Тематическое мероприятие для детей старшей группы “ Тула- город мастеров»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гребенко Людмила Михайловна

Задачи: Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей. Учить обобщать пройденный материал. Воспитывать патриотические чувства и уважение к культурному прошлому города, формировать чувства привязанности и любви к своему родному краю, чувство гордости за тульских умельцев. формировать основы общей культуры ребенка; поощрять творческую деятельность ребенка.Расширение и закрепление  знаний детей о родном городе, его истории и достопримечательностях.

Оформление: оформить музейные уголки: самовары, пряники, гармошки, оружие, Тульский кремль.

Атрибуты: разрезные картинки с самоваром, пряником, оружием Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный экран. Предварительная работа: создание презентации к занятию, разучивание с детьми пословиц , стихотворений о Туле, разучивание танца Ход праздника:

На экране виды города Тула.

Воспитатель: 

Ты пешком его не обойдешь, здесь дома – и те многоэтажные

И заводы есть, и фабрики . 3 реки большие, очень важные.

Здесь живут и стар, и молод. Это наш любимый … (город).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?

Дети: город Тула .

Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?

Дети: Их можно назвать – туляки.

Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?

Дети: Большой, родной, любимый, замечательный, современный. В нашем городе много парков, скверов , улиц , памятников , музеев .

Воспитатель: Давайте и мы с вами отправимся на экскурсию по ТУЛЕ. Заглянем в музеи нашего города и полюбуемся разнообразными экспонатами, достопримечательностями. Готовы? (Садимся в» автобус”, вспоминаем правила поведения в транспорте) (звучит песня Жасмин» Светофор»)

Воспитатель: Как вы думаете, туляки гордятся своим городом?

 Дети: Да. Наш город очень знаменит, его знают и в России, и за границей. Наша первая остановка- Тульский кремль.(файл)

Воспитатель:  Наш город возник как крепость русского государства. Когда то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на МОСКВУ – Муравский шлях. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства . В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население города размещалось на территории кремля . Это и был весь город ! (файл)

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию по городу.

Перед вами музей Тульского оружия. Он построен в форме боевого шлема. Уже издалека видно, что в этом здании собрана коллекция боевого оружия и нашего времени, и прошлых веков. Не зря говорят: ” ТУЛА – щит РОССИИ ”. Отгадайте загадки :

«Девушка» ходит, Песню заводит.
Враг услышит,
Сразу не дышит…(
Катюша)

"Не велик Матвей,
А далеко плюёт…"(Ружьё) (файл)

В 1712 году по указу царя Петра I в Туле построен первый в России оружейный завод. О мастерстве тульских оружейников их умении защищать себя и свою землю от злого врага сохранились легенды и написаны песни.

Давайте, ребята, послушаем песню-гимн нашего города “ Тульская оборонная ”.( Тульская оборонная “, слова В. Гурьяна, музыка А.Новикова).

 Воспитатель: Ребята, смотрите кто нам идет навстречу.( Приход Левши -

(“Сябры” “Город мастеров” )

Вы знаете пословицы о нашем городе Туле, о его мастерах?

Дети:

  1. Туляки в делах ловки.

  2. Тульская винтовка – стреляет ловко.

  3. Туляк как родился, сразу за железку схватился .

  4. В Тулу со своим самоваром не едут.

  5. Не красна Тула углами – красна самоварами.

 Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию. нужно отгадать загадку.

Слушайте:

Он пыхтит как паровоз, важно поднял к верху нос.

Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться.

Дети: Самовар

Воспитатель: Верно! Самовар – гордость Тулы. (файл)

В старину туляки величали его самогреем. Но позже слово “ самовар “ понравилось больше. Потому, что сам варит. Сначала были жаровые самовары, потом появились электрические. Где угодно поставь самовар, он тут же зашумит, пар пустит, и чай готов. Пейте, люди, на здоровье! Наши ребята прочитают стихи и споют песню о самоваре.

1 ребенок: Самовар пыхтит, искрится – щедрый, круглый, золотой.Озаряет наши лица он своею добротой.

 2 ребенок: Лучше доктора любого лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку.

3 ребенок: Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

4 ребенок: Самовар гудит, шумит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар, наш красавец – самовар!

танец  “ Пых-пых, самовар “, (музыка Львова-Компанейца , слова Садовского)

5 ребенок: Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

От недуга исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и друзей за стол зовет!

 Воспитатель: Прежде чем ставить самовар, надо за водой сходить.

Скорее идите – воды принесите. Бегите к столу – самовар наливайте !

Проводится конкурс “ Перенеси воду “

( выбираются 2 команды по 3-4 человека ; с одной стороны зала стоят ведра с водой , а с другой – 2 самовара ; по команде ведущего дети с помощью маленьких кукольных чашечек , по очереди переносят воду из ведра в самовар )

Воспитатель: Славится Тула самоварами. Ну, а где самовар – там и вкусный пряник.

Выходят дети для чтения стихов .

1 ребёнок: Пряник тульский там родился,

Где с любовью потрудился.

Возле мельниц и печей

Хлебопек страны моей.

2 ребёнок: Из муки, муки пшеничной

Пряник выпекся отличный.

В нем начинка из варенья – получите угощенье.

Левша: Пряник – лакомство, подарок, сладость, угощение, сувенир. В старину тульские пряники называли печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок.

В Туле выпекают пряники разной величины и формы две фабрики – « Ясная Поляна»; « Старая Тула». (файл )

Как называли умельцев, которые изготавливали пряники? (пряничниками)

Левша: Что и говорить, любят на Руси чай попить. И на вкус приятный , и остывает медленнее , да и для душевной беседы лучше самовара не найти .

А мы продолжаем нашу экскурсию.

Что бы узнать, куда мы отправимся дальше, вы должны отгадать следующую загадку:

Растянул меха Тимошка, заиграл он на …

Дети: Гармошке. (файл)

Правильно. Прославили Тулу и мастера – гармонщики. Звучала гармонь и на свадьбах , и вечером на гуляньях . Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте , на котором можно было бы играть не только простые русские песни . Но и исполнять сложные музыкальные произведения . Вот такую гармонь и придумал наш земляк Николай Иванович Белобородов . Изготовил ее лучший мастер Леонтий Чулков . Назвали ее баяном , по имени легендарного певца – сказителя Киевской Руси – Баяна. Тульские баяны звучали и звучат во многих странах мира .

 1 ребенок:

 Я купил себе гармонь,

У нее меха – огонь!

Заиграю там и тут,

Вмиг улыбки расцветут.

Собирайся в круг народ,

Под рукой гармонь поет.

(произвольный танец в хороводе «Барыня»)

Воспитатель:Молодцы! Выходят 2 детей в руках корзина с пряниками.

1 ребенок: Нас двое. Мы явились
Из пряничной страны:
На нас рубашки сладкие
И сладкие штаны.
Мы пробыли сегодня 
В дороге целый день.
У нас глаза-изюминки
И шапки набекрень.
2 ребенок: Мы сделаны из теста,
и в гости к вам пришли,
Но пряничного козлика с собой не привели.
Ему не захотелось
Из печки вылезать.
Просил он вам горячий
Привет свой передать.

(вручают угощение)

Сегодня мы пели, весело играли, танцевали, а сейчас самое время чай пить с пряниками. (Звучит  музыка “ Тула, земля моя “, Коржакова. )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста Город счастья

Знакомство детей в игровой форме с Конвенцией ООН о правах ребенка...

КЛАССИКА - ДЕТЯМ. Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня, ребята, у вас очень много гостей. Я приглашаю вас в волшебный мир музыки. И вы услышите, что музыка может петь, грустить и радоваться, может играть, веселиться и даже прыгать. Она может...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

Сценарий тематического мероприятия для детей старшей группы Тема: »Приглашаем в гости к нам»

Сценарий  тематического мероприятиядля детей старшей группыТема: »Приглашаем в гости к нам»...

комплексно-тематическое мероприятие для детей старших групп "Живи в веках, моя Россия!"

Занимательное мероприятие, которое воспитывает патриотические чувства у детей. Знакомит воспитанников с героями нашей Родины в разные времена, начиная от богатырей, и заканчивая мирным временем....

Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста "Подвиг города"

Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста посвященное Дню снятия блокады Ленинграда...

Тематическое мероприятие для детей старшей - подготовительной группы посвященное Дню народного единства "Мы едины - значит, мы непобедимы"

3 ноября в Детском саду "Солнышко" было проведено тематическое мероприятие посвященное "Дню народного единства". Цель мероприятия: создать условия для развития чувства па...