Методическое пособие "Уральский огород, или где живут витаминки"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Пособие предназначено для детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью ознакомлния с овощами, фруктами и ягодами, растущими на Южном Урале. Пособие может быть использовано в рамках реализации программы "Наш дом - Южный Урал" Е.Бабуновой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Солнышко»  

Уральский  огород,

или где живут

витаминки

Развивающий игровой комплект

Автор-составитель:

Казак С.А.,  воспитатель

 

Южноуральск, 2017г.

Развивающий игровой комплект «Уральский  огород, или где живут витаминки» может быть использован педагогами в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях и в совместной деятельности. Комплект способствует  ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.

Цель. Развитие познавательного интереса к культурным огородным растениям Южного Урала, формирование умения различать овощи, фрукты, ягоды  по внешнему виду, осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Задачи.

Образовательные:

  • формировать у детей представления об овощах, фруктах и ягодах, растущих на Южном Урале;
  • формировать правильное отношение к природе;
  • закреплять знание названия овощей, фруктов, ягод, их цвет, вкус;
  • формировать умение использовать в речи обобщающие слова «овощи», «фрукты», «ягоды»;
  • формировать умение  различать овощи, фрукты, ягоды  по внешнему виду;
  • уточнить знания детей о месте   произрастания (фрукты на дереве, овощи на кустах, корнеплоды  - в земле;
  • формировать знание о  пользе для человека.

Развивающие:

  • развивать словарный запас детей за счет обозначений качеств;
  • развивать внимание, память, усидчивость, координацию движений;
  • развивать познавательные способности детей;
  • развивать игровые навыки детей.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Развивающий игровой комплект состоит:

  • коробка большая с расположенными в ней 4 «грядками» из черной ткани, наполненными фалафайбером;
  • коробка малая с расположенными на  ней силуэтом кастрюли, кружки, тарелки;
  • набором карточек с изображением овощей и фруктов;
  • разрезных карточек овощей и фруктов для игры «Пазлы»;
  • набора карточек с изображением состава кулинарных блюд;
  • набора плоскостных и объемных  овощей, фруктов и ягод из фетра;
  • корзинки  2 шт. и ведро 1шт из фетра.
  • методического обеспечения к развивающему комплекту.

Игра 1.  «Выбери все овощи (фрукты, ягоды)»

Цель: формировать понятия овощи, фрукты, ягоды; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать интерес к действиям с игровыми предметами.

Оборудование: овощи, фрукты и ягоды из фетра; две корзины (зеленая и оранжевая.

Ход игры.

Вариант 1. Ребенку предлагается взять корзину и выбрать в нее:

- все овощи;

- все фрукты;

- все ягоды.

Вариант 2. Участвуют  двое детей (или две группу по 2 ребенка). Детям предлагается одной команде собрать в корзину овощи, другой – фрукты. По выполнении задания предлагается проверить корзины друг у друга.

Игра 2. «Собери урожай»

Цель: формирование ориентировки в различных овощах и фруктах; активизация в речи названий овощей, фруктов, ягод; воспитание интереса к природе.

Оборудование: коробка с «грядками» (валики из ткани, набиты фалафайбером; расположены рядом друг с другом), овощи из фетра: огурец, перец, помидор, капуста, свела, редис, кабачок; две корзины (зеленая и оранжевая.

Ход игры. В коробке располагается 4 грядки, на каждой грядке растет по одному виду овощей (например, свекла и капуста). Ребенку предлагается собрать в зеленую корзину капусту, а в оранжевую – помидор. И так далее по желанию ребенка.

2 вариант. Играют два ребенка. Задание. Первый ребенок собирает только овощи зеленого цвета, второй – только красные.

Вариант 3. Воспитатель просит ребенка собрать урожай. Воспитанник поочередно снимает с грядок овощи и называет их. Выполняя задание, ребенок закрепляет названия овощей. Детям можно предложить  во время «сбора урожая» описать характерные признаки овощей (помидор – круглый красный).

Игра 3. «Маленькие поварята»

Цель: формирование умения действовать по карточке; развивать ориентировку в овощах, фруктах, ягодах; воспитывать интерес к игровым действиям.

Оборудование: на крышке коробки расположены силуэты кастрюли, тарелки, кружки; набор овощей, фруктов и ягод из фетра; карточки с изображением состава блюда.

Ход игры:

Ребенку предлагается помочь взрослым и приготовить обед. Для этого ребенок выбирает из карточек те блюда, которые он будет готовить и выполняет задание. В конце игры все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Игра 4. «Где растет?»

Цель: формировать представления детей о месте произрастания овощей (в земле, на земле, на кустике); развивать умение различать овощи, фрукты, ягоды и место произрастания; отрабатывать употребление предлогов на, в, над.

Ход игры.

Вариант 1. Давайте поможем Машеньке разобраться: где растут разные овощи (в земле, на земле, над землей или на кустике).

Называем овощи по порядку, а дети отвечают, где растет тот или иной овощ.

Вариант 2. Детям предлагается вы бор из овощей и фруктов (овощей и ягод, фруктов и ягод).

Игра 5. «Вершки — корешки»

Цель: формировать умение  группировать овощи по способу употребления в пищу; развивать умение  грамматически правильно строить предложения; воспитывать интерес к огородным растениям.

Оборудование. Наборы плоских (или объемных овощей), корзины.

Ход игры. Маша собирает овощи, у которых мы едим вершки, а Миша те овощи, у которых мы употребляем корешки.

Называем овощи по порядку, а дети отвечают, кому мы его отдаем.

Игра 6. «Приготовь сок и варенье»

Цель: закрепить названия овощей и ягод, и их особенности; развивать слуховое внимание; формировать умение образовывать притяжательные прилагательные; воспитывать интерес к совместным играм.

Ход игры. Маша с Мишей собрали урожай и решили отдохнуть. Мишка и Маша любят сок из овощей - овощной сок и из ягод – ягодный сок. А еще и сладкое ягодное варенье!

Маша решила приготовить сок для Миши из…угадайте из какой ягоды? Загадываю загадку (см. приложение 1).

Если вы правильно скажете, какой сок получится из малины, то стакан наполнится.  Машенька решила сварить варенье из вкусной черной ароматной садовой ягоды. Что это за ягода? (смородина). Какое варенье получится из смородины? (смородиновое)

Игра  7.  «Отгадай и посади»

Цель: формировать умение отгадывать загадки об овощах, фруктах, ягодах; развивать слуховое внимание; воспитывать интерес устному творчеству.

Оборудование. Загадки об овощах, фруктах, ягодах; наборы плоских овощей, фруктов, ягод; коробка с грядками.

Ход игры.

Есть у Маши огород,

Там морковка растет,

И капуста, и лучок,

И пузатый кабачок!

- Что растет у Маши? Дети отвечают. А я хочу свой огород посадить. Кто хочет мне помочь? Для того чтобы посадить растение, нужно отгадать загадку. Кто правильно отгадает, тот и посадит.

Игра 8. «Пазлы»

Цель: формировать умение составлять целое из 6 частей; развивать зрительное восприятие; воспитывать интерес к растениям.

Оборудование: набор разрезных карточек.

Ход игры. Ребенку предлагается 6 разрезных карточек и готовая картинка. Воспитатель предлагает собрать такую же.

 

Игра 9. «Найди такой же»

Цель: формировать умение находить такой же при выборе из нескольких предложенных; развивать зрительное восприятие.

Оборудование. Набор  плоских овощей (фруктов, ягод).

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе силуэты овощей. Предлагает детям рассмотреть их, назвать. Показывает, как надо подбирать пару. После этого предлагает участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивается, когда дети правильно подберут все пары.

Игра 10. «Какого цвета»

Цель: формировать ориентировку в названии овощей, фруктов, ягод; развивать умение различать и называть цвета – красный, желтый, зеленый, оранжевый, желтый; воспитывать интерес к игровым действиям.

Оборудование. Наборы плоских (объемных) овощей, фруктов ягод.

Ход игры. Предложить ребенку разместить на «грядке» овощи определенного цвета. Например, воспитатель предлагает ребенку выбрать овощи зеленого цвета. Воспитанник сажает на «грядке» капусту и огурец.

Игра 11.  «Назови ласково» 

Цель:  формировать умение    правильно образовывать и употреблять уменьшительно ласкательные формы имен существительных.

Оборудование. Набор объемных овощей.

Ход игры. Ребенок сажает на «грядку» овощ и называет его ласково: помидор – помидорчик ,огурец – огурчик, морковь – морковочка, свекла – свеколочка.

Приложение 1

Загадки:

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков.

(Горох)

У красавца-толстяка

Ярко-красные бока.

В шляпе с хвостиком синьор —

Круглый спелый… (помидор)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

(Огурцы)

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

(Свекла)

Сто одежек -

Все без застежек.

(Капуста)

Пришел барин с грядки, весь в заплатках,

кто ни взглянет, всяк заплачет.

(Лук)

Кругла, а не луна, бела, а не бумага,

с хвостиком, а не мышь.

(Репа)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

(Огурец)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

(Капуста)

Неказиста, шишковатая,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчатая, вкусна!"

(Картошка)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Повернулась к грядке боком,

Налилась вся красным соком.

Ей сестрица земляника.

Что за ягодка? (Клубника)

То она “сосулька”,

То румянцем пышет,

Но вкусна в салате

Горькая…

(Редиска)

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая

(Морковь.)

Что за скрип? Что за хруст?

 Это что еще за куст?

 Как же быть без хруста,

Если я ...

(Капуста.)

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи.

Не рябина, не калина,

А с колючками… (малина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где живут витаминки

конспект занятия...

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Где живут витаминки?"

Закрепить знания детей о витамине «С», его полезных свойствах и продуктах (фруктах и ягодах), в которых он содержится....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Где живут витаминки?»

Цель: Закрепить знания детей: - о витамине «С», его полезных свойствах; - о фруктах и ягодах, в которых он содержится витамин «С»Задачи:Образовательные: Пополнят...

Дидактическая игра: «Где живут витаминки»

формирование представления, какими витаминами богаты продукты питания...

Проект "Где живут витаминки"

Познакомить детей с понятием "витамины". Сформировать у детей представление о полезных продуктах....

Беседа «Где живут витаминки» для детей младшей группы

Занятие способствует развитию первоначальных представлений о витаминах и их роли для детского организма....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Где живут витаминки?»

Объяснить детям как влияют витамины на организм человека.  Помочь детям понять зависимость здоровья от правильного питания -  еда должна быть не только вкусной,  но и пол...