Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста к части, формируемой участниками образовательных отношений.
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

В данном материале мною подобраны литературные произведения для детей старшего дошкольного возраста по профилактике и запрещении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств; по подготовке детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении; воспитание ценностных установок и развитие у дошкольников способностей, необходимых для формирования у дошкольников гражданской позиции в отношении окружающего их общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

К ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

http://www.nevelsk-otd-obr.ru/novosti6/po_pdd_w409_h416.png

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЗАПРЕЩЕНИЮ КУРЕНИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ, СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ, ПИВА, НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ИХ ПРЕКУРСОРОВ И АНАЛОГОВ И ДРУГИХ ОДУРМАНИВАЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

ЦАПЛЯ-КУРИЛЬЩИЦА!

Жила цапля на болоте.

Выходила на охоту:

Свежей травки пощипать

Да лягушек погонять.

И могла стоять носатая

Целый день в воде,

Как статуя.

Скучно стало цапле жить,

Цапля начала курить…

Выйдет цапля на болото -

Ну какая тут охота?!

Стал у цапли бледный вид,

И пропал вдруг аппетит!

Так курила цапля лето,

Хоть и знала:

Вредно это!

Стало вскоре цапле плохо:

Цапля чахла, цапля сохла.

К осени бедняга сдохла…

А могла бы долго жить!

И зачем было курить???


СКАЗКА О ТАБАКЕ И РЫБКЕ

Синявский П.

Шёл прохожий мимо речки,
На ходу пускал колечки.
Всё вокруг пропапиросил.
Футы-нуты, вот те раз!
А окурок не погас.

Подплыла к окурку щука:
- Это что ещё за штука?
(До сих пор никто из штук
Не встречал подобных штук).

Штука щуке приглянулась,
Щука штукой затянулась,
От блаженства щурится,
Курит -не –накурится.

Чудеса творятся в речке-
Дыму в речке, будто в печке,
Табаком прокурена
Каждая бульбулина.

И окутал речку мрак,
И возник из мрака рак,
И под носом у куряки
Накарябал на коряге:
ЕСЛИ КУРИТ ЩУКА -
ЗНАЧИТ, ЩУКА - ЗЛЮКА.

А куряка-задавака
Ноль внимания на рака,
Лишь поморщивает нос
И дымит как паровоз.

И сказали судаки:
- Плохо дело, мужики.-
И позвали рыбака,
Чтобы спас от табака.

Нет на свете рыболова
Лучше дедушки Фролова,
Он уселся у воды
С целым ящиком еды.

К удивлению сома,
Воблы и тарани,
Кормит щуку дед Кузьма,
Будто в ресторане.

Перед носом хищницы-
Порция яичницы,
Полторы сосиски
И пучок редиски.

Только зря рыбак хлопочет-
Ни одной поклёвки нет.
Щука завтракать не хочет,
Щука хочет сигарет.

Повертел в руках крючок
Некурящий старичок
И забросил в камыши
Сигарету из лапши.

Тут открыла щука пасть,
Будто крокодилище, -
Дед, увидев эту страсть,
Выронил удилище.

Не далась куряка в руки,
Только след простыл от щуки,

И промолвил дед Кузьма:
- Так и быть, гуляй, кума.
Только больше не кури
И смотри построже,
Чтоб ерши и пескари
Не курили тоже.

В общем, что тут говорить-
Щука бросила курить.
И в милиции речной
Стать решила старшиной.

С той поры речной народ
Табаком не травится.
Рыбе нужен кислород,
Рыбе дым не нравится.

Не прокуривают жабры
Ни севрюга, ни тарань,
Понимают даже жабы:
Сигареты -это дрянь.

Нынче знает вся река
От малька до судака:
ЗА КУРЕНЬЕ ТАБАКА
ШТРАФ - ЧЕТЫРЕ ЧЕРВЯКА.

Я КУРИТЬ СОВСЕМ НЕ БУДУ

Григорий Кузнец

Курит папа, курит мама,

Курят дедушка и брат.

Я курит не буду. Рано.

Всем, кто курит, я не рад.

Я курить совсем не буду,

Мне всего-то только пять.

Отчего же дым повсюду

Расплывается опять.

Дым стоит на кухне, в ванной.

Спать, дышать мне трудно. Смрад.

Курит папа, курит мама,

Курят дедушка и брат.

О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Ирма Финк

Веселая лошадь однажды жила,
Паслась на лужайке и воду пила.
И всё бы прекрасно, и всё б ничего -     
Жила бы лет двести скорее всего.

Но ей сигареты бычок подарил
И сам вместе с нею одну закурил.
Понравился лошади сизый  дымок
И курит лошадка  уйдя в закуток.

Веселая лошадь вдруг стала груснеть,
И стала вдруг кашлять и стала потеть.
И сыпится грива, и меньше стал рост,
Дрожит  и трясется  прокуренный  хвост.

- Ах, доктор, скорее спасите её !            
Скорей аспирина, скорей мумиё!
Но доктор ответил    - Не стоит спешить.
Должна пациенточка бросить  курить.
Ведь знают все люди и знает скотина,
Что  вреден здоровью и грамм никотина.
А если лошадка не бросит курить,
То может до свадьбы своей не дожить.

АЛКОГОЛЬ

Алкоголь — не только водка,

Но и пиво, и вино.

Должен знать ребёнок чётко —

Всё спиртное им вредно!

Хочешь умным быть и сильным —

Никогда не пей его.

***

Снять напряжение порой
Нам помогает алкоголь.
Но чаще все-таки друг мой,
Он причиняет зло и боль!

О пьянстве сколь не говори,
Давно известно на Руси.
Проблема в нас самих друзья,
Без меры пить совсем нельзя!

Все это только лишь слова,
На деле пьем мы как всегда.
А результат известен всем,
Хватает с пьянством нам проблем!

Слаб тот, кто пьет и пьет опять,
Не понимая ничего.
За водку он готов отдать,
Последнее свое добро!

Страдает вся его семья,
Страдают дети и жена.
Но не желает он понять,
Что жизнь такая не нужна!

Снять напряжение порой
Нам помогает алкоголь.
Но чаще все-таки друг мой,
Он причиняет зло и боль!

СТИХИ ПРО АЛКОГОЛЬ 
                                                                                          В.И. Нагайцев
В колониях детских и детских домах 
Судьбы разбитые схожи, 
Потому, что папа все пил, 
Часто мама пила, 
Пили бабушка с дедушкой тоже. 

Алкоголь… Алкоголь 
Всем несет только боль, 
Жизнь детишек на муки похожа. 
В семьях, папа где пьет, 
С ним и мама все пьет, 
Где пьют дедушка с бабушкой тоже. 

И идет над страной стон глухою волной - 
Детский плач, на мольбу похожий: 
Просят маму: - Не пей, 
Просят папу: - Не пей, 
Просят бабушку с дедушкой тоже. 

Но тогда лишь спокойна ребячья душа, - 
Детство тоже на сказку похоже, - 
Когда папа не пьет, 
Когда мама не пьет, 
Не пьют бабушка с дедушкой тоже. 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

СКАЗКА О ЗАВЕТНЫХ ОГОНЬКАХ.

В одном прекрасном старом городе повстречались 3 огонька. Красный, желтый и зелёный. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

  • Я, красный, самый важный – цвет костра и пожара. Все знают, что впереди тревога и опасность.
  • Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть как другом, так и врагом. Поэтому я предупреждаю «внимание, будь осторожен».
  • Самый важный цвет – зелёный. Цвет травы, леса и листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Так и продолжался бы на перекрёстке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него было 3 глаза, но они не имели цвета.

  • Друзья, не надо спорить. Каждый из вас очень яркий цвет, очень важный. Давайте дружить! Мы всегда буем вместе помогать всем людям на улицах города.

Заветные огоньки очень обрадовались. С тех пор на перекрёстках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья огоньки и друг светофор.

ИГРА «ЭТО Я, ЭТО Я»

  1. Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

  1. Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

  1. Знает кто, что свет зелёный

Означает – путь открыт.

А что жёлтый свет всегда

О вниманье говорит?

  1. Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет?

  1. Кто из вас идя домой

Держит путь по мостовой?

  1. Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

КАКОЕ ТАКСИ

Б. Житков

Мы вышли из вокзала в Москву.

Люди все ходят, ходят, вещи несут из поезда.

А потом автомобильчики стоят, а дальше ещё большие автомобили, как вагоны. В них много людей насаживается. Автомобили гудят.

А потом рельсы идут прямо по улице, только совсем низенькие.

А по ним ходят вагоны, только без паровоза. Три штуки сразу, и они не гудят и не свистят, а звонят звонком. И тоже туда люди насаживаются с чемоданами и так просто, безо всего.

А там дальше дом стоит, очень большой, с башней. И от него ещё дома.

А наш носильщик говорит:

— Вам такси?

Мама говорит:

— Да, да! Такси.

Мы пошли за носильщиком.

А такси — это автомобиль. Можно сесть, и он повезёт, куда ты захочешь.

Мы с мамой сели. В автомобиле — маленькие диванчики. А впереди, тоже на диванчике, — дядя, который правит.

Мама ему говорит:

— Шофёр! Свезите нас — вот тут адрес.

И дала шофёру записку.

И вдруг в автомобиле что-то загудело, затряслось — это шофёр пустил машину. Автомобиль поехал, а кругом всё люди, и я боялся, что мы наедем. А наш автомобиль всё гудел, всё кричал гудком на людей. И мы не наехали.

Вдруг на нас стал наезжать вагон, и он всё время звонил.

Мама закричала:

— Шофёр, смотрите — трамвай! Остановитесь!

А шофёр говорит:

— Не волнуйтесь, гражданка!

И не остановил. А трамвай повернул и побежал по другим рельсам. Совсем вбок и вовсе не на нас.

А мама во все стороны оборачивалась и меня за руку держала так, что больно. 

КАК В МОСКВЕ НА УЛИЦАХ

Б. Житков

Потом мы поехали там, где совсем узко.

Дома с двух сторон высокие: всё окошки, окошки. Кругом трамваи звенят, автомобили кричат гудками всякими.

И вдруг как сзади завоет!

Я думал — это ничего, а наш шофёр вдруг сразу вбок повернул, к самым домам, к тротуару, где люди ходят. И даже стал.

А это нас перегнал автомобиль, как маленький вагончик.

Он очень громко выл — на всю улицу.

Он белый, и на нём красный крестик.

Я закричал:

— Почему?

А шофёр обернулся ко мне и говорит:

— Скорая помощь. За больным поехали. Там, в автомобиле, и кровать есть. Вот ты себе голову разобьёшь, за тобой приедут и — в больницу.

И мы опять поехали.

Мы ехали, и нас нисколько не трясло. Потому что в Москве на улицах очень гладко. Будто пол, только чёрный.

Мама сказала, что это асфальт.

Потом я вдруг увидал: впереди нас едет бочка. Очень большая, как цистерна. И из неё сзади выливается вода и прямо назад и вбок брызгает. И поливает весь асфальт.

Я закричал:

— Ай-ай-ай! Как смешно! Вот и выбежит вся вода!

И стал смеяться. Нарочно громко. Вырвал у мамы руку и стал в ладоши бить.

А мама засмеялась и говорит:

— Фу, глупый какой! Это нарочно поливают водой. Чтоб пыли не было. И чтоб не было жарко.

Мы догнали бочку, и я увидел, что это автомобиль, а не бочка. А впереди тоже шофёр, как и у нас. 

СВЕТОФОР

Б. Житков

Потом мы остановились, и все другие автомобили остановились, и трамвай остановился. Я закричал:

— Почему?

Мама тоже сказала:

— Почему все стали? Что случилось?

И встала в автомобиле. И глядит.

А шофёр говорит:

— Вон видите красный фонарик? Светофор?

Мама говорит:

— Где, где?

А шофёр пальцем показывает.

И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.

Мама говорит:

— И долго мы стоять будем?

А шофёр говорит:

— Нет. Сейчас вот проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.

И все смотрели на красный фонарик. И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.

И шофёр сказал:

— Теперь можно: зелёный огонь.

Мы поехали. А сбоку через нашу улицу шла другая улица. И там все автомобили стояли, и никто на нас не наезжал. Они ждали, чтобы мы проехали.

А потом ещё раз на улице горел красный фонарик, а я уж знал и закричал:

— Дядя, стойте! Красный огонь!

Шофёр остановил, оглянулся и говорит:

— А ты — молодчина.

Потом мы опять остановились, а огонька вовсе никакого не было. А только я увидал: очень высокий милиционер в белой шапке и в белой курточке поднял руку вверх и так держит.

Потом он рукой махнул, чтобы мы ехали.

Он как руку поднимет, так все станут: автомобили, трамваи и бочки всякие. И лошади тоже. Только люди могут ходить.

Милиционер — самый главный на улице. А потом мы приехали к дому. 

ПРО ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ТОРОПЫЖКА

Волков С.

Перед вами - Торопыжка, сорванец и шалунишка!

Он весёлый, озорной, непоседливый, смешной.

Всем хорош, но вот беда - он торопится всегда!

Сидел дома Торопыжка и смотрел картинки в книжке.

Тут вдруг Машенька звонит, Торопыжке говорит:

"У меня сегодня праздник, мне исполнилось шесть лет.

Приглашаю тебя в гости к нам на праздничный обед!

Мама торт мне испекла, я друзей всех позвала.

Торопыжка, приходи, не забудь - начало в три!"

Нарядился Торопыжка, надел новые штанишки.

И на день рожденья к Маше он отправился скорей,

Чтобы Машеньку поздравить самым первым из друзей!

Вот на улицу вприпрыжку выбегает Торопыжка.

По асфальту шуршат шины - едут разные машины.

Есть машины легковые, по размерам небольшие.

Очень быстро они мчатся, даже птице не угнаться!

А вот это - грузовик. Он могуч, силён, как бык.

У него огромный кузов. Кузов - для различных грузов!

Это что, велосипед? Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит, вдоль по улице летит,

Быстрей всех машин несётся, мотоциклом он зовётся.

Сидит, как всадник на коне, водитель на его спине!

На колёсах едет дом. Люди могут ездить в нём.

По бокам - большие окна, сверху - крыша, чтоб не мокнуть,

Дом автобусом зовут, у него есть свой маршрут.

Вот троллейбус, он с усами. Едет он под проводами.

Если ус вдруг соскользнёт, то троллейбус вмиг замрёт!

Дзинь-дзинь-дзинь! Что за звон? По рельсам катится вагон.

Внутри креслица стоят, люди в креслицах сидят.

Такой вагон, запоминай, называется трамвай.

Растерялся Торопыжка: как по улице пройти?

Пешеходы и машины у мальчишки на пути.

Он торопится, спешит и вдоль улицы бежит.

А вокруг него народ по своим делам идёт.

Тротуар - для пешеходов, здесь машинам нету хода!

Чуть повыше, чем дорога, пешеходные пути,

Чтобы все по тротуару без забот могли идти,

Чтоб машины не въезжали, пешеходов не пугали!

И скорей по тротуару Торопыжка побежал,
По пути всех пешеходов задевал он и толкал!
Почему он всех толкает, всех локтями задевает?

Торопыжке говорят: "Перейди-ка в правый ряд!
Другим людям дай пройти, не мешайся на пути!"

Извинился Торопыжка, в правый ряд он перешёл.
И теперь идти мальчишке стало очень хорошо:
Он теперь со всеми вместе в одну сторону шагает,
Никого из пешеходов Торопыжка не толкает!

Там где движутся машины, люди не должны ходить,
Потому что очень просто под машину угодить.
На улице такое место проезжей частью называется,
И по проезжей части людям ходить строжайше запрещается!

Видишь белую полоску? Что она обозначает?
Она полосы движенья друг от друга отделяет.
Для машин есть правил много - знать их нужно на дороге!
Но есть правило одно, очень важное оно:
Все водители должны держаться правой стороны!

Возле края тротуара Торопыжка наш стоит,
На высокий дом красивый через улицу глядит.
Там цветочный магазин, на всей улице - один!
Очень хочет Торопыжка Машеньке цветы купить,
Чтоб потом, на дне рожденья, всех приятно удивить!

Как пройти через дорогу Торопыжке в магазин?
Очень, очень, очень много на его пути машин!
Может, стоит расспросить, где и как переходить?
Торопыжка не такой! Он на всё махнул рукой,
И через дорогу прямо к магазину побежал...

В это время на дороге появился самосвал!

Шофёр мальчика увидел, самосвал остановил,

А не то бы Торопыжка под колёса угодил.

Торопыжка испугался, Торопыжка растерялся.

Говорит ему шофёр: Паренёк, ты больно скор!

Без оглядки ты бежишь - под машину угодишь!

Вот послушай, объясню я, как тебе себя вести,

Чтоб ты мог дорогу эту безопасно перейти!

Есть подземный переход - Он тебя переведёт.

Видишь - знак вон там висит? Этот знак всем говорит:

"Чтоб в беду не угодить нужно здесь переходить!"

Под землёю, это ясно, идти людям безопасно.

Но дорожку под землёю не везде можно построить!

Вот обычный переход. По нему идёт народ.

Здесь специальная разметка, "Зеброю" зовётся метко!

Белые полоски тут через улицу ведут!

Знак "Пешеходный переход", где на "зебре" пешеход,

Ты на улице найди и под ним переходи!

Не дослушал Торопыжка, сразу к зебре он спешит,

Чтобы перейти дорогу... - Стой! - шофёр ему кричит.

- Ты куда так побежал? Я не всё тебе сказал:

К зебре подошёл - и жди, не спеши вперёд идти:

Ты налево погляди, если нет машин - иди.

Полдороги перейди - и немного подожди.

Вправо смотришь - нет машин, всё, шагай в свой магазин!

По дороге не несись, ты вначале оглядись,

Не спеша иди вперёд, как нормальный пешеход!

Если будешь ты бежать, то беды недолго ждать:

Вдруг споткнёшься, упадёшь, под машину попадёшь!

А машина быстро мчится, вмиг ей не остановиться!.

С добрым дядею шофёром Торопыжка попрощался,

И скорее снова к зебре он вдоль улицы помчался.

Как шофёр его учил, Торопыжка поступил:

Не бежит через дорогу, возле зебры он стоит

И налево и направо вдоль всей улицы глядит.

Слева нет машин - вперёд Торопыжка наш идёт.

Полдороги позади, Полдороги впереди.

Торопыжка вправо смотрит, Продолжает переход.

Появляется машина и не замедляет ход!

Что же делать Торопыжке? Постоять? Назад идти?

Как с машиной разминуться и дорогу перейти?

Вдруг он видит: на асфальте островочек нарисован.

Для спасенья пешеходов островочек этот создан.

К островочку поскорее Торопыжка подбежал,

Пока путь освободится, он спокойно подождал.

Вот, закончив переход, к магазину он идёт.

Здесь цветов красивых много - и мимоза-недотрога,

И фиалки, и тюльпаны, и чего тут только нет!

Торопыжка выбрал Маше замечательный букет!

САМОКАТ

Н. Кончаловчкая

Пристают к отцу ребята;

«Подари нам самокат!».

Так пристали, что отец

Согласился наконец.

Говорит отец двум братцам:

«Сам я с вами не пойду,

Разрешаю вам кататься

Только в парке и в саду..

На бульваре старший брат

Обновляет самокат.

Младший брат не удержался

И по улице помчался.

Он летит вперед так скоро.

Что не видит светофора...

Вот без тормоза, один,

Он попал в поток машин.

Так и есть! — шалун споткнулся,

Под машину подвернулся,

Но водитель был умелый,

У мальчишки ноги целы.

Жив остался в этот раз —

Слезы катятся из глаз.

Полюбуйтесь-ка, ребята,

На владельца самоката:

Он не бегает, сидит,

У него рука болит.

Ты имеешь самокат —

Так иди с ним в парк и в сад,

Можно ездить по бульвару,

По дорожке беговой,

Но нельзя по тротуару

И нельзя по мостовой.



СВЕТОФОР

А. Северный

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь —

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик — светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

Самый строгий красный свет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он: «Препятствий нет,

Смело в путь иди!».

ЕСЛИ БЫ...

О. Бедарев

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

— На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

— Мне наплевать на красный свет! —

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

— Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза —

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофер:

«Мне наплевать на светофор!» —

И как попало ездить стал.

Ушел бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да... там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы винт!

Сигналы, крики то и знай:

Машины — прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой,

Висит трехглазый светофор

И знает правила шофер.

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

КАК НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ ДОРОГУ ПЕРЕХОДИЛИ

А. Иванов

В одном большом сказочном городе жили трое неразлучных друзей - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза. А вот заботы у них были совсем не сказочные.

Они очень любили играть, особенно в футбол. А в их тесном дворе разве поиграешь? Повсюду гаражи стоят, строгие бабушки сидят, младенцы в колясках лежат. Не разгуляешься!

Вот и приходилось играть в футбол под аркой ворот. Зайчонок Ваня на воротах

стоял у въезда с улицы. А медвежонок Миша и лисонька Лиза вовсю старались ему гол забить.

Иногда мяч прямо на шумную улицу вылетал. Если за ним побежишь, того и гляди, машина наедет! Да и мячей не напасёшься. Под колесо попадёт - бух! - и нет.

Очень неудобно под аркой играть. И опасно. Здесь тоже машины житья не дают. То и дело въезжают во двор или выезжают.

Плохое место для игры. А где хорошее взять?

Было, конечно, и хорошее место. Да только на той стороне улицы, через дорогу. Там и спортплощадка, и пустырь большой. Есть где разгуляться!

Но как туда попасть? Кругом машины, автобусы, троллейбусы, трамваи! Как такую

широкую улицу перейти? Хочешь не хочешь, а необходимые правила знать надо. Без них никуда! Трудное дело...

К счастью, у медвежонка Миши был старший брат. Он и взялся за обучение неразлучных друзей. Он уже шофёром работал и всё-всё знал.

Очень советуем и вам, ребята, вместе с ними поучиться, если у вас нет старшего брата-шофёра.

Итак, на другую сторону улицы можно идти лишь строго по переходу. Он белыми полосами отмечен. Полосатый, как зебра.

Переходом командует светофор. Он все видит. У него три круглых глаза красный, жёлтый и зелёный.

Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте и скучай. Переходить запрещено! Машины несутся во всю прыть.

Выходить на дорогу опасно. Машины, мотоциклы и даже велосипеды не успеют остановиться!

Зайчонок Ваня поглядел, подумал и внезапно стихи сочинил:

Не ходи на красный свет.

Красный свет - опасный!

Налетит велосипед,

Станешь ты ужасный!

Светофор зажигает жёлтый глаз. Это сигнал - "внимание!" Все машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться. А пешеходы готовятся к переходу. Ещё не идут, а только собираются идти.

И опять зайчонок Ваня стихи придумал:

И при жёлтом нет проходу.

Жёлтый свет - внимание!

Приготовься к переходу

Ты, мой друг, заранее!

Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Все машины остановились, иди себе на здоровье. Иди и не трусь, как поначалу зайчонок Ваня. Не медли, как медвежонок Миша. Не хитри и не беги, как лисонька Лиза. Вдруг упадёшь!

Про свой любимый - зелёный - свет зайчонок Ваня тоже стихи сочинил:

Свет зелёный - переходный.

Ты его, конечно, ждёшь.

Свет зелёный - пешеходный,

Если ты пешком идёшь!

И это не всё. А что делать, если полосатый переход есть, а зоркого светофора нет? Совсем нет или, допустим, сломался! Как тогда улицу переходить?

Тогда на помощь придёт Аист-регулировщик. Он строго покажет

полосатой палочкой, когда можно переходить. А тем, кто замешкается, он и крылом сердито махнёт: не зевай, мол, давай переходи, не задерживай движение, медведь неповоротливый!

Ну а вдруг регулировщик не появится? Как тут быть?

Переход есть? Есть! Светофора нет? Нет!

Значит, сначала внимательно посмотри налево - едут ли машины. Если не едут, то иди смело.

Дошёл до середины улицы, теперь посмотри направо - нет ли машин. Если нет, то снова смело шагай. Как зайчонок Ваня с друзьями! Однако нашим неразлучным друзьям ещё много знать надо, чтобы улицу безопасно переходить.

Как надо автобус и троллейбус обойти - спереди или сзади?

Правильно. Сзади!

А если будешь их спереди обходить, то машину за ними не заметишь. Она как раз может из-за троллейбуса или автобуса выскочить. В лучшем случае хвост лисёнку отдавит! А в худшем?..

Вам его жалко? А себя не жалко? То-то!

Но безопасней всего - пропустить автобус и троллейбус, вежливо уступить дорогу. Так советует Мишин старший брат. А он всё знает!

А теперь давайте подумаем, как поступить, если по улице ещё и трамваи ходят. Как трамвай обойти - сзади или спереди? Ну-ка, лисонька Лиза, отвечай!

Сзади? Неверно.

Правильно - спереди! Иначе встречный трамвай не увидишь. И опять в лучшем случае под него хвостом угодишь. А что

стало бы со зверятами и ребятами, у которых вообще хвоста нет?!

Медвежонок Миша легко с этими автобусами, троллейбусами и трамваями разобрался. Может быть, потому, что у него голова большая.

А вот зайчонок Ваня и лисонька Лиза всё время путались. Они забывали, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, а трамвай - спереди. Это, конечно, случалось тогда, когда Мишиного брата рядом не было.

Надоели их ошибки трамваям, автобусам и троллейбусам. Сговорились они между собой и вышли на улицу с большими надписями на боку.

"Ваня, зайчик ты наш, обходи меня сзади!" - красовалось на автобусе и троллейбусе.

"Лиза, лисонька моя, обходи меня спереди!" - призывал трамвай.

Неразлучные друзья, возможно, и читать как следует не умели. Но не беда, им прохожие это прочитали, чтобы большой беды не было.

А другой раз, когда лисонька Лиза снова ошиблась, троллейбус вдруг взял, поднял её своими длинными дугами и поставил правильно - позади себя.

Так неразлучные друзья - зайчонок Ваня, медвежонок Миша и лисонька Лиза научились улицу переходить. И теперь спокойно отправлялись одни на пустырь погонять мяч. Им никто не мешал, и они никому не мешали.

Старшему брату медвежонка - спасибо!

А теперь ответьте на вопросы.

На какой свет можно переходить улицу?

Можно ли бежать на жёлтый свет? Или не спешить и подождать зелёный?

Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади? Или пусть тебе хвост отдавят?

Что про тебя напишут на трамвае, если ты будешь обходить его сзади?

Догадайся, что сделает Аист-регулировщик, если ты без особого приглашения помчишься через улицу? Даст тебе полосатую палочку поиграть или спасёт от машины?

Зайчонок Ваня, наш поэт, даёт родителям совет:

За правильный детский ответ

Каждому - пару конфет!

А за ошибку в ответе

С каждого - по конфете!

ПРОИСШЕСТВИЕ С ИГРУШКАМИ

В. Клименко

Самыми любимыми игрушками маленькой Леночки были плюшевый Мишка, розовая свинка Хрю и кукла Рита. Они жили на коврике у Леночкиной кроватки, и в играх с девочкой весело проводили время.
Но по утрам их маленькая хозяйка уходила в детский сад, и игрушки начинали скучать в ожидании Леночки.

И вот однажды кукла Рита сказала:

- Давайте пойдем в детский сад. Посмотрим, что там делает Леночка.
- Давайте! - подхватил Мишка. - А то она, наверное, без нас тоже скучает.
- Скучает, скучает, - прохрюкала свинка. - Пошли!

Друзья взялись за руки и выбежали на улицу. Как здесь было шумно! Спешили люди, мчались автомобили, автобусы, гремели трамваи.
Рита, Мишка и Хрю пошли по тротуару. Они дошли до магазина и стали рассматривать его витрину. И вдруг Хрю заметила в стеклянной витрине отражение знакомого здания. Она повернулась и увидела это здание на другой стороне улицы.

- Там наша Леночка! Я знаю! Однажды она брала меня с собой.
Хрю выбежала на дорогу, потянув за собой Мишку и Риту.
Регулировщик на перекрестке заметил, что на дорогу, где было много машин, выбежали игрушки. Он засвистел в свой милицейский свисток, но было уже поздно. Прямо на них мчался большой грузовик. Заскрипели тормоза, машину занесло на тротуар, она ударилась в столб, перевернулась и придавила Риту, Мишку и Хрю.

Раздалась сирена. Примчалась «скорая помощь». Санитары уложили пострадавших на носилки и увезли в больницу.
Когда случилась авария, дети в детском садике не спали и все видели в окно. Леночка узнала своих друзей и громко заплакала, когда с ними случилась беда. Она думала, что никогда больше не увидит их.

Но прошло время, Риту, Хрю и Мишку выписали из больницы и привезли домой, правда, с повязками на руках, ногах и лапах. Леночка очень обрадовалась своим друзьям. Она уложила их в постельку и сама начала лечить.

А вскоре к ним пришел регулировщик, что стоял тогда на посту. Он решил проведать пострадавших и принес им книгу «Правила дорожного движения».

Теперь Леночка читает Рите, Мишке и Хрю эту книгу и они все вместе учатся правильно переходить улицу.

Дети, чтобы с вашими игрушками не случилось такой беды, научите их Правилам дорожного движения.

А вы сами знаете эти правила?

 ЮРКА ЖИВЕТ НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ

Я. Пишумов

Юрка живет на другой стороне.

Он машет рукой через улицу мне.

«Я сейчас!» — кричу я другу

И к нему лечу стрелой.

Вдруг я замер от испуга,

Юрка в страхе крикнул: «Ой!»

И откуда, и откуда

Появился самосвал?

Просто чудом, просто чудом

Под него я не попал!

У шофера грозный взгляд:

«Ты куда? Вернись назад!

Твой приятель подождет.

Посмотри, где переход»

АЗБУКА ГОРОДА

Я. Пишумов


Город, в котором 
С тобой мы живем, 
Можно по праву 
Сравнить с букварем.

Азбукой улиц, 
Проспектов, дорог 
Город дает нам 
Все время урок.

Вот она, азбука,— 
Над головой: 
Знаки развешаны 
Вдоль мостовой.

Азбуку города 
Помни всегда, 
Чтоб не случилась 
С тобою беда.

МОЯ УЛИЦА

С. Михалков

Это — папа,

Это — я,

Это — улица моя.

Вот, мостовую расчищая,

С пути сметая сор и пыль,

Стальными щетками вращая,

Идет смешной автомобиль.

Похож на майского жука —

Усы и круглые бока.

За ним среди ручьев и луж

Гудит, шумит машина-душ.

Прошла, как туча дождевая,—

Блестит на солнце мостовая:

Двумя машинами она

Умыта и подметена.

____

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

         

СКВЕРНАЯ ИСТОРИЯ

С. Михалков

Движеньем полон город —
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

И там, где днем трамваи,
Звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая,
Нельзя считать ворон.

Но кто при красном свете,
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя —
Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы,
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще одна минута —
Случилась бы беда.

И взрослые и дети,
Едва сдержали крик:
Чуть не убит был Петя —
Хвастун и озорник.

ШАГАЯ ОСТОРОЖНО

С. Михалков

Движеньем полон город: 
Бегут машины в ряд. 
Цветные светофоры, 
И день и ночь горят.

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

И там, где днем трамваи, 
Спешат со всех сторон, 
Нельзя ходить, зевая! 
Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!

СВЕТОФОР

С. Михалков

Если свет зажегся красный, 
Значит, двигаться опасно. 
Свет зеленый говорит: 
«Проходите, путь открыт!» 
Желтый свет — предупрежденье: 
Жди сигнала для движенья.

ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ

В. Иришин 

В воскресенье вдоль по саду, 
Вдоль по скверику с утра 
Дождь пошел, когда не надо, 
Дождь пошел как из ведра.

Превратилась мостовая
В море прямо на глазах.
И троллейбусы, трамваи,
И машина грузовая,
И все-все автомобили
По волнам как будто плыли —
Что наделала гроза!


У окна сидел Антошка, 
Просто так сидел, скучал, 
И увидел из окошка, 
То, чего не замечал.

Вот машины — то помчатся, 
То замрут на полпути... 
Тут попробуй разобраться, 
Объяснение найти.

Папе ясно все на свете! 
Он любой найдет ответ.
— Папа, как машины эти, 
Знают, ехать или нет?

— Непростая это штука,
В двух словах не объяснишь.
Это целая наука.
На дорогу глянь, малыш.

Кто шоферам помогает 
Безопасный выбрать путь, 
От беды оберегает, 
И по-дружески мигает: 
Повнимательнее будь!

— Светофор!

— Ну да, он самый.
Ты ведь с ним давно знаком. 
Завтра утром вместе с мамой, 
В детский сад пойдешь пешком, 
И его увидишь сразу. 
Он твой верный, добрый друг.

— У него три разных глаза 
День и ночь глядят вокруг. 
Красным глазиком немного, 
После желтым помигает,
Я потом через дорогу, 
При зеленом пошагаю.

— Ты внимательный, как видно, 
И с дорогой ты в ладу.
Пусть незнайкам будет стыдно, 
Им легко попасть в беду.

Из детсада — в школу скоро, 
И обязан каждый знать, 
Все сигналы светофора, 
И все правила на пять!

Три сигнала светофора 
Что прикажут — всем закон. 
Пешеходам и шоферам, 
На дороге нужен он!

Если красный загорится — 
Должен ты остановиться, 
Желтый — тоже погоди, 
А зеленый свет — иди!

А машин повсюду много, 
Взад-вперед они снуют, 
Никому через дорогу, 
Перебраться не дают.

И гудят, и едут лихо, 
С мостовой на тротуар. 
Там и тут неразбериха — 
Грохот, скрежет, звон, удар!..

— А не стали бы сигналить 
Светофоры — как тут быть? 
Мы тогда бы не узнали, 
Как нам ездить и ходить.

Тут Антон себе представил, 
Что случилось бы тогда,— 
Не придерживаясь правил, 
Ходят, едут кто куда!

Папа сыну улыбнулся, 
Потрепал по волосам:
— Ты б оделся и обулся — 
И пойдем! Увидишь сам. 
Нет на небе больше тучи, 
Дождь закончился давно. 
Посмотреть на месте лучше, 
Чем выглядывать в окно.

На проспекте оживленном, 
Задержались на чуть-чуть, 
Под зеленым стали кленом.
— Прежде чем продолжить путь, 
С важной «зеброй» полосатой, 
Познакомимся сейчас.

— С той, которую когда-то, 
В зоопарке видел раз?
— Нет, Антошка, «зебра» эта — 
Пешеходный переход.

По нему зимой и летом,
Как по мостику, народ
Через улицу идет.
Здесь троллейбус и автобус,
Грузовик и «Жигули»
Притормаживают, чтобы
Пешеходы перешли.
Но у «зебры» осторожным,
Все равно ты должен быть —
Ведь машину невозможно,
Сразу, вдруг остановить.
Транспорт близко — твердо знай:
Пропусти — потом шагай!

К перекрестку по проспекту, 
Подошли, а там стоит 
Постовой усач-инспектор — 
До чего же бравый вид!

В небе солнышко искрится, 
Чисто вымыто дождем...
— Нужно нам остановиться. 
Здесь, Антошка, подождем.

— Непонятно мне немножко -
Почему должны мы ждать? — 
И попробовал Антошка,
На полоску «зебры» стать.

— Это ты, дружок, напрасно,— 
Папа сыну говорит.—
Ведь считай, что свет нам красный, 
Впереди сейчас горит.

— Я бы красный свет заметил,— 
Папе сын в ответ сказал.— 
Светофор совсем не светит,
Не горят его глаза.

— Посмотри на перекресток. 
На широкой мостовой, 
Вот он стоит большого роста 
Симпатичный постовой.
— Настоящий дядя Степа! — 
Изумился мальчуган.— 
Погулять сюда притопал, 
Этот добрый великан?

Нет, на это не похоже... 
Встал — и с места ни на шаг. 
Что там делает он все же? 
Не стоит ведь просто так. 
Вот загадка так загадка! 
Вдруг взмахнул одной рукой... 
Может, делает зарядку? 
Непонятный он какой!

Улыбнулся папа снова, 
И продолжил разговор:
— Вижу я, что постового, 
Не встречал ты до сих пор. 
Он становится на место, 
Где скрещение дорог, 
Чтоб его любые жесты, 
Каждый лучше видеть мог. 
И, подобно дирижеру, 
Только палочкой взмахнет — 
Заработают моторы, 
Транспорт двинется вперед. 
Он стоит не просто так. 
Каждый жест — особый знак.

К пешеходам стал он боком — 
Значит, можно им идти, 
А для транспортных потоков, 
В это время нет пути.

Всем вниманье! Значит это — 
Поднят жезл над головой. 
Все равно что желтым светом, 
Просигналил постовой.

К нам спиной он повернется, 
Или грудью — значит, стой! 
Будто красный свет зажжется. 
Нужно ждать и нам с тобой.

Если где-нибудь заторы, 
Возникают иногда — 
Никакие светофоры 
Не справляются тогда.

Постовые ловко, скоро, 
Все заторы устранят. 
Вот что правила шоферам, 
И прохожим говорят: 
Что прикажет постовой — 
То закон на мостовой!

Прямо к дому по проулку, 
Вышли с папой не спеша.
— Ну, и как тебе прогулка? — 
Он спросил у малыша.

— Я узнал сегодня много, 
Про обычный переход, 
Про обычную дорогу, 
Кто как едет и идет. 
Маме скажем, как непросто, 
Было просто так гулять 
Нам по городу большому,
И про «зебру», перекресток, 
Постового возле дома, 
Как непросто, да, непросто 
Пешеходом сразу стать.

Рыжий Васька, было дело, 
Похвалялся в детсаду:
— Через улицу я смело, 
Где угодно перейду!
Что мне правила все эти? 
Ничего я не боюсь. 
Я ловчее всех на свете, 
От машины увернусь.

Мне сегодня стало ясно —
Лихость эта не нужна. 
Так вести себя опасно. 
Дисциплина тут важна.

Пусть запомнят ребятишки: 
На дороге не шалить! 
Всем девчонкам и мальчишкам 
Нужно правила учить!

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ 

О.Бендерев

Асфальтом улицы мостятся,

Автомобили быстро мчатся.

Бурлит в движенье мостовая —

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будите правилу верны —

Держитесь правой стороны.

Должен помнить пешеход:

Перекресток — переход.

Есть сигналы светофора,

Подчиняйся им без спора.

Желтый свет — предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Красный свет нам говорит;

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Лёша с Любой ходят парой,

Где идут? По тротуару.

Ученик, садясь в трамвай,

Старшим место уступай.

Футбол — хорошая игра

На стадионе, детвора.

Хоккей — игре на льду зимой,

Но не играй на мостовой.

Цеплять крючком машины борт —

Опасный и ненужный спорт.

Щади здоровье, жизнь щади,

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья.

Юные граждане, Тани и Пети,

Твердо запомните правила эти!

ЧУДЕСНЫЙ ОСТРОВОК 

А. Дмоховский

Чудесный островок

Как река, проспект широк,

Здесь плывет машин поток.

И хотя здесь нет ни моста,

Ни парома на пути,

Каждый может очень просто,

Каждый может очень просто

Эту реку перейти.

Собирается народ

У таблички «Переход».

Пешеходов не тревожит

Блеск огней, машин поток —

Перейти им всем поможет,

Перейти им всем поможет

Пешеходный островок.

Свет зеленый впереди —

Не робей, вперед иди.

Ты дошел до середины

Вдруг зажегся красный свет,

Снова двинулись машины,

Снова двинулись машины,

И дороги дальше нет.

Тут увидишь ты у ног

Этот самый островок.

Подожди, постой до срока

На чудесном островке,

Он на улице широкой,

Он на улице широкой

Словно остров на реке.

УЛИЦА, ГДЕ ВСЕ СПЕШАТ

И. Серяков

Кто такие пожарные, знают все. По первому зову, по сигналу тревоги они мчаться на помощь, едут на красных автомобилях пожар тушить. На пожарных автомобилях и сигнал ставят особый – он сиреной называется. Как загудит, так все услышат! Это для того, чтобы знали, что машина едет пожар тушить, все бы ей дорогу уступали.

А если кто-нибудь станет дорогу перебегать, шофер сразу же на тормоза нажимает, машину остановит, время потеряет, когда приедет на пожар, то от дома лишь угольки останутся. Ни на минуту нельзя задерживать пожарную машину.

Спешит к больному «скорая помощь», на ней доктор едет, лекарства везет. На «скорой» красный крест нарисован, ей тоже сирену поставили. Нельзя ей ни на секундочку в пути задерживаться, надо доктору поскорее к больному приехать.

Шоферы грузовиков тоже спешат по своим делам. Быстро-быстро едет машина, на ее кузове написано: «Молоко». Она свежее молоко везет в магазин, ее там очень ждут.

А вот мчится еще один грузовик, на кузове его написано: «Хлеб». Он булки свежие везет. Каждому хочется побыстрее купить свежего хлеба.

Едет большой грузовик, тащит за собою прицеп, на нем гора кирпича. Шофера ждут строители – они дом строят, стены кладут, им очень нужен кирпич, чтобы работа не остановилась. И уголь тоже очень нужно привезти, чтобы отопление действовало, в домах тепло было. Мчатся автобусы, трамваи, троллейбусы такси, в них люди едут: одни - на работу, другие – домой, а третьи – в гости или в театр. На улице много людей, они тоже идут по своим делам. Бегут машины, одни по мостовой, другие несутся над головами людей по мостам и эстакадам, а третьи мчатся по туннелям под землей. На улице все спешат. И не только на той, где ты живешь, а на всех. На всех улицах, на всех дорогах. И никто не должен мешать шоферам, пешеходам. Там должен быть порядок. Все ему должны подчиняться жать с машинами в мире, знать, какой порядок должен быть на улице.

ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

 В. Тимофеев

Объяснить надо запросто, 
Будь ты юн или стар: 
Мостовая — для транспорта, 
Для тебя — тротуар! 

Иди через улицу там, пешеход, 
Где знаком указан тебе «переход»!

На светофоре — красный свет! 
Опасен путь — прохода нет! 
А если желтый свет горит, 
Он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди — 
Свободен путь, переходи.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом!

ЗАГАДКИ

Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня.
Как зовут меня друзья?
(Светофор)

Что за знак такой висит?
- «Стоп!» - машинам он велит. -
Переход, идите смело
По полоскам черно-белым.
(Пешеходный переход)

Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это - ...
(Переход)

Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить!
(Место стоянки)

Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
(Место остановки автобуса)

Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как
Вам в пути...
(Дорожный знак)

Если ты поставил ногу на проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг: знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном, красной черточкой зачеркнут
И дорога, вроде, но…здесь ходить запрещено!
(Пешеходное движение запрещено)


Всех, у кого велосипед,
Хочу предостеречь от бед:
Кататься, юные друзья,
На нем по улице нельзя.
(Движение на велосипеде запрещено)


Этот знак в кружочке красном,
Заявляет: «Здесь опасно!»
Где он будет помещен,
Въезд машинам запрещен.
(Въезд запрещен)


Погляди, погляди,
Что за штанга впереди?
Постоим над речкой быстрой,
Вдруг на мост придут штангисты?
Станут штангу поднимать,
Станут штангу выжимать?
(Ограничение нагрузки на ось)


Не дудите музыканты,
Если даже вы таланты.
Тут сигналить не годится
Рядом школа и больница.
(Подача звукового сигнала запрещена)
В белом треугольнике с красной окаемкой
Человечкам – школьникам очень безопасно.
Этот знак дорожный знают все на свете:
Будьте осторожны, на дороге дети
(Дети)


Знак «Ремонтные работы» (не говорить)
Показался впереди
Будут ямы на дороге,
Осторожнее иди.
(Ремонтные работы)


Этот знак заметишь сразу
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорится красный – 
Двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – 
Проезжай, запрета нет.
(Светофорное регулирование)


Слышишь, раздается перестук колес?
По стальным по рельсам едет тепловоз. 
(Железнодорожный переезд без шлагбаума)


По полоскам черно-белым 
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята знает,
Знак о чем предупреждает?
(Пешеходный переход)

Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
Здесь тебе поможет он:
Знак дорожный …
(Телефон)

Наша бабушка в тревоге
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Помощь близко, доктор рядом. 
(Пункт первой медицинской помощи - Больница)


Тут заправится машина:
Выпьет три ведра бензина.
Помоги машине каждой,
Если та страдает жаждой.
(Автозаправочная станция)


Утомились мы в дороге,
Вот и вечер на пороге!
Шепчет знак: «Не унывайте!
Отдых близко! Поспешайте!»
(Место отдыха - Кемпинг - Гостиница или мотель)


Тут и вилка, тут и ложка:
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
(Пункт питания)

Вот разинутая пасть
Рот зубастый, просто страсть!
Только странно: в эту пасть,
Все стараются попасть.
Что за зубы, что за рот
Знак…
(Подземный переход)


По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело…
Кто из вас, ребята, знает,
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход.
(Пешеходный переход)

Вьется по улице легкая пыль,
Мчится по улице автомобиль,
Глаз зеленый загорится,
Значит можно нам садиться.
(Место стоянки легковых такси)

Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ... 
(Регулировщик)

Полосатая указка,
Словно палочка из сказки. 
(Жезл)

Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?
(Тротуар)

Много есть машин спецслужбы.
Должен жить ты с ними в дружбе.
Все — помощники твои,
Даже строгая…
(ГАИ)

У него суровый норов – 
Длинный, толстый, словно боров, 
Он залег у перехода, 
Защищая пешехода.
(Лежачий полицейский)


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОСПИТАННИКОВ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Народные пословицы:

  • Хорошо тому добро делать, кто его помнит.
  • Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
  • Худого человека ничем не уважишь.
  • Лучше не дари, да после не кори.
  • Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.
  • Плохо не клади, вора в грех не вводи.
  • Дорого яичко ко Христову дню.
  • Не в службу, а в дружбу.

Нравственные представления и качества:

Доброта, сострадание, человечность, великодушие, сердечность

  • И.А. Крылов. «Чиж и голубь»
  • Л.Н. Толстой. «Лев   и   мышь»
  • Н.Артюхова   «Большая берѐза»
  • В. Драгунский «Надо иметь чувство Юмора»
  • С.  Аксаков  «Аленький цветочек»
  • Д. Мамин-Сиббиряк «Приѐмыш», «Серая шейка» и др.
  • русские  народные  сказки  «Сивка- Бурка»,  «Хаврошечка»,  «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»,   «Сестрица   Алѐнушка   и братец  Иванушка»

Долг, ответственность:

  • И. Токмакова. «Это ничья кошка»
  • В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»
  • Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»

Совесть, совестливость:

  • Л.Толстой.   «Косточка», «Старый   дед   и внучек»
  • русская народная сказка «Лиса и козел»
  • М.Зощенко «Не надо врать» и др.

НАХОДКА

М. М. Зощенко

Однажды мы с Лелей взяли коробку от конфет и положили туда лягушку и паука. Потом мы завернули эту коробку в чистую бумагу, перевязали её шикарной голубой ленточкой и положили этот пакет на панель против нашего сада. Как будто бы кто-то шёл и потерял свою покупку. Положив этот пакет возле тумбы, мы с Лелей спрятались в кустах нашего сада и, давясь от смеха, стали ждать, что будет. И вот идёт прохожий. Увидев наш пакет, он, конечно, останавливается, радуется и даже от удовольствия потирает себе руки. Ещё бы: он нашёл коробку конфет — это не так-то часто бывает в этом мире. Затаив дыхание, мы с Лелей смотрим, что будет дальше. Прохожий нагнулся, взял пакет, быстро развязал его и, увидев красивую коробку, ещё того более обрадовался. И вот крышка открыта. И наша лягушка, соскучившись сидеть в темноте, выскакивает из коробки прямо на руку прохожего. Тот ахает от удивления и швыряет коробку подальше от себя. Тут мы с Лелей стали так смеяться, что повалились на траву. И мы смеялись до того громко, что прохожий обернулся в нашу сторону и, увидев нас за забором, тотчас всё понял. В одно мгновенье он ринулся к забору, одним махом перепрыгнул его и бросился к нам, чтобы нас проучить. Мы с Лелей задали стрекача. Мы с визгом бросились через сад к дому. Но я запнулся о грядку и растянулся на траве. И тут прохожий довольно сильно отодрал меня за ухо. Я громко закричал. Но прохожий, дав мне ещё два шлепка, спокойно удалился из сада. На крик и шум прибежали наши родители. Держась за покрасневшее ухо и всхлипывая, я подошёл к родителям и пожаловался им на то, что было. Моя мама хотела позвать дворника, чтобы с дворником догнать прохожего и арестовать его. И Леля уже было кинулась за дворником. Но папа остановил её. И сказал ей и маме: — Не зовите дворника. И не надо арестовывать прохожего. Конечно, это не дело, что он отодрал Миньку за уши, но на месте прохожего я, пожалуй, сделал бы то же самое. Услышав эти слова, мама рассердилась на папу и сказала ему: — Ты ужасный эгоист! И мы с Лелей тоже рассердились на папу и ничего ему не сказали. Только я потёр своё ухо и заплакал. И Лелька тоже захныкала. И тогда моя мама, взяв меня на руки, сказала папе: — Вместо того, чтобы заступаться за прохожего и этим доводить детей до слёз, ты бы лучше объяснил им, что есть плохого в том, что они сделали. Лично я этого не вижу и всё расцениваю как невинную детскую забаву. И папа не нашёлся, что ответить. Он только сказал: — Вот дети вырастут большими и когда-нибудь сами узнают, почему это плохо. И вот проходили годы. Прошло пять лет. Потом десять лет прошло. И наконец прошло двенадцать лет. Прошло двенадцать лет, и из маленького мальчика я превратился в молодого студентика лет так восемнадцати. Конечно, я забыл и думать об этом случае. Более интересные мысли посещали тогда мою голову. Но однажды вот что произошло. Весной, по окончании экзаменов, я поехал на Кавказ. В то время многие студенты брали на лето какую-нибудь работу и уезжали кто куда. И я тоже взял себе должность — контролёра поездов. Я был бедный студентик и денег не имел. А тут давали бесплатный билет на Кавказ и вдобавок платили жалованье. И вот я взял эту работу. И поехал. Приезжаю сначала в город Ростов, для того чтобы зайти в управление и получить там деньги, документы и щипчики для пробивания билетов. А наш поезд опоздал. И вместо утра пришёл в пять часов вечера. Я сдал мой чемодан на хранение. И на трамвае поехал в канцелярию. Прихожу туда. Швейцар мне говорит: — К великому сожалению, опоздали, молодой человек. Канцелярия уже закрыта. — Как так,— говорю,— закрыта. Мне же надо сегодня получить деньги и удостоверение. Швейцар говорит: — Все уже ушли. Приходите послезавтра. — Как так,— говорю,— послезавтра? Тогда лучше уж завтра зайду. Швейцар говорит: — Завтра праздник, канцелярия не работает. А послезавтра приходите и всё, что надо, получите. Я вышел на улицу. И стою. Не знаю, что мне делать. Впереди два дня. Денег в кармане нет — всего осталось три копейки. Город чужой — никто меня тут не знает. И где мне остановиться — неизвестно. И что кушать — непонятно. Я побежал на вокзал, чтобы взять из моего чемодана какую-нибудь рубашку или полотенце, для того чтобы продать на рынке. Но на вокзале мне сказали: — Прежде чем брать чемодан, заплатите за хранение, а потом уж его берите и делайте с ним что хотите. Кроме трёх копеек, у меня ничего не было, и я не мог заплатить за хранение. И вышел на улицу ещё того более расстроенный. Нет, сейчас бы я так не растерялся. А тогда я ужасно растерялся. Иду, бреду по улице неизвестно куда и горюю. И вот иду по улице и вдруг на панели вижу: что такое? Маленький красный плюшевый кошелёк. И, видать, не пустой, а туго набитый деньгами. На одно мгновенье я остановился. Мысли, одна другой радостнее, мелькнули у меня в голове. Я мысленно увидел себя в булочной за стаканом кофе. А потом в гостинице на кровати, с плиткой шоколада в руках. Я сделал шаг к кошельку. И протянул за ним руку. Но в этот момент кошелёк (или мне это показалось) немного отодвинулся от моей руки. Я снова протянул руку и уже хотел схватить кошелёк. Но он снова отодвинулся от меня, и довольно далеко. Ничего не соображая, я снова бросился к кошельку. И вдруг в саду, за забором, раздался детский хохот. И кошелёк, привязанный за нитку, стремительно исчез с панели. Я подошёл к забору. Какие-то ребята от хохота буквально катались по земле. Я хотел броситься за ними. И уже схватился рукой за забор, чтоб его перепрыгнуть. Но тут в одно мгновенье мне припомнилась давно забытая сценка из моей детской жизни. И тогда я ужасно покраснел. Отошёл от забора. И медленно шагая, побрёл дальше. Ребята! Всё проходит в жизни. Прошли и эти два дня. Вечером, когда стемнело, я пошёл за город и там, в поле, на траве, заснул. Утром встал, когда взошло солнышко. Купил фунт хлеба за три копейки, съел и запил водичкой. И целый день, до вечера, без толку бродил по городу. А вечером снова пришёл в поле и снова там переночевал. Только на этот раз плохо, потому что пошёл дождь и я промок как собака. Рано утром на другой день я уже стоял у подъезда и ожидал, когда откроется канцелярия. И вот она открыта. Я, грязный, взлохмаченный и мокрый, вошёл в канцелярию. Чиновники недоверчиво на меня посмотрели. И сначала не захотели мне выдать деньги и документы. Но потом выдали. И вскоре я, счастливый и сияющий, поехал на Кавказ.

ТРИ СЕСТРЫ

 Т. Макунец 

Утром мать собрать на работу.

- Девочки,- сказала она дочкам,- приберите комнату.

- Я вчера прибирала,- ответила старшая. Она расчесывала перед зеркалом волосы.

- Я потом уберу, - сказала средняя.

Младшая ничего не сказала, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока.

- Мама яблоки принесла! – закричали сестры и бросились ей на встречу.

- Постой-ка, сказала мать старшей дочке,- ты вчера уже съела. А ты, - сказала она средней, потом съешь

Мама позвала младшую дочку:

- Иди - ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока тебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СРЕДНЯЯ ГРУППА

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ)СРЕДНЯЯ ГРУППА Программные задачиПрирода и без...

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношений по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ ГРУППА

Примерное перспективное планирование части, формируемой участниками образовательных отношенийпо основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) СТАРШАЯ  ГРУППА Программные з...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...