Главные вкладки

    Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
    проект (подготовительная группа) по теме

    Ольга Святославовна Пашкевич

    Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Проект378.57 КБ
    Файл На сайт ДОУ1.52 МБ
    Файл Итоговая справка 14.98 КБ
    Файл Статья32.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеБезимени-1Безимени-1мадоу дс новая

    Детский сад №4 «Родничок»

    Информационно - творческий проект

     «Традиции и обычаи северных народов

    ханты и манси»

     C:\Users\dns\Documents\Youcam\qxB2YDFVEXM.jpg

    Воспитатель: Пашкевич О.С.

    2016

    Паспорт проекта

    Название проекта: «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

    Автор проекта: Пашкевич Ольга Святославовна воспитатель, I квалификационная категория.

    Тип проекта: Информационно – творческий.

    Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

    По характеру контактов: открытый, в ДОУ и за его приделами.

    Участники проектов: воспитанники, родители (законные представители), музыкальный руководитель.

    Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.  

     

    Задачи проекта: Продолжать знакомить  детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси.

     

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

    Понять, чем уникальна культура, обычаи и традиции народов ханты и манси?

    Предполагаемый  результат:  

    Дети:    Обогащение  знаний детей о культуре,  традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.   Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.   Желание играть в национальные игры народов Югры.  Уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

    Родители: Раскрытие творческих способностей в семье.  Ощущение личной сопричастности к образованию и  воспитанию  своего ребѐнка.  Формирование более высокой оценки достижений своих детей и гордость за них.

    Итог проекта: «Праздник серой вороны или Вурнга хатл в родничке», обобщение материала проекта в тематическую папку.

    Сроки и этапы реализации проекта:

    1 месяц, апрель 2016

    1 этап –  организационно – подготовительный

    2  этап – внедренческий  

    3  этап – результативный

    Актуальность проекта:

      Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.      

     Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.      Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.     К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.     "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси.          

    Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.      

      Мы выдвинули гипотезу:  приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как  наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.  


    План реализации проекта

    Образовательная область, форма работы

    Совместная деятельность

    педагога с детьми

    Организация развивающейся среды для самостоятельной  и образовательной деятельности детей

    Взаимодействие с семьями

    Итог проекта

    Познавательное развитие 

    (Беседы, нод, ТСО)

    -«Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»

    -Одежда хантов

    -Утварь хантов

    -Традиции хантов

    -Праздники хантов

    -Оформление тематических папок по темам

    - Привлечение родителей к организации выставки «Хантыйский уголок»

    -Итоговое мероприятие «Праздник прилёта серой вороны или Вурнга хатл в родничке»;

    - Представление материала на сайт ДОУ,              - Представление материала для размещения статьи  в газете «Вектор молодёжи»

    Речевое развитие

    (чтение, рассказывание, заучивание)

    -Разучивание стихотворений о нашем крае.

    -Чтение художественной литературы «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок».

    -Подбор литературы по теме проекта

    - Консультация «Обычаи и праздники народа ханты и манси»

    Художественно-эстетическое развитие

    (нод, беседа, тсо, участие в конкурсах)

    -Рисование орнаменты и узоры

    - Аппликация «Зима в стойбище»;

    - Просмотр мультипликационных фильмов о серном народе;

    -Участие в творческом конкурсе рисунков «Моя Югра –моя планета»;

    -Оформление папки «Орнаменты и узоры народов ханты»;

    -Оформление в группе уголка «Моя малая родина»;

    -Подбор мультфильмов по теме проекта

    Предложить родителям принять участие  в оформлении уголка «Моя малая родина»

    Физическое развитие

    -Разучивание хантыйских народных игр «Важенка и оленята», «Хейро», «Перетягивание палки» и др.

    Оформление картотеки подвижных игр  «Народные игры хантов и манси»

    Предложить родителям использовать народные игры ханты и манси дома

    Социально-коммуникативное развитие

    -Посещение этнографического музея в селе Варьёган

    -Отчёт об экскурсии  о работе с социальными партнёрами ДОУ.

    Привлечение родителей к поездке в этнографический парк музей села Варьёган

             Используемая литература:

    1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

    2.Край родной:  Азбука краеведения. -  Екатеринбург: 2001 г.

    3. Югра: региональный журнал, 2013 г.

    4.Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

    5. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.

    6. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.

    7. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

            8.Интернет ресурсы:

    - Xant.net.ru/

    - Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Итоговая справка

    по результатам информационно–творческого проекта

     

    «Традиции и обычаи северных народов

    ханты и манси»

    В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

    Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

             Основные направления деятельности по реализации регионального компонента в рамках информационно-творческого проекта «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси» являлись: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его коренным жителям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.

    Ознакомление детей с народной культурой коренного населения нашего края происходило во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволил организовать  работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что  хотелось донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

    Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогли собрать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставили фотоматериалы по теме проекта. Для родителей была создана консультация «Обычаи и праздники народов хантов и манси».  Совместно с родителями была организована экскурсия в этнографический парк музей села Варьёган. Путешествуя по парку, мы познакомились с хозяйственными постройками (летний и зимний дом, лабаз, чум), с предметами, которые необходимы хантам, чтобы жить в суровых, северных условиях (различные ловушки  -  для ловли зверей и рыбы, нарты, лодки). В заключение мероприятия, в хантыйской национальной избе, все гости музея  угощались душистым чаем и пирогами с брусникой. Дети и родители узнали много интересного о земле, на которой мы живём, о коренных жителях нашего края.

    В рамках проекта воспитанники группы приняли участие в детском конкурсе рисунков «Моя Югра», посвящённом 85-летию образования Ханты-мансийского автономного округа.  Организуемого депутатом Тюменской областной думы Лосевой И.В. Четверо воспитанников получили благодарственные письма, за участие в конкурсе от депутата Лосевой И.В.

    Итогом проекта стало мероприятие: «Праздник прилёта серой вороны или Вурга хатл в Родничке». Главным гостем  на празднике была сотрудник эколого-этнографического музея г.Радужный  Жанна Ивановна Архипова, методист по музейно образовательной работе. Она отметила, высокий уровень подготовки детей по экологическому воспитанию,  изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения.  Дети учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

                И так, для успешной реализации проекта, была создана единая система, которая дала  эффективные результаты

    -  развитие у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

    -  осуществляется поиск нестандартных форм деятельности;

    - даётся возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.



    Предварительный просмотр:

    G:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.pngG:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.png

    Хантыйский древний праздник «Вурнга хатл»-

    Явленье птицы, символ новой жизни.

    Вороне в тундре каждый рад:

    Близка весна. Ворона - первый признак.

     У птицы просят мудрости, добра,

    Готовят стол из угощений разных.

    И  рады дети - множество  забав,

    Приносит им весенний первый праздник.

    Статья  в газету «Вектор молодёжи»

    «Праздник прилёта серой вороны»

    или

    Вурнга хатл в Родничке»

    Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник «Вурнга хатл», что в переводе с хантыйского значит Вороний день.  У народов ханты и манси с днём прилета серой Вороны связаны представления о новом периоде хозяйственной деятельности. С этого времени прекращается охота, со свежей водой приходит рыба, начинается её промысел. Люди верят, что Вороний праздник приносит благополучие на год. Существует немало примет, связанных с этим днем. Люди следят за тем, куда садится прилетевшая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде». По количеству снега в Вороний день определяли, много ли будет рыбы и ягод. 

    В 2011 году губернатор Югры Наталья Комарова предложила ввести дату 14 апреля в праздничный календарь округа и праздник «Вороний день» стал окружным. В нашем районе в  национальном хантыйском селе Ваньёган ежегодно отмечается праздник «Вороний день».

    В рамках проведения ежегодного экологического марафона «МОЯ ЮГРА-МОЯ ПЛАНЕТА»,  в детском саду №4 «Родничок» воспитанники старших групп «Ягодка» и «Красная шапочка» общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет, приняли участие в празднике посвящённом встрече весны «Праздник прилёта серой вороны или Вурнга хатл в Родничке». Цель мероприятия: знакомство  воспитанников с одним из весенних праздников северных народов, формирование представлений детей о традициях, быте, коренных народов, их культуре,  обрядах, легендах.

    Вуща вулаты!!! Приветствовали ребята ведущую праздника и почётную гостью хантыйку по имени Ланки. На празднике, ребята читали стихи о празднике «Вороний день», о коренном народе ханты и манси, о нашем родном крае, пели песни закликая весну, танцевали под традиционную хантыйскую музыку  танец «Северное сияние». А ещё, Ланки рассказала ребятам легенду о том, как ворона стала серой.  Когда-то давно ворона была белая и жила вместе с людьми в чуме. Ела с людьми с одной посуды и спала на теплых шкурах. Люди любили Ворону. Но вот настали тяжелые времена. Рыба и звери пропали, есть стало нечего. Люди стали пользоваться запасами пищи и стойко переносили все невзгоды. А Вороне очень хотелось кушать, и она вылетела с чума и полетела осматривать окрестности в поисках пищи. Но вокруг было пусто, и увидела Ворона сырое мясо, села она и стала клевать  его, наелась вдоволь. Прилетела Ворона к людям, а люди смотрят на нее и не верят своим глазам: улетела белая, а вернулась серая. Ворона рассказала людям, что ела мясо зайца, люди рассердились на Ворону и прогнали ее с чума. Ведь, как ни бедствуешь, а так делать нельзя. Но Ворона не обиделась на людей и пожалела их. «Буду каждую весну приносить им мешок калачей, чтоб людям было что поесть». И люди каждую весну ждут ворону и радуются ей, ведь она на своих лапках приносит весну, а значит и жизнь.

    И конечно - же и  на наш праздник прилетела самая главная героиня праздника - «Серая ворона»,  неся на своих крылышках весеннее тепло, улыбки  и яркое, ясное  солнышко. Дети играли с вороной в народные хантыйские игры: «Хейро», «Важенка и оленята», «Ворон», а  Ланки загадывала детям интересные загадки, которыё ребята с удовольствием отгадывали.

    Есть у народа ханты  один древний обычай. В Вороний день  взрослые и дети  привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ребята вместе с родителями и педагогами на своих прогулочных участках как и северный народ завязали ленточки на деревья и загадали свои самые заветные желания.

    На празднике  было много гостей, родители, педагоги, и главным гостем   была сотрудник эколого-этнографического музея г.Радужный  Жанна Ивановна Архипова, методист по музейно образовательной работе. Она отметила, высокий уровень подготовки детей по экологическому воспитанию,  изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения. Дети учатся сохранять и преумножать богатство родной земли. Жанна Ивановна  пригласила ребят на обзорную экскурсию  в эколого-этнографический музей.  

    Родители ребят также  выразили свою благодарность и признательность педагогам от   праздника Вороний день, от которого они получили положительные эмоции  и огромное удовольствие от происходящего.  

           В заключении хочется добавить, что в нашем дошкольном учереждении работа по данному направлению проводится целенаправленно и систематически. Содействуя воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край,  уважающего коренной народ, у детей формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.  Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и непосредственное ознакомление с жизнью народов ханты и манси.

    Авторы статьи:

    Пашкевич Ольга Святославовна,

    Икизли Валентина Ивановна,

    Чеботарёва  Елена Геннадьевна

     педагоги  МАДОУ ДС №4 «Родничок»  

    G:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.pngG:\Праздник прилёта серой вороны\Проект Жизнь и быт народов ханты\89_flag_UrFO_RF-region-6.png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

    Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

    информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

    Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

    Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

    Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

    Информационно-творческий проект "Откуда вы, матрёшечки?"

    АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА - Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений....

    Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".

    Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....

    Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"

    Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание сво...

    Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе (4-5 лет)

      Народные традиции и праздники - это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку ...