Проект "Мы - нефтяники"
проект (подготовительная группа) на тему

Орестенко Наталья Валериевна

Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,  его  роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо  знакомить  детей  с   профессиями, востребованными в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_neftyaniki.docx399.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3

"ЛАСТОЧКА"

SDC11600.JPG

ПРОЕКТ

Группа общеразвивающей направленности

для детей 6-7 лет «Непоседы»

                                                                                       

                                                                                      Воспитатели:

                                                                                               Апкаликова Ю.А.

                                                                                           Орестенко Н.В.

Мегион 2012г.

Проект  «Мы – нефтяники»

1 этап. Целеполагание.

        Одна из основных задач дошкольного образования является формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,  его  роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому очень важно познакомить детей с разными профессиями, рассказать о качестве характера, которых требует та или иная профессия. Необходимо  знакомить  детей  с   профессиями, востребованными в современном обществе.

        Значимость данной работы обусловлена тем что многие родители наших воспитанников работают на предприятиях связанных с добычей нефти и газа,  а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими же  как их папа и мама.

Тип: познавательно-творческий.

Образовательная область: труд.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

По длительности: краткосрочный.

Цель: Формировать представления детей о профессиях связанных с добычей нефти.

Задачи:

- развивать любознательность и познавательный интерес к профессиям связанным с добычей нефти посредствам участия в проекте;

- способствовать установлению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в совместной познавательной деятельности;

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;

- развивать творческие способности детей, их умение отражать полученные знания в различной продуктивной деятельности.

Предполагаемый результат:

- иметь элементарные представления о профессии нефтяников;

- применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх.

2 этап. Разработка проекта.

- донести до участников проекта важность данной проблемы;

- подобрать литературу и иллюстративный материал по данной теме;

- подобрать и изготовить атрибуты для игровой деятельности;

- составить перспективный план;

- вовлечь детей и родителей в работу над проектом.

3 этап. Выполнение проекта.

Дата

НОД

Совместная деятельность

Интеграция областей

1 неделя

Рассматривание иллюстраций, журналов и альбомов.

Цель: Дать детям представление о труде нефтяников, расширять знания детей о природных богатствах нашего края и отражать свои знания в дальнейшей творческой деятельности. Способствовать развитию связной речи.

Познание

Коммуникация

Тема: «Капелька нефти и пузырек газа».

Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда. (приложение 1)

Познание

2 неделя

Тема: «Нефть - черное золото Югры»

Программное содержание: познакомить с историей возникновения нашего города, закрепить представление о нефти, как о ценном сырье и способах ее добычи; Развивать логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине.

(приложение 2)

Познание

Беседа о труде нефтяников

Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о труде нефтяников, о богатстве недр нашего края, дать представление о том, что нефть - главное богатство нашей страны; воспитывать культуру речевого общения.

Коммуникация

Д/Игры «Что делают из нефти», «Четвертый лишний».

Цель: побуждать детей находить предметы, для производства которых необходима нефть; Развивать внимание мышление; Воспитывать бережное отношение к материалам.

(приложение 3)        

Познание

3 неделя

Тема: «Нефтяник»

Программное содержание: Учить изображать в рисунке труд нефтяника дополняя его разнообразными элементами; Совершенствовать умение строить замыслы и реализовать в творческих работах; Развивать творческие способности; Прививать самостоятельность в выборе содержания рисунка на предложенную тему.

Художественное творчество

Чтение К.Я. Логунова «Здравствуй, тюменская нефть!»

Цель: пополнять литературный багаж;  Расширять словарь детей (нефтяник, нефтяная вышка, буровая, куст, нефтекачалка); Вызвать восхищение трудом нефтяников.

Чтение художественной литературы

4 неделя

«Нефтяная вышка»

Цель: Способствовать активному и творческому применению ранее усвоенных способов лепки; Развивать  творческие способности, фантазию, мелкую моторику; Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.

Художественное творчество

«Нефтяная вышка»

Цель: Побуждать детей самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе имеющихся знаний; Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.

(приложение 4)

Познание

С/Р игра «Мы – нефтяники»

Цель: Побуждать детей совместно развертывать игру применяя имеющиеся знания о труде нефтяников, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать творческое воображение; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Социализация

Работа с родителями:

Оформление консультации "Первопроходцы земли мегионской";

Изготовление макета буровой вышки;

Оформление  книжки для чтения с детьми К. Я. Логунова "Здравствуй, тюменская нефть"

Изготовление Д/И "Что делают из нефти"

Оснащение предметно-развивающей среды

4 этап. Презентация проекта «Мы – нефтяники» (приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект занятия

«Капелька нефти и пузырек газа».

Программное содержание: Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; познакомить с профессиями: буровик, геолог, нефтяник, газовик; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: нефть в прозрачной посуде, иллюстрации по теме; листы чистой бумаги, краски на каждого ребенка.

Обогащение словаря: буровик, нефтяник, газовик, геолог, месторождение, резервуар.

Предварительная работа: Чтение стихотворений из книги И. Истомина «На Ямале мы живем», рассматривание на карте «полезные ископаемые России».

Ход занятия

-Ребята, послушайте рассказ. Шел по лесу человек, за плечами нес большой рюкзак и молоток. (Показать иллюстрацию с изображением геолога).

-Дошел до ручья и увидел на поверхности воды радужные разводы. Он расчистил дно ручья и обнаружил темную маслянистую жидкость – это была нефть. А этого человека называют геолог.

Взрослый показывает детям нефть в прозрачной посуде. Предлагает рассмотреть ее и понюхать.

-Какого она цвета, какой у нее запах?

(Ответы детей)

-Нарисуйте на листе бумаги капельку нефти так, как вы ее представляете.

Дети рисуют капельку нефти.

-Наша капля – путешественница. Их очень много. Когда встречаются множество капель, они образуют целые моря нефти под землей. А когда им становится тесно. Они выходят наружу. Так поступила и наша капелька, которую обнаружил геолог на поверхности земли. Место, где появилась капелька нефти и где ее нашли, называют местом рождения нефти – месторождение. И обязательно дают ему имя (название). Обычно называют в честь того человека, который его нашел (Тарасовское, Суторминское). Или по названию местности, где нашли нефть (Аганское, Варьеганское).

-У всех есть друзья, и у капельки нефти тоже есть друг – это пузырек газа. Они всегда живут рядом. Когда пузырьков, так же, становится много в одном месте – это место называют месторождением газа. 

-Как вы думаете, какого цвета газ, какой у него может быть запах?

(Ответы детей)

- Нарисуйте рядом с капелькой нефти его друга – пузырек газа.

-Ребята, а как по вашему мнению достают (добывают) нефть из-под земли?

(Ответы детей)

Обратить внимание детей на картинки, фотографии, иллюстрации с изображением буровых вышек, трубопровода, нефтяных качалок.

-Специальными качалками нефть выкачивают из-под земли. По трубам отправляют на хранение в огромные бочки – резервуары. А уж оттуда нефть отправляют по всей стране на специальные заводы. 

-Для чего нужна нефть? Что можно из нее изготовить?

(Ответы детей).

- Из нее изготавливают бензин, смазочные масла, мазут, парафин (свечи), спички, спирт, искусственную кожу (сумочки, портфели), мыло, краски, растворители, косметику.

По возможности показать детям эти предметы или их изображения.

-Ребята, вы сегодня обязательно расскажите своим родителям, что нового узнали на занятии; расспросите их кем и где они работают. Если есть нефтяники и газовики, узнайте, на каком месторождении они работают. А завтра познакомите нас с тем, что вы узнали от своих родителей.

После занятия вместе с детьми оформить выставку детских работ. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия

«Нефть - черное золото Югры»

Программное содержание: Дать детям знания о том, почему нефть называют «Черным золотом». Познакомить с другими богатствами северного края. Закрепить знания детей о добыче нефти. Упражнять в отгадывании загадок. Воспитывать любовь к родному краю. 

Материал: Иллюстрации, изображающие геолога, нашедшего нефть; людей, добывающих его, буровые вышки, нефтяные качалки, нефтепроводы; животных и птиц, обитающих на Севере, коллаж «Север», маленькие картинки с изображением разнообразных животных и птиц; песня О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота» в аудиозаписи; клей, тряпочка на каждого ребенка. 

Обогащение словаря: «черное золото», обычай.

Предварительная работа: Рассматривание серии открыток, иллюстраций с изображением добычи нефти; беседа о том, что изготавливают из нефти, рассматривание атласа «Животные и птицы Севера».

Ход занятия

Перед детьми выставлены все иллюстрации, которые были использованы на предыдущем занятии о нефти и газе. 

- Ребята, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом занятии. 

(Ответы детей). 

Обратить внимание детей на выставленные иллюстрации.

- Кто такие геологи?

(Ответы детей).

- Кого называют нефтяниками и газовиками? 

(Ответы детей).

-Как называется место, где находят нефть и газ?

(Ответы детей)

Выслушать все ответы детей, вместе с ними выделить правильные.

-Ребята, вы знаете, что такое золото? Что из него изготавливают?

(Ответы детей)

-Да, это очень дорогой металл желтого цвета. Из него изготавливают серьги, кольца …(показать изделия и золота)

-Нефть тоже называют золотом, только черным, почему, как вы думаете?

(Ответы детей).

-Для его добычи люди прикладывают много сил. И, когда, наконец, нефть появляется из-под земли, люди всегда очень радуются этому событию, что даже появился такой интересный обычай – им мажут руки и лицо.

Включить для прослушивания песню О. Фельцмана на слова Б. Дубровина «Дороже золота» 

-Но на северной земле, кроме нефти и газа есть еще и другие богатства.

- Как вы думаете, какие еще богатства есть на северной земле?

(Предположения детей)

Выставить иллюстрации с изображением животных и птиц, обитающих на Севере.

-Почему животных и птиц так же называют богатством Севера?

(Ответы детей)

-Правильно, они дают людям ценный мех, мясо. Они очень красивые, украшают наши леса, радуют нас своим существованием.

Взрослый предлагает послушать загадки, а ответ найти на картинке. 

Затем показывает детям коллаж «Север» (На нем изображена только природа). 

-Посмотрите, ребята, какая замечательная северная природа, но что-то в ней не так. Как вы думаете, кого здесь не хватает?

(Предложения детей)

-Как можно изменить ситуацию?

(Ответы детей: нарисовать, наклеить животных и птиц)

Предложить детям из имеющихся картинок, выбрать только тех животных и птиц, которые всегда обитают на Севере.

После завершения работы подвести с детьми итог занятия. Повторить, какие животные и птицы обитают на Севере и как их называют.

(Ответы детей)

Что называют «черным золотом»?

(Ответы детей).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактическая игра «Что сделано из нефти?»

Цель: Расширять знания детей о пользе нефти для жизни людей. Развивать кругозор, внимательность, память.

Материалы:  Карточки с изображением предметов, сделанных из различных материалов

Правила игры: в игре участвуют от двух до четырёх детей. Выбрать карточки, на которых  изображены предметы, изготовленные из нефти.

Ход: Детям предлагаются 16 карточек, на которых  изображены предметы, изготовленные из различных материалов, игровые поля.

Воспитатель:

Нефть дает тепло и свет –

Ей замены просто нет.

Делают из нефти много:

И асфальтные дороги,

И костюмы, и рубашки,

Удивительные чашки!

Вспомните, как тепловоз

Вас когда-то к морю вез...

В его топках нефть горела,

А без нефти что за дело?

 И не даром в нашем крае,

Всяк нефтяник это знает,

С нетерпением ее ждут,

Черным золотом зовут.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась  выставка  предметов. Нефть используется при изготовлении пластмассы, резины. Эти предметы: игрушки пластмассовые и резиновые, резиновые сапоги, калоши, свечка, резиновый мяч, нитки, губная помада, искусственные ткани - все это производится с использованием нефти. А так же многое другое (показать картинки: дидактическая игра «Что сделано из нефти»

Воспитатель: Ребята, а что еще делают из нефти, отгадайте загадку:

Без него не побежит.

 Ни автобус, ни машина,

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? (бензин)

Воспитатель: Молодцы, правильно. На нефтеперерабатывающих заводах из нефти делают бензин.  Как видите, нефть приносит огромную пользу людям. Так вы догадались, что общего между всеми этими картинками? (Ответы детей: да, все они разные, но все они сделаны из нефти)

Воспитатель: Молодцы, мы открыли тайну.  Но я предлагаю не заканчивать на этом наше путешествие, продолжить! Наш волшебный корабль приближается к городу Мегиону!

  • Ребята, вы знаете, кто добывает нефть?  (Ответы детей)
  • Названия каких профессий в ваших ответах звучали чаще? ( Ответы детей: нефтяник, буровик, геолог)

Воспитатель: Да, профессии нефтяника, буровика, геолога  для нашего города очень важные и нужные. Люди этих профессий открывают новые месторождения нефти, устанавливают буровые вышки, добывают нефть (используется иллюстрационный материал «Профессии»)

Воспитатель: Ребята, нефть добывается очень трудно. Как называются люди, которые самыми первыми идут на разведку месторождения нефти? (Ответы детей: геологи)

Воспитатель: Да, эти мужественные люди проходят многие километры по  болотам, тайге, ищут места, где можно добывать нефть в нашем суровом крае. И один из таких людей, геолог и первооткрыватель нефтяных богатств нашего края, живет в нашем городе и сейчас он пишет замечательные стихи для ребят. Кто-нибудь из вас знает этого человека? (Предположения детей)

Воспитатель: Это Виктор Николаевич Козлов, (демонстрация фото). В своих стихах он с любовью рассказывает о Мегионе и мегионцах. Для вас, ребята, поэт написал книгу стихов «Страна Мегиония» (показ книги).  Он начал писать давно, сначала для своих детей, а когда они стали  взрослыми, стал писать для вас, и про вас, ребята.

Воспитатель: Как вы думаете, что же это за страна такая - Мегиония»? (Ответы детей). Это такая интересная, удивительная страна. А живут в ней мальчики и девочки, такие же как вы - мегионцы и мегионки.  Послушайте стихотворение «Кто я».

Я девчонка - мегионка

Я девчонка - северянка

И еще я россиянка!

Дочка мамы - папина,

Внучка деды - Бабина.

И сестренка Колина

И подружка Олина.

-        И так же, как и вы, ребята из страны Мегионии любят свою Родину - Югру.

Эта книга учит всех доброте и трудолюбию. А эти слова Виктор Козлов адресует вам:   «Будьте веселы и счастливы! Радуйтесь солнышку и морозцу, играйте и трудитесь, любите родных и друзей, свой дом, свой город Мегион - свою малую родину. Но еще сильнее любите свою большую Родину - великую Россию».

Воспитатель:  Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? Какую тайну мы узнали? (Что много предметов делают из нефти) Назовите  профессии наших горожан. С творчеством какого поэта вы познакомились? Вам понравились стихи Виктора Николаевича Козлова?  Как называется книга, которую он написал? Как мы можем отблагодарить Виктора Козлова за такие чудесные стихи? (предположения детей: выучить их, подарить ему подарок и т.д.)

После проведенного занятия детям  воспитатель предлагает детям нарисовать  рисунки о тайных богатствах нашего края: нефти, людях, добывающих нефть. Затем оформить рисунки в красивый альбом и передать в подарок  писателю В.Козлову.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Коллективное конструирование

 «Буровая вышка»

Программное содержание: обобщать и расширять знания детей о профессии бурильщика; обогащать словарный запас, развивать связную речь. Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку всей подгруппой, формировать умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, считаясь с мнениями товарищей. Закреплять умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей. Закрепить в словаре детей слова:  бурильщик, буровая вышка, скважина. Воспитывать уважение к труду бурильщиков.

Материал и оборудование: Напольный строительный конструктор, бумага и скотч для трубы, иллюстрации буровой вышки.

Ход:

Дать каждому ребенку возможность из чудесного мешочка достать предметы, изготовленные из нефти. Дети сначала пытаются узнать предмет на ощупь, а потом вынимают его и рассматривают. Ребята, а что связывает эти предметы между собой (они изготовлены из нефти), у меня есть волшебная нефтяная капелька, которая поможет нам отправиться на одно строительство, а на какое, вы должны догадаться сами.   А чтобы руки у нас были крепкими, умелыми эта капелька предаст вам сил для работы. Для этого нам всем вместе нужно  подержать в руке эту волшебную капельку. Вот  теперь я уверена, что вы справитесь  с заданием. Воспитатель показывает схему. Вы догадались, что нам предстоит нам построить? Как вы догадались? (ответы детей) Сравнение схемы с иллюстрацией буровой вышки. Какой строительный материал нам понадобится для строительства буровой вышки?

Дети:  из напольного строительного материала можно построить буровую вышку.

Воспитатель:

– Из каких деталей можно построить фундамент (мостки) вышки?

– Из брусков.

– Как думаете, бруски берем короткие или …? (длинные)

– Почему решили длинные?

– Буровая внизу широкая.

– Правильно, буровая вышка напоминает пирамиду, а пирамида снизу широкая.

– Как вы считаете, полы на буровой есть?

– Конечно, есть.

Воспитатель: буровая высокая? Из скольких ярусов она состоит?

Дети: буровая высокая,  состоит из четырех ярусов.

Воспитатель: – А как вы думаете, буровиков от ветра можно защитить хоть немного? Что для этого нужно построить?

Дети: – Сделать стенки на первом ярусе.

– Как вы думаете, поднимаясь выше вверх, стойки буровой будут располагаться шире или уже?

Дети: – Уже.

Воспитатель: – Подумайте, как это можно сделать?

Кто-то из детей предлагает на вертикальные бруски положить сначала узкие пластины, затем на низ вновь поставить вертикально бруски ближе к центру и закрепить.

Воспитатель: Вспомните, кто работает наверху?

Дети: – Бурильщик.

Воспитатель: – А ему нужно прятаться от ветра?

Дети: – Нужно построить стенки на третьем ярусе.

Четвертый ярус - самый узкий.

Воспитатель обращает внимание на то, что постройка достаточно сложная, и  состоит из большого числа деталей. Предлагает детям строить такую постройку сообща.

Помочь детям договориться между собой о распределении обязанностей (кто-то из детей подвозит кубики,  другие сверяют с образцом, третьи строят.)

Дети строят буровую вышку.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию буровой вышки:

- Как вы думаете, получилась у нас буровая вышка, можно приступать играть?

Дети рассматривают иллюстрации, схему сравнивают, приходят к выводу, что нет длинной трубы в центре буровой.

Воспитатель: из какого материала можно ее сделать?

Дети выдвигают свои версии, приходят к выводу, что наиболее простой и быстрый способ изготовления трубы – из бумаги  (ватмана). Из полоски ватмана скручивается труба, склеивается скотчем.

На пол в центр постройки кладут круг, на круг ставится бумажная труба.

Воспитатель: посмотрите на буровую вышку, как вы считаете, получилась у нас буровая?

Понравилось ли вам вместе работать?

О чем вы договаривались, когда строили? Были ли в вашей работе ошибки? Что было самым трудным?

Да, такая она получилась, потому, что мы работали вместе, обсуждали, как строить и из какого материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

SDC11592.JPGSDC11594.JPGSDC11595.JPGSDC11599.JPG

SDC11597.JPGSDC11601.JPGC:\Users\наташа\Desktop\SDC11611.JPG

SDC11606.JPGC:\Users\наташа\Desktop\SDC11616.JPGC:\Users\наташа\Desktop\SDC11614.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Конспект экскурсии на тему: «Профессия – нефтяник».

Расширять и углубить знания и представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Подчеркнуть важность, необходимость труда нефтяников. Уточнить представления детей о том, люди к...

Проект: "Мы - будущие нефтяники"

Проект: "Мы - будущие нефтяники"...

Проект в старшей группе "Профессия Нефтяник"

Мир профессий в обществе –сложная, динамичная, постоянно развивающая система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Формировани...

"Знакомимся с профессией Нефтяников"

Конспект НОД по познавательному развитию  "Знакомимся с профессией Нефтяников"...