Статья "Предпосылки появления краеведческих идей в образовании детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа) на тему

Шиловска Ольга Сергеевна

Статья об общих идеях и этапах развития краеведческого образования в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Шиловская Ольга Сергеевна,

Воспитатель 1 кв. категории

ГБДОУ детского сада №53

Красносельского р-на Санкт-Петербурга

Предпосылки появления краеведческих идей в образовании детей дошкольного возраста.

Разработкой идей краеведческого образования и вопросов по ознакомлению детей с окружающим миром занимались многие философы, педагоги, лингвисты и психологи. Определение содержания знаний для детей актуально и по сей день. В истории отечественного образования изучение ближайшей среды непосредственно связывается с понятием «краеведение». Впервые краеведение появилось в рамках школьной и экскурсионной программы. Осмысление образовательного потенциала местного материала и стремление к эффективной его реализации привело к необходимости осмысления, способствовало становлению краеведения, как самостоятельной науки, имеющей свое неповторимое содержание дополняющее педагогическую деятельность. [Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В.]

Становление краеведения это долгий и нелегкий процесс внедрения новых тактик и идей краеведческого образования детей. Даже по настоящее время путь развития этой науки не окончен и активно продолжается.

В зарубежной и отечественной педагогике 17-19 вв. сложились первые предпосылки краеведческого образования. В основу лег принцип природосообразности и культуросообразности, согласно которым основу нравственного и интеллектуального развития составляют определенные представления и эмоциональные впечатления из ближнего окружения человека, само же обучение может считаться развивающим, если осуществляется согласно условиям времени, места и потребностями народа.

Германская школа 19 века первая реализовала идеи краеведения в теории и на практике. На это развитие повлияли социокультурные условия развития Германии. Распавшаяся на несколько государств отличавшихся друг от друга своими укладами, образом жизни, ведением быта, внутренней политике стремилась укрепить свои хозяйственно-экономические возможности. Школьные программы запустили предмет «родиноведение» с целью воспитать «полезных членов общества». Позже название предмета сменилось на «отчизноведение», став самостоятельным предметом.

В середине 19 в. Ушинский изучал организацию образования на западе и пришел к мнению, что предмет «родиноведения» является значимым и полезным в ознакомлении детей с естественными науками и в речевом развитии детей. К,Д. Ушинский обосновывает необходимость введения этого предмета в воспитательно-образовательный процесс, дав ему название «окрестнография».

Пик развития отечественного краеведения как науки приходится на конец 19-20 в. В этом периоде краеведение ассоциируют с именами И.М.Гревса и его протеже Н.П. Анциферова. Свой вклад они внесли в основы науки краеведения, разработав методологию преподавания, метод экскурсий при изучении культуры города и его истории. Стремление точнее обозначить предмет познания, родиноведение было решено переименовать в «краеведение» или «петербурговедение». И.М.Гревс и Н.П. Анциферов пересматривают взгляд на сущность культуры Санкт-Петербурга, осмысливают феномен культуры города в органической концепции города и различных произведениях искусства и литературы. Город воспринимается как живая сущность, имеющая свою анатомию-все материальные основы города, психологию-«Душу города», и физиологию-девять функций, составляющих социальную природу города.

История «души города» является предметом заинтересованности органической теории. Основной характеристикой содержания выступает комплексность, т.к. все сведения об «анатомии», «физиологии» являются источниками познания «души города». И, в зависимости от выбора главного источника определяются три подхода к отбору и реализации содержания:

1.        Историко-хронологический(И.М.Гревс). Последовательность изучения истории города, изучение культуры города как части целой страны, изучение деятельности ;                

2.        Историко-функциональный(Н.П.Анциферов); Архитектура как наглядное «культурной индивидуальности» города. Суть-исследование выражения основных функций города в его монументальном облике. Подход представляет собой систему с четкими целями и задачами, целенаправленный отбор результата и содержания.

3.        Литературный (Н.П. Анциферов). «Отслеживание души города в литературных произведениях».

Обобщив предложенные подходы к отбору содержательного компонента краеведческого образования детей можно сделать вывод о том, что такая методика ознакомления с родным городом учитывает, и возрастные особенности детей и позволяет увидеть логику образовательной работы. На практике школьного образования и старшего дошкольного образования это можно проследить в принципах построения тематического планирования и отбора содержания.

От состояния развития краеведения в школе находилось в зависимости краеведческое образование детей дошкольного возраста. Природная и материальная культура города впервые стала использоваться в образовательной работе с детьми дошкольного возраста в начале XXв.

В целях общего и трудового воспитания в детском саду метод Тихеевой Е.И. при ЛГПИ ил А.И.Герцена реализован в идее планомерного расширения границ познавательной деятельности.

В работу по расширению границ познания предлагалось включать следующие компоненты:

- прогулки в сады и парки, с целью наблюдения за природными объектами и явлениями;

-экскурсии в общественные учреждения, с целью ознакомления с функция различных учреждений и трудом в них взрослых;

- выезды за город.

Предлагалось знакомство с городом от мелких объектов к более крупным. Экскурсия выступала ведущим методом при ознакомлении детей с родным городом.

Тем не менее, можно отметить и появившиеся положительные изменения в процессе развития отечественного краеведения. В практике школы широко распространился принцип тематического планирования, целенаправленно отбиралось содержание, учитывались возрастные особенности, что позволяло обосновать логику образовательной работы и особый подход к изучению истории.

В конце 20в в связи с необходимостью возврата общества и личности к гуманистическим ценностям произошло возрождение отечественного краеведения как науки. Понимание города, его культурной индивидуальности и культурной столичности. Многие идеи Анциферова Н.П. и Гревса М.С. были воплощены в концепции непрерывного краеведческого образования, разработанной и получившей распространение на весь образовательный процесс школы. (Г.А. Богуславский, Л.К. Ермолаева, Л.Н. Махинько).

В 30-е годы 20 в. Ленинградская краеведческая школа прекратила свое существование в связи с политикой государства желающей унификации духовной жизни страны. Концепция Анциферова Н.П. и Гревса И.М. была заменена государственно-идеологической направленностью на демонстрирование «заботы партии о благе народа. Традиции по изучению города потеряли свое значение. В преподавании появился термин-изучение. Содержание сводилось к природным особенностям, количественным характеристикам, произведения искусства и культуры становятся пособиями для изучения истории, упускается творческий компонент, увеличилась подача информационно-иллюстративных методов.

Подведя некую историческую параллель в изучении креведения, можно сделать вывод об особой значимости ознакомления и изучения родного город детьми. Становление краеведения как науки прошло в несколько значимых этапов: от целей укрепления государственного политического строя в Германии, пройдя путь укрепления как необходимой целостной науки, являющейся значимой и полезной для детей, что отражено в трудах Ушинского К.Д.. Позже, краеведение обрело свой предмет познания и было переименовано в «Петербурговедение», благодаря таким великим краеведам как Гревс И.М. и Анциферов Н.П.

Город воспринимался как сущность, имеющая свою анатомию, физиологию и психологию-«душу города». Именно неповторимую «душу» Петербурга раскрыли в своих трудах Анциферов Н.П. и Гревс И.М. Определив подходы к содержательному компоненту петербурговедения: от изучения исторической хронологии событий целой страны и города, культурной индивидуальности архитектуры города, определения его функций, до изучения «души города» в трудах писателей, поэтов и музыкантов.

Педагогическая мысль изучения данного вопроса представляет собой реализацию идеи планомерного расширения границ познания детей об истории родного города через путешествие по  нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...

«Краеведческий аспект экологической культуры детей дошкольного возраста»

laquo;Краеведческий аспект экологической культуры  детей дошкольного возраста»...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI – V вв. дон.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержаниями обучения, ...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Социокультурный феномен воспитания имеет исторический характер, который логично воспроизводится в теории и концепциях воспитания. Тенденции развития воспитания адекватны социокультурному развитию чело...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Викторина по реализации программы краеведческого образования детей дошкольного возраста «Новая Сибирь – мой край родной»

Данная Игра- Викторина: «О чем говорят символы Новосибирской области» проводилась с детьми подготовительного возраста.Задачи реализации: Образовательные-Закреплять знания де...

Исторический аспект появления программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда...