ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»
проект (средняя группа) на тему

 
 

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №38 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«Традиции и обычаи

башкирского народа»

Воспитатель:

КунафинаЗульфираДамировна

г. Нефтекамск, 2017г

Паспорт проекта.

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители

МАДОУ детский сад №38.

Вид проекта: познавательный

Тип проекта: среднесрочный(октябрь-февраль)

Актуальность.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.

История Башкортостана, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.

Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Цели:

  • приобщение дошкольников к системе культурных ценностей башкир;
  • воспитание толерантного отношения к другому народу.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с традициями и обычаями башкирского народа  использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Задачи:

  1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
  2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня).
  3. Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребёнка.
  4. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
  5. Воспитывать уважение к культурным традициям других народов.

Формы и методы работы

1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).

2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. 

3. Художественно-продуктивная деятельность: лепка,рисование.

4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.

5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него.

Этапы реализации:

подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, составление тематического планирования мероприятий;

основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности; осуществление контроля над реализацией проекта;

заключительный– НОД, презентация опыта работы по проекту.

Ожидаемый результат

Дети знают:

  • место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну;
  • умеют  находить на карте крупные города республики;
  • свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;
  • называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции;
  • национальные игры, с удовольствием в них играть.

Перспективный план по реализации проекта

Тема

Форма

Сроки

1



Выбор темы,цели.

 Задач проекта.

Знакомство воспитателей, родителей с содержанием работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.

Сентябрь

Дидактические игры.

«Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?»,«Собери орнамент», «Назови башкирское блюдо», «Составь башкирскую обувь: ситек, быйма»,

«Найди и назови женский головной убор», «Составь башкирское нагрудное украшение».

Сентябрь-февраль

4

Подвижные игры.

«Юрта», «Платок», «Невод», «Курочка»,

«Ак тирак», «Курай».

Сентябрь-февраль

5

Родина моя – Башкортостан.

Формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.

Познавательное занятие:

«Родина моя-Башкортостан».

Рисование «Курай».

Октябрь

6

Национальная башкирская одежда.

Познакомить детей с особенностями башкирской одежды.

Развивать умение подбирать цвета и составить узоры национального калорита.

Познавательное занятие:«Башкирская национальная одежда».

Рисование «Ситек».

Ноябрь

Башкирское жилище.

Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища.

Познавательное занятие«Башкирское народное жилище».

Рисование «Юрта».

Декабрь

7

Башкирская народная музыка.

Башкирские музыкальные инструменты.

Познакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами и музыкой.

Познавательное занятие: «Башкирские музыкальные инструменты».

Разучивание башкирской народной песни

« Ай,Урал».

Январь

Башкирская кухня.

Расширить знания об особенностях национальной кухни.

Познавательное занятие: «Башкирские национальные блюда».Лепка «Башкирское угощение».

«Кадушка для кумыса».

Февраль

Вывод

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Литература

  1. «Я Родину хочу свою познать» Р.Х.Гасанова.Уфа-2007.
  2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З.Г.Нафикова.Уфа-2011.
  3. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ,2012г-136с.
  4. Р.Л, Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа-2008-100с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.
  5. Р.Л, Агишева, Ф.Х.Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.
  6. 8.«Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.
  7. Г.М.Нафикова.Уфа-2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

http://: Помочь детям войти в мир быта и традиции башкирской культуры. Дать понятие как "кочевой народ" и "оседлый народ" с кочевыми и оседлыми традициями народов Южного Урала....

Ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа.

. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории . 2.Обогащать духовный мир ребенка, познакомить с традициями башкирского народа. 3. Воспитывать патриотизм и уваже...

«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ И ОБЫЧАЯМИ БАШКИРСКОГО НАРОДА» проект

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана. Приобщение к традициям башкирского народа ...

Презентация педагогического проекта "Традиции и обычаи башкирского народа".

Презентация сделана для краткого ознакомления воспитателей с целями, задачами и этапами работы проекта на тему «Традиции и обычаи башкирского народа»....

Информационно-игровой проект "Традиции и обычаи башкирского народа"

Для успешной реализации региональной программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание сво...

Педагогический проект «Ознакомление детей с традициями и обычаями башкирского народа»

Ребёнок – будущий полноправный член  социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активност...

Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа. Из опыта работы воспитателя

Проект: ознакомление детей с патриотическим воспитанием, традициями и обычаями башкирского народа...