"Весёлая ярмарка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Колесник Светлана

Конспект открытого занятия по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Тема: «Весёлая ярмарка».
Цель: развивать познавательный интерес к истории своего народа на основе различных видов деятельности.
Программные задачи:
- Знакомить детей с традициями и бытом кубанского народа.
- Формировать патриотическое мышление, умение употреблять кубанские пословицы и поговорки, обогащать активный словарь детей.
- Развивать любознательность; творческие способности.
- Воспитывать любовь к малой родине, эстетические чувства к месту, где родился.

Оборудование: Кубанская музыка, слайды с иллюстрациями Кубани, атрибуты для оформления ярмарки(муляжи овощей и фруктов, продукты питания, поделки...), предметы казачьего быта(посуда, плетёная корзина, сундук, рушники...); заготовка каравая, солёное тесто для его украшения, монеты из картона, для поощрения детей.

Ход образовательной ситуации:

Входит воспитатель в казачьем костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется).

Зовут меня Владимировна.

Я очень рада встречи с вами!

И пришла я к вам неспроста.
Слайды презентации «Чем славится Кубань!»

(Просмотр презентации сопровождается стихотворением)
Посмотрите вокруг:
Зачарует краса,
Нету края прекраснее нашего,
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
А какие сады на Кубани у нас,
А какие девчата-красавицы!
Кубань – это житница нашей страны,
Стихами и песнями славится.

Воспитатель: Ребята, осенью кубанцы хорошо потрудились и собрали богатый урожай. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Ярмарка - это место, где можно что-либо продать или купить. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для этого нам надо взять волшебную казачью папаху, повернуться вокруг себя и произнести заклинания: «Время, время остановись! К нашим предкам на ярмарку повернись!»
Дети кружатся возле папахи три раза и повторяют слова, затем вместе с казачкой Владимировной перемещаются в зал, в котором располагается казачья ярмарка.
Входят под музыку кубанской песни.
В зале стоят атрибуты казачьей ярмарки.

За прилавками мальчик и девочки одетые в казачьи костюмы (дети из подготовительной группы). Девочки-казачки встречают гостей хлебом-солью (одна девочка держит рушник с караваем).

1-я девочка:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гулянье!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
2-я девочка:

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!
Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали на казачью ярмарку. А вот и хозяева – казак и казачки. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: В казачьих семьях, ребята, главой был казак. Как вы думаете, почему?
Дети: Казак работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Воспитатель: Верно. А его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды. А вы знаете, в чём хранили питьевую воду?
Дети: В кувшине. (Воспитатель с детьми рассматривают кувшин).
Воспитатель: Правильно, ребята! Если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит, кувшин дышал. Настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. Но не все мастера могли изготовить такую посуду.
Ребята, а где же можно было ещё взять простым людям такие необходимые в быту глиняные изделия, как вы думаете?
Дети: Купить.
Воспитатель: Верно! Многие вещи изготовляли кубанские мастера сами, но и очень многое приобреталось на казачьих ярмарках.

Ярмарки в старину бывали разные и проводились не так часто, а раз в сезон. Бывали весенние, летние, зимние и осенние. Поэтому казакам нужно было успеть запастись товаром в прок. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.
Воспитатель: А вот ещё один глиняный товар (показывает глэчик).
Вы знаете его название?
Дети: Глэчик!
Воспитатель: Правильно! В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете ли вы, назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В глэчике держали сметану, варенье, молоко.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
В чугунке варили картошку.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы достойны похвалы, что так много знаете о казачьей посуде. А как же казаки привозили свой товар на ярмарку?

Дети: На лошадях.

Воспитатель: Жители Кубани ездили  верхом на лошадях,  а ещё на повозках, на телегах. Конь был  верным другом казака. У казаков была  особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях? Давайте сейчас прочтем казаку и казачке пословицы и расскажем, что же они означают.
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: Думаю, вы порадовали наших казачков!
А теперь, хлопчики и девчата, подходите к скрыне, так на Кубани называли сундук. Как вы думаете, что хранили в нём? (приоткрывает крышку)
Дети: Нарядную одежду, пояса, бусы, вышитые рубахи.
Воспитатель: Верно! А также рушники (показывает). Так на Кубани называется полотенце. Их украшали красными и чёрными узорами, и вышивали то, что видели в природе рядом с собой – птиц, животных, цветы.
Воспитатель: В быту казаки часто использовали плетёные изделия (показывает корзину). А вот из какого материала плели изделия?
Дети: Плели из камыша, тальника, тростника.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы сейчас и поиграем с вами в созвучную игру «Плетень»! Ведь на казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и веселились как могли: пели, танцевали, играли...
Проводится игра «Плетень». (хороводная игра)

Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:

Вокруг берёзоньки идем,

Кругом нас всё плетнём,

Плеть-плеть плетена,

Кругом ствола обведена.

Вьётся плетень, плетётся,

В поле, в лес волочётся.

Расплетайся, плетень, расплетись,

Золотой узелок, развяжись.

Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».

Расплетают плетень под приговоры:

Наряжен наряд -

Из ста ребят,

Все в один ряд,

Вместе связаны стоят.

Плетень, расплетайся,

На берёзоньку завивайся.

Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры. 
Воспитатель: Повеселились, поиграли. Ребята, а на Казачьих ярмарках ещё и подарки дарили. Давайте и мы подарим свой ярмарочный товар для продажи – вот этот каравай! (выносит каравай)
Воспитатель: Но, по-моему, чего-то ему не хватает. Давайте украсим каравай, чтобы стал ещё красивее, и пригласим наших казачков помочь нам в этом.
Дети: Давайте!
Проводится коллективная лепка «Украсим каравай».
Дети украшают каравай фигурками из солёного теста, вылепленными своими руками.
Воспитатель: Каравай у нас получился, просто загляденье! Его мы дарим от всего сердца казачьей ярмарке! (кланяется)                                                     Нам пора прощаться с казачьей ярмаркой и возвращаться.
Мальчик-казачок:                                                                                              Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!
3-я девочка:                                                                                              Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям! (кланяются)
Воспитатель: Вы ребята, молодцы, очень  внимательно меня слушали, а теперь давайте проверим, кто же был самым внимательным. Я буду задавать вопросы, за правильный ответ получите вот такую кубанскую монету.

Чем же славится наша Кубань?

А что такое ярмарка?

Какие товары мы видели на ярмарке?

Как часто организовывали ярмарки и как их называли?

Кроме торговли, чем ещё славились ярмарки?

Для чего же нам нужно знать историю своего народа?

Воспитатель: Умнички! А вот и наша волшебная папаха.
Дети кружатся возле папахи и выходят из зала, прощаясь под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весёлая Ярмарка"

Фольклорный праздник для детей подготовительной к школе группы....

"Весёлая ярмарка" (сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы)

Программное содержание: 1.  Развивать стойкий интерес к устному и  музыкальному фольклору (игры, песни, частушки, хороводы, танцы).              ...

"Весёлая ярмарка"

Сценарий праздника к дню 8 Марта....

"Весёлая ярмарка"

Комплексное занятие в подготовительной группе с использованием фольклора и изодеятельности...

Весёлая ярмарка

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Д...

Весёлая ярмарка

Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Д...