Главные вкладки

    Конспект практического мероприятия «Роль семьи в жизни казаков»
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Дать  представление, что родственные связи (семья) являются главной ниточкой в жизни казаков и всех людей в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_prakticheskogo_meropriyatiya.docx16.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект практического мероприятия «Роль семьи в жизни казаков»

    Цель: Дать  представление, что родственные связи (семья) являются главной ниточкой в жизни казаков и всех людей в целом.

    Программное содержание:

    • Дать представление, что семья держится на любви и уважении  близким людям.
    • Дать представление о том, что в  казацких семьях, так же как и в русских имеются свои обычаи, традиции, которые легли  в основу жизни казацких семей.
    • Воспитывать умение поддерживать уважение к семейным традициям, воспитывать чувство гордости за свою семью.

    Ход мероприятия:

    Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю фрагмент беседы с Краснопеевым  Леонидом Николаевичем внуком потомственного казака:

    - Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего,  не уважает самого себя, свой род, своих древних предков

         С раннего возраста семья направляет наше сознание волю, чувства. Семья – это первая  общественная ступень в жизни человека. Каждый казак воспитывался на традициях и обычаях своей  семьи. О таких   говорили «Добрый казак!»

          Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия достоинства и прилежания к труду.

    1 ребенок: Глава  в семье – самый  опытный и старый казак. Слушать его и почитать –первая заповедь.

    2 ребенок: Гуманное и заботливое отношение  к детям –одна из главных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились создать условия для  самовыражения личности. Старшие стремились научить приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный труд был радостным и приучал детей видеть свой вклад в общее дело.

    Воспитатель: - Ребята, немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главным богатством человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым –значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не лги, почитай родителей, люби ближнего как самого себя. Быть добрыми –всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине.

        Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувствами  - значит чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.

    3 ребенок: - Уже к шести годам дети знали почти всех своих родственников. Посещения родственников в праздники, помощь им в  трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в  требованиях традиций, обычаев и нравов.

    4 ребенок: - У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца и матери,  были крестный отец и крестная мать. Об их выборе заботились заранее. Крестный  отец и крестная мать должны были участвовать в воспитании ребенка. Крестный отец, если родился казак, делал из казака воина. Крестная мать формировала из девочки женщину-казачку.

    5 ребенок: - После крестин казачонку клали  шашку, либо пулю, что называется «на зубок». И смотрели с чем ребенок будет  играть. Первый раз казачонка стригли в год.  Срезанные прядки хранились всю жизнь за «именной» иконой. Обучение  мальчика военному искусству начиналось рано, примерно с трех лет.

    6 ребенок: - В семь лет мальчика стригли второй раз. Тогда он впервые шел со взрослыми казаками в баню, а затем на исповедь. После этого накрывали праздничный стол закончив обед, он собирал свою постель и  переходил из детской комнаты в комнату старших братьев. Они ему говорили: «Всё, учись служить. Ты теперь не маленький».

    7 ребенок: - Если старшие уезжали из дома, то зачастую семилетний мальчик оставался за «хозяина». Отец вполне серьезно говорил ему: «смотри на тебе дом и женщины».

    8 ребенок: -Рождение девочки в казачьей семье не праздновалась так широко и торжественно, но тоже было радостью. Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту, ласку.

    9 ребенок:- Первые «женские» обычаи были шутливыми. Например «смывали с дочурки  заботы». Отец был единственным мужчиной, кто допускался  на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её  готовили специально. Она была горелая, пересолёная, политая горчицей. Отец должен был съесть все, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

    10 ребенок: - В детстве девочке дарили много подарков: на первый бантик, гребенку на «косу», «платок в церковь ходить». Но трудовое воспитание  начиналось рано. Девочки участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа –нянчить младших.

    Воспитатель: - Таким образом, бесспорной для всех казаков всех времен остается непреходящая роль семьи в воспитании достойной смены. Семья являлась во все времена источником  крепкого духа, стойкости, выносливости и  жизнелюбия казачества. Она была и будет основным фактором в приобщении  подрастающего поколения к народной культуре.

    Воспитатель: - Ребята, каждый из вас живет в семье. Семья может быть большой и маленькой, но в любом случае около вас есть родные люди, которые вас любят, заботятся о вас. У каждого из вас есть теплый уютный дом, куда вы идете с удовольствием. Сегодня вы принесли фотографии своих близких. Покажите нам эти фотографии и расскажите о своих семьях.

    (Дети рассказывают).

    Игра: Моя семья

    Итог мероприятия:

    Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, как бы мы жили без членов своей семьи (без родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев), как бы мы себя тогда чувствовали? Как мы с вами должны обращаться с нашими родными и близкими? Чем должны им помогать?

    (Ответы детей)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ: «СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

    Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ:«СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»   Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общен...

    Родительское собрание с элементами практического семинара "Роль семьи в профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста"

    Данная работа может быть интересна педагогам-психологам, воспитателям  ДОО при организации работы с детьми....

    Конспект практического мероприятия по теме «Безопасная дорога» в старшей группе

    Практическое занятие в автогородке с детьми старшего дошкольного возраста.Задача: • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице.• Продолжать у...

    Конспект практического мероприятия по теме «Безопасная дорога» в старшей группе

    Задача: • Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице.• Продолжать учить детей различать дорожные знаки. • Развивать внимание, наблюдател...

    Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”

    Конспект досугового мероприятия с семьей в старшей группе ДОУ“СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ&rdquo...

    Конспект досугового мероприятия с семьей в разновозрастной группе ДОУ: “СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ”

    Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни...