Главные вкладки

    Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Нургалеева Райля Давлетовна

    Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
    г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

    Информационно-игровой проект

    «Традиции и обычаи башкирского народа»

                                       

    Выполнил

                                  воспитатель Нургалеева Р.Д.                                                                                                                              

                   стаж работы: 27 лет

    Туймазы - 2019

    Тема: Традиции и обычаи башкирского народа

    Паспорт проекта

    Участники: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы

    Вид проекта: познавательный (информационно-игровой)

    Тип проекта: краткосрочный, недельный

    Актуальность

    Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

    Самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное и искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществлять «связь времен», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

    Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективна, если педагогическая система обеспечивает взаимодействие «педагог - ребенок - родитель»

    Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

    Цель: расширить представления детей об обычаях и традициях башкирского народа средствами художественной литературы, рассказов и развлечений.

    Гипотеза: развитие интереса к традициям и обычаям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий: создание развивающей среды; систематическое знакомство с традициями и обычаями башкирского народа с использованием наглядного материала; привлечение к данной теме родителей.

    Задачи:

    - Познакомить детей с особенностями быта и традиций (жилища, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники) башкирского народа.

    - Обогатить духовный мир ребёнка, приобщив к традициям своего народа, сформировать основы национальной культуры.

    - Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому и настоящему Башкортостана средствами познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, социально-личностного и физического развития.

    - Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

    Формы и методы работы

    1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

    2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. 

    3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка, рисование.

    4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

    5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

    Основные формы реализации: беседы, проведение ООД, консультации родителей, изготовление родословного древа- шэжэрэ.
    Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

    Этапы реализации:

    подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;

    основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;

    заключительный-  презентация опыта работы по проекту, выставка родословного древа- шэжэрэ.
    Ожидаемый результат

    1. Активизация словаря (развитие речи, обогащение словарного богатства воспитанника).

    2. Продолжение знакомства детей с музейными экспонатами.

    3. Пробуждение интереса к познанию прошлого. Усвоение содержания сказок и легенд.

    4. Разучивание песен и стихов на башкирском языке.

    5. Пополнение музея предметами быта, национальной одеждой народов Южного Урала.

    6. Оформление выставки детских работ и работ родителей.

    Пояснительная записка.

    Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

    История Южного Урала, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

    В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.

    Самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

    Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе «педагог - ребёнок - родитель».

                                                                     

    Перспективный план работы

    Тема

    Форма реализации

    Сроки

    1

    Выбор темы, цели, задач проекта.

    Знакомство детей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно - популярной литературы

    1-11 октября

    2

    Традиции и обычаи башкирского народа. Гостеприимство.

    Цель: ознакомить детей с традициями и обычаями башкир, традицией гостеприимства, расширить знания об особенностях национальной кухни.

    1. Беседа «Традиции и обычаи башкирского народа»

    2. Подбор пословиц и поговорок о гостеприимстве.

    3. Дидактическая игра «Составь сюжет»

    4. ООД Художественно-эстетическое развитие.  Аппликация «Коврик для гостей».

    21.10

    понедельник

    3

    Традиции и обычаи башкирского народа. Весенне- летние праздники.

    Цель: познакомить детей с башкирскими народными праздниками весенне-летнего периода

    1. ООД Развитие речи. Чтение наизусть потешек к праздникам

    2. Разучивание башкирских народных игр

    3. ООД Художественно-эстетическое развитие.
    Рисование- “Боз китү”.

    22.10

    вторник

    4

    Традиции и обычаи башкирского народа. Осенне-зимние праздники

    Цель: познакомить детей с башкирскими народными праздниками осенне- зимнего  периода

    1. ООД. П к СКЦ. Игровое занятие «Народные обычаи и традиции башкирского народа. Башкирские посиделки «Аулак».
    2. Экскурсия в музей ДОУ.
    3. Сюжетно-ролевая игра
     «Имянаречение».

    23.10

    Среда

    5

    Традиции и обычаи башкирского народа. Семейные праздники (Религиозные праздники).

    Цель: познакомить детей с башкирскими религиозными праздниками; воспитательными моментами этих традиций

    1. Развитие речи. Составление рассказа по родословному древу- шэжэрэ.

    2. Подборка фотографий семейных праздников.

    24.10

    Четверг

    6

    Традиции и обычаи башкирского народа. Итог

    Цель: формировать представление о составе семьи, своей принадлежности к ней, формировать интерес к своей родословной, подвести итог проделанной работе и наметить задачи для дальнейшей работы

    1. Оформление родословной своей семьи

    2. Выставка родословного древа- шэжэрэ

    25.10

    Пятница

    Вывод

    Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

    Список использованных источников и литературы:

    1. Агишева Р.Л. фольклор и литература Башкортостана: Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –Уфа: Китап, 2011.
    2. Азнабаева Ф. Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства, - Уфа, 2017.
    3. Методическое пособие «Ильгам» под ред. Азнабаевой Ф. Г., - Уфа, 2009. 
    4. Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. Методическое пособие. –Уфа, 2016
    5. Губайдуллина Ф.Х. Наши праздники, - Уфа: Китап, 2004.
    6. Молчева А.В. народно-прикладное искусство искусство Башкортостана-дошкольникам, -Уфа: Китап, 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности.

    Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантностиСовременный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взро...

    ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»

    Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...

    : Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

    http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....

    Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

    . Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...

    Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

    . Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...

    «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект

    Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...

    Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".

    Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....