Конспект занятия на тему: "Кто живет в воде Байкала"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Балхаснаева Валентина Михайловна

Конспект  образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

 

Образовательная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема: «Кто живет в воде Байкала»

Вид занятия: интегрированная ОД

Формы образовательной деятельности: групповая, парная

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о рыбах озера Байкал.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с жителями озера Байкал – голомянкой, омулем, хариусом, щукой их внешним видом, образом жизни.  Учить детей выделять существенные признаки.

Развивающие: развивать познавательные интересы детей, связную речь, коммуникативные навыки, развивать координацию движений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю.

Планируемый результат: знают и называют рыб  озера Байкал, умеют устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к природе.

Учебно-методические  материалы:  Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Байкал - жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной дея­тельности с детьми. Парциальная образовательная программа дошкольного образо­вания - Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2016. - 242 с.

Материалы и оборудование:  разрезные картинки рыб Байкала, книга с фотографиями рыб Байкала, проектор, слайдовая презентация, музыка «Звуки Байкала»

Подготовительная работа: беседы об озере Байкал,  рассматривание фотографий, посвященных Байкалу, разучивание упражнения «Рыбки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Люрский детский сад

Методическая разработка занятия  на тему:

«Кто живет в воде Байкала»

Выполнила:

Воспитатель младшей группы

МБДОУ Люрский детский сад

Балхаснаева В.М.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

Образовательная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: познавательно-речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема: «Кто живет в воде Байкала»

Вид занятия: интегрированная ОД

Формы образовательной деятельности: групповая, парная

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о рыбах озера Байкал.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с жителями озера Байкал – голомянкой, омулем, хариусом, щукой их внешним видом, образом жизни.  Учить детей выделять существенные признаки.

Развивающие: развивать познавательные интересы детей, связную речь, коммуникативные навыки, развивать координацию движений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю.

Планируемый результат: знают и называют рыб  озера Байкал, умеют устанавливать причинно-следственные связи, проявляют интерес к природе.

Учебно-методические  материалы:  Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Байкал - жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. Парциальная образовательная программа дошкольного образования - Иркутск: Изд-во «АСПРИНТ», 2016. - 242 с.

Материалы и оборудование:  разрезные картинки рыб Байкала, книга с фотографиями рыб Байкала, проектор, слайдовая презентация, музыка «Звуки Байкала»

Подготовительная работа: беседы об озере Байкал,  рассматривание фотографий, посвященных Байкалу, разучивание упражнения «Рыбки».

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие к озеру Байкал  и познакомиться с его обитателями. А кто живет в озере?  

Давайте, почувствуем себя маленькими рыбками и чтобы погрузиться в атмосферу озера выполним упражнение «Рыбки»

Кинезиологическая гимнастика (упражнение «Рыбки» - активизация мыслительной деятельности)

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Ребята, у вас получились очень ловкие рыбки!

Слушают педагога.

Отвечают: рыбки, нерпа  и т.д.

Повторяют движения  и слова за педагогом

2 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Посмотрите, ребята, а где-нибудь еще вы видите в группе рыбок?

(Недалеко от педагога лежит конверт с нарисованной рыбкой)

А что же там внутри? Интересно, давайте посмотрим.

Открывают конверт, а там фотографии голомянки, омуля, хариуса.

Посмотрите, ребята, а кто изображен на этих фотографиях?

А здесь еще есть сообщение от них: «Мы жители озера Байкал, расскажите, кто мы». Вот нам ребята, такая загадка. Как мы узнаем о них больше? Что нам поможет?

Дети отвечают, находят и показывают конверт.

Дети называют (рыбки)

Дети предлагают узнать из книги

3 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Давайте найдем ответ в книге

А кого из обитателей Байкала вы уже знаете?

Соглашаются

Называют

10 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Слайд 1

Рассказ проводится на фоне негромкого звучания мелодии со звуками Байкала.

Байкальский хариус (слайд 2)

- Посмотрите на картинку.

У него плотная чешуя. Живет он на мелких местах с каменистым грунтом. Питается личинками и взрослыми ручейниками, веснянками, бокоплавами. Очень активная рыба, может преодолевать бурное течение реки, и даже пороги. Охотясь за летающими насекомыми, может выпрыгивать из воды.

Омуль. (слайд 3)

У омуля мелкая чешуя, крупные глаза. Он небольшого размера. Питается омуль рачками.

Щука. (слайд 4)

У щуки длинное тело и большой рот. Живет щука на мелководье. Эта хищная рыба, питается  мальками других рыб. Щука выполняет роль санитара, поедая больную рыбу, освобождая водоемы от чрезмерного размножения ершей и окуня.

Голомянка. (слайд 5)

Голомянка живёт только в Байкале. Она любит холодную воду, в теплой воде они гибнет. Рыбка бледно-розового цвета, полупрозрачная. У голомянки есть зубы. Ест икринки и планктон

- Посмотрите на картинки. Чем отличаются эти рыбы? Чем они похожи?

Физминутка.

К озеру мы все спустились.

Освежились и умылись.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой.

И отправились домой.

Слушают рассказ, смотрят на изображение

Выделяют вместе с педагогом признаки сходства и отличия

Повторяют движения

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

А сейчас давайте поиграем и вспомним ответ на заданную загадку.

Дидактическая игра «Собери разрезанные картинки».

Дети собирают разрезанные картинки с изображением омуля, голомянки,  щуки, хариуса. Нужно собрать картинку и узнать, кто на ней изображён.

Дети выполняют задание в парах

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Ну вот, ребята, наше путешествие к озеру подходит к концу. Я еще раз достану картинки, которые пришли к нам в письме, давайте  расскажем о том, кто на них изображен.

Рассказы детей, по одному ребенку на каждую картинку. Другие дети дополняют.

3 мин

7.

Рефлексия

Что вам запомнилось сегодня на занятии? Что вы еще хотели бы узнать об обитателях озера Байкал?

Высказывают свои впечатления

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Откуда в городе вода.

В данном занятии одной из главных задач является формирование основных знаний у детей о воде, о том как она попадает к нам в дома, и каким степеням очистки подвергается....

Конспект занятий по теме "Экология"-"Кому нужна вода"

Познокомить детей со свойствами воды.Уточнить значеть её для всего живого. Развиать любознательность, мышление и речи детей.Воспитывать бережное отношение к воде....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ " НА ПОИСКИ ВОЛШЕБНОЙ ВОДЫ"

конспект занятия на тему "на поиски волшебной воды" с детьми старшего дошкольного возраста...

Авторский конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема: «Кто живет в воде (рыбы)»

Авторский конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.Тема: «Кто живет в воде (рыбы)»Задачи: расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах. форми...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Кто живет в воде".

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Кто живёт в воде».Задачи:Образовательные:-расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах;  -...

Конспект занятия на тему "Кто живет в лесу?"

Конспект НОД по познавательному развитию(Ознакомление с природным окружением)   во второй младшей группеТема: «Кто в лесу живёт?»Цель: познакомить детей с животными, которые живу...