Главные вкладки

    Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    опыт работы по изучению родного языка в старшей и подготовительной группе детского сада

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51 общеразвивающего вида»

    Изучение языка и культуры родного края как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Автор – Торлопова Татьяна Андреевна,

    Воспитатель

    Сыктывкар 2016


    Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания практически всех народов нашей страны. Возросла ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры, истории, литературы. В современных условиях одним из главных социальных и государственных приоритетов становится воспитание человека - гражданина. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ» (глава 1, ст.3) утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности.

    В 2013 году был принят новый ФГОС ДО, одной из основных задач которых является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», а также «формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных качеств». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших компонентов системы воспитательной работы в детском саду.

    Глава государства В.Путин выделяет патриотическое воспитание как приоритетную задачу воспитания: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту существования сотен народов и языков на территории России».

    Патриотическое воспитание с дошкольного возраста создает условия для ранней социализации личности. Ведь любовь к Отечеству не приходит в каком-либо определенном возрасте, а начинается с малого – от любви к матери и родному дому, к детскому саду, родной улице. И хотя это еще не любовь к Родине, но это прочная основа, без которой сложно привить ребенку духовно-нравственные и социокультурные ценности. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия для всех нас родная страна. Но у каждого из нас есть такой уголок, о котором мы вспоминаем с теплом, с большой любовью, куда хочется возвращаться. Это  место, где мы сделали первые шаги, где осознали себя пусть маленькой, но личностью. Это наша Малая Родина. Многие великие педагоги считали любовь к Родине тем маленьким зернышком, из которого потом вырастает чувство патриотизма. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

    Мы живем в красивом северном крае с необъятными северными лесами, уникальными природными заповедниками, сырьевыми богатствами и национальной культурой, имеющей многовековую историю. В нашем детском саду уделяют большое внимание сохранению и преумножению национальных традиций, но сложно говорить о  культуре, быте  какого-либо народа без знания языка. Любой язык считается одним из самых сильных инструментов развития общества и сохранения его духовного и материального наследия. Поэтому в своей педагогической деятельности работу по патриотическому воспитанию я реализую через знакомство с культурой и языком коми народа.

    Цель: формирование нравственно-патриотического чувства детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с культурой и языком коми народа.

    Задачи:

    - Воспитывать у детей чувство принадлежности и определенному языковому и культурному сообществу;

    - Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и их традициям;

    - Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных ее видах: аудирование и говорение;

    - Научить правильному произношению слов на коми языке;

    - Развитие элементарных умений и навыков разговорной диалогической речи на занятиях и в повседневной жизни;

    - Учить понимать речь на коми языке, опираясь на знания активного и пассивного словаря;

    - Постижение через коми литературу и устное народное творчество системы духовных ценностей народа;

    - Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

    Свою работу я начала с диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма. Для этого использовала диагностическую технологию М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». В дополнение к этому мониторингу была разработана диагностика уровня усвоения коми языка русскоязычными детьми.

    В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы  с детьми и родителями я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о культуре, традициях, истории родного края, не знают и не понимают языка, родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

    Для реализации поставленных задач,  мною был разработан перспективный план занятий по краеведению и изучению коми языка для старшей и подготовительной групп. План составлен в соответствии с программой детского сада, с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Комплексно-тематическое планирование занятий  по краеведению и обучению детей коми языку в старшей группе.

    Месяц

    Тема занятия, количество занятий в месяц

    Методы и приемы

    Сентябрь

    Знакомство, слова приветствия (3)

    Домашние животные (1)

    Беседа, показ иллюстраций, хоровое и индивидуальное произнесение слов

    Улица, на которой я живу (1)

    Экскурсия, беседа

    Октябрь

    Домашние животные (1)

    Дикие животные  (2)

    Кто что делает (1)

    Беседа, показ иллюстраций, игровая ситуация, дид.игры «Кто где живет», «Кто что ест», «Чей хвостик», «Готовим белочке запасы», театрализованные игры «Изобрази животное», «Кто так двигается», подвижная игра «Пышкай», «Олени»

    Дары родной природы для здоровья человека (1)

    Беседа, рассматривание иллюстраций и гербариев, дид.игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус»,чтение художественной литературы

    Ноябрь

    Моя семья (2)

    Мои игрушки (2)

    Беседа, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, хоровое и индивидуальное произнесение слов, дид.игры «Кто в домике живет», «Найди игрушку», составление рассказа, сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», выставка творческих работ

    Любимый уголок родного города (1)

    Беседа, рассматривание фотографий, экскурсия, выставка фотографий, чтение художественной литературы

    Декабрь

    Цвета (1)

     «Новый год» (3)

    Беседа, дид.игра «Найди пару», «Чудесный мешочек», чтение художествееной литературы, слушание и разучивание песен, рассматривание иллюстраций,

    Как жили наши предки (1)

    Рассказ, рассматривание иллюстраций, дид.игра «Для чего этот предмет»

    Январь

    Еда. Посуда (3)

    Беседа, показ иллюстраций, хоровое и индивидуальное произнесение слов, игровая ситуация, дид.игра «Кто что ест», «Накорми куклу», «У Зайца в огороде», «Четвертый лишний», сюжетно-ролевая игра «Накроем на стол»,   чтение художественной литературы

    Коми народная игрушка (1)

    Показ иллюстраций, рассказ, беседа, выставка творческих работ

    Февраль

    Составление рассказа «Мой гость» (1)

    Части тела человека (1)

    Одежда (2)

    Беседа, рассматривание иллюстраций, игровая ситуация, хоровое и индивидуальное произнесение слов, дид.игры «Сложи портрет», «Обманщик», «Комар Ном», «Одень куклу», «Найди пару», «Чего не хватает»

    Коми народный костюм (1)

    Экскурсия, рассказ, рассматривание иллюстраций, дид.игра «Одень куклу»

    Март

    Семья (2)

    Цвета (1)

    Еда. Посуда (1)

    Беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий, хоровое и индивидуальное произнесение слов, чтение и заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин», дид. игра «Кто в домике живет», «Подбери пару», «Краски поссорились»

     Моя семья (1)

    Рассматривание иллюстраций и фотографий, беседа, выставка творческих работ

    Апрель

    Еда. Посуда (1)

    Мой дом (3)

    Беседа, рассматривание иллюстраций, хоровое и индивидуальное произнесение слов, дид. Игры «Кто что ест», «Подбери пару», «Кто что делает», игровая ситуация, составление рассказа

    Реки и озёра Республики Коми (1)

    Беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий

    Май

    Повторение

    Беда, составление рассказа, игровая ситуация, чтение художественной литературы

    Герои Советского Союза Н.В. Оплеснин, И.П. Марков (1)

    Экскурсия, оформление стенгазеты

    Комплексно-тематическое планирование занятий по краеведению и  обучению детей коми языку в подготовительной группе.

    Сентябрь

    Знакомство, слова приветствия (2)

    Цвета (2)

    Беседа, игровая ситуация, хоровое и индивидуальное произнесение слов, рассматривание иллюстраций, дид.игра «Составь пару», сюжетно-ролевая игра «Журналист»

    Достопримечательности нашего города (1)

    Рассматривание фотографий, беседа, дид.игра «Собери карту»

    Октябрь

    Еда. Посуда.(2)

    Суффиксы –öн,-öс (2)

    Беседа, дид.игра «Найди по описанию», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», сюжетно-ролевая игра «Мама готовит обед», «Магазин»

    Традиционные блюда коми народа (1)

    Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, дид.игра «Накроем на стол»

    Ноябрь

    Природа Коми края (4)

    Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фотографий, составление рассказа, оформление выставки творческих работ, чтение художественной литературы

    От Усть-Сысольска до Сыктывкара (1)

    Рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказ, беседа, дид.игра «Составь карту»

    Декабрь

    Природа Коми края (1)

    Новый год (3)

    Рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение и заучивание стихотворений, дид.игра «Подарки лесным жителям», слушание и заучивание песен, выставка творческих работ

    Писатели и поэты о Коми Республике (1)

    Беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, фотографий

    Январь

    Одежда (3)

    Беседа, хоровое и индивидуальное произнесение слов, игровая ситуация, дид.игра «Собери костюм», «Найди пару», «Одень куклу»

    Зимняя одежда народа коми (1)

    Рассматривание фотографий и иллюстраций, беседа, рассказ,

    Февраль

    Времена года (4)

    Рассматривание иллюстраций, беседа, составление рассказов, чтение художественной литературы, дид.игра «Когда это бывает», «Что в лесу мы соберем», выставка творческих работ

    Богатства Коми Республики (1)

    Рассказ, беседа, игровая ситуация

    Март

    Времена года (4)

    Беседа, рассматривание иллюстраций, составление диалога «Что видел в лесу», дид.игра «Когда это бывает»

    Как весна приходит в тайгу (1)

    Беседа, рассматривание иллюстраций, дид.игра «Чей домик», чтение художественной литературы

    Апрель

    Времена года (2)

    Коми легенды сказки и загадки (2)

    Рассматривание иллюстраций, беседа, хоровое и индивидуальное произнесение, дид.игра «Когда это бывает»

    Что такое заповедник (1)

    Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фотографий

    Май

    Коми легенды, сказки и загадки (2)

    Повторение (2)

    Чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций, выставка творческих работ

    Труд жителей республики в тылу во время Великой Отечественной войны

    Беседа, рассказ, рассматривание фотографий,

    Для достижения поставленной цели в ходе своей работы я использовала различные технологии.

    Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает специально организованная предметно-развивающая среда.

    В группе был создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, республики, фотоальбом «Улицы нашего города», «Достопримечательности Сыктывкара», план и карта города. Создан «Альбом памяти», который содержит фотографии и биографические сведения о героях Великой Отечественной войны.

    Оформлен центр краеведения, в котором разместили предметы быта, культуры коми, куклу в национальном костюме, альбом «Традиционный костюм коми народа», макет коми избы.

    В физкультурном уголке присутствуют атрибуты для коми народных подвижных игр.

    Для повышения эффективности работы по воспитанию патриотизма в своей работе я использую информационно-коммуникационные технологии. Они не заменяют традиционные средства приобщение детей к истории родного края, а дополняют их, делая подачу материала интереснее, необычней. Дети, получающие информацию с помощью ИКТ, более заинтересованы, сосредоточены, лучше запоминают благодаря  яркости образов. Ребенку сложно понять, как был устроен быт предков, как использовались те или иные предметы старины без показа оригинала или иллюстраций. Презентация – это прекрасная возможность продемонстрировать объект в многократно увеличенном виде. Мною созданы презентации для занятий по ознакомлению с природой, достопримечательностями, культурой и историей коми края, символикой республики.

     В своей работе я использую мультимедийную презентацию не только  как наглядное пособие, а включаю ее на различных этапах непосредственно-образовательной деятельности. Например, при закреплении темы «Дикие животные» дети угадывают животных по голосу, называют их на коми языке, а затем рассматривают изображение.

    Яркие впечатления дети получили от виртуального посещения отдела этнографии Национального музея и Литературного музея И.А. Куратова. Не выходя из группы, дети рассматривали костюмы, предметы обихода коми народа, обсудили сцены из жизни, традиционные обряды, прослушали коми мифы, легенды и предания, познакомились с возникновением коми азбуки.

    Использование ИКТ в моей практике не ограничивается деятельностью с детьми и включает в себя подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления группы, стендов, подбор дополнительного материала к занятиям из различных источников (периодические издания, интернет ресурсы), подготовка материалов для сайта детского сада и т.д.

    Среди информационных технологий, используемых в целях воспитания любви к Родине и обучения детей коми языку, нужно отметить обучающую компьютерную игру «Кикуруллюкöд ворсöмъяс» («Игры с Кикуруллю»), авторы З.В.Остапова, И.А. Пасынкова. Игра направлена на воспитание интереса к традиционной культуре коми народа и активизации коми языка как средства общения и игровой деятельности.

    Значительную роль в своей работе я отвела использованию игровых технологий. Ушинский определил игру как способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии.

    Игровая деятельность используется и во время непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время. Применение этой технологии позволяет создать атмосферу сотрудничества как между взрослым и ребенком, так и между детьми. Такие занятия проходят живо, в эмоционально приятной обстановке. Как показывает опыт, игровые ситуации позволяют дошкольникам легче усвоить материал, раскрепоститься, у ребенка появляется уверенность в себе.

    Здоровьесберегающие технологии. На каждом занятии я провожу динамические паузы, содержание которых направлено на закрепление темы. Например, при изучении темы «Домашние животные» использую анимированную презентацию, дети повторяют упражнения за животными и закрепляют их названия на коми языке. В режимные моменты использую пальчиковую гимнастику и самомассаж с текстами о природе, животных нашей республики. На прогулке детям нравится играть в коми народные подвижные игры.

    Формы работы

    Основной формой нравственно-патриотического воспитания являются тематические познавательные занятия. Эти занятия стараюсь провести таким образом, чтобы дети стали полноценными участниками процесса, эмоционально воспринимали новый материал, активно обсуждали тему.

    Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе. Наблюдение и обсуждение сезонных изменений, знакомство с многообразием живой природы и ее уникальностью дает хороший результат. Дети начинают испытывать чувство ответственности перед ней, стараются что-то сделать для нее.

    Во время экскурсий дети знакомятся с историей родного города, его улицами и достопримечательностями, традициями и бытом нашего народа. У детей формируется живой интерес к прошлому родного края. Знакомясь с выдающимися людьми, выходцами из Коми Республики, возникает чувство гордости за своих земляков.

    Для включения семьи в совместную работу проводили беседы, оформляли ознакомительный материал в виде папок-передвижек, привлекали к сбору материала для оформления альбомов «Герои Великой Отечественной войны», «Улицы нашего города». Ходили в совместные походы, во время которых дети знакомились с местностью, в которой они живут, вместе с родителями любовались красивыми местами своей малой Родины, собирали природный материал для творческих работ.  Активно участвовали родители в различных проектах. Например, «Спасибо прадеду за победу», результатом которого стала «Книга памяти». В ходе проекта по оформлению площадки в нашем детском саду появился уютный и веселый уголок, где каждый ребенок чувствует себя комфортно.  Приобщение детей к культуре своего народа, воспитание гордости за предыдущие поколения невозможно без участия семьи, ведь именно там ребенок учится любить, уважать, сочувствовать. Когда родители и дети совместно знакомятся с традициями, узнают что-то новое о своей Родине, это способствует укреплению детско-родительских отношений.

    В ходе знакомства с самобытной  культурой, интересными традициями и историей родного края у детей возникает естественная потребность поделиться этой информацией, обсудить её. С этой целью мы организуем выставки работ, на которых дети изобразили свои эмоции и впечатления, привлекая также родителей к поиску новой информации.

    Методы и приемы, используемые при обучении дошкольников коми языку.

    Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру ребенок овладевает действиями с предметами, познает окружающий мир. С помощью игры обеспечивается положительное эмоциональное воздействие на ребенка в процессе обучения. Организация игровой деятельности, которая позволяет сделать интересными и осмысленными даже элементарные высказывания, является главным условием обучения дошкольников коми языку. Игры используются не только на занятиях, но и в свободной деятельности, во время прогулок.

    Виды используемых игр.

    Фонетические игры.

    В ходе игры ребенок учится управлять своим артикуляционным аппаратом, правильно пользоваться ударением.

    Примеры игр.

    •  «Произнесение слов коми языка, заимствованных из русского». Цель: показать, что в коми языке есть слова, звучащие похоже на русские, но отличающихся от них произношением каких-либо звуков.

    Игровая ситуация. Воспитатель сообщает детям, что коми акань Настук принесла игрушки и просит назвать их (мяч, машина, барабан, ведро). А теперь послушайте, как Настук назовет их.

    •  «Телефон». Цель: закрепление умений правильно произносить пары слов, различающихся одним или несколькими звуками.

    Игровая ситуация. Воспитатель называет водящему два слова (например, кыдз – кыз, коз – козин, рöм – дöрöм), водящий шепчет рядом сидящему и так дальше по цепочке всеми называется пара слов. Последний произносит два слова вслух. После этого можно рассмотреть иллюстрации с названными словами, придумать с этими словами предложения.

    Дидактические игры.

    •  «Отсав кöчлы». Цель: закрепление умений различать на слух коми слова и опознавать знакомые предметы.

    Игровая ситуация. Воспитатель дает игрушку ребенку и просит найти и показать среди других предметов тот, который назовет воспитатель.

    •  «Шондi югöр». Воспитатель направляет солнечный зайчик на предметы, дети называют эти предметы на коми языке, выигрывает тот, кто быстрее и больше назовет слов.
    •  « Корсь пара». Цель: развитие слухового внимания, памяти.

    Игровая ситуация. Дети делятся на две команды. Игроки одной команды получают карточки разного цвета. Игроки другой команды получают карточки с изображением предметов на темы «Овощи», «Игрушки», «Животные», «Мебель». Воспитатель произносит словосочетание, например, «еджыд кань», «гöрд помидор», «лöз улöс». Дети  соотносят название предмета и его признак с имеющимися у них картинками и составляют пару.

    •  «Йöлöга». Цель: помочь запомнить лексический материал по изученной теме.

    Игровая ситуация. Дети по просьбе воспитателя  вспоминают, что такое эхо. Педагог показывает детям картину и называет слово. Дети  повторяют это слово 4 раза, с каждым разом всё тише, как настоящее эхо.

    Вариант: можно также предложить детям указывать на картинки, когда педагог называет слово, а затем уже повторять его.

    •  «Волшебный мешочек». Цель: упражнять в запоминании слов по лексическим темам «Игрушки», «Овощи».

    Игровая ситуация. Дети по очереди подходят к мешочку с игрушками или муляжами овощей и опускают в него руку. Ребёнок, на ощупь угадывая, какой предмет он держит в руках, говорит: тайо сёркни (акань). Затем он показывает игрушку или муляж остальным играющим и они оценивают его ответ словами: «Да, тайо сёркни (акань) или тайо абу сёркни (акань)».

    Настольно-печатные игры.

    Данный вид игр необходим, потому что в них ребенок упражняется в употреблении словесных конструкций, запоминает новые слова.

    •  «Кодi мый сейö». Цель: упражнять в назывании животных на коми языке, в составлении конструкций «вердам каньöс, сетам понлы».

    Сюжетно-ролевые игры.

    Изучая язык, дети должны научиться использовать его в реальных ситуациях общения, принимать активное участие в межличностном взаимодействии. Цель сюжетно-ролевых игр: обобщение и повторение изученной лексики, активизация практического использования коми языка.

    Игровая ситуация. Сначала педагог представляет детям образец игровой ситуации, используя атрибуты игры,  дети повторяют за педагогом ключевые фразы, затем дети самостоятельно воспроизводят сюжет игры.

    Подвижные игры.

    «Ёма». Цель: закрепить слова по лексической теме «Части тела».

    С помощью  считалки выбирается водящий - Ёма. Он надевает на голову  платок и садится на стул в углу комнаты. Дети - игроки идут по направлению к «Ёме», показывают на себе части тела и проговаривают слова: «Юр по-коми - голова,  ки - рука, кок - нога, Ёма  - бабушка-яга,  син - глаз, пель - ухо, вом - рот, ныр - нос, крючком прирос», дразнят водящего и убегают. «Ёма» осаливает играющих.Осаленный игрок становится водящим.

    Чтобы поддержать у детей активность, направленную на запоминание лексических единиц, необходимо сочетать традиционные средства наглядности с инновационными. Одним из таких средств является мультимедийная презентация. Например, при изучении темы «Животные» с целью повторения тематической лексики можно использовать презентацию «Где живут дикие животные» с элементами игры, прослушать голоса животных и поиграть в игру «Кто так говорит».

     Кроме игры на занятиях активно использую прослушивание песен, чтение и заучивание стихотворений. Это необходимо для более эмоционального и образного восприятия речи, стимулирует стремление к изучению новых слов и фраз.

    Все занятия носят тематический или сюжетный характер, героями которых являются постоянные персонажи кукла Настук и Кöчиль. В ходе занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, стремятся получить результат, чему-то научиться.

    Интеграции образовательных областей.

    Воспитание нравственно-патриотических чувств затрагивает все образовательные области.

    Модель интеграции образовательных областей в работе по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

     

    Проделанная работа показала, что знакомство с традициями, богатой культурой и языком коми народа – это мощный источник нравственно-патриотического воспитания. Наблюдение за природой, чтение художественной литературы обогатили эмоциональный опыт детей. Они надолго запомнят впечатления от сделанных на занятиях открытий о своем городе, истории коми края.  Особое значение приобрела совместная деятельность педагогов и родителей, потому что любовь к Родине можно воспитать лишь совместными усилиями. Включение родителей в работу по воспитанию патриотических чувств благотворно сказалось на взаимоотношениях между родителями и детьми, на их отношение к детскому саду.

    Воспитание достойного гражданина страны, любящего свою Родину – одна из основных задач в работе воспитателя, поэтому работа в данном направлении будет мною продолжена. Сейчас моими воспитанниками являются дети второй младшей группы. На следующий год я разрабатываю систему мероприятий, направленных на воспитание нравственно-патриотических чувств, чтобы еще раньше посеять в детских душах семена любви к своей семье, дому, городу, Родине.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

    Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

    Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

    Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева  С.И., ...

    « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ СЕЛОМ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    «Я узнал, что у меняЕсть огромная родня:И тропинка, и лесок,В поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною-Это все мое, родное!»В. ОрловАктуальность проектаВ проекте национальной доктрины образования Р...

    Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

    Ознакомление с родным городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Как познакомить детей с малой родиной. с родным городом так, чтобы это первое знакомство стало интересным, увлекательным, захватывающим...