Конспект ННОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенками».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сивкова Евгения Тимофеевна

Усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_obuchenie_sotavlenie_rasskaza_po_kartine_po_triz.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ННОД по развитию речи

с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе

 «Составление рассказа по картине «Собака со щенками».

Цель: усвоение детьми обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по сюжетной картине, посредством использования технологии ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

Учить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Учить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки.

Развивающие:

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины.

Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Развивать умение отвечать полным предложением.

Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов изображенных на картине.

Воспитывающие:

Воспитывать умение слушать других, не перебивая их.

Воспитывать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Методы и приемы:

- игровой (игры «Подзорная труба», «Сыщики»)

- словесный (беседы, объяснения, вопросы к детям),

- наглядный: модели этапов рассматривания картины

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемый результат:

Дети проявляют умения строить связную грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Проявляют речевое творчество в составлении рассказа по картине методами ТРИЗ и рассказа по теме.

Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов на картине, проявляют субъектную позицию в речевом общении.

Дети проявляют умения слушать других, не перебивая их.

Дети активизируют словарь, отвечают полными предложениями.

У детей развито речевое творчество в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями детей.

Материалы и оборудование: Картина, модели этапов на магнитиках, «подзорные трубы», сундучок, проектор, экран (или ноутбук), конверты с посланиями от Волшебников, уменьшенная фотокопия картины по количеству детей.

Руководство деятельностью

Орг. момент: Дети стоят полукругом лицом к воспитателю.  

Утреннее приветствие. Психологический настрой.

- Доброе утро, ребята!  Меня зовут Евгения Тимофеевна, а как вас зовут я смогу прочитать на ваших бейджиках.

Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

- Ребята, сегодня утром я обратила внимание на звук, похожий на то, как приходит  смс-сообщение по телефону. Я посмотрела, но телефона рядом не нашла. Мне показалось, что этот звук шел от компьютера (ноутбука). Может, включим и посмотрим, что за сообщение к нам пришло?

                     (включить монитор, появляется видеосообщение)

- Здравствуйте, юные любители картин! Пишут Вам Волшебники. Мы вам прислали свою любимую картину. Но нужно выполнить задания, которые  находятся в волшебном сундучке.  Если Вы выполните все наши задания, вас ждет сюрприз. А картину вы найдете, если пройдете по заданному маршруту:

Встаньте спиной к окну,

Сделайте пять шагов вперед,

Три шага влево, два шага вперед,

Четыре шага вправо. Стоп!

Удачи Вам!!!

(Дать детям время рассмотреть картину.)

Обратить внимание детей на стоящий рядом с картиной сундучок:

- Ребята, а не про этот ли сундучок говорили Волшебники?

I Задание (Достать из сундучка конверт и открыть его, в нем задание и изображение волшебника).

Я волшебник хоть куда,

В руках волшебная труба!

На меня ты посмотри

И скорее все дели.

Игра «Подзорные трубы»

- Ребята, в игре есть правило: глядя в подзорные трубы, называть объекты, изображенные на картине, начиная свое предложение словами: «Когда я смотрю на картину, я вижу….». Садитесь поудобнее (детям по очереди дается «подзорная труба»)

(по ходу игры прикреплять на магнитную доску кружки со схематическим изображением этих объектов)

Дети: Собака, щенок, еще щенок…

- Ребята, чтобы было понятно, о каком щенке мы говорим, давайте их назовем, и нам будет удобнее про них рассказывать.

Дети: Щенок – рыжее ухо, а другой щенок Малыш, потому что он маленький.

- Кто еще, что видит?

Дети: Бабочка, будка, тарелка (миска), птички, трава, цветочки, забор, деревья, облака, ошейник, еда в тарелке, песок…

- Молодцы, первое задание выполнили!

II Задание  (Следующий конверт).        Волшебник «Объединяй-Давай»

А теперь моя работа!

Вот забота, так забота!

Не люблю я разделять,

Я  люблю объединять!

- Ребята, мне кажется, что в картине есть свои тайны, раскроем тайны картины?  На картине все объекты связаны между собой. Сейчас мы с вами станем «Сыщиками» и найдем эти связи.

Дети: Большая собака и щенки, потому что она их мама. Птички и тарелка с едой, потому что они прилетели полакомиться. Бабочка и небо, потому что бабочка летает высоко в небе и т. д.

- Ребята, кем мы были? (мы были сыщиками).

- Что мы делали? (мы объединяли объекты на картине).

 Молодцы!

Физминутка «Бегал по двору щеночек»

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

III Задание (Следующий конверт).

Я волшебник «Любознайка»,

От меня для Вас заданье,

Вы в картине походите,

Все потрогайте, послушайте, нюхните,

И обо всем все расскажите!

«Вхождение в картину»

- Ребята, а давайте с вами отправимся  в путешествие по картине?

И нам помогут вот эти волшебники - Ухо, Рука, Нос.

Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахнуть волшебной палочкой)

- Закройте глазки и представьте, что мы оказались в том дворе. Походите по этому дворику, мысленно потрогайте и проведите рукой по всему, что встретилось в пути.

- какие запахи вы почувствовали?

- что вы услышали?

- какие предметы на ощупь?

IV Задание (Следующий конверт).

Привет друзья! А вот и я.

Волшебник времени, конечно, я!

И от меня Вам два заданья:

«Давай-Отставай» и «Давай-Забегай»

И в пути не зевай.

Давай-Отставай!

Подумайте,

- Как жила раньше мама-собака?

- Где раньше жили собаки?

- Что было с ошейником?

- Что делали  собаки, до того как им принесли еду?

-Кто хозяйка собак? Как она выглядит, Какой у нее характер?

- Где была бабочка?

Давай-Забегай!

- А кто еще может придти на обед?

- Что они будут делать потом, когда пообедают?

- Куда улетит бабочка?

- Какая Погода будет вечером?

- Что скажет им хозяйка вечером? Чем может с ними заняться?

VI Задание (Следующий конверт).

Сочинить рассказ спеши,

Ждет сюрприз вас впереди!

Нам на помощь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку.

(Дети придумывают рассказы)

- Ребята, какие интересные истории вы придумали, мне так было интересно слушать их.

VII Задание (Следующий конверт).

И вот - последнее задание,

У картины нет названья?!

Вспомни все, что говорили,

                                              И названье подбери.

(дети придумывают название картине : «Я бы назвала эту картину…»)

Рефлексия

- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- Какие задания мы выполняли? (Сыщики, подзорная труба, …).

- Какое задание  вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

- Вам понравилось составлять рассказы?

- Чей рассказ понравился больше всего?

- Мне понравились все ваши рассказы, вы такие молодцы. Какие интересные рассказы у вас получились.

 (Дети высказывают свое мнение).

-А сейчас СЮРПРИЗ!

(каждому ребенку подарить уменьшенную копию картины (размер с открытку)

- Это вам на память подарок  от Волшебников! Обязательно покажите своим мамам и папам, расскажите свой рассказ и попробуйте попросить у них составить свой рассказ. А завтра поделитесь здесь со своими друзьями рассказами родителей.

- Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "коммуникация" в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картинок "Неожиданный финал"

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Нечестный поступок»

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.  При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить логичес...

Планирование НОД (конспект) для 2 младшей группы "Составление рассказа по картине "Собака со щенками".

Цель: учить детей внимательно рассматривать картину и составлять по ней рассказ....

План - конспекта НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине "Собака со щенками"»

Цель: продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине, развивать связную речь детей. Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе. «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Конспект ООД  по развитию речи в подготовительной к школе группе.«Составление описательного рассказапо картине И. Левитана «Золотая осень»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....