Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Капранова Елена Михайловна

 

Программное содержание:

Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:, филимоновские свистульки, дымковские игрушки; развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать; упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики; развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_i_filimonovskaya_igrushka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                               детский сад №20 комбинированного вида

Конспект  занятия по  изобразительной  деятельности в старшей группе

«Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

        

                                                                                                      Подготовила

        Воспитатель Капранова Е.М.

                                               

Программное содержание:

Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек:, филимоновские свистульки, дымковские игрушки; развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать; упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики; развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.

Развивающая среда:

Барыни , филимоновские свистульки, дымковские игрушки, предметные картинки с изображением игрушек, дымковских и филимоновских,   краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа:

1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

2 Рисование узоров дымковской и филимоновской росписи.

Ход занятия.

Ведущая

-Ребята, кто из вас был в музее?

-А вы знаете, что такое музей (ответы детей) Музей – это место, где собирают и выставляют для просмотра различные вещи, у которых есть своя история.

-А вы хотите побывать в музее? Сегодня мы с вами отправимся в музей народной игрушки на экскурсию. Что такое экскурсиявы знаете (ответы детей). Экскурсия – это ознакомление с чем-либо, а человек, который проводит экскурсию называется экскурсовод.

Давайте вспомним, что мы относим к народным игрушкам (матрешки, свистульки, глиняные игрушки  

 Посмотрите ребята это  филимоновская игрушка. В селе Филимоново издавна делали глиняные игрушки – свистульки. Свистульки делали в виде птиц, лошадей, медведей, барышень, солдат.. Игрушки делали из серой или синей глины, которая после обжига становилась бело-розовой. Затем фигурки расписывали.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались  зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Сюжеты филимоновской    игрушки    традиционны — это    барыни, крестьянки,    солдаты,    танцующие    пары,    наездники    на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из  птиц — курицы,   петухи  и  многое  другое.   В  отличие  от дымковских   все   филимоновские   игрушки — свистульки. Свисток  всегда  находится  в  хвосте  зверей и  птиц,   которых  они  держат.
Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными

Ребята -какими узорами расписывали филимоновские игрушки? Сколько цветов использовали в росписи? (расписывали полосками, только четырьмя цветами: красный, желтый, зеленый и синий) .

У филимоновские игрушки имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

сильно вытянуты шеи, так что лошадь больше похожа на жирафа, а птицы на сказочных змей-горынычей. Скульптура этих игрушек настолько неповторима, что их не спутаешь ни с какими другими игрушками»

Мы переходим к слкдующему экспонату- это дымковская игрушка.

Эти игрушки делают из глины.в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. В окресностях села дымково было много красной глины. Сначала глину несколько раз рубят лопатой, затем скатывают в шарики, из шариков раскатывают блины, а уже из блинов сворачивают нужную форму. Затем фигурку несколько дней сушили на солнце, потом обжигали в печи. После обжига фигурку покрывали мелом, разведенном в молоке, а после расписывали.  

- Зимними вечерами жители села Дымково расписывали разнаряженых щеголих, лихих всадников, важных индюков, лошадей, баранов, свиней. Расписывали фигурки желтыми черными, зелеными, красными полосками и кругами создавая неповторимые образы. Форма игрушек плавная, а силуэт отличается легкостью и округлостью. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью, яркостью в росписи. Давайте посмотрим с вами узоры основные узоры – клетки, овалы, круги,  точки волнистые полоски.

Круг – в дымковской игрушке означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Характерные цвета  игрушек – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый.

А еще мастера не только делали игрушки, в свободное время они веселились на праздниках   и игралив народные  в игры  Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Карусель».

Еле – еле, еле – еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише – тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз, два. Раз, два –

Вот и кончилась игра.

Звучит русская народная музыка «Барыня» в группу входит дымковская барыня

Я девчонка молодая

Я гуляния люблю

Ну а чудо - мастерские

Никогда не обойду

Я девчонка деловая,

Где, найти такую

Я игрушка расписная, хохотушка вятская,

Щеголиха слободская, кумушка посадская

Мои ручки крендельком, щечки будто яблочки.

Со мною издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

- Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

- Я услышала, как вы весело играете, и решила зайти к вам в гости, но пришла я к вам с подарками. Отгадайте мои загадки:

Кофточки цветные, юбки расписные,

Шляпы трехэтажные Статные и важные (дымковские баршни)

Хвост узорами Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю, детям спать не даю! (петушок)

Посмотрите, пышный хвост
   У него совсем непрост -
   Точно солнечный цветок,
   А высокий гребешок?
   Красной краскою горя,
   Как корона у царя (индюк)

Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога (баран).

Чок, чок, пятачок.
   Сзади розовый крючок.
   Посреди бочонок.
   Голос тонок, звонок.
   Кто же это, угадайте!
   Это… (поросенок)

Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

- Барыня, какие замечательные у тебя загадки. Ты присядь, отдохни с дорожки, а мы с ребятами тоже сделаем для тебя подарки. Сейчас ребята прочтут для тебя стихи.

1В Дымкове, за Вяткою-рекою

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя

Труженицы славные живут

2 Кто то сделал индюка –распушенные бока

У кого-то стала вдруг павлином

Кто-то вылепил синицу сразу стало веселей

Мастера и мастерицы появились на селе.

3 Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий желторогий

 Мчится дымковский олень

4 Посмотри как хороша эта девица –душа

Щеки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник мило барыня ты так красива!

Вот спасибо ребятки вам за стихи порадовали вы меня !

Ведущая:

 А вы ребята  хотите себя попробовать в качестве учеников вятских мастеров? Давайте еще раз посмотрим на дымковские и филимоновские игрушки и назовем основные  узоры Теперь мы переходим в нашу мастерскую.

- Ребята, давайте сделаем для нашей гостьи подарки. Распишем для нее таких же барышень, как и она.

Приступаем к расписыванию барышень.

Ребята, давайте посмотрим на все работы, которые у нас получились.

- Какие красивые барыни у нас получились! Воспитатель вместе с детьми дарит дымковской барыне дымковских барынь из глины.

Барыня  - Большое спасибо, вам за такой замечательный подарок! И я вам хочу подарить подарки.

Итог занятия:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А какие игрушки  мы увидели в музее? Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских. Кто, приходил к нам в гости? Что, мы с вами сделали для дымковской барыни? Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»

Занятие в старшей группе«В гостях у Дымковских игрушек»...

Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»

Занятие в старшей группе «В гостях у Дымковских игрушек»...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором"...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в старшей группе "Роспись Дымковского петуха"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы (5 – 6 лет) общеобразовательной направленности «Роспись дымковского петуха»...

Роспись Филимоновской и Дымковской игрушек

Дети и взрослые  научатся создавать и  расписывать филимоновскую и дымковскую игрушку...