Сборник конспектов
план-конспект занятия на тему

Кузнецова Найля Самсутделовна

Предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по знакомству детей с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник конспектов НОД по обогащению знаний о родном крае.

Воспитатель: Кузнецова Н.С.

1. Беседа «Что такое герб и для чего он нужен?»

Задачи: познакомить детей с историей происхождения герба, его назначением; показать детям связь герба с интересами, характером человека; учить детей самостоятельно составлять из предложенных символов герб и рассказывать о нем; развивать воображение, фантазию; воспитывать любознательность, интерес к истории.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова «рыцарь», «копье», «меч», «луг», «кольчуга», «шлем». Обогащать словарный запас детей: «щит», «герб».

Оборудование:

- доска,

- изображения щитов – гербов,

- иллюстрация с изображением война в доспехах,

- иллюстрация с изображением старинного оружия,

- дидактическая игра «Сложи герб»,

- «Памятка по составлению герба» для родителей.

Ход беседы.

Дети располагаются полукругом у доски. Воспитатель представляет вниманию детей изображения несложных щитов – гербов.

- Ребята, кто из вас знает, что вот это такое? Видели ли вы такие изображения? Где? Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает.

- Это старинные военные щиты. Наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Войны были хорошо вооружены.

Какие виды старинного оружия вы знаете? Обращает внимание, детей на иллюстрацию с изображением, старинного оружия (лук со стрелами, копье, меч).

А что защищало война во время боя? Показ иллюстрации с изображением война в доспехах (кольчуга, шлем, щит).

Во время боя войны, закованные в доспехи, были очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой и рисунок на нем был хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и вес: его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом Воспитатель вновь обращает внимание детей на изображения щитов гербов.

Чаще всего рыцарь изображал на гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался.

Чтобы вы запомнили всё, о чём мы сегодня говорили, я сделала для вас игру «Сложи герб». Давайте в неё поиграем. Представьте, что вы — рыцари и вам нужен свой отличный от всех герб. Каждый из вас должен выбрать себе поле любого цвета, подобрать к нему силуэт животного, растения или изображение предмета и рассказать всем ребятам, что обозначает получившийся герб.

Посмотрите, какие силуэты животных есть в игре (воспитатель разбирает значения):

  • силуэт льва обозначает смелость;
  • орёл — зоркость;
  • ящерица — быстроту и ловкость;
  • лиса — ум, смекалку;
  • лебедь — красоту, гордость;
  • медведь - силу;
  • сова — мудрость;
  • кошка — независимость.

Можно расположить на своём гербе изображения различных предметов, которые будут обозначать:

  • книга — любовь к чтению;
  • кисть — умение рисовать;
  • мяч — спортивные игры;
  • лекарственные травы — умение лечить людей;
  • меч — участие в сражениях;
  • молот — умение трудится;
  • иголка, ножницы — умение шить.

В игре есть правила:

- не повторять использованные силуэты для составления своего герба;

- использовать на поле не более одного - двух символов.

Вот как я сложу свой герб. Я возьму поле зелёного цвета и выложу в верхней части герба солнце, а в нижней — цветок. Мой герб обозначает, что я люблю природу: солнце, цветы и берегу всё живое.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу. Ребята самостоятельно выбирают разнообразные по цвету и форме поля и выкладывают на них силуэты животных или изображения предметов, затем по очереди объясняют свой выбор. Воспитатель оказывает детям помощь в составлении описательного рассказа о гербе.

Итог: каждый ребенок «по цепочке» высказывает свое мнение о занятии: Что нового узнал? Что понравилось больше всего? Что было трудно? Начинает «цепочку» воспитатель.

Дом. задание: Вместе с родителями составить герб своей семьи. Для этого каждой семье выдаётся «Памятка по составлению герба», в которой родители найдут информацию из истории геральдики.

        

2. Как сражались, как недругов били,

Красный орден о том говорит.

Задачи: Решая задачу патриотического воспитания, познакомить с боевым историческим прошлым родного города.

Воспитать гордость и уважение к прошлому.

Предварительная работа: чтение А. Гайдар «Сказка о Мальчише - Кибальчише», рассматривание иллюстраций и фотографий времен гражданской войны.

Ход НОД.

Орден – знак отличия, почетная награда за военные или гражданские заслуги.

   Обычай награждать знаками отличия лучших людей – давний. В древней Руси не было орденов, но отличившихся в бою награждали золотыми монетами. И когда шел воин, на шапке которого горела золотом монета, все знали: он храбро бился с врагом.

  Слово «орден» нерусского происхождения. В средние века орденами назывались объединения рыцарей. Каждый рыцарь считался кавалером ордена и носил знак принадлежности к нему. Постепенно первоначальное значение слова «орден» забылось, и оно превратилось в обозначение знака отличия.

  В России ордена появились при Петре I.

  Первый советский орден Красного Знамени был учрежден вскоре после победы революции в нашей стране. Им награждают за выдающиеся военные заслуги.

  20 ноября 1917 года в Челябинске и его окрестностях была установлена Советская власть.

  Короткая передышка – и снова над Уралом нависла угроза, на этот раз поднял мятеж Дутов. На Копях шахтеры записываются в красноармейский отряд, командиром которого был Григорий Сутягин, военной подготовкой руководил Михаил Меховов, за участие в боевых действиях во время первой мировой войны, награжденный тремя Георгиевскими крестами. Первой боевой задачей копейских красноармейцев – горняков сразу записались добровольцами. В торжественной обстановке Васенко вручил отряду Боевое Красное Знамя. В Челябинске к отряду шахтеров присоединились железнодорожники и рабочие завода «Столь и К», пулеметная команда, полуэскадрон кавалерийской разведки и рота татар – красногвардейцев. Командовал отрядом Григорий Сутягин.

  Силы были слишком не равны. Казалось уже, что Челябинску не устоять. У села Долгодеревенского, когда вражеский огонь буквально косил красноармейцев, в атаку поднялись шахтеры. Поднялись разом, дружно подхватив припев «Интернационала». Противник не выдержал, дрогнул и обратился в бегство. 24 июля 1919 года в Челябинске вновь устанавливается власть народа.

                     В грозное ненастье, сквозь тысячу смертей,

Вышли в бой за счастье, рабочие Копей.

На помощь Красной Армии по Колчаку ударили,

Зажгли свободы зарево рабочие Копей.

На окопы белых в штыки пошел отряд,

В бой шахтеры смело идут за рядом ряд.

В подполье закаленные, идеей окрыленные

Железными колоннами идут за рядом ряд.

Сеял белых ужас, с лица земли сметал

 Грозное оружие Интернационал.

Отряду cил прибавил он, врагов бежать заставил он,

Твой бой навек прославил он – Интернационал.

За этот беспримерный подвиг коллектив рабочих Челябинских угольных копей был награжден высшей наградой Родины – орденом Красного знамени.

Как сражались, как недугов били,

                                        Красный орден о том говорит.

                                       Партизанские славные были

                                        Всенародная память хранит.

Наградили Копи 2 января 1925 года.

В морозный день 15 февраля 1925 года шахтеров Челябинских угольных копей был битком набит людьми. На сцене группа рабочих, бывших красногвардейцев, с боевым знаменем «Свободного боевого отряда», с которым отряд прошел от Урала до Памира.

Председатель Челябинского окрисполкома, бывший командир Казанского полка, М. Мухин зачитал телеграмму Реввоенсовета Союза ССР:

  «Постановлением Президиума ЦИК СССР от 2 января с.г. (1925) рабочие Челябинских угольных копей за активную помощь Красной Армии в 1919 г. при взятии важного узлового пункта ст. Челябинск и самоотверженную борьбу на хозяйственном фронте награждаются высшим знаком отличия в Республике – орденом Красного Знамени».

  Знамени уже 90 лет, поэтому оно хранится в витрине под стеклом.

На алом полотнище, выцветавшем от времени, пробитом в нескольких местах пулями и осколками снарядов (видны следы штопки), написано: «Да здравствует социальная революция! Смерть контрреволюционерам!» В самом низу еще одна надпись: «Челябинск. Свободный боевой отряд».

  Боевой орден Красного Знамени №8045 принимал от М. Мухина, Максим Сутягин прикрепил награду к знамени шахтерского «Свободного боевого отряда» - священного знамени трудящихся Копейска (хранится орден в фондах городского краеведческого музея).

  Широко известны в нашей стране города – герои, прославившиеся в годы ВОВ. Но немногие вероятно знают, что их предшественниками являются города, награжденные Орденом Красного Знамени за героическую борьбу с белогвардейцами во время гражданской войны.

  Это города – Петроград, Царицын, Грозный, Ташкент, Луганск, Ростов – на – Дону и Копейск.

3. Конспект комплексной НОД «Челябинская крепость»

(старший возраст).

Задачи: познакомить детей с историей возникновения города Челябинска. Развивать познавательный интерес к историческому наследию. Упражнять детей в изготовлении макета крепости, используя бросовый материал и пластилин. Развивать творческое воображение.

    Словарная работа: обоз, торговый путь, кочевые племена, надолбы, ров.

Оборудование: карта Челябинской области, иллюстрации природы Урала, Челябинской деревянной крепости XVIII века, план первоначальной крепости, гофрированный картон, готовые макеты сторожевых башен, пластилин.

   Ход занятия

На доске висит карта Челябинской области. Воспитатель обращает внимание на

неё.

Воспитатель: Дети, что это? Правильно, это карта. На ней нанесены все города Челябинской области, озера, леса. А как называется наш город, в котором мы живем? Правильно, Челябинск. Найдите его на карте.

  Ребята, мы живем в прекрасном городе. Ему уже больше 250 лет. Наш город очень большой. В нем насчитывают более одного миллиона жителей (около 1350000). Он расположен на двух берегах реки. А какой реки? Правильно, Миасс. В Челябинске много высоких жилых домов, административных зданий, развлекательных комплексов. Наш город – это центр Челябинской области.

  А как вы думаете, город всегда был таким? Нет не всегда. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в путешествие во времени, то есть в прошлое. Хотите посмотреть, что было раньше, каким наш город был в далекие, далекие времена.

  Педагог показывает иллюстрацию уральской природы.

Воспитатель:

- Раньше и города – то не было, а на месте домов был только лес да река. В этом месте пересеклись многие пути. Через эти леса и поля шел торговый путь, по которому шли обозы с продовольствием в большие города, из хлебного Зауралья в Оренбург. Расстояние между городами было очень большое, преодолевать его в зимнее время было невозможно, потому что негде было добывать корм для лошадей, да еще кочевые племена очень часто нападали на обозы. Было решено построить промежуточные крепости, где в зимнее время люди могли бы отдохнуть и накормить лошадей. Одной из таких крепостей и стала Челябинская крепость.

Показывает детям иллюстрацию крепости.

   Воспитатель:

- С неё начинался наш город. Крепость называлась Челяба (Силяба, Селяба). Обратите внимание, какие толстые стены у крепости. С северной и южной стороны крепости сторожевые башни. На этих башнях постоянно и днем и ночью дежурили караульные, которые предупреждали о появлении у крепости кочевников. Также в этих башнях строились ворота для въезда и выезда из крепости. Вокруг стен шел ров или глубокая канава, наполненная водой. За рвом располагались рогатки и надолбы. Все эти сооружения вокруг крепости служили препятствием для нападающих на крепость. Через рогатки и надолбы было трудно пройти на конях, а через ров также было трудно перебраться, так как он был глубокий и наполнен водой.

Показывает детям план крепости.

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам помочь мне достроить макет старинной крепости Челяба. Сторожевые башни я уже сделала. Посмотрите, похожи они на те, что на рисунке. Похожи. Чтобы построить такую башню, я брала гофрированный картон. На что похож гофрированный картон? Правильно на бревна. Башни, как будто, сделаны из бревен. Основным материалом для постройки башен и стен крепости служили бревна. Бревна – это стволы деревьев, а деревьев вокруг было очень много. Дети, а чего еще не хватает для защиты людей от кочевников? Правильно нам нужно сделать еще стены, чтобы соединить башни между собой. Для этого мы будем с вами тоже использовать гофрированный картон. Чтобы изготовить одно звено стены, нам нужно взять два одинаковых кусочка картона, отогнуть внизу по линии сгиба и склеить их вместе.

  У нас получилось одно звено стены крепости. Теперь давайте, соединим наши звенья, и у нас получится большая, длинная стена.

  На планшете идет сборка всей крепости, Дети помогают наклеивать и размещать сторожевые башни,  стены.

Воспитатель: Вокруг стены шел ров, его мы сделаем из бумаги темного цвета. Колючие надолбы мы сделаем из пластилина. Они похожи на острые карандаши. Помогите мне, слепите их.

Вот крепость наша и готова. А кто помнит, как она называлась раньше? Правильно – Челяба.


4. «Я и моя семья»

(конспект НОД в старшей группе)

Задачи: развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе; помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки; вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье. Вызвать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.

 Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

 Воспитатель: Ребята, предлагаю вам стать участниками передачи «Я и моя семья». А я буду телеведущей! А все, кто в зале?

Дети: Телезрители.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Звоночек» г. Копейска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, В начале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.

 Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Копейск. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства — это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

 Воспитатель: Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

 Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.

 Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.

 Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.

 Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото»

 Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.

«Встань, как только солнце встанет,

 И тихонечко к окошку,

 Руку луч тебе протянет.

 Ты подставь скорей ладошку.

 Пусть тебя увидит мама,

 И умытым, и обутым,

 Все, прибрав, иди к ней прямо.

 И скажи ей: «С добрым утром!»

 И потом с улыбкой, с песней

 Выйди к травам, людям, птицам.

 И весёлым, интересным

 День твой должен получиться».

 Воспитатель: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.

 Дети: Это портрет моей мамы. Её зовут Светлана Викторовна. Она у меня  самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она  любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое — от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

 Дети: Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или  тебе помогали?

 Дима: Мне помогал папа.

 Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама». Дети:

 «У ягнёнка - овца,

 У козлёнка - коза.

 У жеребёнка - лошадь.

 У цыплёнка - курица.

 У телёнка - корова.

 У тигрёнка - тигрица.

 У оленёнка - олениха.

 У гусенка - гусыня.

 У поросенка - свинья.

 У лисенка - лисица.

 У львенка - львица».

 Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «добавлялки».

 Дети: (подбирают подходящее слово в рифму).

 «Ра-ра-ра - начинается игра.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ре-ре-ре - стоит домик на горе.

Ар-ар-ар - закипел наш самовар.

Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.

 Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.

 Дети: Я вам хочу рассказать и о своей бабушке - папиной маме. Её зовут Ольга Семеновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает.

А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическую древо нашей семьи, В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях - папа и мама, а на самой верхушке дерева - я, Настя, У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.

 Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки - о бабушках (но противоположные по смыслу).

 «Сильный - слабая.

Грустный - весёлая.

Быстрый - медлительная.

Вспыльчивый - спокойная.

 Хмурый - улыбчивая.

 Внимательный - рассеянная.

 Молчаливый - говорливая.»

 Воспитатель: Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? Я предлагаю поиграть в игру «Карусель».

 - Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что - то написано.

 Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно - ласкательные).

 «Бабушка - бабуля - бабулечка - бабуся. Папа - папуля - папуленька. Сын - сынок - сынулечка - сыночек. Мама - мамочка - матушка - маменька. Дочь - доченька - дочурка».

 Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей

 «При солнышке тепло. При матушке добро».

 «Без корня и полынь не растет»

 «Нет такого дружка, Как родная матушка».

 «На что и клад, коли в семье лад»

 «Братская любовь крепче каменных стен»

 «Птица рада весне, младенец — матери».

 «Изба детьми весела».

 «Вся семья вместе, так и душа на месте».

 «Материнская ласка конца не знает».

 «Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».

 «Бабушке одни только дедушка не внук».

Проводится игра «Саперы»:         две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.

  Воспитатель: Время наше передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередачи «Я и моя семья». До новых встреч.

5. Символы города

Задачи: познакомить с изображением герба и флага, его элементами, их значением. Развивать образное мышление, внимание. Воспитывать уважение к символике города.

Ход НОД.

Воспитатель:

- Ребята, что есть у каждого города общее, но в то же время отличает один город от другого? (герб, флаг, гимн)

Рассмотрите герб нашего города

Герб – это специальный знак (символ, эмблема), которой с помощью условного изображения дает возможность отличить один город, государство, семью от другого города, страны, семьи.

            Рассмотрите герб нашего города

            (показ герба Копейска)

           Хотите узнать, о чем рассказывают детали и цвета на гербе:

Обушок – древнейший геральдический символ горнорудного и каменного дела. Благодаря обушку – орудию труда шахтеров в течение многих лет и добывалось топливо, дающее и свет, и тепло. Черный цвет обушка символизирует основное богатство недр копейской земли – уголь.

Круг – символ вечности. Венок показывает непрерывное движение жизни, а так же символ производства горных машин. Золотой лавровый венок – это также символ славы, почета и вознаграждения за успех.

Серебряная полоса между двух красных показывает угольную штольню.

Цвета поля герба – это одновременно и цвета ленты ордена Красного Знамени, высокой награды города. Этот цвет означает мужество и отвагу. Именно такие люди живут и работают в нашем городе. Именно благодаря этим качествам мы выстояли в суровых испытаниях. Белая полоса означает чистоту помыслов. Ведь главное достояние любого города это добрые и отзывчивые люди.

А теперь я проверю, как вы запомнили изображение нашего герба.

(Убираю герб)

И предлагаю описать его по памяти. Но чтобы вы не растерялись, я буду подсказывать с помощью вопросов:

- На гербе нашего города изображены три полосы?

- Они одинакового цвета?

- Как называется главный элемент герба?

- Желтый цвет венка означает славу, и…

Молодцы! Вижу, герб вы запомнили.

Игра: «Собери герб»

А теперь рассмотрим флаг города.

Давайте, сравним, чем герб и флаг похожи, а чем различаются..

А еще у каждого города есть гимн.

Вот вы и узнали о символах нашего города. Эти знания вам нужны для того, чтобы знать славную историю нашего города, понимать значение труда людей на благо лучшей жизни.

Пусть наш город хорошеет и для вас остается самым любимым и родным городом на Земле.

Давайте городу и себе подарим песню из м.ф. «Край, в котором ты живешь»

Ю. Энтина

Мы играем возле дома.

И зимой, и летом.

Все давным – давно знакомы.

В милом доме этом!

Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь!

Слышишь, улица родная,

Нет тебя чудесней!

Мы по улице шагаем.

Вместе с нашей песней!

Посмотри, как хорош

Город тот, где  ты живёшь!

Нашим самым дружным хором

Песенка поется.

Дом, и улица, и город

Родиной зовется!

Посмотри, как хорош

                               Край, в котором ты живёшь!

Задание: нарисовать флаг города.

Придумать с родителями и нарисовать герб своей семьи.

 6. «Народные промыслы Урала»

Задачи:

1.Закрепить и обобщить знания детей о народных промыслах Урала.

2.Развивать навыки работы нетрадиционными  средствами изодеятельности.

3.Воспитывать умение выполнять общую задачу.

Оборудование:

атрибуты игры (волчок, стол с вопросами), изделия декоративного творчества, гуашь, кисти, штампики,  иллюстрации  урало-сибирской росписи.

Ход занятия.

1. Орг. момент

-Ребята, сегодня мы поиграем в игру «что, где, когда?»

Тема нашей игры посвящена народным промыслам Урала, сказкам Бажова.

2.Проведение игры.

Вопросы для игры:

1.Какими камнями одарил Даренку Серебряное копытце? (самоцветами)

2.Что подарила Степану хозяйка медной горы? (шкатулку)

3.Что изображал Иванко – Крылатко на саблях и ножнах? (коней с крыльями)

4.О каком звере говорится в легенде об Уральских горах? (змей Полоз)

5.Как зовут хозяйку медной горы? (Малахитница)

6.Где растёт каменный цветок? (на малахитовой горе)

7.Про какие фигуры идёт рассказ в сказе «Чугунная бабушка»? (Каслинское  литье)

8.Что надо было искать на том месте, где танцевала Огневушка - Поскакушка? (золото)

9. В каком городе делают гравюры по стали и железу? (Златоуст)

10. Какие ягоды рисуют на деревянных ложках уральские мастера (рябина, смородина, клюква, земляника)

Физминутка:

1,2,3,4 мы живём с тобой в России

5,6,5, 6 на Урале город есть

7,8,9,10 называется Копейск

Вот 11,12 люди городом гордятся.

3.Повторение

- Ребята, рассмотрите изделия, вспомните, как они называются и где их изготавливают? ( Малахитовая шкатулка, Каслинское литье, Златоустовские гравюры, урало-сибирская роспись)

- Кто изготавливал изделия из камней? Что за камень малахит, как с ним работали Мастеровые? А вы пробовали так работать? Что вы сделали? (Чашу из скорлупы и ее расписали разными оттенками зеленого)

- С каким промыслом вы еще пробовали поработать? (расписывали доску урало-сибирской росписью)

4. Объяснение нового задания.

-Сегодня мы продолжим работу в мастерской художников росписи.

- А для чего нужна роспись? (Люди украшали предметы, которые их окружали, в суровом уральском краю яркая роспись радовала людей)

- Посмотрите на выставку и скажите, какие элементы любили изображать мастера урало-сибирской росписи (растительный узор -  ягоды,  листья, травку, завиточки, пояски, приписки, а также птиц)

- Какие цвета использованы в этой росписи? (Все с добавлением белого и черного)

Наше здание, как мастеров закончить работу чаши, а ей не хватает рамочки. Мы ее выполним все вместе, украсим нашей уральской росписью.

5. Практическая работа.

У каждого- часть рамочки, краски, кисти и штампики.

- Я предлагаю договориться и украсить рамку любимым

элементом- ягодой смородиной

- С чего начнем наш узор? Какой кистью? Краску какого цвета используем?

- Что рисуем затем? (Тоненькие веточки, ягодки -штампиком,

лист- клеевой кистью)

- А у нас получится общий узор? Что такое узор? (узор- повторение, чередование элементов, в рамке повторяются лист, ягоды, веточка)

Физминутка: Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Итог: составление рамочки.

- Красивая рамка получилась? Какой росписью выполнили? Какой рисунок оформили?

7. Познавательное развитие ««Наш любимый город».

Задачи: познакомить детей с историей города Копейска, его символикой, обобщить и уточнить знания детей о достопримечательностях города,  учить детей давать развёрнутый ответ; развивать память.

Оборудование:

Презентация к занятию, уголь, листы бумаги с контурным изображением достопримечательностей города, мяч, конверты, разрезанные изображения герба и флага города (6 частей),  фишки, уголёк.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Что это такое?

(Показать детям уголь).

- Когда-то давным-давно, жил учёный И.И. Редикорцев. Приехал он к нам на Урал провести научные исследования и обнаружил большие залежи угля. Вслед за учёным приехали сюда жить и простые люди. Построили шахты, чтобы добывать уголь. А в старину каменноугольные шахты и соляные рудники называли копью. Отсюда и название нашего города произошло, от слова копь. Сначала на месте нашего города был посёлок Копи, а потом посёлок разросся и стал городом Копейском.

- Как и в любом городе, в нашем городе есть свой герб и флаг. Разделитесь на две команды: мальчики и девочки. Проходите за столы. У вас на столах конверты с заданием. Одна команда собирает герб города, другая – флаг.

Дидактическая игра «Собери герб и флаг города».

- Много народов живёт в нашем городе, это и татары, и башкиры, и казахи, и русские, и многие другие. Я хочу вас познакомить с народной башкирской игрой «Юрта».

Подвижная башкирская игра «Юрта».

- Когда День рождения нашего города? Сколько лет ему исполняется в этом году?

- День рождения нашего города в августе. А в этом году ему исполняется 110 лет. Подходите к мультимедиа. Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай на фото».

Дидактическая игра «Узнай на фото» (слайд 2).

(на мультимедиа фотографии с изображением улиц старого города)

- Молодцы, быстро справились. Я знаю, что ваш детский сад стоит на проспекте Коммунистическом. А какие улицы нашего города знаете вы? Выходите ко мне в круг.

Дидактическая игра с мячом «Назови улицу своего города».

- Молодцы. Проходите за столы, перед вами листы с заданием: найдите достопримечательности нашего города и заштрихуйте их.

Дидактическая игра «Найди и заштрихуй».

-Ну, вот и закончилось наше виртуальное путешествие. Закройте глаза, ваше тело напряжено, вы устали. Но в группе детского сада тепло, уютно. Ваше тело расслабляется, становится мягким, легким, послушным. Дышится легко, ровно и вам спокойно. Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать. Потянулись, открыли глаза, улыбнулись.

- О чём мы сегодня с вами говорили? Почему наш город называется Копейск? Передавайте друг другу уголёк с пожеланием своему городу на юбилей.

-  Я благодарю вас за работу. До свидания.

8. Художественно – эстетическое развитие:

 рисование «Город будущего».

Задачи:  упражнять детей в рисовании современных зданий и фантастических, развивать фантазию, воображение детей. Помочь детям понять, что бы они увидеть в родном городе в будущем.

Материал (на выбор детей): разнообразный изобразительный материал, листы бумаги разного формата.

Предварительная работа: экскурсии по городу Копейску, совместная с родителями экскурсия по Челябинску, беседы о городе.

Ход НОД.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на фотографии. Что здесь изображено?

Дети:

- Зоопарк, цирк.

Воспитатель:

- Верно. А в нашем городе есть зоопарк, цирк?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

- Сегодня я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать город будущего, чтобы вы хотели видеть в нашем городе. Может быть, это будут какие-то фантастические здания, театры, зоопарки и т.д.

- Выберите материал, садитесь за столы и приступайте к работе.

(Воспитатель подходит к затрудняющимся детям, помогая им вопросами. В конце занятия дети рассказывают, что они нарисовали).

9. Познавательное развитие «Мы такие разные».

Задачи: познакомить детей с народами, проживающими на территории Урала и города Копейска; с некоторыми традициями этих народов.

Оборудование: карта Южного Урала; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; клубок ниток; платки, трафареты национальных костюмов, национальные сладости.

Ход НОД:

- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

 - Ребята, а как называется наш край? (Южный Урал)

Рассматривание карты края.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наш край очень … (большой, огромный, богатый).
  2. В нём много … (озёр, животных, лесов, городов).
  3. Люди, которые живут в нашем крае, называются … (уральцы).

 - Наш край силён дружбой разных народов, её населяющих.

 - Люди, каких национальностей живут в нашем краю? (Показ иллюстраций - русские, казахи, башкиры, татары). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, казахи, башкиры.

- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 -Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

-Какие казахские народные праздники вы знаете? (Наурыз, Дастархан и др.)

-У каждого народа есть свои танцы и песни. Мы приглашаем ребят на русский танец «Валенки». А сейчас послушаем татарскую мелодию и посмотрим танец.

Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец. 

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

-А сейчас обратите внимание на казахский костюм.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Я вас приглашаю на народную игру «Юрта».

(Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют):

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

 - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак - чак. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол.

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».

У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и я приглашаю вас на чашку чая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник конспектов НОД в средней группе "Ребенок и окружающий мир"

В сборнике 32 конспекта по ознакомлению с окружающим миром на весь год по лексическим темам "Осень","Деревья и кустарники", "Транспорт", "Профессии", "Зима", "Зимующие птицы" "Домашние животные" и дру...

Сборник конспектов по ознакомлению дошкольников с родным городом Качканар

В сборнике представлены конспекты различным мероприятий в разных формах по ознакомлению дошкольников с родным городом во всех возрастных группах от 3 до 7 лет.....

Учебно-методическое пособие Сборник конспектов похореографии

В сборнике представлены конспекты хореографических занятий для детей 5-7 лет....

Сборник конспектов занятий по ОБЖ.

Сборник конспектов занятий по ОБЖ....

Сборник конспектов для детей с нарушением зрения по развитию мелкой моторики рук,вкусовых и тактильных ощущений.

Конспекты занятий помогут воспитателям в работе с детьми с нарушением зрения....

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 1: представлено 20 конспектов

Конспекты, собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет.Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ : Формирование Элементарных математических Представлений Сборник Конспектов для подготовительной к школе группе ЧАСТЬ 2: представлено 20 конспектов

Конспекты с N 21 - 40 , собранные в данном сборнике, представляют собой опыт работы с детьми 6-7 лет,  Математика сложна для восприятия как детей школьного возраста, так и дошкольников. Но н...