"Весенний Благовест"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Воронцова Елена Александровна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами национальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Юля» г.Феодосии Республики Крым»

«Весенний благовест»

Занятие по духовно - нравственному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

                                                        Подготовила воспитатель

                                      Воронцова Е.А.

Г.Феодосия

2016 г.

Цели:

Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей.

Воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, людям.

Расширять знания детей о народных праздниках. Прививать чувство уважения к народным традициям. Знакомить с народными обрядами, поверьями связанными с пасхальным яйцом, символикой.

Обучать декоративному оформлению пасхальных яиц (открыток). Развивать образное и творческое мышление. Формировать эстетический вкус.

Материал:

Акварельные краски, беличьи кисти №1, ватные палочки, салфетки, цветной песок, бисер, баночки с водой, клеенки…

Яйцо, пасхальные яйца, изображения символов и пр.

Предварительная работа:

Рассматривание писанок, разучивание закличек, обрядов, народные подвижные игры…

Ход занятия

Девочки – ангелы со свечами – фонариками заходят в зал и танцуют.

В конце танца ставят свечи на стол.

Включается основной свет. В зал заходят остальные дети.

Воспитатель:

Всей семьей мы в этот вечер соберемся за столом,

Скажет мама: «Может свечи ради праздника зажжем?»

Пусть огонь любви сияет над медовою свечой,

Людям душу очищает Ангел нежною слезой.

Воспитатель:

Ребята, о каком празднике говорится в этом стихотворении?

Дети:

 В стихотворении говорится о  празднике - Пасха.

Воспитатель:

Расскажите, что вам известно об этом празднике?

Дети:

-Пасха– это праздник радости, добра и любви.

- Праздник Пасхи длится целую неделю.

- На Пасху все обнимаются, целуются со словами:

-Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес!

- В эти  дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды.

- В этот день зажигают свечи, звонят в колокола. 

Воспитатель:

Звонят целый день. По особому. Торжественно.

А как зовется этот звон?

Дети:

-Этот звон зовется Пасхальный Благовест. 

Воспитатель:

Пасхальный благовест разлетался по всей земле. На Пасху, ударяя в колокол люди посылали миру самые добрые и светлые мысли…

Это сегодня можете сделать и вы… Позвонить в колокол можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите пожелать или попросить. Но ваша просьба должна быть не пустяшная, а очень важная: которая может кому-то помочь: о выздоровлении, спасении, о мире и т.д. Пожелайте самое важное, заветное. Вслух, шепотом или про себя, как хотите.

(Дети подходят к колоколу, звонят и загадывают желание).

После этого садятся на стулья

Воспитатель:

А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

Дети:

- Наводят порядок, красиво украшают дом веточками, цветами, ждут гостей….

- Готовят вкусные угощения, делают творожные пасочки, пекут куличи и красят яйца…

- В храме светят кулич и яички. Потом со свяченым куличиком обходят дом, желают всего хорошего своей семье.

Воспитатель:

Этот день знаменит не только вкусными угощениями. Богат он и обрядами.

Какие обряды вам известны?

Дети:

- В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.

- Умывались водой из золотых или серебряных кувшинов , чтобы разбогатеть.

- Очень рано просыпались и встречали солнце, чтобы « умыться» первыми его лучами и быть красивым и не болеть.

- Радовались, пели песни…

Воспитатель:

Действительно, со Святой Пасхальной недели начинаются весенние игры и хороводы. Давайте и мы поиграем, покличем весну.

Дети:

- Весна, весна красная!

Приди весна  с радостью!

-С радостью, с радостью,

С великой милостью!

- Со льном высоким,

С корнем глубоким,

- С хлебами обильными!

Проводится игра-хоровод «Весна - красна»

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:

Много обычаев и обрядов было связано с главным атрибутом Пасхи.

Какой главный атрибут Пасхи?

Дети:

– Кулич и пасхальные яйца.

Воспитатель:

А что необычного было в пасхальных яйцах?

Дети:

- Их расписывали, освящали в храме и вместе с куличом ставили на праздничный стол.

-Еще их дарили на счастье родным и близким.

- Обменивались в знак дружбы.

- Считали, что пасхальное яичко даст силу, здоровье, красоту, если умыться водой, в котором оно лежало.

- Верили, что крашеное яйцо спасает дом от пожара.

- Яйцом катали по спинам лошадей, коров и свиней и приговаривали: «Быть тебе сытой и гладкой, как это яйцо!»

- Скорлупу крашеных яиц закапывали в огороде любимого юноши или любимой девушки, чтобы никогда не расставаться.

- Расписанное яичко закапывали в поле, чтобы был хороший урожай.

- Яйцо опускали в купель младенца, чтобы он рос здоровым и красивым.

Воспитатель:

Почему же так поклонялись люди яйцу? Что же это за чудо такое – яйцо?

Хотите я открою вам маленькую, но важную тайну – и вы сразу все поймёте?

Подойдите все ко мне.

(Дети подходят к воспитателю. Воспитатель берет в руки обычное яйцо и разбивает его над плоской тарелкой)

На что же это похоже?

В середине белого, прозрачного плавает круглое, золотое?

Дети:

-Это похоже на солнышко в небе!

Воспитатель:

Правильно! Вот это и есть главный секрет – желток похож на яркое весеннее солнышко, а белок – на ясное, прозрачное весеннее небо! И как солнышко дарит жизнь всему живому на земле, так и яйцо дарит жизнь маленькому птенцу, поэтому наши предки считали яйцо символом солнца, символом жизни.

Посмотрите на эту корзину. В ней много пасхальных яиц.

Чем они отличаются?

Расскажите о них.

(Дети берут яйца и рассказывают о них).

-Пасхальные яйца бывают писанки, крашенки, драпанки и рисованки.

-Слово «писанка» произошло от слова «писать». Писанками называют расписные яйца, разрисованные цветами и чудесными узорами.

Писанка имеет много цветов и рисуется чаще всего воском.

Крашенки – это яйца одного цвета, которые готовят мамы и бабушки, варя их в луковой шелухе, чтобы они получились красными, оранжевыми, коричневыми.

Драпанки – это когда яйца сначала красят одним цветом, а потом острым предметом (иголкой, например) выцарапывают рисунок.

Крапанки – это яйца, на которые сначала воском наносят рисунок, а потом опускают в краситель.

Рисованки пишут кисточкой, фломастером, карандашом.

- Яйца не просто разукрашивали.

- Их украшали специальными символами и рисунками.

-Зачем?

- Знать эти символы должен был каждый, так как в этих символах зашифровывались тайные пожелания счастья, удачи, добра…

- А вы, дорогие гости, хотите узнать, какое тайное пожелание приготовило вам пасхальное яйцо?

- Тогда закройте глаза и возьмите себе какое-нибудь яйцо из корзины.

А наши дети сейчас раскроют  вам его тайный смысл.

Дети:

 - Красный цвет –  цвет радости, вас ожидает радостное событие.

- Зеленое яйцо – символизирует весну, природу. Значит у вас будет хорошее, весеннее настроение.

- Пестрое яичко – избавит вас от веснушек.

- Яичко с сосной – от болезни. Быть вам здоровым!

- Яичко с золотыми колосьями – обещает хороший урожай и достаток.

- Яичко с гнездом – к новоселью!

- Звезда на яичке – означает очищение души от плохих мыслей.

- Рыба – символ тишины,  мудрого молчания.

- Яичко с Ангелом – означает мир и защиту.

-Солнце – это символ света и жизни.

- Дерево –подарит вам  лад в семье, счастье.

- Роза – символ любви. В этом году вас ожидает большая любовь.

Воспитатель:

Вот вы и узнали, что ожидает вас в скором времени.

А нашим детям не терпится приступить к работе и нарисовать тайное послание своим родным и близким. Помните, что работать нужно с чистыми мыслями. Пока держите в руках яйцо, думайте о том человеке, которому оно предназначено, яичко вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий.

Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. Забудьте про все плохое и мечтайте только о хорошем и добром.

Дети работают под музыку.

Можно спеть песню или прочитать стихотворения.

Я разрисовал яичко:

Ветка, а на ветке птичка.

Облако летит в простор,

В голубое поднебесье.

По серёдочке – узор,

А внизу – Христос Воскресе!

Подведение итогов. 

Воспитатель:

Какие чудесные, дивные и прекрасные пасхальные сувениры у вас получились.

Умнички, вы очень хорошо потрудились. Ваши замечательные работы вы подарите своим близким с наилучшими сердечными пожеланиями в Светлый Праздник Пасхи.

Есть сюрприз у меня

В честь торжественного дня.

Ближе детки подходите,

Да в корзиночку глядите.

Испекла я куличи –

Как вкусны и горячи.

Куличи вы разбирайте,

Пасху дальше отмечайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение «Пасхальный Благовест»

Пасха - всеми любимый праздник: и взрослыми, и детьми. Пасху величают Великой, светлой, радостной. К ней готовятся заранее, еще в Великий пост. Нужно соблюсти пост, и даже не только тем, что ты будешь...

Конспект занятия для детей старшей группы по духовно- нравственному воспитанию «Пасхальный благовест»

Программное содержание: -познакомить детей с православным праздником Пасха; -приобщать к истокам культурных традиций русского народа; -закреплять знания о времени года: весна; -закреплять умение...

Открытое занятие на тему: "Пасхальный благовест"

Открытое занятие на тему: "Пасхальный благовест"...

"Пасхальный благовест"

Презентация "Пасхальный благовест" предназнчена для педагогов по ознакомлению дошкольников с Пасхой....

Сценарий развлечения для детей и родителей "Благовест идёт"

Сценарий разработан для детей средней группы и их родителей. Развлечение прививает любовь к традициям родного народа....

Пасхальный благовест

Данное мероприятие проводится мной каждый год.  Детям очень нравится, в зале царит радостная, светлая  атмосфера. Особенным моментом, на каждом празднике, является приход священнослужителя, ...