Проект "Юные патриоты"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Педагогический проект
«Юные патриоты»
Возрастная группа: старшая
Воспитатель: Усынина М. В.
г. Шадринск
Тема проекта: «Юные патриоты»
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников
Продолжительность проекта: долгосрочный
Период выполнения: январь 2015г. – май 2016г.
Актуальность темы проекта: дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в детстве посредством игровой деятельности, именно поэтому наш проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей происходит формирование духовно-нравственной основы, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Исходя из актуальности патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание непрерывного педагогического процесса по патриотическому воспитанию в рамках взаимодействия детского сада и кадетской школы.
Ведущая идея проекта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности патриотического воспитания дошкольников; в целенаправленности и системности работы воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада с интересами и общественной жизнью кадетской школы.
Цель проекта: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.
Задачи проекта:
- Расширение представлений о родном крае через знакомство с его историей, традициями, фольклором, промыслами, декоративно-прикладным искусством, природой, знаменитыми людьми.
- Разработка эффективных форм взаимодействия детского сада и кадетской школы, способствующих патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование патриотических качеств: храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
- Содействие осознанию ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, формирование способности осознания себя, как члена кадетского братства.
- Воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному краю, стране.
- Воспитание уважения к Российской Армии, чувства гордости за мужество и героизм наших воинов, погибших в Великой Отечественной войне.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников и повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап
- определение цели и задач проекта;
- мониторинг уровня знаний детей по ОО «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»;
- изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Обруч»;
- составление перспективного плана мероприятий с детьми;
- разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме;
- пополнение патриотического центра дидактическими играми, тематическими альбомами;
- разработка картотеки игр по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
- оформление тематического альбома «Кадет – это звучит гордо»;
- подбор художественной и познавательной литературы для детей;
- разработка конспектов НОД, бесед, развлечений, экскурсий.
- Основной этап
Реализация проекта красной нитью проходит через все виды детской деятельности, пронизывает весь педагогический процесс.
Формы реализации проекта:
- специально организованная образовательная деятельность;
- экскурсии;
- беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные);
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
- утренники;
- веселые спартакиады;
- работа с родителями;
Формы взаимодействия детского сада с кадетской школой:
- Посещение кадетского класса школы; класса огневой подготовки;
- Экскурсия в историко-патриотический музей на базе школы;
- Посещение кадетами детского сада;
- Совместная музыкальная, продуктивная деятельность;
- Военно-спортивная игра «Зарничка»;
- Изготовление подарков для кадетов на День Защитника Отечества;
- Участие кадетов в мероприятиях детского сада.
Осуществление проектной деятельности по составленному перспективному плану мероприятий с детьми.
Рабочий план реализации Проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки реализации | Ответствен-ные |
1. | Подготовительный этап | ||
| Январь | Воспитатели | |
1.2. Изучение познавательной, художественной и методической литературы, статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Обруч» | Январь | Воспитатели | |
1.3. Составление перспективного плана мероприятий с детьми | Январь | Воспитатели | |
1.4. Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме | Январь | Воспитатели | |
1.5. Разработка картотеки игр по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста | Январь | Воспитатели | |
1.6. Разработка конспектов НОД, бесед, развлечений, экскурсий | Январь | Воспитатели | |
1.7. Подбор художественной и познавательной литературы для детей | Январь | Воспитатели | |
1.8. Пополнение патриотического центра дидактическими играми, тематическими альбомами | Январь | Воспитатели | |
1.9. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия | Январь | Воспитатели | |
1.10. Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по МБДОУ) | Январь | Заведующий ДОУ, воспитатели | |
2. | Практический этап | ||
2.1. Взаимодействие с партнерами – Кадетской школой-интернатом г.Шадринска. Экскурсия в Кадетскую школу (на торжественное построение, на присвоение знаков отличия и т.д.) | Систематически | Родители, воспитатели | |
2.2. Создание символики кадетской группы (гимн, вымпел, форма) | Февраль | Родители, воспитатели | |
2.3. Проведение праздника «Посвящение в кадеты» | Май | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
2.4. Проведение экскурсий по памятным местам г. Шадринска | Ежемесячно | Родители, воспитатели | |
2.5. Проведение ОД по следующим блокам: 1 блок – «Я и моя семья» Цели: расширение знаний о своем ближайшем окружении, семье, ее традициях; воспитание любви и привязанности к своей семье, уважения к труду. 2 блок – «Любимый детский сад» Цели: формирование интереса к детскому саду, его сотрудникам; расширение представления ребенка о себе как о члене коллектива; воспитание нравственных качеств. 3 блок – «Моя малая родина» Цели: расширение представлений о родном крае через знакомство с его историей, традициями, фольклором, промыслами, декоративно-прикладным искусством, природой, знаменитыми людьми; воспитание любви к малой родине. 4 блок: «Защитники Родины» Цели: развитие интереса к истории своей родины; воспитание уважения к Российской Армии, чувства гордости за мужество и героизм наших воинов, погибших в Великой Отечественной войне. 5 блок: «Кадет – это звучит гордо» Цели: содействие осознанию ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, формирование способности осознания себя, как члена кадетского братства | В соответствии с перспективным планированием проектной деятельности | Воспитатели | |
2.6.Проведение музыкальных праздников, связанных с историческим календарем (Масленица и т.д.); знакомство с народным фольклором | В преддверии праздников | Музыкальный руководитель, воспитатели | |
2.7. Проведение спортивных мероприятий совместно с кадетами (ко Дню Защитника Отечества – проведение военно-патриотической игры «Зарница» вместе с папами, День памяти, посвященное Дню Победы), конкурс чтецов на военную тематику | В преддверии праздника | Воспитатели, родители | |
2.8. Создание выставочных композиций «Они сражались за Родину» | Май | Воспитатели, родители | |
2.9. Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, героями чеченской войны) | В преддверии праздников | Воспитатели | |
2.10. Конкурсы рисунков, поделок, плакатов | Ежемесячно | Родители, воспитатели | |
2.11. Изучение основ строевой подготовки | 1 раз в неделю | Воспитатели, инструктор по физической культуре | |
2.12. Взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания детей | Ежемесячно | Воспитатели | |
3. | Завершающий этап | ||
3.1. Выставка рисунков «Любимый город Шадринск» | Май | Воспитатели, дети | |
3.2. Оформление тематического альбома «Кадет – это звучит гордо» | Май | Воспитатели, родители, дети | |
3.3. Представление опыта работы для педагогов ДОУ | Май | Воспитатели |
Перспективное планирование проектной деятельности в приложении 1
Прогнозируемый результат:
Воспитанники:
- расширят представления о родном крае, его истории, традициях, фольклоре, промыслах, декоративно-прикладном искусстве, природе, знаменитых людях;
- осознают ценности культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, осознают себя, как члена кадетского братства;
- будут проявлять чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному краю, стране;
- будут испытывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, погибших в Великой Отечественной войне.
Родители:
- повысят уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- получат опыт совместной деятельности с детьми;
- примут активное участие в процессе воспитания и обучения ребенка в ДОУ.
Педагоги:
- повысят уровень знаний в рамках данной проблемы;
- пополнят предметно – пространственную развивающую среду группы пособиями и дидактическими играми по данной теме.
Список используемой литературы:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ.2005 – 256 с.
2. Г.А.Ковалева. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников . – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». – М.: 2011 г.
4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий», 2007. – 112 с.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому...
Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...
Материал для родителей "Воспитываем патриотов"
Республика Башкортостанг. Стерлитамак 2012 годМБДОУ - детский сад № 61Материал для родителей "Воспитываем патриотов"Разработала: ...
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...
"Растим патриотов России - патриотов своего района"
музей Корскинского горного техникума...
Воспитать патриота может только патриот!
О патриотизме можно говорить много, красиво и долго, но воспитать патриота может только патриот!Пока в детских душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное ч...