Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
проект (подготовительная группа) по теме

Ольга Святославовна Пашкевич

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект378.57 КБ
Файл На сайт ДОУ1.52 МБ
Файл Итоговая справка 14.98 КБ
Файл Статья32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеБезимени-1Безимени-1мадоу дс новая

Детский сад №4 «Родничок»

Информационно - творческий проект

 «Традиции и обычаи северных народов

ханты и манси»

 C:\Users\dns\Documents\Youcam\qxB2YDFVEXM.jpg

Воспитатель: Пашкевич О.С.

2016

Паспорт проекта

Название проекта: «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Автор проекта: Пашкевич Ольга Святославовна воспитатель, I квалификационная категория.

Тип проекта: Информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

По характеру контактов: открытый, в ДОУ и за его приделами.

Участники проектов: воспитанники, родители (законные представители), музыкальный руководитель.

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.  

 

Задачи проекта: Продолжать знакомить  детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси.

 

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?

Предполагаемый  результат:  

Дети:    Обогащение  знаний детей о культуре,  традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.   Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.   Желание играть в национальные игры народов Югры.  Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Родители: Раскрытие творческих способностей в семье.  Ощущение личной сопричастности к образованию и  воспитанию  своего ребѐнка.  Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

Итог проекта: «Праздник серой вороны или Вурнга хатл в родничке», обобщение материала проекта в тематическую папку.

Сроки и этапы реализации проекта:

1 месяц, апрель 2016

1 этап –  организационно – подготовительный

2  этап – внедренческий  

3  этап – результативный

Актуальность проекта:

  Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.      

 Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.      Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.     К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.     "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси.          

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.      

  Мы выдвинули гипотезу:  приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как  наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.  


План реализации проекта

Образовательная область, форма работы

Совместная деятельность

педагога с детьми

Организация развивающейся среды для самостоятельной  и образовательной деятельности детей

Взаимодействие с семьями

Итог проекта

Познавательное развитие 

(Беседы, нод, ТСО)

-«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»

-Одежда хантов

-Утварь хантов

-Традиции хантов

-Праздники хантов

-Оформление тематических папок по темам

- Привлечение родителей к организации выставки «Хантыйский уголок»

-Итоговое мероприятие «Праздник прилёта серой вороны или Вурнга хатл в родничке»;

- Представление материала на сайт ДОУ,              - Представление материала для размещения статьи  в газете «Вектор молодёжи»

Речевое развитие

(чтение, рассказывание, заучивание)

-Разучивание стихотворений о нашем крае.

-Чтение художественной литературы «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок».

-Подбор литературы по теме проекта

- Консультация «Обычаи и праздники народа ханты и манси»

Художественно-эстетическое развитие

(нод, беседа, тсо, участие в конкурсах)

-Рисование орнаменты и узоры

- Аппликация «Зима в стойбище»;

- Просмотр мультипликационных фильмов о серном народе;

-Участие в творческом конкурсе рисунков «Моя Югра –моя планета»;

-Оформление папки «Орнаменты и узоры народов ханты»;

-Оформление в группе уголка «Моя малая родина»;

-Подбор мультфильмов по теме проекта

Предложить родителям принять участие  в оформлении уголка «Моя малая родина»

Физическое развитие

-Разучивание хантыйских народных игр «Важенка и оленята», «Хейро», «Перетягивание палки» и др.

Оформление картотеки подвижных игр  «Народные игры хантов и манси»

Предложить родителям использовать народные игры ханты и манси дома

Социально-коммуникативное развитие

-Посещение этнографического музея в селе Варьёган

-Отчёт об экскурсии  о работе с социальными партнёрами ДОУ.

Привлечение родителей к поездке в этнографический парк музей села Варьёган

         Используемая литература:

1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

2.Край родной:  Азбука краеведения. -  Екатеринбург: 2001 г.

3. Югра: региональный журнал, 2013 г.

4.Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

5. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

6. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

        8.Интернет ресурсы:

- Xant.net.ru/

- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговая справка

по результатам информационно–творческого проекта

 

«Традиции и обычаи северных народов

ханты и манси»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

         Основные направления деятельности по реализации регионального компонента в рамках информационно-творческого проекта «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси» являлись: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его коренным жителям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой коренного населения нашего края происходило во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволил организовать  работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что  хотелось донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогли собрать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставили фотоматериалы по теме проекта. Для родителей была создана консультация «Обычаи и праздники народов хантов и манси».  Совместно с родителями была организована экскурсия в этнографический парк музей села Варьёган. Путешествуя по парку, мы познакомились с хозяйственными постройками (летний и зимний дом, лабаз, чум), с предметами, которые необходимы хантам, чтобы жить в суровых, северных условиях (различные ловушки  -  для ловли зверей и рыбы, нарты, лодки). В заключение мероприятия, в хантыйской национальной избе, все гости музея  угощались душистым чаем и пирогами с брусникой. Дети и родители узнали много интересного о земле, на которой мы живём, о коренных жителях нашего края.

В рамках проекта воспитанники группы приняли участие в детском конкурсе рисунков «Моя Югра», посвящённом 85-летию образования Ханты-мансийского автономного округа.  Организуемого депутатом Тюменской областной думы Лосевой И.В. Четверо воспитанников получили благодарственные письма, за участие в конкурсе от депутата Лосевой И.В.

Итогом проекта стало мероприятие: «Праздник прилёта серой вороны или Вурга хатл в Родничке». Главным гостем  на празднике была сотрудник эколого-этнографического музея г.Радужный  Жанна Ивановна Архипова, методист по музейно образовательной работе. Она отметила, высокий уровень подготовки детей по экологическому воспитанию,  изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения.  Дети учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

            И так, для успешной реализации проекта, была создана единая система, которая дала  эффективные результаты

-  развитие у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

-  осуществляется поиск нестандартных форм деятельности;

- даётся возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.



Предварительный просмотр:

G:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.pngG:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.png

Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона - первый признак.

 У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И  рады дети - множество  забав,

Приносит им весенний первый праздник.

Статья  в газету «Вектор молодёжи»

«Праздник прилёта серой вороны»

или

Вурнга хатл в Родничке»

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник «Вурнга хатл», что в переводе с хантыйского значит Вороний день.  У народов ханты и манси с днём прилета серой Вороны связаны представления о новом периоде хозяйственной деятельности. С этого времени прекращается охота, со свежей водой приходит рыба, начинается её промысел. Люди верят, что Вороний праздник приносит благополучие на год. Существует немало примет, связанных с этим днем. Люди следят за тем, куда садится прилетевшая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде». По количеству снега в Вороний день определяли, много ли будет рыбы и ягод. 

В 2011 году губернатор Югры Наталья Комарова предложила ввести дату 14 апреля в праздничный календарь округа и праздник «Вороний день» стал окружным. В нашем районе в  национальном хантыйском селе Ваньёган ежегодно отмечается праздник «Вороний день».

В рамках проведения ежегодного экологического марафона «МОЯ ЮГРА-МОЯ ПЛАНЕТА»,  в детском саду №4 «Родничок» воспитанники старших групп «Ягодка» и «Красная шапочка» общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет, приняли участие в празднике посвящённом встрече весны «Праздник прилёта серой вороны или Вурнга хатл в Родничке». Цель мероприятия: знакомство  воспитанников с одним из весенних праздников северных народов, формирование представлений детей о традициях, быте, коренных народов, их культуре,  обрядах, легендах.

Вуща вулаты!!! Приветствовали ребята ведущую праздника и почётную гостью хантыйку по имени Ланки. На празднике, ребята читали стихи о празднике «Вороний день», о коренном народе ханты и манси, о нашем родном крае, пели песни закликая весну, танцевали под традиционную хантыйскую музыку  танец «Северное сияние». А ещё, Ланки рассказала ребятам легенду о том, как ворона стала серой.  Когда-то давно ворона была белая и жила вместе с людьми в чуме. Ела с людьми с одной посуды и спала на теплых шкурах. Люди любили Ворону. Но вот настали тяжелые времена. Рыба и звери пропали, есть стало нечего. Люди стали пользоваться запасами пищи и стойко переносили все невзгоды. А Вороне очень хотелось кушать, и она вылетела с чума и полетела осматривать окрестности в поисках пищи. Но вокруг было пусто, и увидела Ворона сырое мясо, села она и стала клевать  его, наелась вдоволь. Прилетела Ворона к людям, а люди смотрят на нее и не верят своим глазам: улетела белая, а вернулась серая. Ворона рассказала людям, что ела мясо зайца, люди рассердились на Ворону и прогнали ее с чума. Ведь, как ни бедствуешь, а так делать нельзя. Но Ворона не обиделась на людей и пожалела их. «Буду каждую весну приносить им мешок калачей, чтоб людям было что поесть». И люди каждую весну ждут ворону и радуются ей, ведь она на своих лапках приносит весну, а значит и жизнь.

И конечно - же и  на наш праздник прилетела самая главная героиня праздника - «Серая ворона»,  неся на своих крылышках весеннее тепло, улыбки  и яркое, ясное  солнышко. Дети играли с вороной в народные хантыйские игры: «Хейро», «Важенка и оленята», «Ворон», а  Ланки загадывала детям интересные загадки, которыё ребята с удовольствием отгадывали.

Есть у народа ханты  один древний обычай. В Вороний день  взрослые и дети  привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ребята вместе с родителями и педагогами на своих прогулочных участках как и северный народ завязали ленточки на деревья и загадали свои самые заветные желания.

На празднике  было много гостей, родители, педагоги, и главным гостем   была сотрудник эколого-этнографического музея г.Радужный  Жанна Ивановна Архипова, методист по музейно образовательной работе. Она отметила, высокий уровень подготовки детей по экологическому воспитанию,  изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения. Дети учатся сохранять и преумножать богатство родной земли. Жанна Ивановна  пригласила ребят на обзорную экскурсию  в эколого-этнографический музей.  

Родители ребят также  выразили свою благодарность и признательность педагогам от   праздника Вороний день, от которого они получили положительные эмоции  и огромное удовольствие от происходящего.  

       В заключении хочется добавить, что в нашем дошкольном учереждении работа по данному направлению проводится целенаправленно и систематически. Содействуя воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край,  уважающего коренной народ, у детей формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.  Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и непосредственное ознакомление с жизнью народов ханты и манси.

Авторы статьи:

Пашкевич Ольга Святославовна,

Икизли Валентина Ивановна,

Чеботарёва  Елена Геннадьевна

 педагоги  МАДОУ ДС №4 «Родничок»  

G:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.pngG:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".

Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....

Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"

Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание сво...

Информационно – творческий проект «Игры и игрушки народа ханты и манси»

Игрушка - непременный атрибут детства. Играя в них, дети подражают тому, что происходит в жизни взрослых, их родителей, знакомых, друзей. Игрушки не только развлекают, но и учат будущей взрослой...

проект "Культура и обычаи народов Ханты и Манси"

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Творческий проект: «Традиции Русской избы»

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.Сроки проекта: с 1.12.2021 г. по  25.02.2022 г.Участники проекта: дети  старшей разновозрастной группы (5-7 лет), родители, педагоги ДОУ...