"Здравствуй, ярмарка, или возрождение традиций!»
консультация на тему

Черных Надежда Михайловна

После векового забвения народные традиции возрождаются!   Идее возрождения народной культуры, традиций и, конечно же, народных праздников подчинен замысел возрождения  проведения ярмарок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrozhdenie_traditsiy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Консультация
  2. «Здравствуй, ярмарка, или возрождение традиций!»

Подготовила  - Н.М. Черных

воспитатель МБДОУ Заворонежского детского сада

 Мичуринского района Тамбовской области

 

 

Воспитание, лишённое народных корней, бессильно.  

Великий русский педагог К. Д. Ушинский

С наступлением 20 века ярмарочным гуляньям пришел конец.  

Россия с её огромными пространствами, на которых производилось и добывалось сырьё, насыщавшее не только внутренний, но и мировой рынок, с её слаборазвитой, особенно на окраинах – главных сырьедобывающих районах – сетью железных дорог, долго сохраняла традиционный уклад своей торговой и промышленной жизни. И главной её чертой были ярмарки. Только ярмарки могли дать необходимый импульс экономике России, где большинство населения составляли крестьяне, производство оставалось, в основном, мелкокустарным, а торговля была специализирована слабо. Именно ярмарки давали мелкому производителю – будь то кустарь или сельский хозяин – право и возможность заключения самостоятельных сделок, свободного выбора партнёра, избавляя его от экономически разорительной зависимости от скупщика и торговца, являющихся чаще всего одним и тем же лицом.

Историки называют ярмарки самой древней формой общения продавцов и покупателей. Подтверждает это и фольклор: «Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка», - издревле говорили в народе. А самый авторитетный знаток русского языка Владимир Иванович Даль дал такое определение: «ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг,  длящийся неделями».

Ярмарка - временный торг, на который съезжались продавцы и покупатели в определенный срок и место. Ярмарка обычно приурочивались к церковным  праздникам. Наиболее древняя ярмарка  - Арская (близ Казани) известна с сер. 13 в. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту  ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 новую. которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (Макаръевская ярмарка).    

 В к. XIX в. в России насчитывалось 18,5 тысяч ярмарок в семи тысячах населенных пунктах. Обычно ярмарки приурочивались к церковным праздникам. Каждая ярмарка играла роль экономического регулятора и распределителя местного сельского хозяйства, ремесла и промышленности. Одна ярмарка следовала за другой, перерастала в третью - на Николу, на Спас, на Успение, на Покров в губернских, уездных, штатных, заштатных городах, а также в больших селах при монастырях. Зимой - сибирская ярмарка в Ирбите, осенью - Крестовско-Ивановская в Пермской губернии, весной - Алексеевская в Вятской, летом - Караванная в Казанской. 
Главной ярмаркой России, своего рода связующим центром русской экономики, являлась Нижегородская-Макарьевская ярмарка.

В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки — Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская».  

  1.                           На ярмарке отдельные самостоятельные части, отрасли, виды деятельности гигантского хозяйственного механизма России связывались в одно целое, координировались, получали общественное признание или недоверие, определялись направления развития по крайней мере на год вперед. 
           Современники подчеркивают совершенно исключительную роль Нижегородской ярмарки, которая по своему значению и размаху сравнивалась только со всемирными выставками, нередко опережая их по масштабу торговых оборотов. Нижегородская ярмарка  далеко превосходит все ныне существующие во всем свете подобные ярмарочные или временные торжища.  

Интересно, что все эти ярмарки, помимо своей главной функции (места торговли), играли важную роль в обмене информацией, знаниями и опытом людей, приехавших из различных регионов страны. Очень часто выставки, особенно крупные, являлись одновременно ярмарками, и наоборот. 

Ярмарки собирали большое число участников различных социальных сословий, приезжавших  из окрестных и отдаленных поселений, различных уездов и губерний. Ярмарка жила собственной жизнью, в соответствии с традиционными представлениями населения Крупные ярмарки, бесспорно, становились информационными центрами и местами формирования общественного мнения.

В последние десятилетия советского периода проводились только межрайонные и межреспубликанские ярмарки. Но, кроме названия, они имели мало общего с традиционными российскими, поскольку являлись, по существу, местом заключения сделок между государственными предприятиями, производящими товары, и государственными же торговыми организациями.  Традиционные же российские ярмарки — с непременным показом лучших достижений, большим торжищем, народным весельем, казалось, канули в Лету. С ними люди не просто лишились привычных способов удовлетворения своих хозяйственных нужд. Одновременно исчезли среда приобщения к народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. В результате был нанесен непоправимый урон национальным традициям.

И вот после векового забвения народные традиции возрождаются!

Идее возрождения народной культуры, традиций и, конечно же, народных праздников подчинен замысел возрождения  проведения ярмарок.

В 1659 году недалеко от Козлова (ныне город Мичуринск) была построена судоверфь, специализировавшаяся на постройке военных судов. Построенные на этой судоверфи судна принимали участие в Крымских и Азовских походах. Однако основу экономики Козлова составляло всё же не строительство судов, а торговля. Город быстро приобрёл славу торгового центра. Сюда съезжались торговцы из ближайших к Козлову населённых пунктов. Товар был весьма разнообразен: от сельскохозяйственной продукции до Эльтонской соли. Одним из процветающих промыслов города было прасольство. Прасолами называли людей, скупавших крупный рогатый скот за бесценок у кочевников и перепродававших его в последствие с большой наценкой. Козлов стал для прасолов местом перепродажи скота. Ежегодно в городе проводилось несколько ярмарок, длившихся от 2 до 6 дней.

По сведениям 1862 года Козлов занимал первое место среди городов Тамбовской губернии по развитию торговли. Общий объем торговых оборотов в городе составлял 5 000 000 рублей. Хлеб в зерне (преимущественно рожь и овес) отправлялся в основном в Москву и на Моршанскую пристань, рогатый скот прогонялся также в столицы, «но огромное количество его идет на убой для вытопки сала».

У  Вознесенской церкви города Козлова  находилась Конная площадь - место ежегодной Евдокиевской ярмарки, проводившейся в феврале. Уже за несколько дней до её начала в Козлове начинались конные базары, на которые пригоняли до трёх тысяч коней самой разнообразной породы и масти. Ярмарка заполняла весь городской центр. Ряды подвод, телег, коней тянулись от примыкающей Успенской улицы вплоть до Архангельской церкви, по всей Набережной до «Ильинки», затем поворачивали на Монастырскую и по Московской возвращались к Вознесенской церкви. Оборот этой достаточно крупной городской ярмарки составлял порядка 65 тысяч рублей. 

Современный Мичуринск – город областного подчинения. Он является центром Мичуринского района.. Город считается вторым по численности населения и другим показателям после столицы региона – Тамбова.  В 2003 году городу был присвоен статус наукограда согласно указу президента РФ. Мичуринск стал первым городом  РФ получившим подобный статус в сфере агропромышленного комплекса. В 2010 году в городе началось строительство агротехнопарка «Зелёная долина» (ныне «Корнев-групп»), деятельность которого, должна быть ориентирована на выращивание экологически чистых продуктов сельского хозяйства.

В традиционный праздник - День садовода в Мичуринске ежегодно в сентябре  проходит всероссийская выставка-ярмарка.  На ней  представлены лучшие селекционные достижения в садоводстве, современные средства защиты растений, специальная техника и многое другое. Любой желающий может купить или продать здесь практически любое известное науке растение. В 2015г. ярмарка посвящена сразу нескольким знаменательным событиям в истории города - 160-летию со дня рождения Ивана Мичурина и 380-летию со дня основания Мичуринска. На главной площади Мичуринска развернулась обширная выставка сельскохозяйственной техники и ярмарка продовольственных товаров, товаров для сада и одежды. Здесь можно было  приобрести удивительные деревянные игрушки, посуду, украшения и предметы обихода из старинного города Суздаля, трикотаж рассказовского и тамбовского производства, продукты питания из Беларуси, различные виды меда, знаменитые тульские пряники, восточные сладости и прочие вкусности со всех концов страны.

Во время ярмарки проводятся различные научно-практические конференции, проходит демонстрация сельскохозяйственной техники. 

В рамках выставки-ярмарки агрохолдинг «Корнев-групп» в очередной раз удивил жителей и гостей наукограда.   Сотни мальчишек, девчонок и взрослых внимательно разглядывали невиданные огромные машины, расположившиеся на городской площади рядом с памятником Мичурину. Здесь организовали выставку сельхозтехники, на которой работает компания. Мощные суперсовременные зерновые и картофелеуборочные комбайны, агрегаты для обработки полей - машины, словно «переместившиеся» из далёкого заморского автосалона, удивляли не только своим необычным внешним видом, яркими красками корпусов, огромными стеклянными кабинами. Любой желающий мог свободно сесть за штурвал этих махин. Рядом с выставкой комбайнов продавали картофель, выращенный на полях «Корнев Групп». На второй день  ярмарки  команда поваров на огромной сковороде (диметром два метра тридцать сантиметров) жарила картофель, выращенный на своих полях. Для приготовления кулинарного сюрприза ушло 200 килограммов «фирменного» картофеля, 30 литров подсолнечного масла, 20 килограммов лука и пять килограммов зелени. А невиданных размеров сковороду мичуринские кулинары одолжили в Бондарском районе.

Кроме того, для посетителей была подготовлена развлекательная программа. Все, кто хотел научиться чему-то новому, смогли принять участие в мастер-классе. Ярмарка в  Мичуринске  всегда была обильной, шумной и не оставляла равнодушными ни покупателей, ни продавцов. Именно такой она была более века назад, привлекая  купцов из других губерний и уездов.

Возрождением русской традиции является и ежегодное проведение Покровской ярмарки.

Покровская ярмарка - крупнейшее ярмарочное мероприятие в Тамбовской области, ежегодно собирающее максимальное количество участников и посетителей. Покров – большой христианский праздник, праздник явления Покрова Пресвятой Богородицы. По замыслу организаторов, это мероприятие способствует возрождению и сохранению исторических, культурных и трудовых традиций, самобытности сельских территорий, помогает установлению региональных и международных деловых контактов.

 Место проведения ярмарки – самая красивая улица города – улица Набережная.  Здесь собираются производители сельхозпродукции, промышленных товаров, а также народные умельцы со всех районов Тамбовской области, а так же из других городов России и даже из других стран. Гости ярмарки из разных городов и местные производители не только выставляют свои товары, но и уделяют много внимания оформлению своей торговой площади. На ярмарке можно купить товары, производимые в Тамбове и в районах Тамбовской области; каждый район акцентирует внимание на каком-то своем «бренде», Например, покупателям предложат широкий выбор продовольственных и промышленных товаров предприятий Мичуринска-наукограда: богатый выбор декоративно-посадочного материала, семян, саженцев плодовых культур, горшечных растений и многим другим. Среди постоянных участников ярмарки: «Эспериментальный центр «М-Конс-1», «Хлеб-Здоровье», ВНИИГиСПР им. И.В. Мичурина, ВНИИС им. И.В. Мичурина, МичГАУ и другие. Участие в ярмарке дает возможность производителям  презентовать ассортимент выпускаемой   продукции,  наладить новые деловые связи.

         Гостей Ярмарки ожидает не только богатство выбора продовольственных и непродовольственных товаров, изделий искусства и ремесла, веселая атмосфера русских народных гуляний, но и множество новинок и сюрпризов.  Дух ярмарки - это достижения, результаты работы, размах экономической, социальной сфер деятельности в области. Кроме того, колорит ярмарки обеспечивает большое количество участников художественной самодеятельности.

Проведение вот таких ярмарок на территории Тамбовской области  демонстрирует, как богаты и самобытны торговые традиции нашей области. Эти традиции уходят своими корнями далеко вглубь истории.
Ярмарка — возрождение многовековых традиций, и хочется, чтобы эти традиции поддерживались и продолжались и далее.

Это интересно

Евдокиевская ярмарка. (город Козлов)

Визг лошадей и крики их проводников, прибывших с товаром на ярмарку, начали раздаваться еще в понедельник 6 февраля. К пятнице все постоялые дворы были уже забиты лошадьми, а ночлежные дома и гостиницы - покупателями. Среди последних было с десяток евреев, но полиция, согласно полученной инструкции, немедленно вернула их на ст. Козлов для выезда за пределы города. По общему убеждению, основанному на цифрах, нынешняя ярмарка втрое меньше прошлогодней. Сообразно с этим, цены сильно повысились. Так, рабочая крестьянская лошадь 5-6 лет стоившая 50-60 рублей в 1911 году, нынче шла от 75 до 100 рублей. Причину уменьшения лошадей видят в дороговизне кормов, не позволявшей среднему землевладельцу-крестьянину заниматься разведением скота.

Обилие в наших краях лошадей на рубеже XIX-XX веков позволяло современникам утверждать, что Козлов – город конноторговцев, лошадиных комиссионеров, барышников, наконец, просто любителей конского дела и конного спорта.

Торговля лошадьми зарождалась у нас исторически ещё со времён московских царей, поскольку именно через Козлов лежал старинный торговый тракт из первопрестольной на Астрахань, Кавказ и в Персию. По степному шляху, проходящему через наш город, приводили московским владыкам знаменитых арабских и персидских скакунов. Широкие степи, обилие кормов, подходящий климат создавали самые благоприятные условия для массового разведения лошадей. «А где лошадей разводят, там ими и торгуют», - не без оснований замечали горожане.
Среди пород, выводимых в нашей губернии, современники отличали рысистых, упряжных, верховых и возовых. Самыми распространёнными породами в Тамбовском крае по праву считались рысистые и скаковые лошади, окончательно утвердившиеся в губернии в 40-х годах ХIХ века. Однако вполне заслуженной известностью пользовались у нас и лошади так называемой битюгской породы, родиной которой считалась река Битюг, отчасти протекавшая по юго-восточной окраине бывшей Тамбовской губернии. Лошадей этих отличали замечательная крепость и выносливость.
Известно, что с давних времён в нескольких сёлах Козловского уезда выводили породистых лошадей - скаковых, першеронов и битюгов, улучшение состояния которых происходило за счёт выписных из-за границы чистокровных производителей. Так, в 1884 году в окрестностях Козлова располагались 37 конезаводов, крупнейшие из которых принадлежали помещикам Савченко, Спиридонову, Рымареву, Жихареву, Любощинскому и Ознобишину.
До 1899 года количество продаваемых за год в Козлове рысистых упряжных лошадей составляло 1400 штук на сумму около миллиона рублей. В 1899 году обороты конного рынка сократились и составили 1100 голов, в 1900 году было продано ещё на 300 меньше… Однако существенно укрепила конный рынок вспыхнувшая в 1900 году война в Китае. «Таких оборотов, какие город видел в том памятном году, старожилы-конноторговцы не помнят последние 40 лет», - отмечала местная пресса. Только в войска в 1900 году козловцы поставили свыше двух тысяч штук. Кроме того, город активно поставлял партии до тысячи голов рослых и крепких лошадей для московских конножелезных дорог.
С октября 1901 года в Козлове через особых агентов производилась усиленная закупка лошадей для отправки в Африку англичанам, участвовавшим в англо-бурской войне и платившим до 110 рублей за лошадь. Всего в Тамбовской, Воронежской, Саратовской и Рязанской губерниях планировалось закупить пять тысяч голов. Следовательно, на долю Козловского уезда должно было прийтись свыше тысячи. Для того чтобы представить покупательскую способность населения Козлова начала ХХ века, было бы уместно привести цены, действовавшие на тот момент. Так, пуд ржи или проса стоил 60 копеек, пшена - 95 копеек, а ржаной муки - 65 копеек.
«Козлов покупает и продаёт лошадей самых разнообразных пород и назначений, - констатировала местная пресса в начале ХХ века. - Кровные, полукровки, киргизы, иноходцы, улучшенные и простые крестьянские лошади, рысистые, призовые, скаковые, упряжные и ремонтные целыми тысячами ежегодно проходили через дворы фирм крупных козловских конноторговцев, через руки ремонтных поставщиков и комиссионеров и через козловские торжки и ярмарки». К последним, по мнению современников, необходимо было прибавить две наиболее крупные - Евдокиевскую, проходившую с 23 февраля по 1 марта, и Троицкую, открывавшуюся за десять дней до праздника Святой Троицы на лугу у Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря.

Михаил Белых

«Одним и самых ярких воспоминаний детства у меня останется ярмарка у Троицкого монастыря. Помню сказочную дубовую рощу, полную тени и птичьего гомона, реку и зелёный луг перед монастырскими белыми стенами. И, конечно, ярмарку на этом зелёном лугу. Это была особая ярмарка, скорее народное гулянье. Строились балаганы, силомеры, ларьки, торговавшие немудреными сластями. Прямо на траве располагались торговцы гончарной посуды и самых разнообразных свистулек в виде лошадок, коровок, петушков, дудок. Каждый мальчишка обязательно имел такую свистульку. Надо всей ярмаркой звучал этот своеобразный оркестр. Тут же располагались карусели и качели. В роще у реки стояли столы и скамейки, кипели самовары.
С утра весь город шёл и ехал на извозчиках – в «рощу», как тогда говорили. Много народу приходило и из близлежащих сёл. На лугу не протолкаться. Пёстрая, празднично наряженная толпа. Играют, кто, как может на гармошках, гитарах.
Я, как все ребята, понятно, ждал этой ярмарки с нетерпением. Подумать только, здесь можно было увидеть… живую голову, которая к тому же и разговаривает. Или Цусимский бой: броненосцы наши и японские плывут по волнам, стреляют из пушек, взрываются и тонут. Можно было, подойдя к круглому окошечку полюбоваться видом разных столиц. А карусели! Это же феерия! В кумаче и стеклярусе горит и переливается на солнце всеми цветами радуги. Женские платья и платки горят на солнце. И всё это у белокаменных стен старинного монастыря».

Ярмарка у белых стен 
С.Г. Архипов 
( Мичуринская правда 10.09.83)

Список литературы

Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации. - М.: Аспект пресс, 2007.

Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М.: Издательство Центр, 2006.

Е. Мостокова. «Старинные русские праздники». М.. 1975 г

Макшанцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие / Науч. ред. М.В.Удалъцова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

www.tpprf.ru - Торгово-промышленная палата России.

www.uefexpo.ru - Международный союз выставок и ярмарок.

http://lenexpo.ru/node/51938

http://olegsazonow.ucoz.ru/load/adres_kalendari/jarmarki_v_kozlove/116

http://www.michpravda.ru/articles/drevnie-obychai-15395


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрождение традиций

Национальная культура, память, уважение позволяют ощутить связь между современными людьми и нашими предками, получить духовную поддержку и жизненную опору. Задача каждого поколения - сохраняя ду...

КАЗАЧЕСТВО -ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ МДОУ "РАСТИТЬ ПАТРИОТОВ"...

Рекомендации родителям по возрождению традиций русского народа

В данном материале показана значимость знания своих традиций....

Статья на тему:" Возрождение традиции семейного чтения в современном мире".

В работе воспитателя я столкнулась с тем, что современным детям всё меньше и меньше читают дома родители. Альтернатива чтению - это мультфильмы и компьютерные игры. Тенденция, на мой взгляд, тревожная...

Мастер – класс по изготовлению Новогодней открытки «Возрождение традиций»

Аналоги современной поздравительной открытки появились в Китае более 1000 лет назад. В них люди желали друг другу счастья, здоровья, долголетия, благополучия. По одной из версий, русскую новогоднюю ...

Благотворительная акция"Белый цветок -возрождение традиций"

В нашем детском саду стало традицией проведения благотворительной акции "Белый цветок". Дети с большой охотой и удовольствием принимают участие: изготавливают цветы, готовятся к концерту....