Главные вкладки

    Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"
    проект (старшая группа) по теме

    Абрамова Альбина Равильевна

    Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией, фольклором других народов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья»

    Воспитатель МБОУ Петровской НШДС

    Бугульминского муниципального района

    Абрамовой А.Р.

    Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

    Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями,  так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

    Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

    Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

    О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Проанализировав всю ситуацию, я  решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала  проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.


    Проект «Ознакомление детей старшего возраста с традициями и культурой народов Поволжья»

    «Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»  

    В.Белов.

    Вид проекта: познавательно-творческий.

    Участники проекта: воспитатели,  дети старшей группы, родители воспитанников.

    Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016.

    Актуальность темы:

         В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.        

    Наше родное Поволжье  – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

    Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

    Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

    Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

    Задачи:

    1. Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
    2. Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
    3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления  о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
    4. Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

    Задачи проектируемого процесса на родителей:

    1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

    2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

    3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
    2. Укрепление образовательного поля «ребенок –  семья - учреждение – общество».
    3. Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. 
    4.  Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

    Средствареализации проекта:

    • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
    • просвещение родителей;
    • беседа;
    • чтение художественных произведений;
    • экскурсии.

    Проект реализуется в 3 этапа:

    1этап организационно-подготовительный этап;

    2 этап практическая деятельность;

    3 этап заключительный.

    I этап - организационно-подготовительный  этап: 

    1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
    2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
    3. Разработка проекта.

    II этап практическая деятельность - реализация проекта

    Срок

    Познавательная деятельность

    Игровая деятельность

    Продуктивная деятельность

    Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

    Октябрь

    Беседа о народах Поволжья. 

     Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

    Д/и  « Одень куклу в национальный костюм»,

    «Подбери узор», «Чей головной убор?»

     Изготовление из бумаги  женского головного убора  «Кокошник», мужского татарского  национального головного убора  «Тюбетейка»

    Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

    Рассказывание русских и татарских сказок.

    Ноябрь

    Просмотр  видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

    Посещение мини-музея (экскурсия) «Национальная комната»

    Сюжетно-ролевая игра «Семья»

    Разучивание подвижных народных игр

    Раскраска «Народные костюмы»

    Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

    Праздник «День народного единства» 

    Декабрь

    Совместные посиделки с родителями и детьми:

     «Мои корни», «Традиции»

     История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

    Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

    Поделки детей «Куклы народов Поволжья»

    НОД  «Музыка народов Поволжья»

    Развлечение «Любимые сказки»

    Январь

    Чтение сказок народов Поволжья

    Беседа -семейные обряды

    Разучивание подвижных народных игр

     Театрализация народных сказок

    Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты татарской культуры».

    Разучивание танцев

    русского, татарского, казахского.

    Февраль

    Беседа «Как появилась кукла»

    Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

    Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

    Разучивание подвижных народных игр

    «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

    Развлечение  «Где обычаи чтут, там весело живут»

    Март

    Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

    Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

    Оформление фотоальбома «Национальные праздники»

    Украшение мордовского национального пояса бисером

    Весенние обрядовые заклички.

    Развлечение «Масленица»

    Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка»,

    «Чувашская частушка».

    Апрель

    Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

    Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

    Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

    «Укрась фартук» орнамент  татарского народа.

    Разучивание пословиц и поговорок  о труде разных народов.

    Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни»,   «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

    Май

    Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

    Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

    Создание альбомов семейных традиций

    Развлечение

    «Дружно мы живем в краю нашем родном»

    Мероприятия с родителями дошкольников:

    1. Беседа за круглым столом на тему:  «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
    2. Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
    3. Консультации для родителей:

    -  «Как играть в народные игры» (ноябрь)

    -  «Подвижные игры разных народов» (январь)

    III этап - заключительный

    Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

    Список литературы

    1. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
    2. Русские народные игры» http://www.laduski.ru
    3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
    4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
    5. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
    6. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

    Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о духовной культуре народов среднего Поволжья посредством праздников.

    Так как Самарская область является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе сист...

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народа

    «Самобытность каждого народа, более всего состоит в обычаях, без которых народ есть образ без лица…» В. Г. Белинский...

    Образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Новогодние традиции народов мира»

    Формировать     нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.       ...

    Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям народа коми»

    Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей....