Серия конспектов НОД по изобразительной деятельности «Уральская роспись»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Найля Самсутделовна

Представляю вам серию конспектов НОД по изодеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серия конспектов НОД

по изобразительной деятельности

«Уральская роспись»

Конспект занятия 1

«История-сказ об Урале-батюшке»

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с историей заселения Урала.

2.  Развивать познавательный интерес, любознательность.

3.  Воспитывать любовь к малой родине — Уральскому краю.

Предварительная работа:

1.  Познакомить детей со значением слов: «величают» — зовут, называют; «гнушаться» — брезговать, не желать иметь дело; «спотычка» — неожиданное препятствие.

2.  Познакомить со всеми выделенными в тексте словами стихотворения С. Васильева.

Зрительный ряд:

1.  Карты России, Челябинской области.

2.  Глобус.

3.  Репродукции картин: С. Кириллов, «Портрет Петра I»; Б. Иогансон, «На старом уральском заводе».

4.  Фотографии деревянных изб.

5.  Коллекция уральских камней.

Литературный ряд:

1.  С. Васильев, «На Урале».

2.  Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова, «История-сказ об Урале-батюшке».

Материалы, пособия: Большой цветной платок.

Ход занятия Воспитатель:

— Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? (После ответов детей повторить название страны — Россия. Показать на глобусе её местонахождение, обратить внимание на большую территорию.)

Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живем? (Ответы детей. Показать Урал на карте России.)

Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нем знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии. (Показать на глобусе называемые страны.)

Чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Васильева «На Урале». Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: «Чем же знаменит Урал?»

Откуда этот ветер смоляной!

Откуда этот гордый звук металла,

Как музыка, летящий над страной?

С железных гор, от быстрых рек, с Урала.

Откуда этих чистых песен клад!

Откуда эти ясные поверья,

Где все слова сверкают и горят,

Как светляки, как райской птицы перья?

Откуда этот камень-самоцвет,

То розовый, то красный, то зеленый,

Запечатлевший нежность радуг след,

Лазурь небес и плеск воды студеной!

Похожая на вольную струю,

Откуда эта сабля расписная,

Готовая проворствовать в бою,

Неистовство казачье прославляя!

Откуда эта пушка-громобой!

Какой суровый мастер несравненный

Свою судьбу сроднил с ее судьбой,

Вдохнув в металл свой разум вдохновенный!

Откуда он, бывалый человек,

Чья жизнь причиной этой песни стала?

С железных гор, от шумных быстрых рек,

Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель:

— Так чем же знаменит наш край Урал? Чем он богат? (После ответов детей сделать обобщение.)

Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом (показать коллекцию камней). Посмотрите, какие они разноцветные! А где же все это богатство прячется, где можно найти такой клад? (В реках, озерах, лесах и горах: показать на карте.) Значит, Урал знаменит еще и горами, реками, озерами, лесами со смоляным запахом.

Кто же это богатство добывает для нас с вами и других людей? Правильно, сами люди, живущие на Урале. В нашем городе Магнитогорске, который тоже находится на Урале (показать на карте России, Челябинской области), есть большой металлургический комбинат. Многие из ваших родителей там работают. Это они, рабочие комбината, из железной руды выплавляют металл в печах. Во время войны из него делали танки, снаряды, чтобы защищать Родину от врагов, а сейчас из металла делают машины, станки, тракторы. Поэтому, ребята, можно сказать, что Урал славится еще и своими людьми, трудолюбивыми да работящими.

Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Но не всегда так было в нашем крае, не всегда здесь было много людей, городов, заводов.

А вы хотите знать, как раньше было на Урале? (Ответы детей.) Тогда слушайте историю — сказ об Урале-батюшке. (Воспитатель накидывает на плечи платок и ведет рассказ.)

«Давно то было. Жил в столице Санкт-Петербурге царь-государь. Петром I его звали. Шибко умный был! Читал много, по заграницам наукам разным обучался да работы разной не гнушался.

В ту пору на границах неспокойно было. Вот поехали слуги-воины Петра по России-матушке мужиков в солдаты звать, да и в наш Уральский край заглянули.

Едут полем, лесом, мимо рек быстрых да гор высоких. Вдруг однажды спотычка вышла: кони встали и не идут, будто к земле приросли! Случилось, что в это время мужичишко мимо проезжал. Едет он да посмеивается: "Хотите, — говорит, — на кованых конях мимо нашей горы проехать? Не пустит гора-то!" Глянули слуги-воины на кобылку мужика, а она не кована. Идет себе мимо их вороных, подкованных коней. Испугались, да и вон из этих мест!

Воротились в столицу да к царю с докладом: "Так, мол, и так! На Урале горы чудные, волшебные! Коней кованых к себе притягивают, идти дальше не дают!" Царь смекнул, что к чему! И послал он людей Ученых в тот волшебный край. Вот они ему ответ и шлют: много тут лесов, рек, руды железной, золота, а каменьев самоцветных — видимо-невидимо!

И потянулись по приказу царя Петра I рабочие люди в наши Уральские края. Сначала все заводы строили, а для жилья — хижины Да землянки копали. Только с семьей да малыми ребятами в таком Жилье трудновато жить — сыро, холодно да неудобно! Тут и пошли Древоделы на Урал, чтобы строить крепкие дома из дерева. Древоделы-мастера все топором-то строили и украшали узорчато да нарядно (показ фотографий деревянных домов, украшенных резьбой). И расцветало дерево под топором мастера! Даже поговорка пошла: "Топор — всему делу голова"». (Воспитатель снимает с плеч платок.)

Так люди старые сказывали, да в жизни почти так и было. Вы запомнили, как звали царя, по чьему приказу люди стали на Урал перебираться? (Показ репродукции портрета Петра I.)

А на этой картине художник Б. Иогансон изобразил старый уральский завод и показал, как трудились рабочие в нем.

Как же называли мастеров-строителей, что дома людям делали? (Древоделы.) Почему их так называли — древоделами?

А что дальше-то было, хотите узнать? Об этом — на следующем занятии.

Конспект занятия 2

«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись»

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с уральской домовой росписью: назначением, композиционными особенностями исполнения в интерьере избы.

2.  Развивать образное восприятие детей.

3.  Воспитывать интерес к уральской росписи, любовь к родному

Предварительная работа:

Познакомить детей со значением слов: «теплуха» — печка, «галить» — шуметь, «пониточек» — верхняя одежда, «лопочет» — говорит невнятно, непонятно, «подлеток» — подросток, «негоже» — непригодно, нехорошо, «жило» — изба, жилье, «блазнится» — кажется, видится, «обитать» — находиться, быть, «бахвалиться» — хвастаться, хвалиться, «побалясничать» — поговорить.

Зрительный ряд:

1.  Трехстворчатый макет избы (внутренняя сторона), листы из плотной бумаги — «стены» с росписью.

2.  Цветные фотографии и ксерокопии элементов интерьера избы из книги В. А. Барадулина «Народные росписи Урала и Приуралья: крестьянский расписной дом». — Л., 1987.

3.   Карта России.

4.   С. Кириллов, «Портрет Петра I».

5.   Предметы народных мастеров, украшенные росписью (хохломской, городецкой).

Музыкальный ряд:

Магнитофонная запись песни Г. Струве «Моя Россия».

Литературный ряд:

Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова, «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».

Ход занятия

Воспитатель предлагает послушать песню Г. Струве «Моя Россия». Ведет беседу:

О чем поется в этой песне? (О нашей Родине, России.)

Как называется то место в России, где мы с вами живем? (Показ на карте России Уральского края, Южного Урала.)

Как звали царя, который послал людей строить на Урале заводы, добывать железную руду, камни-самоцветы? (Показ портрета Петра I.)

Кто построил вот такие крепкие, деревянные дома для пришедших на Урал людей? (Показ фотографий. Рассмотреть, как украшены дома.)

Дома в нашем крае украшали не только деревянной резьбой. Построив дом, древоделы уходили, а люди, живущие в нем, начинали порой грустить. Как вы думаете, почему? (Выслушав ответы детей, предлагает послушать сказку, из которой они узнают, чем еще украшали на Урале деревянные избы, чтобы в них было уютно и жилось весело.)

Лето маленькое, зима длинная да холодная, в доме рано темнеет, и кажется: вот уже с ночью и сказка идет... (Воспитатель накидывает на плечи шаль.)

«Жил в наших краях старичок один. Еремеем его звали. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках-озерах ловил. Тем и кормился. Домишко у него хоть и крепкий был, да темный, неудобный. Плохо в нем жилось Еремею-то! Как за теплуху берется, так рогатые черти выскакивают и ну из угла в угол скакать, угольками перебрасываться. Того и гляди, до пожара доведут!

Сядет Еремей за самовар чайком побаловаться, а кикимора болотная тут как тут: "Почему без меня чай пьешь?" И давай галить, зубы скалить да тиной болотной, вонючей брызгать! Какой уж тут чай! А то пауки да тараканы по углам расползутся, али другая какая нечисть поганая тьмой темною застелит пол да закроет стены!

Терпел-терпел дед Еремей да и вон из дому-то ушел! Накинул на плечи пониточек и пошел в лес куда глаза глядят! Бродил-бродил по лесу-то да на пенек присел, уставши. Задумался о своем невеселом житье-бытье. Вдруг, слышь-ко, будто лопочет кто! Глянул Еремей — стоит человечек, росту небольшого, не то мужик, не то подлеток какой. "Ты кто?" — спрашивает Еремей. "Я-то? Домовой, — отвечает человечек. — Только не при деле состою. Жду, может, кто в дом позовет. Нам, домовым, негоже самим дом заводить. А ты чего тут, в лесу, обитаешь, али тоже дома нет?" "Да есть дом-то, — говорит Еремей, — только худо там!" И рассказал он о своем горе. "Эта беда — не беда! — говорит домовой. — Помочь могу, только позови!" Согласился дед: "Что ж, попробуй, а не выйдет — ничего, вместе так и останемся в лесу бедовать!" "Погоди тут, а я на твое жило погляжу", — сказал домовой и исчез.

Сидит Еремей да думает: "Что же он один с такой оравой лихой сделает? Помочь надобно!" Подходит к дому, и блазнится ему, что дом ходуном ходит! Домовой-то неглупый, знает, как дела такие вести. Позвал он сову на подмогу, а та как ухнет, так кикимора из избы кубарем покатилась да прямиком в болото! А черти, слышь-ко, лютуют! Загалили, по углам скачут! Ясно дело, уходить не хотят! Да домовой не оплошал. Расстегнул пониточек, а оттуда голуби белые выпорхнули и ну чертям в глаза клевать, по всей избе гонять! Присвистнул домовой, и вдруг, откуда ни возьмись, вьюнок по стенам пополз. Цветочек с виду хиленький, да крепкий! Стянул ноги с копытами и ну чертей в теплуху забрасывать!

Еремей как увидел, что в доме-то стало, обрадовался, давай домового благодарить. А тот говорит: "Потом спасибо скажешь! Утро вечера мудренее! Поди-ко спать!"

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал. Все углы, простеночки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе стало, что не высказать словами! С тех пор дед Еремей и домовой вместе жить стали. Только его, домового-то, никто не видит. Домовой — он на то и домовой, чтоб дом в порядке содержать да хозяину помогать, а не бахвалиться попусту!

Бывает, порой скучно станет Еремею, так домовой сядет с ним, чаю попьет, о житье-бытье побалясничает да и снова спрячется! А о том, как они дальше жили, — это другой сказ будет!»

 (Во время рассказа сказки используется макет избы в трехстворчатом варианте. В начале сказки на стенах нарисована паутина, стены серые. В конце на них крепятся листы с росписью.)

Воспитатель:

— Понравилась вам сказка? Кто мешал Еремею в доме спокойно жить? Кто помог ему эту нечисть прогнать? Что же Еремей увидел в своей избе, когда проснулся утром?

В жизни почти так и было. Вслед за древоделами потянулись в наши края и красильщики. Красильщики — это мастера, которые расписывали избы изнутри вот такими узорами (показ цветных фотографий и ксерокопий с изображением интерьера избы). Такую роспись назвали уральской домовой. Вам нравится? Как вы думаете, почему роспись назвали «домовой росписью»? (Потому что ею украшали дома: стены, простенки, потолки, двери.)

Избу расписывали в три яруса, в три ряда. От пола до лавок — это нижний ярус. Обычно он расписывается узором, который называется «царские кудри» (показ на ксерокопии). Средний, второй, ярус — от лавок до потолка. Посмотрите и скажите, что рисовали красильщики между окнами? А около дверей и на самой двери? (Рассматривание ксерокопий и фотографий.) Верхний ярус — потолок. Это как небо, только в избе. Посмотрите и скажите, что на потолке у входа в избу рисовали? (Веночки.) Веночки похожи на круглое солнышко, от которого человеку всегда теплее становится.

Скажите, уральская домовая роспись похожа чем-то на другие? Чем она похожа на хохломскую, городецкую росписи? (Роспись по дереву, растительные мотивы.) А в чем их отличие? (Уральской росписью украшали стены, двери, потолок избы.)

Для чего так украшали росписью избы? Чтобы людям радостно, весело, уютно жилось в них. «Каково на дому, таково и самому», — говорят люди. «В доме красиво, опрятно, и самому весело, приятно».

Вот вы сегодня и узнали, что на Урале избы украшали не только деревянной резьбой, но и росписью. А хотите побольше узнать об этой необычной росписи? Но об этом — на следующем занятии.

Конспект занятия 3

«Уральская домовая роспись»

Программное содержание:

1.  Продолжать знакомить детей с уральской домовой росписью: показать особенности подбора цветового решения.

2.  Подводить детей к овладению отдельными приемами работы плоской кистью и масляными красками («растяжка»).

3.  Воспитывать интерес к уральской росписи, желание создавать красоту вокруг себя.

Зрительный ряд:

1.  Изделия народных мастеров, украшенные хохломской, Городецкой, семеновской, полхов-майданской, уральской росписью.

2.  Художественные фотографии (типографские репродукции) с изображением этих пособий.

3.  Вариативные образцы уральской росписи (фон темный и светлый).

Литературный ряд:

Я сердцем все это вбираю,

Свой край полюбив навсегда,

 Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Неисчерпаем и бесценен

 Народной мудрости запас.

 Традиции народа продолжая,

 Мы у народа учимся сейчас.

Материалы и пособия:

1.  Плоские кисти (№ 4), масляные краски (два цвета), масло подсолнечное, тряпочки-салфетки, палитры — квадраты оргстекла (10x10 см).

2.  Стеклянные квадраты (20 х 20 см), окантованные изоляционным материалом.

3.  Фартуки.

Обогащение словаря: Масляные краски, «растяжка».

Ход занятия

(На столе воспитателя, полках и на мольберте расположены изделия народных мастеров, пособия с их изображением.)

Воспитатель читает стихотворение, потом говорит:

— Ребята, посмотрите, сколько сегодня вокруг нас красивых предметов! Все они созданы народными мастерами, руками человека. Сейчас мы поиграем в игру «Найди и назови». Найдите среди этих изделий те, которые украшены хохломской росписью (городецкой, семеновской, полхов-майданской). (Во время поиска стимулировать детей на описание особенностей выбранного вида росписи. Использовать стихи о народных росписях.)

Кто помнит, как называли мастеров, которые расписывали избы у нас на Урале? (Красильщиками.)

Они также украшали росписью посуду, мебель (шкафы, полочки, лавки) и другие предметы.

Найдите среди этих предметов те, которые расписаны уральской росписью (разделочные доски, ложки, декоративное панно).

Давайте повнимательнее рассмотрим росписи на этих предметах. Каждый листик или цветок необычны, они как будто светятся и кажутся волшебными!

А знаете, как это получается у мастеров? Хотите узнать? Посмотрите на эти росписи (показ вариативных образцов). Вот эта роспись сделана на темном фоне. Скажите, а края лепестков у цветов светлые или темные? Верно, они светлые, будто светятся. А вот другая роспись. Какой фон здесь: светлый или темный? Вы правы, светлый. А края у лепестков какие? Темные. Поэтому эти цветы светятся из середины. Вот, оказывается, какой секрет знали мастера-красильщики! Если фон изделий темный, то цвет краски по краям листьев, цветов светлый, и наоборот, если фон светлый, то цвет краски по краям росписи темный. Запомните этот секрет!

Но посмотрите еще раз на цветы, листья в уральской росписи. Есть ли среди них такие, которые нарисованы только одним цветом? (Рассмотреть с детьми элементы росписи, стимулировать детей на называние тех цветов краски, которые были использованы. Обратить внимание, как краска одного цвета плавно переходит в другую. Выделить цвета, полученные путем смешивания двух основных, взятых Для росписи.)

Ребята, хотите знать, как получается, что один цвет краски так плавно переходит в другой? Я сейчас вам это покажу, но сначала потрогайте эти росписи на полочках, разделочных досках. Краска испачкала вам пальцы? Она осыпалась, как осыпается гуашь? Нет. А теперь протрем их влажной тряпочкой. Краски растерлись? Нет. Что же за краски используют мастера уральской росписи? Это необычные краски. Скажите, чем мы с вами разводим гуашь, акварель перед тем, как начнем рисовать? Правильно, водой. И кисточки промываем водой. А эти краски разводятся маслом, поэтому они так и называются — масляные. И кисточки после такой краски не моют в воде, а протирают тряпочками, смоченными в масле. И руки, если вы их нечаянно испачкаете в масляной краске, надо протереть такими же тряпочками. Понюхайте, как пахнут масляные краски. Эти краски сохнут дольше, чем гуашь или акварель, дня два или три.

Сейчас я возьму кисточку, она плоская, не" круглая (показ), и возьму два цвета краски: светлую и темную. Светлую на один бочок кисточки, а темную — на другой. Плавно проведу кисточкой по стеклу. Смотрите, что сделалось с этими красками в середине полосы? Верно, они смешались, но как красиво один цвет перетекает в другой, полюбуйтесь! Хотите сами попробовать порисовать?

Воспитатель еще раз показывает, как надо набирать краску на кисточку, подробно разъясняя некоторые особенности. Объясняет, что когда проводим плавно кисточкой, мы как бы растягиваем краску, поэтому этот прием росписи так и называется — «растяжка».

Упражнение детей в приеме «растяжка» на стекле. После рассмотреть работы, обратить внимание на необычное смешение цвета. Полюбоваться и порадоваться успеху.

Упражнять детей в протирании кисти масляной тряпочкой по окончании работы, другой тряпочкой почистить руки.

Воспитатель:

— У вас, ребята, хорошо получилось. А с другими чудесами уральской росписи мы познакомимся в следующий раз. Сейчас нужно хорошо промыть с мылом руки.

Конспект занятий 4, 5

«Сказка об умной уточке»

Программное содержание:

1.  Продолжать знакомить детей с уральской росписью: закреплять знания об особенностях цветового решения уральской росписи.

2.  Подводить их к овладению отдельными приемами росписи масляной краской («оживки»).

3.  Развивать образное восприятие уральской росписи детьми.

4.  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Обогащение словаря:

Паря, чужеземный, кисет, «оживки», светящиеся узоры, смекалка.

Литературный ряд:

Е. Г. Лопатина, Н. Н. Агапова, «Сказка об умной уточке».

Материалы и пособия:

1.  Сундук, украшенный уральской росписью.

2.  Тренинговые карточки с образцами «оживок».

3.  Фоновые карты и наборы отдельно вырезанных элементов уральской росписи: цветы, листья, бутоны.

4.  Круглые кисти (№ 2), черная масляная краска, тряпочки, подсолнечное масло.

5.  Стекло (20 х 20 см).

6.  Палитра (оргстекло 10 х 10 см).

7.  Фартуки.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на сундук, стоящий в комнате. Спрашивает, как называется этот предмет? Для чего он нужен?

Воспитатель:

— Сундук, ребята, обязательно был в каждой избе. В нем хранили вещи. Если крышка сундука была плоская, то на нем и спали. А этот сундук украшен росписью. Как она называется, кто помнит? Почему вы думаете, что это уральская роспись? Верно, каждый мазок в этой росписи двухцветный и даже трехцветный, потому что когда два Цвета смешиваются, то получается третий. (Рассмотреть с детьми элементы росписи, особенности цветового решения отдельных из них.)

Почему края лепестков у цветов темные, а не светлые? Кто догадался? Верно, потому что фон сундука светлый. Вы хорошо запомнили секрет мастеров-красильщиков?

А сейчас мы поиграем. Игра называется «Подбери по цвету». У каждого из вас на столах есть вот такие карточки. Они разные по цвету (фоновые карты). А теперь, у кого карточки темного цвета, поднимите их. Посмотрите, все ли правильно выполнили задание. Теперь наоборот. Поднимите светлые карточки. Верно ли вы выполнили задание, проверьте друг друга. Опустите карточки. Молодцы!

Кроме карточек, у вас на столах есть конверты. Посмотрите, что в них хранится? (Рассмотреть элементы узора. Полюбоваться необычным цветовым решением отдельных из них. Уточнить, какие цвета краски использованы в лепестках цветов, листьях, бутонах.)

Ребята, вы хорошо помните секрет мастеров уральской росписи? Этот секрет помогает им делать росписи светящимися.

Посмотрите на свои карточки еще раз и украсьте их: выберите нужные цветы, листья, бутоны и выложите из них узоры, какие вы сами хотите. Но нужно быть очень внимательными! Сделайте свои узоры светящимися, как у уральских мастеров. Помните об их секрете! (Во время игры-упражнения оказывать детям при необходимости помощь. После окончания работы рассмотреть узоры, уточнить верность цветового решения, полюбоваться отдельными. Похвалить ребят.)

Молодцы! Вы правильно подобрали цветы, листья, бутоны для своих узоров. Они действительно как будто светятся: на темном фоне узоры светятся по краям, на светлом — в середине.

Ребята, мне все же очень интересно, что же хранится в нашем сундуке. А вам интересно? Давайте вместе скажем волшебные слова:

Сундучок, сундучок!

 Ты открой свой бочок!

(Сундук открывается, сверху лежит большой цветной платок.)

Посмотрите, какой красивый платок! Он тоже украшен цветами. Ну а если есть платок, то пришло время сказки! Вы хотите узнать еще о некоторых особенностях (секретах) уральской росписи? Тогда слушайте. (Воспитатель набрасывает на плечи платок.)

«В стародавние времена рабочие люди не шибко грамотными были. Зато уж какие выдумщики да умельцы!

Царь Петр I пригласил из других стран много мастеров, которых он послал на Урал обучать рабочих, как железную руду, камни-самоцветы по-новому обрабатывать. Эти чужеземные мастера шибко удивлялись и восхищались умелостью, выдумкой уральских мастеров. Где умные головы растеряются, там русский человек смекалкой возьмет!

В ту пору жил при заводе парнишко один, Яковом звали. Стали старики замечать, что Яков изменился, стал рассеян, задумчив. "Что с парнем приключилось?" — думают. А потом и догадались: приглянулась ему одна девушка! Да была она хорошая, ладная такая! Как увидит ее Яков, так и станет столбом, слова сказать не может. Она догадалась, поди, да виду не подавала.

Вот однажды Яков пошел к озеру, сел на бережок да пригорюнился, запечалился. А на озере том в ту пору утки селились. Вот одна из них, смелая, подплыла к Якову да и спрашивает: "Ты чего, паря, невесел, али приключилась беда какая?" "Девушку полюбил, — отвечает он, — а как сказать — не знаю. Аглаюшка-то моя такая умная, веселая, работящая, а уж красавица!" "А ты ей подари что-нибудь, — советует уточка, — чтоб она догадалась о твоей любви!"

Подумал-подумал Яков да так и сделал. Смастерил прялочку да давай масляными красками по ней узоры выводить. А они будто сами ложились, стоит только Якову до прялки кистью дотронуться. Пока он рисовал, уточка все рядом кружила да советы давала: как нужно ягодку положить, куда птичку посадить да как веточку вывести.

Как увидела Аглая прялочку, обо всем догадалась. Ягодки на веточках близко друг к другу расположены, на верхней веточке птичка сидит, головку опустила, будто что-то хочет сказать, а «оживочки» похожи на утиную головку. Узор подсказал Аглае то, что Яков сказать не мог. А Аглая сама давно о Якове думала и тоже подарок ему приготовила, да все отдать боялась. Достала она вышитый кисет и подала Якову. А на кисете вышито "Кого люблю, тому дарю!"

Осенью веселую свадебку сыграли. Так умная уточка соединила любящих людей. С тех пор на уральской росписи рисуют «оживочку», похожую на утиную головку».

Воспитатель снимает платок и укладывает его в сундук:

— Вам понравилась сказка? Как Яков рассказал Аглае о том, что он любит ее? Кто в этом помог ему?

Давайте посмотрим на роспись на сундуке. Найдите и покажите, где в узоре вы видите утиную головку. Какого цвета эти элементы Узора?

Давайте попробуем такие головки-«оживки» нарисовать. Посмотрите, как их мастера рисуют: набирают краску на кисть, плавно ведут линию и быстро убирают ее. (Воспитатель показывает еще несколько Раз технологию выполнения данного приема.)

Ребята, у каждого из вас есть вот такие карточки. На них уже нарисованы «оживочки» — головки утиные. Вы кладите на них стекло и постарайтесь сначала прорисовать, повторить эти «оживочки» поверх стекла, а потом придумаете и добавите к ним свои.

Упражнения детей. Воспитатель оказывает при необходимости помощь, используя свое стекло. Используется положительная оценка.

Работа может быть продолжена на следующем занятии, но с применением уже других тренинговых карт с более усложненными элементами росписи: помимо одной-двух «оживок», даются и другие элементы: цветы, букеты, листья. Дети накладывают на карту стекло, подрисовывают «оживки» — утиные головки по своему усмотрению.

Рассматривая работы детей, обратить их внимание на интересные решения, красивые утиные головки-«оживки». Стимулировать детей на высказывание своего отношения, своих оценок работ других детей, учить их давать посильные советы друг другу.

Конспект занятия 6

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1.  Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2.  Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3.  Упражнять детей в известных приемах росписи масляными красками («оживки»).

Обогащение словаря: Схема, композиция.

Материалы и пособия:

1.  Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

2.  Набор вариативных элементов росписи, тарелочки.

3.  Фоновые карты (20 х 20 см).

4.  Круглые кисти (№ 2), стекла (20 х 20 см).

5.  Масляные краски, салфетки, подсолнечное масло.

6.  Фланелеграф.

7.  Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, ложки, панно большое и маленькие и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

— Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе неожиданно появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их, находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)

Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны. Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и другие элементы в росписи.

У каждого узора элементы располагаются по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).

Давайте поиграем: кто быстрее из вас найдет к этой схеме две одинаковые по расположению элементов росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на двух круглых панно: большом и маленьком. Хотя цветы, листья, бутоны у этих панно разные по цвету и по форме (показ на сопоставление), но они расположены одинаково по кругу.

А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе», «Букет»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи? (Крупные цветы симметрично расположены внизу, выше их — цветы помельче, а на самом верху куста слева и справа — только мелкие бутоны.) Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией. Такое слово используют художники.

А сейчас вновь предлагаю поиграть. У вас на столах есть фоновые карты-листы (показ) и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов). Они собраны в конвертах. Чтобы их лучше видеть, высыпьте их на тарелочки. А теперь слушайте задание: я даю вам вот эту схему росписи, а вы на фоновых картах выложите из элементов узор с такой же композицией (дается или симметричная, или круговая).

Работа детей за столами. По окончании работы узоры рассматриваются всеми детьми. Выделяются особо интересные в цветовом решении, но подчеркивается одинаковая у всех композиция (или по кругу, или симметричная). Спросить отдельных детей, почему они выложили узор именно в таком порядке. После ответов детей сделать обобщение: было дано задание выложить узор по определенной схеме.)

А теперь, ребята, попробуйте оживить свои узоры, которые вы выложили на фоновых картах. Возьмите стекла и очень аккуратно, чтобы не сдвинуть элементы узора, кладите их на фоновые карты. Получилось? А теперь масляной краской подрисуйте к узорам «оживочки». Вы не забыли — они похожи просто на стебельки, а еще на стебельки, кончики которых похожи на утиные головки. (Полюбоваться работами, выделить особо удачные.)

Конспект занятия 7

«Волшебные узоры Урала»

Программное содержание:

1.  Расширять знания детей об особенностях уральской росписи: познакомить с семантикой отдельных ее элементов (лев, сова, «древо жизни», венок).

2.  Продолжать знакомить детей с особенностями композиции уральской росписи.

3.  Развивать инициативу и самостоятельность детей.

4.  Воспитывать желание совершать добрые поступки.

Обогащение словаря:

Злыдень — злой, недобрый человек, животное, капкан.

Литературный ряд:

Н. Н. Агапова, Е. Г. Лопатина, «Сказка о том, как лев спас деда Еремея».

Материалы и пособия:

1.  Схемы вариантов композиции узоров уральской росписи.

2.  Вариативные образцы элементов росписи: лев, сова, «древо жизни», венок.

3.  Кисти: плоские (№ 3 или 4), тонкие (№ 2).

4.  Масляные краски, палитра, тряпочки, подсолнечное масло.

5.  Тонкая бумага, обработанная клеем ПВА (20 х 20 см).

6.  Мольберт.

Ход занятия

Воспитатель набрасывает на плечи платок и начинает занятие со сказки:

«С тех пор, как Еремей с домовым жить стал да в избе на стенах цветы развел, старики стали поговаривать, будто он и улыбаться чаще начал. Охота, рыбалка у него удачнее стали. В ту пору зверя разного в лесу много водилось, не то что нынче. Бывало, даже зверь на человека нападал.

Изба Еремея от остальных изб в деревне стояла далеко. В лесу он жил. Вот навалился к нему волк захаживать. Да волк-то необычный был: весь черный, шерсть дыбом и ружья не боялся. Еремей и капканы на него ставил, и из ружья в него палил, да только все не мог его отогнать от дома.

И стал Еремей бояться выходить из дома. Всюду ему тот волк блазнился. Раз по весне туман сильный случился. На пять шагов отойдешь — и дома не видно! Вот накинул Еремей пониточек и вышел из дому дровишек для теплухи набрать. Только вышел-то — за спиной волчий рык! Испугался дед, оглянуться не может. Вдруг прямо перед ним тень мелькнула в тумане. В тумане обычно все больше да страшнее кажется, а тут вообще что-то странное вышло: большое чудище, на кота похожее, да только еще и грива большая на голове имеется!

Сцепились волк и это чудище друг с другом! Еремей от испуга закрыл глаза и открыл их только тогда, когда тихо стало. Глядит, чудища нет, а перед ним на земле только шерсть волчья лежит. Сам не помнит, как до дома добрался. Сел у теплухи и дрожит весь. Вышел на свет домовой и давай выспрашивать деда, что да как, чем он так напуган? Еремей все ему и рассказал.

Задумался домовой, а потом улыбнулся и говорит: "Слышал я, что в дальних странах живет такой зверь. Львом его величают. Вот он-то тебя от волка и спас! Надо было его в дом позвать, пусть он дом-то и оберегает, всякую нечисть в него не пускает!" Сказал так-то да и исчез. А утром Еремей на простенке у входной двери увидел своего спасителя, грозного льва.

С тех пор к его дому ни один злыдень не подходил. И зажил Еремей спокойно да счастливо!»

(Воспитатель снимает платок.)

Воспитатель:

— Понравилась вам сказка? Кто спас Еремея от волка? Вот такой лев появился утром на простенке в избе Еремея (показ вариативного образца). Мастера-красильщики считали, что такой лев не пускает зло в дом, оберегает человека. А еще ему в этом помогает вот такая птица-сова (показ вариативного образца). Обычно ее рисуют над дверью. Помогает в охране дома и вот такой веночек. Он круглый, похож на солнышко. И рисуют его на потолке у входной двери.

         Рядом с дверью на стене и на самой двери мастера любили рисовать «древо жизни» (показ вариативных образцов). Оно похоже на кустик, который обычно растет в маленьком горшочке. Но почему этот кустик называли «древом жизни»? Хотите узнать? Потому что это не просто ветки с цветами! Это целая большая семья. Крупные цветы внизу куста — это бабушка и дедушка, цветы помельче — это их дети, а значит, ваши папы и мамы, самые маленькие — это вы, дети, а бутончики — это те дети, которые еще не родились, но могут быть в этой дружной семье.

Как видите, ребята, у каждого элемента узора в уральской росписи есть свое место в избе и свое особое значение. И когда мастера-красильщики украшали избы такими узорами, они не только делали ее красивой, но и желали хозяевам любви, согласия в жизни, чтобы семья была большой, дружной да трудолюбивой. А нарисованный лев, сова, венок на потолке оберегали дом от зла.

Вот, ребята, оказывается, что узоры уральской росписи не простые, а волшебные, и мастера-красильщики были очень доброжелательными людьми.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветы вашим мамам и папам. Они им расскажут, как вы их любите. Рисуйте с любовью, как это делал Яков, когда расписывал прялочку для Аглаи.

Воспитатель напоминает, как набирать два цвета краски на плоскую кисть, как делать «растяжку». Предлагает, кроме цветов, нарисовать листочки и сделать на них «оживки» тонкими кисточками.

После работы дети рассказывают, что они желают своим родителям. Особо обращается внимание на необычные варианты цветов, иные приемы их рисования. Дети поощряются за инициативу и самостоятельность. Желательно рассказы-пожелания детей записать на отдельных листах, а после высыхания краски на рисунках прикрепить их к ним.

Блок занятий 8-14

«Волшебные узоры»

Методические рекомендации

Предложенный блок занятий носит обучающе-тренинговый характер. Проводятся они по единому программному содержанию, предусматривающему следующие задачи:

1.   Расширять знания детей об особенностях уральской росписи:

—  познакомить с семантикой одного из мотивов уральской росписи (бутон, цветы, листья, венок, куст в вазе, сова, лев);

—  учить детей способам исполнения мотива.

2.   Продолжать развивать у детей образное восприятие уральской росписи.

3.   Воспитывать любовь к родной земле, желание создавать красоту, добро вокруг себя.

Предлагаемые темы занятий: «Бутоны», «Цветы», «Листья», «Венок», «Куст в вазе» («древо жизни»), «Сова», «Лев».

Ход занятий проводится по единому алгоритму:

— рассматривание ксерокопий, фотографий, предметов народного быта с росписью с выделением конкретного, соответствующего теме, мотива (элемента) уральской росписи;

— знакомство с семантикой элемента, местоположением его в росписи избы; '

— рассматривание вариативных образцов;

— показ последовательности выполнения одного из вариантов (легкого по исполнению);

— упражнение детей в письме мотива;

— анализ работы детей, выделение особо удачных росписей (по форме, цветовому решению);

— вспомнить с детьми местоположение этих мотивов (элементов) в росписи избы, по возможности прикрепить работы на определенное место (согласно традиции в росписи) в групповой комнате или музее-избе.

Конспект занятия-досуга 15

«Прогони чудище черное, чудище дымное!»

Программное содержание:

1.  Доставить детям и их родителям удовольствие, радость от приобщения к красоте народной росписи.

2.  Закреплять знание детьми семантики уральских мотивов, традиций русского народа.

3.  Стимулировать желание детей создавать красоту, добро вокруг себя.

4.  Развивать эмоционально-образную речь, умение детей общаться друг с другом, взрослыми.

Музыкальный ряд:

М. Мусоргский, «Баба Яга», музыка, создающая праздничное настроение.

Материалы и пособия:

1.  Детские работы с предыдущих занятий.

2.  Вариативные образцы.

3.  Ксерокопии, фотографии мотивов уральской росписи.

4.  Изображение чудища (по размеру входной двери в музей-избу).

5.  Клей, кисти, салфетки, ножницы, ватман.

6.  Кукла-петрушка «Домовенок Кузя».

7.  Самовар с чаем, сушки, пироги, сладости.

Ход занятия

В изостудии приготовлены детские работы с предыдущих занятий. Подготовлены ксерокопии и фотографии мотивов уральской росписи. На двери в музей-избу прикреплено изображение чудища.

Ведущий (в групповой комнате):

— Ребята, сегодня у нас необычный день! Мы приглашены в гости. Догадайтесь, кто нас пригласил? (Ответы детей.) Ни за что не догадаетесь! Наш друг домовенок Кузя ждет нас за накрытым столом в нашей гостеприимной избе!

(Ведущий, воспитатель и дети проходят к комнате, оформленной j под русскую уральскую избу. Звучит музыка М. Мусоргского «Баба Яга». Раздается голос: «Я чудище черное! Я чудище дымное! Не пушу в избу радость! Прогоню из нее смех и веселье!»)

Ведущий:                             

— Ребята, что же нам делать? В избе домовенок Кузя нас ждет, приготовил сюрпризы, а мы войти не можем! Как нам справиться с чудищем? (Ответы детей.) Вспомните сказку про деда Еремея! Кто помог ему прогнать из избы нечисть, зло и несчастье? Как домовой это сделал? (Ответы детей.) Правильно, он на всех стенах в избе Еремея расписал обереги. Вспомните побыстрее, какие элементы уральской росписи оберегают дом от зла, нечисти. Посмотрите на эти фотографии, росписи, найдите эти обереги и назовите их.

Ребята, я приготовил ваши работы. Хотел подарить их домовенку Кузе, потому что негоже идти в гости с пустыми руками. Подумайте, как ваши работы помогут нам прогнать чудище. Что мы можем сейчас сделать?

(Ведущий, выслушав ответы, поддерживает наиболее рациональные в связи с темой занятия-досуга. Предлагает вырезать цветы и наклеить их в виде веночка на лист бумаги. Спрашивает детей, кто хочет это сделать. Затем предлагает из всех работ выбрать те, где хорошо изображены другие обереги, вырезать и наклеить их на отдельные листы бумаги.)

Когда работа будет закончена, прикрепить листы бумаги с наклеенными на них мотивами «венок», «сова» (несколько сов), «лев» (несколько львов) на чудище. Если останутся незакрытые места, заполнить их работами детей с изображением других мотивов (цветы, бутоны, листья). Раздается голос чудища: «А-а-а! Вы победили меня! Я не могу теперь бороться с радостью, весельем! А-а-а!»

Ведущий:

— Ребята, мы победили чудище дымное, чудище черное! Ай да мы, молодцы! (Звучит музыка, дверь в избу открывается.)

В избе ведущий обращает внимание детей и гостей-взрослых на красоту окружающих вещей, их разнообразие. Предлагает детям выбрать те, о которых они могут коротко рассказать что-то интересное. Лучшему рассказчику вручается приз. Разыгрываются русские народные игры: «У дедушки Трифона», «В перстень», «В цапки», «Золотые ворота», хороводные игры «Грачи летят» и др.

Затем проводится конкурс загадок, пословиц, поговорок о доме, гостеприимстве, дружбе, трудолюбии. Активные участники досуга — Домовенок Кузя, родители, другие взрослые.

Заканчивается занятие-досуг чаепитием с самоваром, пирогами, сушками, сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию словаря в процессе изобразительной деятельности "Гжельская роспись"

В структуре данного занятия отражена интеграция изобразительной деятельности и занятия по развитию лексико-грамматических категорий. В процессе декоративного рисования происходит развитие словаря дете...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Городецкая роспись"

Конспект занятия на тему «Городецкая роспись»Цель:Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок. фор...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковская роспись» (декоративное рисование) в средней группе

Цель: Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись.Задачи:1. Обучающие: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнисты...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: "Рисование иллюстраций к сказке Д.Мамина- Сибиряка "Серая шейка"

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему: "Рисование иллюстраций к сказке Д.Мамина- Сибиряка "Серая шейка"".Цель: развивать у детей интер...

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Художественная мастерская Уральской росписи»

Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре, развитие творческих способностей, достижение единства трудового, нравственного и эстетического воспитания личности каждого ребенка. За...