабаны.

Выставляю картинки этих животных под макетом дуба.

Ведущая.

Мышами питаются совы (прикрепляю картинку совы).

Белку ест ласка (прикрепляю картинку ласки).

Кабаном питается волк (прикрепляю картинку волка).

И если не будет дуба (убираю дерево), то не будет и желудей.

И тогда нечем будет питаться животным (убираю первый ряд).

А если не будет мышей, белок, кабанов, то и этим животным нечего

будет, есть.

Убираю второй ряд животных, обращаю внимание детей на пустую доску.

Кто лечит деревья в лесу?

Ребенок.

Деревья лечит дятел.

Показ слайда с дятлом на дереве.

Ведущая.

Правильно он поедает вредных насекомых, а вот волк следит, чтобы в лесу жили только здоровые звери. Его еще называют лесным санитаром.

Не будет волка – звери заразятся друг от друга, заболеют и не будет в лесу

ни каких зверей (показ слайда только с травой).

Вот, что может произойти, если не беречь природу. Поэтому мы

должны с вами любить и бережно относиться к окружающей

нас природе. Давайте вспомним мудрые народные изречения.

Я буду говорить начало, а вы продолжайте.

Показ слайдов к пословицам.

Растение – //земли украшение.

Земля// заботу любит.

Сломать дерево// не долго, вырастить –// годы.

Одно дерево погубил – //посади сорок.

Старые деревья // молодые охраняют.

Много леса - // не губи, мало леса –// береги, нет леса – //посади.

Покорми птиц зимой, //они отплатят тебе добром летом.

Не нужна соловью// золотая клетка, а нужна ему //зеленая ветка.

Срубил кусты – // прощай птицы.

Рощи да леса –// родного края краса.

Судьба природы –// судьба Родины.

Лес – богатство и краса://береги свои леса.

Молодцы, все правильно рассказали.

Вспомните, пожалуйста, стихи о том, как надо любить, охранять

и заботиться о природе родного края.

1 ребенок.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля – наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живем.

2 ребенок.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

3 ребенок.

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

4 ребенок.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубиться на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

5 ребенок.

Прекрасный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же ее любить всегда!

6 ребенок.

Если вам по душе

Красота земная,

Берегите ее

Устали не зная!

 7 ребенок.

И шум дубрав, и птичьи голоса

Люби природу, сказочную фею,

За то, что она дарит чудеса

Нам лишь беречь и восхищаться ею.

8 ребенок.

Могучие горы, степные просторы

Приморского берега гладь…

Леса и поля, сады и лиманы

Все это  - родная Кубань.

9 ребенок.

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь.

Ведущая.

Спасибо, ребята, красивые стихи вы рассказали нам.

Каждый год 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды.

В этом году он будет отмечаться в 44 раз. В это день люди всех стран мира будут напоминать всем, как важно беречь природу. Почти исчезла из наших садов и полей божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука. В Красную книгу края занесено 170 видов растений

и 100 животных (показываю Красную книгу). Если мы не позаботимся

о них, то они совсем исчезнут, и никто никогда их больше не увидит.

Физ. минутка «Дерево».

Хочу узнать кто из вас самый умный. Скажите, пожалуйста, что растет

на дубе?

Дети.

Желуди, листья.

Ведущая.

Правильно. Значит дуб – лиственное дерево.

Сейчас какое время года?

Дети.

Зима.

Ведущая.

Мы можем зимой увидеть на лиственных деревьях листья?

Дети.

Нет.

Ведущая.

Ёлка и сосна – хвойные деревья. Какие они круглый год?

Дети.

Они зеленые с иголками. У них есть шишки.

Ведущая.

Молодцы. Правильно. У вас на листах бумаги нарисованы две веточки.

Они похожи: слева веточка дуба, а справа ёлки.

Вы сказали, что елка зимой с зелеными иголками, есть шишки.

Вам надо дорисовать веточку справа, так чтобы она отличалась

от веточки дуба.

Кто дорисует правильно, получит медаль «Знатоки природы».

С какой стороны будите рисовать веточку елки с шишками?

Дети.

Веточка елки справа.

Ведущая.

Можно начинать рисовать справа красивую еловую веточку.

Проверяю, чтобы рисовали справой стороны листа. 

Рассматривание работ и вручение медалей.

На прогулке экскурсия к дубу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

«Система целостного информационного образовательного пространства для оптимизации патриотического воспитания детей через природу родного края»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»Тема выступления: «Система...

Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

Нравственно -патриотические чувства закладываются в процессе жизни.Наша задача-вырастить здоровых и высоконравственных детей....