Учебно-методическое пособие Сборник конспектов похореографии
план-конспект занятия по музыке по теме

Плотникова Ирина Дмитриевна

В сборнике представлены конспекты хореографических занятий для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_afrika.docx43.35 КБ
Файл konspekt_kosmos.docx27.98 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_posidelki.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_shou_myau.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по ритмике и танцу для средней группы

«Прекрасная Жар Африка»

Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района

Санкт-Петербурга

В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: «Ритмическая мозаика», авторские танцы,  музыкально-ритмические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровой стретчинг.

Участники: дошкольники 4-5 лет

Количество детей: 20 человек

Длительность: 20 минут

Педагогический замысел: активизировать детские представления об окружающем мире, способствовать формированию у детей мотивации деятельности. Воспитывать положительное отношение воспитанников к танцевальному творчеству, способствовать эмоциональному раскрепощению средствами хореографии. Совершенствовать танцевальные навыки  (подскоки, галоп прямой и боковой).

Образовательная область «Познание».

Задачи:

- формировать устойчивый интерес к природе;

- обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран;

- закреплять умение узнавать животных по внешним признакам;

- развивать логическое мышление.

Образовательная область «Социализация».

Задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

- побуждать умение включаться в совместную игровую деятельности.

Образовательная область «Коммуникация».

Задачи:

- обогащать словарный запас детей (слон, жираф, лев, крокодил, носорог, бегемот, зебра, обезьяны);

- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом и динамическом  общении с окружающими.

Образовательная область «Музыка».

Задачи:

- развивать эмоциональность;

- закреплять умения выполнять упражнения под музыку, согласовывая ритм движения с музыкальным сопровождением;

- развивать общую и мелкую моторику;

- содействовать развитию координации движений.

Образовательная область «Художественное творчество».

Задачи:

- побуждение к самовыражению под музыку;

- развивать умение передавать в пластике образы животных (слон, жираф, лев, крокодил, носорог, бегемот, зебра, обезьяны);

- совершенствовать танцевальные навыки  (подскоки, галоп прямой и боковой).

Предварительная  деятельность

Беседа о животных Африки, рассматривание иллюстраций. Проведение музыкально- ритмических, пальчиковых игр, логоритмических этюдов. Прослушивание музыкального материала («Песенка Красной Шапочки», «Чунга - Чанга» лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И.) Знакомство с упражнениями игрового стретчинга.

Материалы

CD-проигрыватель, лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., разноцветные ленты с кольцом.

Ход совместной деятельности.

Хореограф. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в прекрасную страну Жар  Африку. Мы позагораем на солнышке, поплаваем и поиграем, встретим  много диких животных, а сначала давайте познакомимся с некоторыми из них, повторяйте за мной слова и движения.

Логоритмическое упражнение «Веселая Африка»

Это лев, он царь зверей. В мире нет его сильней (руками показать львиную гриву, корону, силу)

А смешные обезьяны раскачали все лианы (дети ставят ноги на ширину плеч и, согнув в локтях руки с расставленными в стороны  пальцами, выполняют пружинку)

А вот умный, добрый слон посылает всем поклон (пальцы рук прижаты к голове, наклоны туловища вперед - вправо, вперед – влево)

Леопард так быстро скачет, словно мой любимый мячик (легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях)

Зебра головой качает, к себе в гости приглашает (ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях за спиной, «пружинка» с наклоном головы вперед)

Вот удав меня пугает и к себе не подпускает (руки согнуты, ладони соединены перед собой, дети выполняют руками волнообразные движения)

Вот павлин, он чудо-птица и всегда собой гордится (ходьба на месте, руки назад – в стороны, пальцы широко расставлены, дети двигаются грациозно, легко переступая с ноги на ногу, вытягивая носок.)

Пони бегает, резвится, хочет с нами подружиться (легкие подскоки, руки двигаются вперед, назад в такт движениям ног).

Хореограф. Ребята, пора отправляться в Жар Африку. Поможет нам не сбиться с пути песенка Красной шапочки.

Танец (лицензионный CD «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И. )

Хореограф. Вот мы с вами и оказались в прекрасной стране Жар Африка! Смотрите, сколько животных хотят с нами подружиться!

Комплекс ОРУ «Эти забавные животные» (песня «Жар Африка» Антонов Ю.)

1. Жирафы

И. П. о. с., стоя, лицом друг к другу, руки внизу 1 – подняться на носки, руки вверх, 2 – и. п. 6 раз Выполнять синхронно.

2. Слоны

И. П. то же, взявшись за руки. 1 – поднять руки в стороны; 2 –наклон в сторону 3 – встать прямо, руки в стороны; 4 – и. п. По 4 раз в каждую сторону. Спина прямая.

3. Верблюды

И. П. стоя на коленях, держась за руки. 1 – присесть в разные стороны, держась за руки, 2 - и. п. По 4 раз в каждую сторону. Упражнение оба ребенка выполняют в одноименную сторону.

4.Леопарды

И. П. сидя лицом друг к другу, ноги широко врозь, держась за руки. 1 – один ребенок, наклоняясь вперед, дает возможность другому лечь на спину; 2 – и. п. 4 раза каждый ребенок. Удерживать равновесие.

5.  Лев на охоте  (дыхательное упражнение).

И. П. : о. с. руки на поясе. Выставляя правую (левую) ногу вперед, две руки ладошками сложить на колено, прогибая спину выполнить 3 резких вдоха, голова приподнята. И. П. – выдох. Выполнить по 2 разу.

Хореограф. Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, кто-то спрятался за пальму, да это же обезьянки!

Танец «Чунга-чанга»( лицензионный CD «Ритмическая мозаика» Бурениной А.И.)

Хореограф. Как жарко, неспроста эта страна называется Жар Африка! А вот и пляж,  там уже загорают Львенок и Черепаха. Мы тоже сейчас отдохнем и поплаваем.

Упражнения игрового стретчинга (Песенка Львенка и черепахи муз. Ген.Гладкова, сл. С.         Козлова)
1.
«Загораем» (дети лежат на спине, руки в стороны);

2. «Пловец» (дети лежат на животе, имитируют движения пловца);

3. «Морские камушки» (перекаты на спине, обхватив руками колени);

4. «Кошечка» (прогибание и выгибание спины);

5. «Носорог» (дети лежат на спине и подтягивают к груди согнутую в колене ногу). Все звери, особенно их детеныши, любят играть и резвиться. Давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Ловишка» с ленточками (водящего выбирают считалкой)

Считалка: Привезли нам обезьянку

Обезьянку – африканку,

Очень милую, смешную

И такую озорную

Целый день она шалит

И на месте не сидит.

Хореограф Давайте еще раз вспомним, кого же мы встретили в Африке.

Пальчиковая гимнастика

Если в жаркую страну

Я сегодня попаду (Сжимать и разжимать кисти в кулаки).

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы. (Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы. (Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)

Хорошо живется им

Не бывает снежных зим. (Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши, разводят руки в стороны).

Хореограф: Вот и закончилось наше путешествие. Много зверей мы встретили в Африке, поиграли в разные игры, узнали их повадки и движения.

Дать положительную оценку деятельности детей, в общем и индивидуально.

Планируемый результат:

Полученная информация стимулирует детей к познавательно-речевой деятельности. Способствует художественно – творческому развитию, развивает общую и мелкую моторику. Данная тема объединяет  ранее полученные детьми знания о животных Африки, закрепляет эмоциональный опыт и танцевальные навыки, содействует развитию координации движений. Способствует развитию мышления, внимания и памяти, формированию детского коллектива.

Дальнейшая работа: продолжать формировать экологическое мировоззрение, устойчивый интерес к природе, содействовать развитию координации, пластики движений, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Побуждать умение включаться в совместную игровую деятельности.  Продолжать работу с системой художественно-развивающих игр  приемами ТРИЗ.

Список литературы:

1. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «Физкульт – привет минуткам и паузам» СПб Детство – Пресс. 2004.

2. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2006.

3.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. – СПб.:Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

4.Константинова А. Стретчинг. Учебное пособие. -  СПб., 1993.

5. О.С.Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» -  СПб.,Детство-Пресс 2002.

6.И.А.Кутузова, А.А. Кудрявцева «Музыкальный калейдоскоп» М. 2002.

7.М.И.Чистякова «Психогимнастика» М.1

8.Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «СА-ФИ-ДАНСЕ» Детство-Пресс, 2006



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по ритмике и танцу для старшей группы

«Космическое путешествие»

Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга


В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., музыкально-ритмические этюды, танцевально-игровая гимнастика, танцевальная импровизация,  музыкально – творческие игры, работа с загадками, средства ИКТ. 

Участники: дошкольники 6 -7 лет

Количество детей: 20 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел: Обобщить представления детей о космосе,  используя современные информационные технологии. Способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей. Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки, формировать умение ориентироваться в пространстве, выразительность и грациозность движений.

Образовательная область «Социализация».

          Задачи:

           - продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к изучению космического пространства;

           - воспитывать бережное  отношение к своей планете.

Образовательная область «Коммуникация».

            Задачи:

            - совершенствование умения общаться в коллективе;

            - согласованно действовать в заданных условиях;

            - воспринимать и выполнять инструкции педагога;  

            - развивать динамическую сторону общения, инициативность.

Образовательная область «Познание».

              Задачи:  

            - продолжать знакомство с историей освоения космоса;

            - формировать у детей устойчивость внимания, развивать ассоциативное и логическое мышление.

 

Образовательная область «Художественное творчество».

               Задачи:

  - способствовать созданию оригинальных танцевальных композиций;

              -  развивать у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.

               

Образовательная область «Музыка».

               Задачи:

            - развивать эмоциональность;

       - закреплять умения выполнять упражнения под музыку, согласовывая ритм движения с музыкальным сопровождением;

       - совершенствовать   исполнение музыкально-ритмических этюдов, танцевальных движений;

       - развивать координацию движений, общую и мелкую моторику.

Предварительная  деятельность

- беседы с использованием икт технологий о космосе, истории освоения космоса ;

           - рассматривание, чтение книг о космосе;

- экскурсия в « Клуб почемучек»;

- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;

- организация интегрированной  совместной деятельности педагога дополнительного образования и воспитателей;

- освоение движений, элементов танцев, подвижных игр

Материалы: мультимедийное устройство, слайды, CD проигрыватель, лицензионный диск «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И., CD «Лучшие детские песни», 5 гимнастических обручей.

Ход занятия.

Дети организованно входят в зал под песню “Вместе весело шагать” (М. Матусовский , В. Шаинский)

Хореограф:

Ждут вас быстрые ракеты
Для полета по планетам.
Отправляемся на Марс.
Звезды, ждите в гости нас!

Построение в шахматном порядке.

Хореограф: Здравствуйте, ребята! В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. Как его звали? (Юрий Алексеевич Гагарин). А вы хотели бы полететь в космос? Предлагаю вам сегодня совершить увлекательное космическое путешествие на Марс. Ребята, Марс – это планета. Кто из вас знает другие планеты нашей Солнечной системы?   Сейчас проверим. (Дети повторяют  слова и движения, проводится пальчиковая игра “Планеты”).

Раз, два, три, четыре, пять
Планеты будем мы считать.
Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля,
Четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун, а девятая – Плутон.
Кто не верит, выйди вон.

Все мы знаем, как важна физическая подготовка. А для космонавтов она особенно необходима, ведь они должны быть тренированными и закаленными. Давайте и мы с детства будем готовить себя к полетам в космос.

Мы готовы прямо завтра
Записаться в космонавты.
Космонавтом можешь стать, 
Если будешь много знать.
Сядем смело мы в ракету,
Облетим мы всю планету.

Но прежде чем полететь, мы должны пройти подготовку – космическую тренировку.

Космическая зарядка

Ходьба с выполнением различных заданий: на носках, руки на поясе; на пятках, руки за головой; на внешней стороне стопы; “гусиным” шагом; “паучки”.

Бег с выполнением различных заданий: боковой галоп в правую и левую стороны; с высоким подниманием голени; с высоким подниманием колена.

Спокойная ходьба на восстановление дыхания.

 ОРУ без предметов. 

Чтобы в космос полететь,
Надо сильным, смелым быть.
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться!

1. И.п.: о.с. 1 – поднять плечи вверх; 2 – и.п. (8-10 раз)

2. И.п.: о.с. руки на поясе - повороты и наклоны головы (8-10 раз)

3.И.п.: о.с. 1 – наклон корпуса в сторону; 2 – и.п. (8-10 раз) 

4.И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола – выдох; 2 – и.п. – вдох (6-8 раз)

5. И.п.: о.с. руки на поясе 1 – приседание с поворотом корпуса; 2 – и.п. (8-10 раз)

6. И.п.: о.с. 1 – присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки вперед; 2 – и.п. (6-8 раз).

7. Много раз я отожмусь
Утром на зарядке.
И руками оттолкнусь, 
Будет все в порядке.

Раз, два – руки согнуть,
Три, четыре – разогнуть!

8. И.п.: лежа на животе, удержание туловища, руки за голову (6 раз по 4 счета).

9. И.п.: о.с. Подпрыгивание с ноги на ногу, высоко поднимая колени и оттягивая носок (4 раза по 10 прыжков).

Хореограф: Да, ребята, вы хорошо потренировались. Но в космосе надо быть готовыми к любым неожиданностям. Все космонавты проходят специальную подготовку, отрабатывают свои действия в необычных ситуациях. Теперь вас сейчас ждет испытание на готовность к полету в космос.

Испытания для космонавтов “Проверь себя” 

1- упражнение на координацию движения 

 И.п.: о.с. 1 – правая рука вперед; 2 – левая вперед; 3 – правая вверх; 4 – левая вверх. Обратное движение в том же порядке (4раза).

№2 - «центрифуга» 

 И.п.: о.с. руки в стороны, вращение на месте с остановкой по хлопку (3-4 раза)

№3 - упражнение на равновесие

 И.п.: о.с. 1 –руки поднять вверх, ногу поднять согнутую в колене. Кто дольше  простоит на одной ноге. Повторить с другой ноги.  

Хореограф:

Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор, 
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!

 Ребята, как называется этот стальной корабль? (Ракета). Давайте строить ракету и отправляться в космическое путешествие.

Ритмический этюд «Ракета»

Строим ракету

1И.п.: о.с. на 4 счета поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладоши над головой.  На 4 счета опустить руки через стороны вниз (4 раза).

2 И.п.: о.с. руки перед собой выполняют перекрестное движение (8 раз ).

Заводим двигатели

1. И.п.: о.с . на 4 счета выпад в право, руки исполняют движение «моторчик».

На 4 счета повторить в левую сторону (4 раза).

2. И.п.: о.с .руки подняты вверх, на 4 счета с наклоном вниз руки исполняют движение «моторчик». На 4 счета вернуться в И.п.

Начинаем отсчет (пальчиковая гимнастика)

1. И.п.: о.с. 5,4,3,2,1-«Пуск!» Дети повторяют  слова и поочередно разгибают пальцы, сомкнутые в кулак.

Взлет

 1. И.п.: о.с. прыжки на 2 ногах на месте с вытянутыми носками, руки прижаты к туловищу (16 раз).

Полет

 1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны – покачивание с переносом веса тела на одну ногу.

Хореограф:  Ребята, мы свами оторвались от Земли и находимся в открытом космосе. Давайте посмотрим, что можно наблюдать из окошка  космического корабля, которое называется  иллюминатор. 

Галактика (слайд)

Луна - спутник Земли (слайд)

Звезды (слайд)

Солнце (слайд)

Земля (слайд)

Кометы (слайд)

Музыкально-двигательная импровизация

 Хореограф:  А теперь предлагаю вам показать под музыку движением или позой все то, что  вы только что увидели (во время игры педагог наблюдает за детьми, подбадривает, дает положительную оценку).

Хореограф:  Настоящим космонавтам надо выходить из своих ракет, чтобы изучить чужие планеты. Вот и мы с вам приземлились на Марсе. Давайте пересядем в «марсоход» и осмотрим окрестности.

Упражнение ходьба «паучком».

 Посмотрите, какая неровная поверхность у этой планеты: приходиться то спускаться вниз, то подниматься в гору.

Упражнение на ориентировку в пространстве  (дети строятся в колонну по одному в правом верхнем углу зала, двигаются подскоками «восьмеркой»).

Хореограф: Ой, ребята, посмотрите! Нас ждет новое испытание: нам нужно обойти кратер вулкана, а чтобы нам быстрее справиться, давайте сделаем это боковым галопом (боковой галоп лицом и спиной в круг).

Хореограф: Наша марсианская программа выполнена!

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Дружно за руки возьмись,
В круг скорее становись.

Подвижная игра “Космонавты”.

В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. В одной ракете может поместиться 2-3 космонавта. Всем мест в ракетах не хватает. Дети берутся за руки, идут по кругу хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие места объявляют свои маршруты (Земля – Луна – Марс; Земля – Марс – Земля и     т. д.). Затем все собираются в общий круг, берутся за руки. Игра повторяется 2-3 раза.

Хореограф:

Возвращаться нам пора,
Прилетает детвора.
Из полета возвратились
И на Землю приземлились.

Незаметно пролетело время в полете.  Вот мы и вернулись в наш детский сад, где мы с вами любим танцевать и играть.

 Танец «Разноцветная игра» (лицензионный  CD «Ритмическая мозаика» Буренина А)

Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.

Планируемый результат:

Полученная  в ходе НОД информация, стимулирует детей к познавательно-речевой, художественно – творческой деятельности, музыкально - ритмические комбинации укрепляют основные мышечные группы, формируют умение ориентироваться в пространстве, выразительность и грациозность движений.

 

Дальнейшая работа:

- осмысление новых знаний, выражение собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового;

- подведение итогов и организация совместной продуктивно-творческой деятельности;

- создание хореографической зарисовки на основе танцевальной импровизации детей «Космические дали»;

         -  продолжение работы с системой художественно – развивающих игр,  приемами ТРИЗ.

 

Используемая литература.

1. В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука»,  «Детская литература» 1990

2. Д-р. М.Голдсмит перевод с английского А. Ковалевой «Современная детская энциклопедия Космос» 2010 

3. Азбука хореографии / Под ред .Барышникова Т. К. - М.: Айрис, 2000

4. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006

5. Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Фирилёва «Физкульт – привет минуткам и паузам» СПб Детство – Пресс. 2004

6. Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7лет. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 20036. Фирилева Ж.Е.,

.

 



Предварительный просмотр:

«Реализация задач социально-личностного развития в проектной деятельности»

Плотникова И. Д. – педагог дополнительного образования (хореограф) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района

Санкт-Петербурга

В НОД использованы следующие технологии, методы и приёмы: пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, средства ИКТ. 

Участники: дошкольники 6 -7 лет

Количество детей: 20 человек

Длительность: 30 минут

Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и способствовать формированию у детей мотивации деятельности, способности к целеполаганию в процессе совместной деятельности; приобщение к русской традиционной культуре, музыкальному и танцевальному  фольклору.

Образовательная область «Социализация»

          Задачи:

           - продолжать работу по формированию устойчивого интереса у детей к истокам русской             культуры;

           - уточнить представления детей о традиционной форме отдыха русских людей в деревнях –  посиделки, обратив внимание на особенность костюма, традиционные ремесла, народные игры и развлечения.

Образовательная область «Коммуникация».

            Задачи:

            - совершенствование умения общаться в коллективе;

            - согласованно действовать в заданных условиях;

            - воспринимать и выполнять инструкции педагогов;  

            - развивать динамическую сторону общения, инициативность.

Образовательная область «Познание».

              Задачи:  

               - продолжать знакомство с историей, культурными традициями России, русским народным костюмом;

                - формировать у детей устойчивость внимания, развивать ассоциативное и логическое мышление.

 Образовательная область «Художественное творчество»

               Задачи:

               - активизировать интерес к народным художественным промыслам;

               - изготовление плоскостных кукол в русских костюмах;

   - драматизация русских сказок;

   - освоить движения мужского и женского русского танца;

   - способствовать созданию оригинальных танцевальных композиций;

               - продолжать работу по развитию у детей способности коллективной творческой деятельности в процессе постановки и разрешения проблемной ситуации.

               

Образовательная область «Музыка».

                Задачи:

         - создавать музыкально - художественные образы во время музыкальных игр и танцев;

         - воспитывать культуру слушания русского музыкального фольклора;

   -способствовать освоению детьми элементов русского танца  для создания образов;

   - развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.

Предварительная совместная деятельность:

- беседы с использованием ИКТ о русском народном костюме и его элементах,

 русской шали (павлово-пасадская, оренбургский пуховый платок, шёлковая шаль);

            -  рассматривание, раскрашивание, самостоятельное рисование русских народных узоров;

- мастерская народного костюма, изготовление плоскостныхкукол в народных костюмах;

- знакомство с тардиционными русскими ремеслами, бытом славянской семьи, формами досуга – посиделками, народными подвижными играми и забавами;

 - привлечение родителей к проекту, участие родителей в создании энциклопедии русских посиделок;

- экскурсия в музей русского быта;

- проведение осенней ярмарки;

- организация условий в группе для отражения полученных знаний, умений и навыков в проблеме, в самостоятельной и совместной деятельности;

- проведение «Книжкиной недели» на основе русских народных сказок;

- создание энциклопедии русского быта;

- организация интегрированной  совместной деятельности педагогов, обеспечивающий синтез искусств (устного народного творчества, музыки и живописи, народной хореографии);

Материалы: мультимедийное устройство, слайды, CD проигрыватель, русские традиционные костюмы для взрослых и детей, павлово-пасадская шаль, оренбургский  пуховый платок, шёлковая шаль, 8 шалей для танца девочек, предметы русского быта.  

Ход совместной деятельности

Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли в хореографический класс к Ирине Дмитриевне, а ее что-то нет. Давайте ее подождем и оглядимся. Как изменился внешний вид помещения. Что появилось такое, чего никогда не было?  (Дети осматривают помещение, перечисляют новые предметы).

Воспитатель. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

Это что? – Прялка.

«В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней».

А для чего она была нужна? (дети предполагают, рассуждают) Прялка - уникальный инструмент. От того, насколько богато и красива была расписана прялка – можно было судить о богатстве хозяйки дома. Посмотрите, какие еще были прялки (слайд №3)

А вот загадки: ( cлайд№4)

 «Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» Что это? (веретено)

Воспитатель. А эта загадка о чем?

У носатого Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Воспитатель: О чем эта загадка? Да, конечно – это самовар.

Речка льняная

Лодка стальная

Проплывет она –

Исчезнет волна.

Воспитатель. Вы правильно отгадали это утюг. Посмотрите здесь изображено два утюга. Один похож на современный утюг, а второй – еще более древний, он называется рубель.

    Отгадайте, а что это за предмет? (чугунные щипцы)

Воспитатель. Да, это  щипцы. Ими русские девицы делали себе кудри, чтобы быть красавицами.

Входит Хореограф: Ой, кто же тут у меня в гостях. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Приветствует детей поклоном. (Дети отвечают на поклон)

Воспитатель. Ирина, Дмитриевна, какая вы сегодня красивая. Можно мы Вами немножко полюбуемся. (Дети встают в круг и, передавая, друг другу красивый платочек, говорят комплименты).

Хореограф. Конечно можно. Я сегодня в русском народном костюме не случайно. Я танцую не только с вами в детском саду. Еще я работаю в танцевальном коллективе «Сударушка», в котором занимаются люди, увлеченные русскими песнями и танцами.

Воспитатель. Такая красота достойна комплимента. Помните нашу игру «Комплимент». (С платочком.)

Хореограф. Спасибо Вам ребятки за добрые слова.

Воспитатель. А мы с ребятами в изостудии рассматривали иллюстрации и рисовали детали русского костюма.

Хореограф. Очень хорошо. Тогда вы сможете сказать, что же на мне надето. (Рубаха, сарафан, кокошник).

Одежда на Руси всегда была очень красивой (слайд № 5). Ребята, а из чего шили и как украшали предметы традиционного русского костюма? Молодцы, а вы знаете, что по одежде можно было определить, где живет человек – на севере или юге России, сколько ему примерно лет, замужняя перед вами женщина или еще в девках ходит, на праздник он собрался или на работу? (слайд№6)  

А еще я вам хочу показать фотографии моей бабушки и мамы. Они тоже одеты в русские народные костюмы. Но не в сарафаны. А как называется такой вид костюма, из каких деталей он состоит? Да, это понева – прабабушка юбки и рубаха. Это костюм юга России. Представляете, ее вышивала моя прабабушка – мама моей бабушки.

Ребенок. Ирина Дмитриевна, мы хотели бы организовать русские посиделки и пригласить родителей. Пришли к вам за советом, как лучше это сделать.

Хореограф. Да, конечно, я вам помогу. А сначала наряжайтесь, да на посиделки отправляйтесь. (Дети переодеваются, звучит музыка) Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых танцев, старинных обычаев и традиций. В каком народе живешь, таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый интересный обычай - русские посиделки. Не спроста вы ими заинтересовались.

Воспитатель. Ребята, наши костюмы сшиты по  мотивам русских народных костюмов, давайте полюбуемся на себя. (Дети любуются на себя в зеркале). (Воспитатель выходит, быстро переодевается в русский костюм.)

Хореограф. Приходя, друг к другу в гости, принято здороваться. На Руси часто приветствовали друг друга поклоном. А мы с вами разучивали к ярмарке танец «Брови». Дети танцуют.

Воспитатель. Вот я тоже захотела стать красавицей. Я вам нравлюсь? Я тоже готова к посиделкам.

Воспитатель. Жизнь в деревне была не простой. Люди очень много работали. Были работы мужские и женские. Какие работы выполняли мужчины? А какие – женщины? (слайд № 7)

 Давайте поиграем в отгадалки. Я буду говорить слово, а вы называть ремесло, к которому оно относится:

- пряжа;

- солома;

- мука;

- холст;

- молот;

- молоко.

Хореограф. А теперь вы можете рассказать о ремеслах не словами, а языком танца (танец «Ремесла»)

Хореограф. Ребята, посмотрите, какие у меня красивые шали.

Воспитатель. Можно мне шали померить.

Хореограф. Примерьте вот эту. Дети, как называется эта шаль? А почему она так называется?

Посмотрите, какие у меня еще есть шали.

Воспитатель (примеряет пуховый платок) Ой, какой мягкий. А как он называется?

Это оренбургский пуховый платок.

Воспитатель. А это? (шелковая шаль.)

Хореограф. Посмотрите, потрогайте и скажите, чем они отличаются друг от друга? А теперь давайте поиграем. Девочки накинут шали на плечи, а мальчики с завязанными глазами дотронуться до плеча девочек, и попытаются угадать, какая у кого шаль. В такую игру можно поиграть на посиделках.

Воспитатель. Ах, какие женщины, на Руси искусницы и мастерицы, да на работу скоры и в танце задорны. Покажите, как красивы шали в танце. А Мальчики на вас полюбуются. Танец «Шали».

Хореограф. На славу танец у вас получился. На посиделках часто играли в игры, водили хороводы. Какой недавно был народный праздник? Масленица. Давайте и мы с вами поводим хоровод, который можно будет, потом вместе с мамами поводить. Хоровод.

Воспитатель. А в какую игру можно еще поиграть на посиделках.

Хореограф. Игра «Гори, гори ясно»

Воспитатель. Ну, мы и напелись и наплясались. Чай проголодались?

Хореограф. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель. Все, что есть в печи, все на стол мечи!

Хореограф. Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.

Вот чай, чай, чай.

Гость хозяюшку встречай!

Прибауткой отвечай! (Дети отвечают).

- Кому махну платком, тот прибаутку и скажет.

Чай пить – приятно жить!

- Попьешь чайку – позабудешь про тоску!

- Чай не пил, – какая сила, чай попил – совсем ослаб!

- От чая лиха не бывает!

- Как Марфушка для Петра наварила, напекла 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов. Хватит на всех едоков.

- Хозяюшку нашу потешьте – пирогов поешьте.

- Мы люди не гордые – нету хлеба – подавай пироги.

- Лакомый кусок – скорее в роток.

- Эх, с маслицем и сметаной и хозяюшкин лапоть съешь.

Хореограф. Да, посиделки часто проходили за чаем с угощениями. Ребята, вы поняли, чем можно заняться на посиделках?

Воспитатель. Ну, гости дорогие, пора и честь знать, хозяйке пора отдыхать. Стол «Спасибом» красится. Спасибо вам хозяюшка, пироги у Вас хорошие, сердце Ваше приветливое.

Все. Спасибо этому дому пойдем к другому!

Хореограф. Вот и шуткам – прибаутка конец, а кто слушал – молодец! Я думаю, что я вам помогла немного. Вы в группе еще посоветуетесь, и у вас получатся замечательные посиделки.

Воспитатель. Давайте поблагодарим Ирину Дмитриевну и попрощаемся с ней русским поклоном.

        

Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.

Планируемый результат:

Полученная информация стимулирует детей к познавательно-речевой деятельности. Способствует художественно – творческому развитию, развитию патриотизма. 

Данная тема:

- помогла объединить все ранее полученные детьми знания, эмоциональный опыт и навыки;

- способствовала формированию у детей устойчивого интереса к истокам русской культуры;

- стимулировала совершенствованию у детей навыка поддерживать беседу в группе на заданную тему,  соблюдая правила речевого этикета;

- способствовала развитию мышления, внимания и памяти;

- способствовала обеспечению разностороннего социально-личностного развития, усвоению традиций и обычаев русского народа;

- позволила  интегрировать деятельность воспитателей с педагогами дополнительного образования: хореографом, руководителем изостудии и музыкальным руководителем;

            - оказала влияние на формирование детского коллектива;

- способствовала введению родителей в образовательное пространство группы.

 

         Дальнейшая работа:

- осмысление новых знаний, выражение нового знания своими словами, выражение собственного отношения к новому материалу, обращение к самому себе – что я узнал нового;

- подведение итогов и организация совместной продуктивно-творческой деятельности, создания рисунков на тему: «Русские богатыри»;

- продолжение знакомства с русским фольклором и танцевальной культурой;

-  продолжение работы с системой художественно – развивающих игр,  приемами ТРИЗ.

        Список литературы:

1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова  «Образовательные проекты в детском саду»

 АЙРИС-Пресс, Москва, 2008 год

2. Составлена Иваном Панкеевым, «Полная энциклопедия быта русского народа»,  «Олма-пресс», 1998 год.

3. М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. «Красна изба…» методическое пособие

 «Детство-пресс», СПб, 2000год.

4. Т.А.Устинова. «Избранные русские народные танцы». Москва, «Искусство», 1996год.

5. Составитель А.Чижик. «Русские кадрили» сборник.  «Искусство», Москва, 1956год.

6. «Искусство балетмейстера» «Просвещение», Москва, 1986год.



Предварительный просмотр:

Конспект летнего праздника по теме: «Шоу - Мяу»

   

Анахосян С.В. –музыкальный руководитель высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Васильева Н. А. – педагог дополнительного образования (ИЗО) высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга

    Плотникова И.Д. - хореограф руководитель высшей квалификационной категории ГБДОУ №7 ЦРР детского сада №7 Колпинского района Санкт-Петербурга

В НОД использованы технологии, методы и приёмы работы:  

мелодекламация, пение, танцы, музыкально – творческие игры, работа с загадками, рисование школьными мелками на пленере.

Участники: дошкольники 3 -7 лет

Количество детей: 20 человек

Длительность: 20 минут

Педагогический замысел: активизация детских представлений об окружающем мире и формирование гуманного отношения к природе. Приобщение к музыкальному искусству.

Образовательная область Социализация

Задачи:

  • Постепенно раскрывать перед детьми чувство принадлежности к сообществу природы.
  • Способствовать развитию представлений детей о собственном единстве с миром природы.
  • Формирование знаний в области изобразительного искусства.
  • Формирование представлений о музыкальном искусстве.
  • На основе восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства вызвать интерес к изображению кошек.

Образовательная область Коммуникация

Задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение действовать вместе.
  • Формировать у детей представления о взаимоотношениях кошек через сравнение семейных отношений у людей (одухотворение живой природы).
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми посредством музыки.

Образовательная область Познание

Задачи:

  • Формировать общие представления о кошках, особенности внешнего вида, особенности издаваемых звуков, повадки.
  • Знакомить детей с музыкальным творчеством, посвящённым животным.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память и воображение, мышление.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  •  Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.

Образовательная область Художественное творчество

Задачи:

  • Дать представление о многообразии способов изображения кошачьих, как в изобразительном творчестве, так и в музыкальном.
  • Расширять представления о представителях кошачьих, их внешнем виде, повадках.
  • Учить в рисунке, передавать намерения котов (смотрят друг на друга, сердятся, играют в догонялки…).
  • Способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций.
  • Способствовать художественно – творческому развитию детей: развивать способность переживания  анималистическому образу.
  • Развивать эмоциональное восприятие цвета.
  • Упражнять в создании изображения при помощи школьных мелков.

Образовательная область Музыка

Задачи:

  • Создавать музыкально - художественные образы во время музыкальных игр и танцев.
  • Воспитывать культуру слушания.
  • Способствовать освоению детьми элементов танца и ритмопластики для создания образов.
  • Развивать умения выразительного исполнения музыкальных произведений.

Предварительная совместная деятельность

- раскрашивание с детьми младшего и среднего дошкольного возраста силуэтов котов, при помощи тычковых кисточек и гуаши.

- изготовление и раскрашивание с детьми старшего дошкольного возраста масок – шапочек котов и кошек.

- разучивание стихов и песен и танцев о котах.

Материал:

- плакаты с наклеенными на них силуэтами котов рыжего и серого цвета.

- школьные мелки

- изготовленные детьми, в совместной изобразительной деятельности, шапочки – маски котов и кошек.

Ход совместной деятельности:

Ведущий: - Здравствуйте дорогие дети и  взрослые. Я смотрю у вас есть ушки, усы, хвостики, а кто вы сегодня?

Дети: - Котята, коты, кошки.

 А раз так, открываем наше «Шоу-Мяу» и приглашаем всех на разминку.

Общий танец «Разминка» (музыкальное сопровождение – песня Б.Соловьёва «Кот Леопольд»).

Ведущий: - Ну, котятки молодцы, рассаживайтесь и теперь послушаем старших котят, они приготовили нам стихи.

Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.

А. Барто «Котята»                                                     Б.Заходер

Котёнок возится с клубком:                                        Живут на земле,

То подползёт к нему тайком,                                      Существа неземной красоты.

То на клубок начнёт кидаться,                                    Я думаю,

Толкнёт его, отпрыгнет в бок…                                  Ты догадался, что это – коты!

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

«Кошки – мышки»                                                                      

Сказала Кошка мышке:                                                

- Давай с тобой дружить!

И будем этой дружбой,

До смерти дорожить!

Боюсь, - сказала Мышка,

Что цель твоя близка

И будет наша дружба

Предельно коротка!

- Ну что ж! – сказала Кошка,

Могу тебя понять!

Я вижу, что смекалку,

У мышек не отнять!

Ведущий: - А сейчас большие котята посидят, а маленькие котятки покажут какие у них мягкие лапки и как они умеют царапаться.

Песня «Цап-царап» (музыка С.Гаврилова, слова Р.Алдониной).

Ведущий: - Молодцы котяточки, бегите на стульчики, а теперь самые большие котята, почти коты и кошки нам расскажут стихи.

Стихи читают дети старшего дошкольного возраста.

Сергей Михалков «Котята»

Вы послушайте, ребята,

я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый         белый,
ДВА - котенок самый         смелый,
ТРИ - котенок самый         умный,
А ЧЕТЫРЕ -         самый         шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам ребята,

Посмотреть и посчитать.

Ведущий: - Ребята-котята, посмотрите каких замечательных котов, нарисовали малыши. Два из них какого цвета? А другие четыре? Вот сейчас про рыжих котов споют нам песню старшие, большие котята.

Песня о котах («Жили, были два кота» музыка Е.Веврика, слова А.Чуркина).

Ведущий: - А сейчас, снова маленькие котятки расскажут, как они спят, резвятся.

игра «На ковре котята спят» (логоритмические упражнения).

Ведущий: - Ну а теперь, я – тётя кошка, загадаю вам всем загадки:

загадки

-Помурлыкала немножко и в клубок свернулась…          (кошка)

-Вот налью сметану в плошку, позову на завтрак …        (кошку)

-Распушив свои хвосты, размяукались …                          (коты)

-Ребятишки все хотят завести себе …                                 (котят)

Ведущий: - А знаете, кошки без мышек никак не живут, точно так же как мышки без кошек и теперь посмотрим, как кошки помогают мышкам. Выходите старшие котята.

Танец «Пешком шагали мышки» (музыкальное сопровождение – песня Г.Гладкова «Кошки – мышки»).

Ведущий: - Теперь, когда вы все разогрелись и расшалились,

                     Весёлая компания удвой своё внимание.

                     Я буду вам сейчас загадывать трудные загадки.

                     Раньше рифма помогала, теперь коварной стала,

                     Ты дружёк не торопись на крючок не попадись.

Загадки «Удвой своё внимание»

- Знает даже и малыш, что Матроскин – это…    (кот)

- К нам в открытое окошко залетела ночь…        (мошка)

- Подрастёт щенок, потом станет верным он…   (псом)

- Птицу с веерным хвостом называем мы…        (павлином)

Ведущий: - А вы знаете, что пока мы тут с вами разгадывали загадки, у нас уснул Васька-кот (выбрать кота из детей младшего возраста, усадить на ковер в центре). Вот он. А мы вокруг него будем хоровод водить, выходите старшие котята.

Игра-хоровод «Вот проснётся Васька-кот», (народная прибаутка)

Ведущий: -  А сейчас, Рома и Ксюша споют нам шуточную песенку для котика.

«Кот сибирский» (музыка О.С.Борамыковой).

Ведущий: - Вы знаете, у одной девочки была кошка, которую не надо было уговаривать съесть сосиску, она итак была слишком шустрая и не послушная, и девочка её за это ругала. Посмотрите, как это было. Покажут нам старшие котята.

Танец «Кошку девочка ругала» (музыкальное сопровождение – песня «Расплата» литовская народная мелодия).

Ведущий: - А кота Леопольда знают все. Он нам споёт про хорошее настроение и мы сейчас все к нему присоединимся, выходите танцевать все котята и большие и маленькие.

Танец «Кот Леопольд» (музыка Б.Савельева, слова М.Пляцковского «Если добрый ты»).

Ведущий: - Ну, а сейчас объявляю «Мяу – дискотеку».

Общие танцы по желанию детей (музыка на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий: - А теперь продолжим наш праздник на улице. Посмотрите, как много у меня разноцветных мелков! Идемте, нарисуем на асфальте разных, разных котов, кошек и котят, и сказочных и настоящих.

Дети и педагоги входят на улицу, где под музыку рисуют школьными мелками.

Ведущий: - Вот и подошло к концу наше весёлое «Шоу-Мяу». Желаем всем счастливого, тёплого и солнечного лета. До новых встреч.

Дать положительную оценку деятельности детей, в общем, и индивидуально.

Планируемый результат:

Проведённая в ходе НОД деятельность, стимулирует детей к художественно – творческой деятельности, воспитывает доброжелательное отношение к окружающему миру и друг к другу.

Дальнейшая работа:

- создание рисунков в нетрадиционной технике рисования.

- продолжение работы с системой художественно – развивающих игр и музыкальных игр.

Используемая литература.

  1. С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Усатый полосатый»;
  2. Е.И.Чарушин «Про Тюпу»;
  3. Н.Н.Носов «Живая шляпа»;
  4. А.А.Введенский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...