ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ
проект (подготовительная группа) на тему

Румянцева Мария Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rumyantsevoy_m.yu_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Румянцева М.Ю.

Воспитатель высшей категории,

МБДОУ детский сад №14 «Журавлик»

ГО «город Якутск», Республика Саха (Якутия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЫЧАЕВ НАРОДА-САХА В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур [2].  

С 1 сентября введен новый вариант закона об образовании, который требует  необходимость введения стандарта. Как отмечает директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования Асмолов А.Г., дошкольное образование впервые в истории российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, школой, вузом. По его мнению, стандарт дошкольного детства - это стандарт поддержки разнообразия в детстве. Стандарт, который поддерживает и должен поддержать варианты развития. Стандарт, который не должен рассматривать дошкольное детство, как только подготовку к школе. Александр Григорьевич считает, что познание не должно становится самоцелью, а должно входить через ворота ведущей деятельности с учетом возрастной специфики этой ведущей деятельности и зоны ближайшего развития [1].

Мы согласны с ним в том, что в дошкольном детстве другие виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной. Это совершенно разные формы игры, общение, исследование. И с тем, что стандарт дошкольного образования ставит цель: оставить детей почемучками. Для него важно, чтобы у них возникла мотивация к познанию и творчеству и в ходе этой мотивации они обучились счету, получили представление о мире, о Родине. Он считает, что ключевая задача – это создать социальную ситуацию развития. Дошкольное образование он понимает как содействие между ребенком и взрослым, в котором ребенок приобщается к культуре и ищет свое «я».

Еще один известный человек, Владимир Самуилович Собакин – директор Института социологии образования РАО, доктор педагогических наук, академик утверждает, стандарт задает ориентиры и намечает контуры конкретных педагогических программ. Он указывает на то, что помимо организации игр, деятельности ребенка есть еще очень важный момент нравственного, социального развития. Это то, что детские воспоминания строятся на ярких впечатлениях от радостных событий. Вхождение в культуру, освоение ее, осуществляется путем проживания праздничных ситуаций, которые структурированы календарем. Это и есть процесс формирования позитивного отношения к миру, формирование позитивных ценностей. А взрослый в детском саду - это человек, который умеет организовать, создать такой праздник [5].

С учетом всего сказанного мы хотим предложить вашему вниманию конспект сценария развлечения. Следует отметить, что многие старинные праздники у народа-саха соответствуют православному календарю. Например, праздник встречи лета «Ысыах» соответствует православному празднику «Троица» и на нем также водятся хороводы «Осуохай». Или Рождественские вечера с их гаданиями и ворожбой. Древние якуты тоже гадали на Крещенские морозы. Суровый климат и небогатое разнообразие пищи того времени вынуждали людей доверять свою судьбу сверхъестественным силам природы. Также как и на Руси из проруби выходили черти и искали украденное людьми у них золото на земле. Самым удачливым молодцам иногда удавалось отбить это золото у чертей в тот момент, когда они возвращались в ночь на 19 января обратно в прорубь…

Сценарий развлечения в старшей группе

«Рождественские гадания»

Развлечение проводится на неделе «Рождественских вечеров» с 7 по 19 января.

Цель: познакомить с бытом и верованиями древних якутов связанных с Рождеством, формировать интерес к фольклору и обычаям народа-саха, развивать патриотические чувства.

Ведущий: приветствует собравшихся ребят. Произносит Алгыс-прославление детям. Предлагает познакомиться, как проводили время долгими зимними новогодними вечерами древние якуты. Какие развлечения для себя устраивали. Оказывается, раньше люди-саха в рождество слушали «тангха»: прислушивались к проруби, просеивали снег через сито, заставляли «ходить» стол, бросали рукавички за спину, торбасами искали спрятавшихся детей.

Медленно гаснет свет. Зажигаются «звезды». Открывается занавес. Перед ребятами  появляется «балаган» - жилище древних якутов. На заднем плане «комулек» (очаг) с огнем, варится ужин. За столом сидят старик со старухой разговаривают.

Старик: Старуха, начались крещенские морозы. Из проруби уже чертенята-то повыходили наверняка. Огонь разожгли для стариков-чертей. Может пойдем к проруби да погода ем на будущее?

Старуха: Да, правда что ль пойти погадать. Что нас ждет в этом году?

Старики одеваются и выходят из балагана на улицу и бредут к проруби на озере. Подходят ближе и видят как вокруг проруби чертенята пляшу. (звучит музыка. чертенята танцуют «Танец чертенят»). «Разводят» костер и «уходят» в прорубь.

Тем временем старики начинают гадать рукавичкой. Бросают ее за спину и смотрят как она упадет: если тыльной стороной вверх, то желание исполнится, если ладошкой вверх, то – нет.

Старик громко спрашивает у рукавички: будет ли много травы будущим летом, чтобы коровушки досыта ели, много молока приносили, старуха спрашивает дожди. (Рукавичка должна упасть тыльной стороной вверх). Старики радостно восклицают: хорошее лето нас ждет, много травы и сметаны будет.

Затем они идут слушать воду у проруби. Накрываются одеялом и присаживаются у края проруби. В это время выскакивают Старые черти и начинают хороводить вокруг них. Старики не должны им показываться и говорить. Черти разговаривают о том, каким будет лето, как уродятся ягоды и грибы, звери и птицы. Уходят. Старик со старухой вылезают из-под одеяла и радостно восклицают: «Да и черти нам, хорошее лето пророчили». А давай-ка поиграем с ребятами в прятки, а «торбаса» помогут нам их найти. Кто хочет поиграть с нами в прятки. Выходит три ребенка и прячутся в разных углах группы. Старики бросают «торбаса» и ищут там, куда указывает носок «торбасов». Игра длится 10 -15 мин.

Старик: Ох-хо-хо! Устал я однако. Пора и отдохнуть. Пойдем-ка старуха, пирожки-то уже готовы поди. Поедим да за столом поиграем.

Старуха выносит поднос с пирожками и угощает детей. После полдника можно поиграть в национальные настольные игры – «Хабылык», «Хаамыска» и др.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г.  Интервью «Учительской газете» (№ 29 от 16 июля 2013. г.) [Электронный ресурс].-Электрон.дан.- [М].: Официальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации в Livejournal.-Режим доступа:  http://mon-ru.livejournal.com/tag/ФГОС
  2. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной обрахзованности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].-Электрон.дан.- [М].:  Авторефератдиссертация. Артикул: 380975,  2009 г. .-Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-strategiya-stanovleniya-etnokulturnoi-obrazovannosti-detei-doshkolnogo-vozr
  3. Лыткина Августа Егоровна, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск» Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу [Электронный ресурс].-Электрон.дан.- [М]..-Режим доступа:  /http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/tehnologiya-polikulturnogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  4. Никитина Н. Г. «К проблеме восприятия олонхо детьми младшего школьного возраста [Электронный ресурс].-Электрон.дан.- [М].: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,  2008, № 82-2.-Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vospriyatiya-olonho-detmi-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  5. Собакин В.С. Интервью «Учительской газете» (№ 29 от 16 июля 2013. г.) [Электронный ресурс].-Электрон.дан.- [М].: Официальная площадка Министерства образования и науки Российской Федерации в Livejournal.-Режим доступа:  http://mon-ru.livejournal.com/tag/ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах.

приобщить детей к культуре и традициям народов Саха, к их материальной и духовной культуре. Расширить кругозор детей....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В последнее время уделяется особое внимание формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Перспективный план по формированию основ толерантности будет интересен для старших воспитател...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Национальная посуда народа саха"

Знакомство детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.Обогащение словарного запасаВоспитывать уважение к традициям родного народа.Учить детей расписывать элементы якутск...

Конспект нод: Приобщение к истокам национальной культуры народов Саха. Ознакомление с национальным праздником Ысыах

Цель нод:    Ознакомление детей с якутским национальным праздником "Ысыах".Задачи:·         Рассказать детям, когда и как проводится праздник.·...