Перспективное планирование по ознакомлению с коми краем в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мингалёва Евгения Васильевна

Планирование непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению дошкольников с Коми краем в подготовительной группе согласно программы "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_komi.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                                      МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

                                                     

                                                     

                                                        Перспективное  планирование

                                                  по  ознакомлению     с   коми   краем

                                                       в  подготовительной  группе

 

                                     

                                                                                                                             

                                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                                                     Мингалёва  Е.В.

                                                                               2011 год.

сентябрь

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


   Родственные  связи.

       (моя семья)

1. Углублять представления детей о ближайших родственниках, способах поддержки родительской  связи.

2. Развивать умение понимать, что та-кое  «семья». 3. Воспитывать чувство заботы и уважения к близким людям.

Беседа «Моя семья», Р/игра  «У нас праздник»,  Чтение В.Осеева «Вол-шебное слово», Расматривание аль-бома «Дружная семья»,  Заучивание пословиц о семье,  Ручной труд «Открытка ко дню рождению»


 Ребёнок

    и

природа.



        Дары осени.

(овощи,  выращенные на территории коми)

1. Обобщать знания детей о том, какой урожай собирают люди на территории РК. 2.Формировать представление  о людях работающих в теплицах нашей республики (овощеводы). 3. Воспиты-вать интерес и уважение сельскохо- зяйственному труду.

Рассматривание альбома « Коми край», Беседа «Что нам осень принесла»,  Д/игры «Вершки и корешки», «Кому что нужно»

 Аппликация «Овощи  на тарелке»


Север-

 край

неповто-римый


   Моя Республика – моя  

           страна.

1.Углублять  представление о том, что РК расположена на севере РФ, каковы условия жизни. 2. Развивать умения замечать изменения,  происходящие в окружающем. 3. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание альбома «Коми край мой», Чтении лит-ры: «Наш край родной», «Земля моя Коми», Составление рассказов о животных Севера,  Слушание песни М.Лебедева «Коми му»,  Рисование « Как я отдыхал летом»


Культурное

наследие.


           Коми изба.

    (угощение блюдами)

1. Углублять знания детей о том, что заготавливали люди на зиму. 2. Фор-мировать представление о труде коми народа (охота, рыболовство, сбор уро-жая на огороде и в лесу, квашение ка-пусты, и т.д). 3. Воспитывать чувство гостеприимства

Рассматривание иллюстраций о труде коми народа, Экскурсия в коми избу,

Чтение О.Толинской «Рожь», Жуковская «Родной край».

Сюж/рол.игра « Семья»

октябрь

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.



   Посёлок Ярега.

 (целевая прогулка к        обелиску).

1. Расширять и уточнять знания детей о родном посёлке, его памятными местами.2. Формировать патриотичес-кие чувства. 3. Воспитывать любовь к родному посёлку, желание больше узнать о нём.

Рассматривание альбома «Ярега»,

Беседа «Посёлок, в котором я живу»,

Экскурсия « Прогулка в лес»

Рисование «Мой любимый посёлок»


 Ребёнок

    и

природа.


 

 Парма – кладовая земли

       моей.

  (почва - поверхность

        земли) 

 

1.Обобщать знания детей о свойствах песка, глины и почвы. 2. Установить причинно – следственные связи между свойствами почвы и жизнью растений, между почвой и почвенными обитате-лями. 3. Воспитывать бережное отно-шение  к подземным  животным.

Чтение «Мир животных и растений», «Энциклопедия для дошкольников»

Д/игра «Что, где растёт и почему?»

Проведение опытов «Где будет лучше расти?»


Север-

 край

неповто-римый


 Реки, ручейки, моря –

 по земле текут не зря.

        (реки коми)

1. Обобщать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений. 2. Познакомить детей с по-нятием «круговорот воды в природе». 3. Развивать умение самостоятельно находить вариативные подтверждения способом  символизации.

Рассматривание водных просторов на глобусе, карте,  Д/игра «Кто живёт в воде», Чтение энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Почемучка»

Сюж/рол.игра «Путешествие капельки»

 Рисование « В чём живёт вода»


Культурное

наследие.


         Коми  изба.

 (изделия из бересты)

1.Продолжать знакомить с бытом коми

народа, посуда из бересты (солонка, чаши, лотки, короба, туеса)2. Расска-зать, как изготавливается посуда из бересты. 3. Воспитывать уважение к труду мастеров – умельцев.

Рассматривание иллюстраций, Рассматривание изделий из бересты,

Дид/игра «Укрась предмет»

Сюж/рол.игра «Магазин сувениров»

  ноябрь

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.



      Наш город -   Ухта.

1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе Ухте. 2. Развивать умения называть-достопримечатель-ности города,улицы, проспекты.  3. Прививать любовь к родному городу и коми народу.

Беседа «Наш город – Ухта»,  Рассматривание альбома «Ухта»,  Чтение стихов об Ухте- С.Журавлёва,

Придумывание рассказов «Я в детском парке»


 Ребёнок

    и

природа.


  Тундра – кладовая    

         земли

(растительность тунд-ры -грибы)

1. Расширять представления детей о растительном мире тундры, о взаимо-связи климатических условий Севера с ростом представителей растительного мира.2. Развивать умение сравнивать разновидность тайги и тундры. 3. Вос-питывать интерес  к  природе

Рассматривание иллюстраций.

Альбомы  «Что растёт в тайге?»,

«Что растёт в тундре?»,

Дид/игра « Грибы», Изготовление альбома «Грибы», Чтение Бианки «Белкина сушильня»

Лепка « Корзинка с грибами»


Север-

 край

неповто-римый


 На чём бы я  привёз   почту.

1.Углублять представлении детей о характерных видах транспорта в раз-ных странах РК, в зависимости от при-родных условий. 2.Развивать умения правильно группировать предметы по функциям. 3. Воспитывать интерес к познавательным действиям.

 Альбом  «Транспорт», Чтение «На чём ездили люди», Сюж/рол.игры «Почта на Севере», «Путешествие по родному краю»,  Дид/игры  «Что сна-чало, что потом?», «Что быстрее?».  Аппликация «Транспорт, на котором я хотел бы  поездить»


Культурное

наследие.



           Коми изба.

      (коми – поэты)

1.Углублять  представление детей о коми – поэтах ( А.Ванеев,С.Журавлёв, П.Образцов). 2. Развивать  умение слушать произведения коми – поэтов. 3. Воспитывать у детей  и уважение к коми писателям за их труд.

Чтение П.Образцов - «Морозный день», «Воробей»;  А.Ванеев -  «Лось Васька», «Край мой родной»; С.Журавлёв «Корова», «Осень – рыжая лисица». Знакомство с портретами поэтов,  Чтение сказок Коми народа.

  декабрь

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


 Сыктывкар – столица

  Коми.

(знакомство с симво- ликой)

1.Обогащать и конкретизировать пред-ставления о столице РК (:герб, флаг, гимн, улицы, достопримечательности).

2. Развивать умение аргументировать свои суждения. 3. Воспитывать любовь к родному городу.

   

Альбомы  «Сыктывкар», «Край мой Северный», Беседа «Прошлое Республики»,  знакомство с журналом «Би кинь»,  Чтение « Мой Сыктывкар», «Народные умельцы»

Дид/игра «Назови правильно»


 Ребёнок

    и

природа.


 Тундра – кладовая    

         Земли.

(растительность тундры - ягоды).

1. Расширять представления детей о растительности тундры-ягодах (клюк-ва, брусника, голубика, костяника, мо-рошка). 2.Развивать умение сравнивать ягоды тайги и тундры, по внешнему виду, месту произрастания. 3.Воспи-тывать любознательность.

Рассматривание альбомов « Ягоды тундры», «Ягоды тайги», Познавательная игра «Дары тундры», Чтение «Морошкины именины»,

Дид/игра «Укрась предмет» (с использов.элементов коми),  Сюж/рол.игра « Юные экологи»


Север-

 край

неповто-римый


    Шахтёрские руки –  

     нефтяников руки.

  (труд  шахтёров-

     нефтяников)

1. Углубить представления детей о труде шахтёров – нефтяников. 2. Под-вести к пониманию значимости этого труда для других людей. 3. Воспиты-вать уважение и гордость к людям, работающим в шахте.

Экскурсия к нефтешахте, Рассматри-вание иллюстраций о труде шах-тёров, Сюж.рол.игра «Нефтяники», Познавательная игра « Что за каму-шек?», Составление рассказа «Мой папа – шахтёр»


Культурное

наследие.


   Мастерами славится

        земля Коми.

 (народные промыслы).

1.Углублять представления об извест-ных народных умельцах РК(М.С.Кочев В.Л.Торопов). 2.Развивать умения пра-вильно называть виды прикладного ис-кусства Коми. 3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков –умельцев.

 Беседа о народных умельцах, Рас-сматривание изделий из глины, бере-сты, Посещение выставки умельцев, Составление альбома « Искусство ко-ми народа», Художественный труд «Изготовление закладки» (плетение)

Дид/игра «Укрась предмет»

    январь

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.



Откуда стол пришёл?

(сравнение старинной  и

 современной мебели

1.Углублять представление детей о процессе изготовления мебели, её раз-нообразии. 2.Развивать умение назы-вать материал, из которого изготав-ливалась и изготавливается мебель.

3.Воспитывать уважение к труду.

Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёс-ла», Энциклопедия « Всё и обо всём»,

Экскурсия в коми избу д/с; Сюж/рол.        игра «Магазин мебели», Ручн.труд - «Изготовление мебели из бумаги»


 Ребёнок

    и

природа.



Тундра – кладовая земли.

 (животный мир)

1.Расширять представления детей о животном мире тундры (белый мед-ведь, песец, северный олень, волк, тюлень). 2.Развивать умение сравни-вать внешний вид, место обитания, пи-тание с животными тайги. 3.Воспиты-вать любознательность.

Беседа «Что такое тундра?»,

Рассматривание альбома «Животные тундры»,Чтение рассказов «Об Умке» Дид. игра «Кто, где живёт», «Живот-ные тундры», Декор рисование «Ко-ми орнамент», «Знакомство с Север-ным оленем»


Север-

 край

неповто-римый


    Сельские жители.

  (целевая экскурсия на

 животноводческую  

        ферму)

1. Углублять представления о профес-сиях  сельских жителей (доярки, меха-низаторы, скотники). 2. Развивать уме-ние находить  и высказывать сущест-венные выводы. 3. Воспитывать инте-рес и уважение к труду сельских жи-телей.

Беседа «Чем богат Коми край»,  Чтение С.Журавлёва «Корова»,

Загадки о с/х  продукции, Пословицы и поговорки о труде, Дид/игры: «Откуда хлеб пришёл», «Кому что нужно»,  Кол.рисование «На ферме»

Сюж/рол игра «Фермеры»


Культурное

наследие.


           Коми изба.

(рассматривание – люльки,  лавки, стола)

1.Познакомить детей с мебелью коми избы – люлька, лавка, стол.

2.Дать знание о быте коми народа.

3. Воспитывать уважение к труду народа коми.

Экскурсия в коми избу д/с,

Рассматривание иллюстраций

Дид/игры «К какой части мира относятся -люлька, лавка, полати, диван», Беседа «Как жил раньше Коми народ»

 февраль

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


            Посуда.

( сравнение старинной и современной посуды).

1. Углублять представления о предме-тах материальной культуре – посуде.

2. Развивать умение называть материал из которого изготавливалась и изготав-ливается посуда. 3.Воспитывать уваже-ние к труду взрослых, бережное отно-шение  к предметам посуды.

Рассматривание посуды в быту,  Экскурсия в Коми избу д/с, Чтение  «Федорино горе», р.с.н. «Хлеб и огонь»; Составление рассказа «Уга-дай, кто я?», Дид/игра «Подбери картинку»,  Лепка « Деревенский чугунок»


 Ребёнок

    и

природа.


 Тундра – кладовая земли.

         (птицы севера)

1.Расширять представление детей о птицах  тундры (белая сова, белая ку-ропатка, полярная крачка, чайка моёв-ка). 2. Развивать умение сравнивать внешний вид, место обитания, питание с птицами тайги. 3. Воспитывать  лю-

бознательность.

Рассматривание альбома «Птицы тундры»,  Беседа «Чем отличаются птицы тайги от птиц тундры»,  Дид/игры «Птицы тундры», «Составь рассказ», Чтение литературы, Рисование «Птицы Севера»,


Север-

 край

неповто-римый


    Все работы хороши -

      выбирай на вкус.

  (труд оленевода)

1. Углублять знания о различных ви-дах профессий, уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, олене-водство, и.д. 2. Развивать умение нахо-дить основание для доказательств мнения. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Рассматривание иллюстраций, Беседа «Оленеводы», Чтение «Сампо – Ло-парёнок»,  Альбом «Все работы хороши», Подвижные игры: «Олене-вод» и «Оленьи упряжки»

Сюж/рол. игра «Оленеводы», Ручной труд  « Оленья упряжка»


Культурное

наследие.


          Коми изба.

  (рассматривание посуды).

1. Продолжать знакомить детей с бытом коми народа. 2.Рассказать, как  изготавливалась посуда из бересты. 3. Воспитывать уважения к мастерам – умельцам.

Рассматривание иллюстраций,

Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание посуды,  Дид/игры «Что за предмет», « Домино»

 Беседа «Быт коми народа»

    март

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


 

    По одёжке встречают.

 

1.Учить «читать» карту РК и устанав-ливать зависимость между природ-ными условиями и видами одежды. 2. Показать разные назначения одежды, обосновать разницу в одежде. 3. Вос-питывать интерес к  её моделированию

Рассматривание иллюстраций, Беседа « Наша одежда и одежда Севера»,

Рассматривание тканей и меха,  Дид/игры: «Коми одежда», «Кому что нужно и для чего»,  Чтение М.Зощен-ко «Глупая история»,  Аппликация

 «Составь узор для одежды»


 Ребёнок

    и

природа.


 Лекарственные растения.

  ( растущие в Коми).

1.Расширять представления о лекарст-венных травах: зверобой, крапива, кле-вер, пижма; ядовитых: волчье лыко, лютик, белокрыльник. 2.Продолжать закреплять представления об условиях роста.3. Воспитывать бережное отно-шение к окружающему.

Рассматривание альбома «Растения Коми края»,  Чтение рассказов о природе,  Загадывание загадок,  Викторина «Хорошо ли вы знаете природу края?», Дид/игры: «Где, что растёт?», «Съедобное –несъедобное»,

Ручн.труд  из бумаги «Клевер»


Север-

 край

неповто-римый


      Кто мы? Откуда?

     Где наши корни?

  (виды поселения людей

            Коми).

1.Формировать представление о видах поселения труда на коми земле, исто-рического характера. 2. Развивать умение высказывать информацию о поселениях народа коми (деревни, слободки, обычаи).3. Воспитывать уважение к истории коми народа.

Рассматривание иллюстраций,  Чтение легенды « Пера – богатырь»,

Беседа  «Легенды Коми народа» , «Как появились первые люди в Коми крае», Чтение И.Жеребцов «Рассказы для детей об истории Коми края»


Культурное

наследие.


       Рассматривание  

         коми одежды.

 

1.Продолжать знакомить детей  с народной одеждой коми : прядение, ткачество, шитьё, вышивка коми орнаментов. 2. Воспитывать уважение к труду коми народа, интерес к их творчеству.

Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание иллюстраций и одежды Коми народа,  Дид/ игра: «Укрась варежку орнаментом»

Беседа «Одежда Коми народа»

   апрель

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


              Обувь.

   (сравнение старинной и современной обуви).

1.Расширять представления детей об обуви, её разновидностях в связи с временем года. 2.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между старинной обувью и сов-ременной.3. Воспитывать уважение к труду людей.

Рассматривание иллюстраций, Беседа «Как к нам приходит обувь», Чтение «Маленький мук», «Город башмач-ков», Коми нар.сказок « Яг – Морт»и «Пера –богатырь»,  Дид/игры « Под-бери правильно», «Парочки»


 Ребёнок

    и

природа.


         Коми земля (рассказывание о Печоро-  Илычском  заповед-нике)

1.Познакомить детей с Печоро- Илыч-ским заповедником. 2. Развивать уме-ние выявлять и называть причины создания заповедников. 3.Воспитывать чувство гордости к природным досто-примечательностям родного края.

Рассматривание альбома «Мой край»,

Работа с картой  РК,  Рассматривание иллюстраций, Сюж/рол. игра «Мы юннаты»,  Составление рассказов о животных заповедника

Рисование « Животные Севера»


Север-

 край

неповто-римый


   Природные  богатства    

        Коми.

 (гербарии  и  природные  

        ископаемые)

1.Формировать представления детей о природных богатствах Коми края (природные ископаемые и растения)

2.Развивать познавательный интерес к богатствам земли. 3. Воспитывать  любовь к родному краю.

Рассматривание иллюстраций,  Рассматривание гербария и природных ископаемых,  Беседа «Богатства Коми земли», Сюж/рол. игра «Юные исследователи», Дид. игра «Что, где растёт и почему»,

Руч. труд «Своими руками» прир.мат.


Культурное

наследие.

 

   Народное  творчество

         нашего края.

     (обобщающее)

1.Обогащать представления детей о народном творчестве Коми народа : изделия из бересты, вязаные, выши-тые, плетёные вещи, из дерева. 2.Спо-собствовать воспитанию интереса к народному творчеству, гордости и уважения к умельцам народа Коми.

Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание  народных изделий,

Беседа «Творчество умельцев Коми земли»,  Познавательная  игра «Что было бы если..? (не было народных умельцев»

     май

               Тема

                Цель, задачи

         Совместная деятельность


  Я  и

  мой

  дом.


 Мир – наш общий дом.

 (обобщающее занятие)

1.Обобщать представление детей о ми-ре ( на основе глобуса), о разных частях света. 2. Развивать умение находить на карте Республику и читать природные условия, обосновывая ответ. 3.  Воспитывать любознатель-ность.

Рассматривание глобуса и карты РК,

Рассматривание альбома  «Коми край мой Северный»,  Беседа «Богатства земли Коми», Коллективная работа «Этажи растительного царства» (рисование и аппликация).


 Ребёнок

    и

природа.


Охрана природы человеком.

      (кранная книга)

1.Формировать у детей представления о заповедниках РК, о Красной книге РК. 2. Развивать умения замечать изме-ниния, происходящие с природой из-за неправильного отношения к ней чело-века. 3. Сформировать осознанное от-ношение к правилам поведения в лесу.

Рассматривание иллюстраций по легендам Коми народа (Яг –Морта, Ворса,Чукли),  Рассматривание     Красной книги России и РК,

Сюж/рол.игра «Мы экологи»,

Рисование «Исчезающие животные»


Север-

 край

неповто-римый


    Экскурсия в центре

     Коми  Культуры

       им. Б. Шахова.

1.Углублять представления детей об укреплении дружбы народов, прожи-вающих на территории г.Ухты. 2.Развивать познавательный  интерес к  богатствам музея. 3. Воспитывать уважение к Коми народу.

Экскурсия в Музей, Рассматривание иллюстраций, предметов быта, музыкальных инструментов Коми народа,  Сюж/рол.игра «Магазин сувениров»,  Дид/игры «Наряди Коми куклу», «Составь рассказ»


Культурное

наследие.


   Народные песни,  

         фольклор.

 

 

1.Познакомить детей с коми народным  фольклором. 2. Дать знания об исполнении коми песен (прослушива-ние аудиозаписей).  3. Воспитывать уважение к коми народному творчеству.

Экскурсия в Коми избу д/с,

Рассмативание иллюстраций и альбома «Асья Кыа», Прослушивание аудиозаписей с Коми песнями,

Сюж/рол игра « Мы артисты»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

Перспективное планирование по ознакомлению с Коми краем в подготовительной группекалендарная раз

Календарная разработка материала с целями, задачами,продуктивной деятельностью...

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром составлено по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»

Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эс...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»

Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге,художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эст...