Методические разработки по обучению детей игре в шахматы
методическая разработка (старшая группа) по теме

Радионова Светлана Владимировна

модель организации педагогического процесса и  комплекс логических игровых упражнений по шахматному образованию; мониторинг качества образования детей по обучению игре в шахматы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ИНДИЯ - РОДИНА ШАХМАТ

Слайд 6

Чтобы в шахматы играть, Надо все законы знать: Как поставить доску нам, По каким ходить полям, Где ладья стоит, где слон, Где король воссел на трон. Конь с ферзем дополнят ряд, Пешек их прикрыл отряд. Вот и армия в строю, Не уронит честь в бою.

Слайд 14

Эта древняя игра Так коварна и хитра, Что без знания секретов Не придёт побед пора. Чтобы в шахматы играть Нужно всё о них узнать, Как различные фигуры Перед боем расставлять. Помнить, как их называть И куда переставлять. Строго правила игры Соблюдать и уважать.



Предварительный просмотр:

Групповые занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.   Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха).

Цель:  ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить  рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание  играть  в них.

Дата

Игра.

Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

“Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

Индивидуальные занятия

Цель:  ребёнок должен запомнить, как называется каждая из фигур;

уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету;

ставить  рядом одинаковые фигуры;

вызвать интерес к рассматриванию шахматных фигур;

желание  играть  в них.

Игра

Ф.И.ребёнка

Дата

“Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

“Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

“Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.  Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

“Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

“Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

“Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

“Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

“Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

“Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

“Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру



Предварительный просмотр:

Кто быстрее?”http://chess45.ru/pic/children/034.gif

.Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

 

     “Над головой”. http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

На стуле”.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

 “Ряд”. 

Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Запретная фигура”.

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Большая и маленькая”.

 Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Белые и чёрные”.

В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Что общего?”.

 Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Волшебный мешочек”.

 По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Шахматный теремок”.

Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Шахматный колобок”.

Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Шахматная репка”.

 Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Угадайка”.

Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Пирамида”

. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Прятки”.

 Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Догонялки”.

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Школа”

. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..”

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

“Убери такую же”.

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Полна горница”.

 Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Да и нет".

Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Мяч".

Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Игра на уничтожение"

– важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Один в поле воин". 

Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Лабиринт".

 Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Перехитри часовых".

Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Сними часовых".

 Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Кратчайший путь".

 За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". 

Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Атака неприятельской фигуры".

Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Двойной удар".

Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". 

Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Защита".

Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру".

 Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Шах или не шах".

Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах".

Требуется объявить шах неприятельскому королю.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Первый шах".

 Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

Рокировка".

 Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

"Два хода".

Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

 

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif

http://chess45.ru/pic/children/034.gif



Предварительный просмотр:

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Предполагаемый результат

на конец года

1

Знания теории игры

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Правила хода и взятия каждой фигуры.

Опросник

98% детей овладеют шахматными терминами

2

Практические умения в игре

 Умение детей ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Наблюдение за игрой

98% детей овладеют практическими навыками игры

3

Сформированность внутреннего плана действий

Умение совершать мыслительные действия во внутреннем плане

П.Я Кеес «Вращение квадратов»

не менее чем у 88% детей сформируется

ВПД

4

Удовлетворенность родителей качеством и количеством образовательных услуг,

компетентность в оновах шахмат

Удовлетворенность услугами

Компетентность

Анкетирование

Анкетирование

Удовлетворенность родителей качеством и количеством образовательных услуг до 100%

Компетентность родителей в основах шахмат не менее 80%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду".

      Почему  мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкаль...

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

Методическая разработка Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду....

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"

   Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...

Методическая разработка "Организация процесса обучения детей игре в шахматы"

Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении заняти...