Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с элементами ТРИЗ в старшей группе «По дорогам знаний»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации; формировать умение определять линии развития объекта (дни недели); учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления; упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»); закрепить виды моделирования - модель – слова (загадки);   закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание дней недели; времени суток; формировать умение ориентироваться на плоскости листа; продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине – городе Шебекино на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города; формировать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами; расширять кругозор детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_f_forme_kvest-igry_po_doroge_znaniy.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Старостенко Наталья Николаевна

Конспект образовательной деятельности в  форме квест-игры

с элементами ТРИЗ в старшей группе

«По дорогам знаний»

Разработала:

Старостенко Наталья Николаевна,

воспитатель МАДОУ "Детский сад

комбинированного вида №10

г.Шебекино Белгородской области"

2017г.

Тема образовательной деятельности «По дорогам знаний» Образовательная область «Познавательное развитие» 

Воспитатель: Старостенко Наталья Николаевна, I квалификационная категория

Программные задачи:

Обучающие.

Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации; формировать умение определять линии развития объекта (дни недели); учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления; упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»); закрепить виды моделирования - модель – слова (загадки);   закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание дней недели; времени суток; формировать умение ориентироваться на плоскости листа; продолжать формировать элементарные представление детей о малой Родине – городе Шебекино на основе ознакомления с ближайшим окружением и достопримечательностями города; формировать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами; расширять кругозор детей.

Развивающие.

Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; ответами, развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Воспитывающие.

Воспитывать чувство коллективизма, целеустремленность и настойчивость.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Методы и приёмы.

Словесные: беседа, проблемные вопросы, релаксация, поощрение, индивидуальный подход.

Оборудование:  ноутбук, проектор, разрезанная картинка с изображением книги, маленький мяч, мешочек, карандаш, альбом для рисования (блокнот), листы в клетку на каждого ребенка, карандаши простые для каждого ребенка, мультимедийная игра «Кто внимательный», изображения диких зверей (лиса, волк, еж), схемы для составления загадок, части разных диких животных для игры «Чудо-Юдо», изображение библиотеки, изображения сказочных персонажей, книга.

Ход образовательной деятельности:

1.Оргмомент

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

2.Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже ходила в детский сад. Мне очень нравился детский сад, потому что в нем была очень интересный предмет, который помог мне стать умной. И с помощью этого волшебного предмета я учусь на одни пятерки.

Для того, чтобы узнать, что это за предмет, вам нужно собрать картинку.

3. Поисковый.

Воспитатель: Ребята, что вы должны сделать, чтобы отыскать все части картинки? (выполнить задания, ответить на вопросы, внимательно слушать и т.д.)

-Ну, что, вы готовы отыскать волшебную вещь? Тогда начинаем поиск!

4. Практический.

Воспитатель: Для того, чтобы справиться с заданиями, нужно интеллектуально размяться.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение и ответьте на мои вопросы.

Носорог все дни недели

Проводил на карусели,

И смеялся Носорог,

И сиял от счастья рог.

Но в последний день недели

Вдруг сломались карусели,

Потому что вместе сели

Носорог, Жираф, Олень,

Слон, Слониха и Тюлень…-

Словом, дюжина зверей

Да обжора муравей.

-В какой день недели все звери сели на карусели? (Воскресенье)

-Перечислите все дни недели.

-Ну, мои хорошие, дайте мне быстро ответы на следующие вопросы:

-Какой сегодня день недели?

- Какой сейчас месяц?

- Какое сегодня число?

- Какой сейчас год?

- Какое сейчас время суток?

-Значит, поиски волшебной вещи мы начинаем ___ марта 2017года.

Воспитатель: А вот подсказка для первого задания!

Педагог показывает «волшебный» мешочек.

Дети, в этом мешочке, на самом дне находится первый фрагмент картинки, которую мы должны сложить. Чтобы его получить, вам надо узнать, что находится в мешочке  (альбом для рисования)

Игра «Да-нет-ка»

(Подсказка: это неживые предметы).

Д.: Это игрушка?

В.: Нет

Д.: Может кукла?

В.: Нет.

Варианты ответов детей…

Д.: Это карандаш?

В.: Да.

И т.д.

После того, как дети отгадают все предметы в мешочке, педагог достает первый фрагмент картинки.

Воспитатель: Для чего нужны те предметы, которые мы достали из «волшебного» мешочка? (Они нужны для рисования) Правильно. Значит, чтобы получить следующий фрагмент изображения, надо выполнить задание, связанное с рисованием. Садитесь за столы.

(Перед каждым ребенком лежит лист бумаги в клетку с отмеченной точкой – началом работы. Дети, следуя инструкции педагога, рисуют по клеточкам)

Педагог диктует: 4 клетки вправо, 2 вверх, 8 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 2 влево,1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 3 влево, 3 вверх.

Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Правильно, машина. Дорисуйте ей колеса. Вы заслужили еще один фрагмент.

Получают фрагмент

Воспитатель: Ребята, а машина эта необычная, она приглашает проехать по нашему городу. Как он называется? (Шебекино). В какой области находится? (Белгородской области).

Воспитатель:  Итак, поехали. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете свой город. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно их выслушав, отвечайте. Правильные ответы мы увидим на экране (игра «Кто внимательный» (четвертый лишний)

Воспитатель:

- Какого здания нет в нашем городе? (ледовая арена «Айсберг», дворец культуры, зоопарк, кинотеатр «Космос»)

- Какое дерево «засыпает снегом» наш город летом? (тополь, береза, ель, яблоня)

- Какой транспорт не ездит в нашем городе? (автобус, такси, трамвай)

-Что делают в этом здании? (дворец культуры – поют, танцуют; кинотеатр – смотрят мультфильм, магазин «Айсберг» - покупают продукты)

Получают фрагмент

Физкультминутка (игра по эмпатии «Мы деревья: кустики, цветы, трава»

Воспитатель показывает карточку. Дети изображают, находя, как изменить свою «высоту». Например, цветок – ребенок сидит на корточках, а на голове руки, сложенные цветком.

Воспитатель: Ребята, а еще в нашем городе есть лес, в который я вас приглашаю.

Давайте определим, какие животные обитают в нашем лесу?

На экране появляются изображения животных (кабан, лиса, волк, косуля, еж) и их тень.

(символическая аналогия, игра «Чья это тень?» (мультимедийная)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что все животные очень любят, когда про них составляют загадки. Давайте вместе попробуем, а поможет нам в этом схема. Например, я придумаю загадку про лису.

Что делает? Какой?

Но не?

Рыжего цвета

Но не белка

Живет в норе

Но не мышь

Питается мясом                            Но не волк

Загадка: 

Рыжая, но не белка.

Живет в норе, но не мышь.

Питается мясом, но не волк. (Лиса)

Загадка про волка.

Что делает? Какой?

Но не?

Серый

Но не мышь

Живет в лесу

Но не лиса

Воет

Но не собака

Загадка: 

Серый, но не мышь.

Живет в лесу, но не лиса.

Умеет выть, но не собака.

Загадка про ежа.

Что делает? Какой?

Но не?

Серый

Но не волк

Любит молоко

Но не щенок

Сворачивается клубком

Но не кошка

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Получают следующий фрагмент

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поселить в нашем лесу еще одно животное, которое мы с вами придумаем сами.

Дидактическая игра «Чудо-Юдо» (метод фокальных объектов, составление целого из частей других объектов)
(
Дети составляют фантастическое животное по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных животных, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть

Воспитатель. Какие части от других животных мы возьмем?
Дети:  голова от медведя (волка, крот, лиса), уши от зайца (белки), ноги от оленя (зубра, медведя), рога от быка (оленя, лося), туловище от медведя (волка, ящерицы, кабана), хвост от белки (лисы, зайца). 
Воспитатель: Вот какое сказочное животное у нас получилось. Как его назовем? Ответы детей.

Получают фрагмент

Воспитатель: Вот мы с вами и получили последний фрагмент картинки-загадки. Теперь необходимо ее собрать. Что же за предмет у вас получился? Правильно, это книга

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно книга помогла мне стать умной? (мозговой штурм) Ответы детей.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Скажите, какой же волшебный предмет мы собрали? (Книгу) Что нам понадобилось сделать для этого? (Мы выполняли задания, отвечали на вопросы, придумали животное, сочиняли сказку и т.д.)

Педагог дарит детям в группу книгу.

Воспитатель. 

Я надеюсь, что наша игра вам понравилась и хочу узнать, какое у вас сейчас настроение? Если хорошее – подарите книге улыбающееся лицо, а если грустное – то грустное. (Дети «дарят» свое настроение)

Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, и я рада, что вы смогли разгадать, какой предмет дарит детям и взрослым знания! Ребята, не забывайте про книги, читайте их и берегите!

Планируемая работа по закреплению материала в повседневной деятельности

Знакомство с книгами разных тематик, организация выставки «Моя любимая книга». Проведение акции «Подари книгу детскому саду». Посещение с детьми библиотеки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной деятельности по лепке с элементами рисования в старшей группе «Плывёт кораблик»

Закрепление  приёмов силуэтной и рельефной аппликацииприёмы интеграции рисования и аппликации...

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Совместная образовательная деятельность по аппликации с элементами лепки в старшей группе "Ракеты в космосе"

Данный материал будет интересен при подготовке к празднованию Дня Космонавтики в старшей группе....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ТРИЗ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ПРОГРАММЫЕ ЗАДАЧИ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДМЕТОВ КРУГЛОЙ ФОРМЫ, ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОГАТЬ ЧАСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ, РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВОСПИТЫВАТЬ АККУРАТНОСТЬ...

Конспект организованной образовательной деятельности интегрированного характера с элементами театрализации в старшей группе Тема: «Путешествие семи гномиков»

Данная организованная образовательная деятельность проведена во втором туре районного конкурса "Воспитатель года-2019"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике с элементами театрализации в старшей группе

   Театрально-игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в детском саду. Это не только яркое эмоциональное средство, воздействующее на воображение ребенка слово...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа .

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа №4. Камчатная С.Н.Образовательная область «Речевое развитие».Тема...