Главные вкладки

    Перспективное планирование по ознакомлению с Коми краем в подготовительной группекалендарная раз
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Кривцова Елена Николаевна

    Календарная разработка материала с целями, задачами,продуктивной деятельностью

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 20 «Белочка»

                                                         

                                                         

    Перспективное  планирование

    по  ознакомлению     с   Коми   краем

    в  подготовительной  группе

                                                                                                                                 

                                                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                                                         Кривцова Е.Н.

                                                                                   2016 год.

    сентябрь

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я  и мой дом.

     Родственные  связи.

           (моя семья)

    1. Углублять представления детей о ближайших родственниках, способах поддержки родительской  связи.

    2. Развивать умение понимать, что та-кое  «семья». 3. Воспитывать чувство заботы и уважения к близким людям.

    Беседа «Моя семья», Р/игра  «У нас праздник»,  Чтение В.Осеева «Вол-шебное слово», Расматривание аль-бома «Дружная семья»,  Заучивание пословиц о семье,  Ручной труд «Открытка ко дню рождению»

     Ребёнок и природа.

     Дары осени.

    (овощи,  выращенные на территории коми)

    1. Обобщать знания детей о том, какой урожай собирают люди на территории РК. 2.Формировать представление  о людях, работающих в теплицах нашей республики (овощеводы). 3. Воспитывать интерес и уважение сельскохозяйственному труду.

    Рассматривание альбома « Коми край», Беседа «Что нам осень принесла»,  Д/игры «Вершки и корешки», «Кому что нужно»

     Аппликация «Овощи  на тарелке»

    Север-край

    неповторимый

     Моя Республика – моя  

               страна.

    1.Углублять  представление о том, что РК расположена на севере РФ, каковы условия жизни. 2. Развивать умения замечать изменения,  происходящие в окружающем. 3. Воспитывать любовь к родному краю.

    Рассматривание альбома «Коми край мой», Чтении литературы: «Наш край родной», «Земля моя Коми», Составление рассказов о животных Севера,  Слушание песни М.Лебедева «Коми му»,  Рисование « Как я отдыхал летом»

    Культурное

    наследие.

     Коми изба.

        (угощение блюдами)

    1. Углублять знания детей о том, что заготавливали люди на зиму. 2.Формировать представление о труде коми народа (охота, рыболовство, сбор урожая на огороде и в лесу, квашение капусты, и т.д). 3. Воспитывать чувство гостеприимства

    Рассматривание иллюстраций о труде коми народа, Экскурсия в коми избу,

    Чтение О.Толинской «Рожь», Жуковская «Родной край».

    Сюж/рол.игра « Семья»

    октябрь

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я  и мой дом.

     Город Инта.

     (целевая прогулка к        обелиску).

    1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе, его памятными местами.2. Формировать патриотичес-кие чувства. 3. Воспитывать любовь к родному городу, желание больше узнать о нём.

    Рассматривание альбома «Инта»,

    Беседа «Город, в котором я живу»,

    Экскурсия « Прогулка в лес»

    Рисование «Мой любимый город»

     Ребёнок и природа.

     Парма – кладовая земли

           моей.

      (почва - поверхность

            земли) 

     

    1.Обобщать знания детей о свойствах песка, глины и почвы. 2. Установить причинно – следственные связи между свойствами почвы и жизнью растений, между почвой и почвенными обитателями. 3. Воспитывать бережное отношение  к подземным  животным.

    Чтение «Мир животных и растений», «Энциклопедия для дошкольников»

    Д/игра «Что, где растёт и почему?»

    Проведение опытов «Где будет лучше расти?»

    Север-край

    неповторимый

     Реки, ручейки, моря –

     по земле текут не зря.

            (реки коми)

    1. Обобщать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений. 2. Познакомить детей с по-нятием «круговорот воды в природе». 3. Развивать умение самостоятельно находить вариативные подтверждения способом  символизации.

    Рассматривание водных просторов на глобусе, карте,  Д/игра «Кто живёт в воде», Чтение энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Почемучка»

    Сюж/рол.игра «Путешествие капельки»

     Рисование « В чём живёт вода»

    Культурное

    наследие.

     Коми  изба.

     (изделия из бересты)

    1.Продолжать знакомить с бытом коми народа, посуда из бересты (солонка, чаши, лотки, короба, туеса)2. Рассказать, как изгот.посуда из бересты. 3. Воспитывать уважение к труду мастеров умельцев.

    Рассматривание иллюстраций, Рассматривание изделий из бересты,

    Дид/игра «Укрась предмет»

    Сюж/рол.игра «Магазин сувениров»

    ноябрь

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

      Я  и мой

     дом.

     Наш город -   Инта.

    1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе Инта. 2. Развивать умения называть - достопримечатель-ности города, улицы.  3. Прививать любовь к родному городу и коми народу.

    Беседа «Наш город – Инта»,  Рассматривание альбома «Инта»,  Чтение стихов об Инте,

    Придумывание рассказов «Я в детском парке»

     Ребёнок

        и

    природа.

     Тундра – кладовая    

     земли

    (растительность тундры -грибы)

    1. Расширять представления детей о растительном мире тундры, о взаимо-связи климатических условий Севера с ростом представителей растительного мира.2. Развивать умение сравнивать разновидность тайги и тундры. 3. Вос-питывать интерес  к  природе

    Рассматривание иллюстраций.

    Альбомы  «Что растёт в тайге?»,

    «Что растёт в тундре?»,

    Дид/игра « Грибы», Изготовление альбома «Грибы», Чтение Бианки «Белкина сушильня»

    Лепка « Корзинка с грибами»

    Север-край

    неповторимый

     На чём бы я  привёз   почту.

    1.Углублять представление детей о характерных видах транспорта в  РК, в зависимости от природных условий. 2.Развивать умения правильно группировать предметы по функциям. 3. Воспитывать интерес к познавательным действиям.

     Альбом  «Транспорт», Чтение «На чём ездили люди», Сюж/рол.игры «Почта на Севере», «Путешествие по родному краю»,  Дид/игры  «Что сна-чало, что потом?», «Что быстрее?».  Аппликация «Транспорт, на котором я хотел бы  поездить»

    Культурное

    наследие.

     Коми изба.

     (коми – поэты)

    1.Углублять  представление детей о коми – поэтах ( А.Ванеев, С.Журавлёв, П.Образцов). 2. Развивать  умение слушать произведения коми – поэтов. 3. Воспитывать у детей  и уважение к коми писателям за их труд.

    Чтение П.Образцов - «Морозный день», «Воробей»;  А.Ванеев -  «Лось Васька», «Край мой родной»; С.Журавлёв «Корова», «Осень – рыжая лисица». Знакомство с портретами поэтов,  Чтение сказок Коми народа.

    декабрь

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я  и мой дом.

     Сыктывкар – столица

      Коми.

    (знакомство с символикой)

    1.Обогащать и конкретизировать пред-ставления о столице РК (герб, флаг, гимн, улицы, достопримечательности).

    2. Развивать умение аргументировать свои суждения. 3. Воспитывать любовь к родному городу.

       

    Альбомы  «Сыктывкар», «Край мой Северный», Беседа «Прошлое Республики»,  Чтение « Мой Сыктывкар», «Народные умельцы»

    Дид/игра «Назови правильно»

     Ребёнок

        и

    природа.

     Тундра – кладовая  Земли.

    (растительность тундры - ягоды).

    1. Расширять представления детей о растительности тундры - ягодах (клюк-ва, брусника, голубика, костяника, мо-рошка). 2.Развивать умение сравнивать ягоды тайги и тундры, по внешнему виду, месту произрастания. 3.Воспи-тывать любознательность.

    Рассматривание альбомов « Ягоды тундры», «Ягоды тайги», Познавательная игра «Дары тундры», Чтение «Морошкины именины»,

    Дид/игра «Укрась предмет» (с использов.элементов коми),  Сюж/рол.игра « Юные экологи»

    Север - край

    неповторимый

     Шахтёрские руки

    (труд  шахтёров)

    1. Углубить представления детей о труде шахтёров. 2. Подвести к пониманию значимости этого труда для других людей. 3. Воспитывать уважение и гордость к людям, работающим в шахте.

    Экскурсия к шахте, Рассматривание иллюстраций о труде шахтёров, Сюж.рол.игра «Шахтёры», Познавательная игра « Что за каму-шек?», Составление рассказа «Мой папа – шахтёр»

    Культурное

    наследие.

     Мастерами славится

     земля Коми.

     (народные промыслы).

    1.Углублять представления об извест-ных народных умельцах РК(М.С.Кочев В.Л.Торопов). 2.Развивать умения пра-вильно называть виды прикладного ис-кусства Коми. 3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков –умельцев.

     Беседа о народных умельцах, Рас-сматривание изделий из глины, бере-сты, Посещение выставки умельцев, Составление альбома « Искусство ко-ми народа», Художественный труд «Изготовление закладки» (плетение)

    Дид/игра «Укрась предмет»

    январь

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

      Я и мой дом.

    Откуда стол пришёл?

    (сравнение старинной  и

     современной мебели

    1.Углублять представление детей о процессе изготовления мебели, её раз-нообразии. 2.Развивать умение назы-вать материал, из которого изготав-ливалась и изготавливается мебель.

    3.Воспитывать уважение к труду.

    Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёс-ла», Энциклопедия « Всё и обо всём»,

    Экскурсия в коми избу д/с; Сюж/рол.        игра «Магазин мебели», Ручн.труд - «Изготовление мебели из бумаги»

     Ребёнок и

    природа.

    Тундра – кладовая земли.

     (животный мир)

    1.Расширять представления детей о животном мире тундры (белый мед-ведь, песец, северный олень, волк, тюлень). 2.Развивать умение сравни-вать внешний вид, место обитания, пи-тание с животными тайги. 3.Воспиты-вать любознательность.

    Беседа «Что такое тундра?»,

    Рассматривание альбома «Животные тундры»,Чтение рассказов «Об Умке» Дид. игра «Кто, где живёт», «Живот-ные тундры», Декор рисование «Ко-ми орнамент», «Знакомство с Север-ным оленем»

    Север-край

    неповотримый

     Сельские жители.

    (рассматривание картин про животноводческую

    ферму)

    1. Углублять представления о профес-сиях  сельских жителей (доярки, меха-низаторы, скотники). 2. Развивать уме-ние находить  и высказывать сущест-венные выводы. 3. Воспитывать инте-рес и уважение к труду сельских жи-телей.

    Беседа «Чем богат Коми край»,  Чтение С.Журавлёва «Корова»,

    Загадки о с/х  продукции, Пословицы и поговорки о труде, Дид/игры: «Откуда хлеб пришёл», «Кому что нужно»,  Кол.рисование «На ферме»

    Сюж/рол игра «Фермеры»

    Культурное

    наследие.

     Коми изба.(экскурсия в краеведческиий музей)

    (рассматривание – люльки,  лавки, стола)

    1.Познакомить детей с мебелью коми избы – люлька, лавка, стол.

    2.Дать знание о быте коми народа.

    3. Воспитывать уважение к труду народа коми.

    Экскурсия в краевед. музей.

    Рассматривание иллюстраций

    Дид/игры «                                          », Беседа «Как жил раньше Коми народ»

    февраль

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я и мой дом.

     Посуда.

    ( сравнение старинной и современной посуды).

    1. Углублять представления о предме-тах материальной культуре – посуде.

    2. Развивать умение называть материал из которого изготавливалась и изготав-ливается посуда. 3.Воспитывать уваже-ние к труду взрослых, бережное отно-шение  к предметам посуды.

    Рассматривание посуды в быту,  Экскурсия в краев. музей, Чтение  «Федорино горе», р.с.н. «Хлеб и огонь»; Составление рассказа «Уга-дай, кто я?», Дид/игра «Подбери картинку»,  Лепка « Деревенский чугунок»

     Ребёнок и

    природа.

     Тундра – кладовая земли.

             (птицы севера)

    1.Расширять представление детей о птицах  тундры (белая сова, белая ку-ропатка, полярная крачка, чайка моёв-ка). 2. Развивать умение сравнивать внешний вид, место обитания, питание с птицами тайги. 3. Воспитывать  лю-

    бознательность.

    Рассматривание альбома «Птицы тундры»,  Беседа «Чем отличаются птицы тайги от птиц тундры»,  Дид/игры «Птицы тундры», «Составь рассказ», Чтение литературы, Рисование «Птицы Севера»,

    Север-край

    неповторимый

     Все работы хороши -

          выбирай на вкус.

      (труд оленевода)

    1. Углублять знания о различных видах профессий, уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, олене-водство, и.д. 2. Развивать умение нахо-дить основание для доказательств мнения. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

    Рассматривание иллюстраций, Беседа «Оленеводы», Чтение «Сампо – Ло-парёнок»,  Альбом «Все работы хороши», Подвижные игры: «Олене-вод» и «Оленьи упряжки»

    Сюж/рол. игра «Оленеводы», Ручной труд  « Олени.Оленья упряжка»

    Культурное

    наследие.

     Коми изба.

     (рассматривание посуды).

    1. Продолжать знакомить детей с бытом коми народа. 2.Рассказать, как  изготавливалась посуда из бересты. 3. Воспитывать уважения к мастерам – умельцам.

    Рассматривание иллюстраций,, Рассматривание посуды,  

    Дид/игры «Что за предмет»,

    « Домино»

     Беседа «Быт коми народа»

    март

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я  и мой дом.

     Одежда Коми народа.

     

    1.Учить «читать» карту РК и устанав-ливать зависимость между природ-ными условиями и видами одежды. 2. Показать разные назначения одежды, обосновать разницу в одежде. 3. Вос-питывать интерес к  её моделированию

    Рассматривание иллюстраций, Беседа « Наша одежда и одежда Севера»,

    Рассматривание тканей и меха,  Дид/игры: «Коми одежда», «Кому что нужно и для чего»,  Чтение М.Зощен-ко «Глупая история»,  Аппликация

     «Составь узор для одежды»

     Ребёнок и

    природа.

     Лекарственные растения.

    ( растущие в Коми).

    1.Расширять представления о лекарст-венных травах: зверобой, крапива, кле-вер, пижма; ядовитых: волчье лыко, лютик, белокрыльник. 2.Продолжать закреплять представления об условиях роста.3. Воспитывать бережное отно-шение к окружающему.

    Рассматривание альбома «Растения Коми края»,  Чтение рассказов о природе,  Загадывание загадок,  Викторина «Хорошо ли вы знаете природу края?», Дид/игры: «Где, что растёт?», «Съедобное –несъедобное»,

    Ручн.труд  из бумаги «Клевер»

    Север-край

    неповторимый

     Кто мы? Откуда?

     Где наши корни?

     (виды поселения людей Коми).

    1.Формировать представление о видах поселения труда на коми земле, исто-рического характера. 2. Развивать умение высказывать информацию о поселениях народа коми (деревни, слободки, обычаи).3. Воспитывать уважение к истории коми народа.

    Рассматривание иллюстраций,  Чтение легенды « Пера – богатырь»,

    Беседа  «Легенды Коми народа» , «Как появились первые люди в Коми крае», Чтение И.Жеребцов «Рассказы для детей об истории Коми края»

    Культурное

    наследие.

     Рассматривание  коми одежды.

     

    1.Продолжать знакомить детей  с народной одеждой коми : прядение, ткачество, шитьё, вышивка коми орнаментов. 2. Воспитывать уважение к труду коми народа, интерес к их творчеству.

    Экскурсия в краевед.музей,Рассматривание иллюстраций и одежды Коми народа,  Дид/ игра: «Укрась варежку орнаментом»

    Беседа «Одежда Коми народа»

    апрель

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я и мой дом.

     Обувь.

     (сравнение старинной и современной обуви).

    1.Расширять представления детей об обуви, её разновидностях в связи с временем года. 2.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между старинной обувью и сов-ременной.3. Воспитывать уважение к труду людей.

    Рассматривание иллюстраций, Беседа «Как к нам приходит обувь», Чтение «Маленький мук», «Город башмач-ков», Коми нар.сказок « Яг – Морт»и «Пера –богатырь»,  Дид/игры « Под-бери правильно», «Парочки»

     Ребёнок и

    природа.

     Коми земля (рассказывание о Печоро -  Илычском  заповеднике)

    1.Познакомить детей с Печоро- Илыч-ским заповедником. 2. Развивать уме-ние выявлять и называть причины создания заповедников. 3.Воспитывать чувство гордости к природным досто-примечательностям родного края.

    Рассматривание альбома «Мой край»,

    Работа с картой  РК,  Рассматривание иллюстраций, Сюж/рол. игра «Мы юннаты»,  Составление рассказов о животных заповедника

    Рисование « Животные Севера»

    Север-край

    неповторимый

     Природные  богатства    

    Коми.

    (гербарии и природные  

     ископаемые)

    1.Формировать представления детей о природных богатствах Коми края (природные ископаемые и растения)

    2.Развивать познавательный интерес к богатствам земли. 3. Воспитывать  любовь к родному краю.

    Рассматривание иллюстраций,  Рассматривание гербария и природных ископаемых,  Беседа «Богатства Коми земли», Сюж/рол. игра «Юные исследователи», Дид. игра «Что, где растёт и почему»,

    Руч. труд «Своими руками» прир.мат.

    Культурное

    наследие.

     

     Народное  творчество

     нашего края.

         (обобщающее)

    1.Обогащать представления детей о народном творчестве Коми народа : изделия из бересты, вязаные, выши-тые, плетёные вещи, из дерева. 2.Спо-собствовать воспитанию интереса к народному творчеству, гордости и уважения к умельцам народа Коми.

    Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание  народных изделий,

    Беседа «Творчество умельцев Коми земли»,  Познавательная  игра «Что было бы если..? (не было народных умельцев»

    май

    Тема

    Цель, задачи

    Совместная деятельность

     Я  и мой дом.

     Мир – наш общий дом.

     (обобщающее занятие)

    1.Обобщать представление детей о ми-ре ( на основе глобуса), о разных частях света. 2. Развивать умение находить на карте Республику и читать природные условия, обосновывая ответ. 3.  Воспитывать любознатель-ность.

    Рассматривание глобуса и карты РК,

    Рассматривание альбома  «Коми край мой Северный»,  Беседа «Богатства земли Коми», Коллективная работа «Этажи растительного царства» (рисование и аппликация).

     Ребёнок и

    природа.

    Охрана природы человеком.

     (Кранная книга)

    1.Формировать у детей представления о заповедниках РК, о Красной книге РК. 2. Развивать умения замечать изме-ниния, происходящие с природой из-за неправильного отношения к ней чело-века. 3. Сформировать осознанное от-ношение к правилам поведения в лесу.

    Рассматривание иллюстраций по легендам Коми народа (Яг –Морта, Ворса,Чукли),  Рассматривание     Красной книги России и РК,

    Сюж/рол.игра «Мы экологи»,

    Рисование «Исчезающие животные»

    Север-край

    неповторимый

     Предметы быта, музыкальные инструменты

    1.Углублять представления детей об укреплении дружбы народов, прожи-вающих на территории г.Инты. 2.Развивать познавательный  интерес к  богатствам музея. 3. Воспитывать уважение к Коми народу.

    Экскурсия в Музей, Рассматривание иллюстраций, предметов быта; экскурсия в ЦНК рассматривание музыкальных инструментов Коми народа,  Сюж/рол.игра «Магазин сувениров»,  Дид/игры «Наряди Коми куклу», «Составь рассказ»

    Культурное

    наследие.

     Народные песни, фольклор.

     

     

    1.Познакомить детей с коми народным  фольклором. 2. Дать знания об исполнении коми песен (прослушива-ние аудиозаписей).  3. Воспитывать уважение к коми народному творчеству.

    Экскурсия в Коми избу д/с,

    Рассмативание иллюстраций и альбома «Асья Кыа», Прослушивание аудиозаписей с Коми песнями,

    Сюж/рол игра « Мы артисты»

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование по ознакомлению с коми краем в подготовительной группе

    Планирование непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению дошкольников с Коми краем в подготовительной группе согласно программы "Детство"...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

    В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

    В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе

    Детям 3-4 лет необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Необходимо воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать г...

    Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе

    Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....

    Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

    Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром составлено по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В...