Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Камчатная Светлана Николаевна

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа №4. Камчатная С.Н.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Путешествие во фруктовый сад.

Цель: Создание условий для развития всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Задачи:

ОО «Речевое развитие»

- Создание условий для активации умений детей по формированию лексико-грамматических средств языка , связной монологической и диалогической речи.

- Создать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание.

ОО «Познавательное развитие»

- создать условия для расширения представлений детей о разнообразии фруктов, их сходстве и различии, составляющих частях, линии развития.

ОО « Социально-коммуникативное развитие»

- Содействовать воспитанию у детей доброжелательных отношений друг с другом, желание помогать друзьям.

- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность при самооценке и при оценивании ответов других детей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-Содействовать развитию воссоздающего воображения.

ОО «Физическое развитие»

- Создать условия для сохранения здоровья детей, обеспечения двигательной активности детей.

Словарная работа: фрукты, названия фруктов, прилагательных, обозначающих цвет в уменьшительной форме, множественное число существительных в именительном и родительном падеже; садовник, косточка, семечка, кожура, кожица, варенье, желе, джем, пастила, компот, цукаты.

Материалы и оборудование: муляжи фруктов, корзина, «чудесный экран», предметные картинки с изображением фруктов, плакат с фруктовыми деревьями, медиа-проигрыватель.

1.Дети сидят за столом.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в чудесное место. Догадайтесь, в какое. Закройте глаза и постарайтесь его представить. «Мы идем с вами по тропинке и подходим к калитке. Открываем ее и продолжаем свой путь по мягкой, шелковистой зеленой траве, в которой то тут, то там лежат разноцветные душистые плоды. Плоды упали с деревьев, между которыми мы гуляем, вдыхая кисло-сладкий аромат. Вокруг летают пчелы, осы и бабочки. Мы вместе дружно собираем плоды в большую корзину.» Откройте глаза! Как вы думаете, куда мы пришли? (в сад, фруктовый сад, лес…) Почему вы так решили? (здесь растут деревья, на траве лежат плоды, фрукты). Как вы догадались, что это фрукты? (они душистые, кисло-сладкие, росли на деревьях…) Может это были овощи? Почему вы считаете, что это были не овощи? (овощи не растут на деревьях, растут в огороде, на грядке, в земле, они не такие душистые и сладкие).

- Посмотрите, корзина, наверное, та, в которые мы собирали плоды. Проверим, правильно ли мы догадались. (дети заглядывают в корзину, говорят, что они в ней увидели – фрукты).

2. Игра «Скажи ласково»

– Давайте будем по очереди доставать из корзины фрукты и называть ласково их и их цвет.

Каждый ребенок достает по одному фрукту, называет ласково: яблочко красненькое, сливочка синенькая.

3. Игра «Один – много»

- А теперь давайте поиграем в игру «Один-Много». Когда один – лимон, а несколько штук? (лимоны, много лимонов и т.д.) Хорошо вы потрудились и назвали их правильно. Молодцы.

4. Игра «Четвёртый лишний»

 Воспитатель: Я буду называть ряд слов, а вы - выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

5.  Физминутка. « Мы вчера в саду гуляли»

Мы вчера в саду гуляли / дети шагают

Мы смородину сажали/ изображают, как копают яму

Яблони белили мы известью, белилами / движение правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор / имитируют удары молотком

Завели мы разговор / стоят лицом в круг. Ведут диалог.

- Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых,

Самых крупных спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам! / на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

- Можем ли мы сказать, что мы тоже садовники? Почему вы так считаете? (мы тоже ухаживали за деревьями, сажали смородину, белили яблони, починили забор…)

6. Игра на переключение внимания

 Воспитатель: давайте узнаем, насколько вы внимательны:

если я назову фрукты - поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи - приседаете, руками упираетесь об пол.

Молодцы. Присаживайтесь.

7. – Садитесь на стулья. Игра «Что потом?»

 Воспитатель: я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем: (показать картинки)

яблоко - испекут пирог с яблоками;

клубника - сварят варенье;

огурец - сделают салат;

помидор - закатают в банку;

капуста - засолят;

виноград - высушат для изюма;

апельсин - отожмут сок;

арбуз - съедят;

смородина - сделают желе;

малина, абрикос, киви – йогурт, варенье, сироп и т.д.

8. Психогимнастика «Превращения»  (с музыкой)

 Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)можно закрыть глаза.

 Представьте, что вы - семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинёт прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.

 Вот какие дружные всходы в нашем саду!

9. – Сказка - «Фруктовые друзья».

Ребята, а вы любите сказки? А вы когда-нибудь сочиняли сказки сами? Давайте попробуем вместе с вами сейчас сочинить сказку. Каждый из вас придумает по одному предложению и посмотрим что получится. Я вам помогу.

Вопросы к сказке:

  1. Жил был ……….
  2. И звали его ………
  3. Он любил …….
  4. Он жил …………..
  5. Был у него друг (подруга) ……….
  6. Они любили вместе ………
  7. Однажды с  ними приключилась беда. Они ……………
  8. Мимо шел (шла) …………..
  9. Он (она) помогла им..( чем)
  10. И после этого они…………….
  11.  И стали они жить-поживать, да добра наживать.

10.Рефлексия.

 – Наше путешествие во фруктовый сад подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? Что вызвало затруднение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_r.r._s_trizpodgot.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа №4. Камчатная С.Н.

Образовательная область «Речевое развитие».

Тема: Путешествие во фруктовый сад.

Цель: Создание условий для развития всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Задачи:

ОО «Речевое развитие»

- Создание условий для активации умений детей по формированию лексико-грамматических средств языка , связной монологической и диалогической речи.

- Создать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание.

ОО «Познавательное развитие»

- создать условия для расширения представлений детей о разнообразии фруктов, их сходстве и различии, составляющих частях, линии развития.

ОО « Социально-коммуникативное развитие»

- Содействовать воспитанию у детей доброжелательных отношений друг с другом, желание помогать друзьям.

- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность при самооценке и при оценивании ответов других детей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

-Содействовать развитию воссоздающего воображения.

ОО «Физическое развитие»

- Создать условия для сохранения здоровья детей, обеспечения двигательной активности детей.

Словарная работа: фрукты, названия фруктов, прилагательных, обозначающих цвет в уменьшительной форме, множественное число существительных в именительном и родительном падеже; садовник, косточка, семечка, кожура, кожица, варенье, желе, джем, пастила, компот, цукаты.

Материалы и оборудование: муляжи фруктов, корзина, «чудесный экран», предметные картинки с изображением фруктов, плакат с фруктовыми деревьями, медиа-проигрыватель.

1.Дети сидят за столом.

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в чудесное место. Догадайтесь, в какое. Закройте глаза и постарайтесь его представить. «Мы идем с вами по тропинке и подходим к калитке. Открываем ее и продолжаем свой путь по мягкой, шелковистой зеленой траве, в которой то тут, то там лежат разноцветные душистые плоды. Плоды упали с деревьев, между которыми мы гуляем, вдыхая кисло-сладкий аромат. Вокруг летают пчелы, осы и бабочки. Мы вместе дружно собираем плоды в большую корзину.» Откройте глаза! Как вы думаете, куда мы пришли? (в сад, фруктовый сад, лес…) Почему вы так решили? (здесь растут деревья, на траве лежат плоды, фрукты). Как вы догадались, что это фрукты? (они душистые, кисло-сладкие, росли на деревьях…) Может это были овощи? Почему вы считаете, что это были не овощи? (овощи не растут на деревьях, растут в огороде, на грядке, в земле, они не такие душистые и сладкие).

- Посмотрите, корзина, наверное, та, в которые мы собирали плоды. Проверим, правильно ли мы догадались. (дети заглядывают в корзину, говорят, что они в ней увидели – фрукты).

2. Игра «Скажи ласково»

– Давайте будем по очереди доставать из корзины фрукты и называть ласково их и их цвет.

Каждый ребенок достает по одному фрукту, называет ласково: яблочко красненькое, сливочка синенькая.

3. Игра «Один – много»

- А теперь давайте поиграем в игру «Один-Много». Когда один – лимон, а несколько штук? (лимоны, много лимонов и т.д.) Хорошо вы потрудились и назвали их правильно. Молодцы.

4. Игра «Четвёртый лишний»

 Воспитатель: Я буду называть ряд слов, а вы  выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее:

яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

5.  Физминутка. « Мы вчера в саду гуляли»

Мы вчера в саду гуляли / дети шагают

Мы смородину сажали/ изображают, как копают яму

Яблони белили мы известью, белилами / движение правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор / имитируют удары молотком

Завели мы разговор / стоят лицом в круг. Ведут диалог.

- Ты скажи, Садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

- Дам в награду слив лиловых, груш медовых,

Самых крупных спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам! / на каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

- Можем ли мы сказать, что мы тоже садовники? Почему вы так считаете? (мы тоже ухаживали за деревьями, сажали смородину, белили яблони, починили забор…)

6. Игра на переключение внимания

 Воспитатель: давайте узнаем, насколько вы внимательны:

если я назову фрукты  поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи  приседаете, руками упираетесь об пол.

Молодцы. Присаживайтесь.

7. – Садитесь на стулья. Игра «Что потом?»

 Воспитатель: я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем: (показать картинки)

яблоко  испекут пирог с яблоками;

клубника  сварят варенье;

огурец  сделают салат;

помидор  закатают в банку;

капуста  засолят;

виноград  высушат для изюма;

апельсин  отожмут сок;

арбуз  съедят;

смородина  сделают желе;

малина, абрикос, киви – йогурт, варенье, сироп и т.д.

8. Психогимнастика «Превращения»  (с музыкой)

 Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)можно закрыть глаза.

 Представьте, что вы - семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинёт прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.

 Вот какие дружные всходы в нашем саду!

9. – Сказка - «Фруктовые друзья». 

Ребята, а вы любите сказки? А вы когда-нибудь сочиняли сказки сами? Давайте попробуем вместе с вами сейчас сочинить сказку. Каждый из вас придумает по одному предложению и посмотрим что получится. Я вам помогу.

Вопросы к сказке:

  1. Жил был ……….
  2. И звали его ………
  3. Он любил …….
  4. Он жил …………..
  5. Был у него друг (подруга) ……….
  6. Они любили вместе ………
  7. Однажды с  ними приключилась беда. Они ……………
  8. Мимо шел (шла) …………..
  9. Он (она) помогла им..( чем)
  10. И после этого они…………….
  11.  И стали они жить-поживать, да добра наживать.

10.Рефлексия.

 – Наше путешествие во фруктовый сад подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ - технологии "Путешествие в мир головных уборов"

Занятие заинтересует творческих педагогов, которые используют в своей работе исследовательские, поисковые методы работы с детьми. Использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовл...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ "Сравнение курицы и цыпленка" во второй младшей группе

Программное содержание:1.Содействовать формированию представлений о временных признаках (потом, вчера, сегодня, завтра)2.Создать условия для проявления мышления, смекалки, установления сходства и разл...

Конспект ННОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенками».

Усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ....