декада родного языка.
проект (старшая группа) на тему

Проект для дошкольников на татарском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekada_t.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирования уважительного отношения к родному языку, как духовно-нравственному наследию, национальному символу культуры каждого народа в поликультурной образовательной среде.

Задачи: -воспитывать взаимоуважение к представителям разных культур,                  способствовать популяризации Международного дня родного языка;

                   -углубление знаний родного языка воспитанников и других языков народов, проживающих в Республике Татарстан.

                     -развивать толерантность к людям разных национальностей;

                  - дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

                  - воспитать уважение к культуре и традициям своего народа и народов, проживающих в Татарстане.

 Актуальность: 

Каждый  народ- это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Международный день родного языка направлен на защиту языков. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия

Тип проекта: информационно- творческий.

Участники: дети средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели . воспитатель по обучению татарскому языку.

Срок исполнения: 10 дней. Краткосрочный.

Предполагаемые  результаты:

  • Знать произведения народного творчества.
  • Драматизировать небольшие татарские  сказки.
  • Иметь представление о М.Джалиле,А.Алише, Г.Тукае.
  • Активно организовать народные подвижные игры в повседневной жизни.

План мероприятий, посвященных Международному дню родного языка – 21 февраля (с 13 по 22 февраля 2017 г.)

Дата

проведения

Мероприятие

Возрастная группа

Ответственные

13.02.2017

С детьми:

  • Пальчиковая игра «Этот пальчик…» (на тат.яз.)
  • Дид.игра «Отгадай сказку».
  • Выставка рисунков «Татарские народные сказки».

 С родителями:

  • Консультация «Знакомство с творчеством  Г. Тукая»

Средняя , старшая, подготовительная группы .

Воспитатели группы, воспитатель по тат. яз.

14.02.2017

С детьми:

  • Беседа «Татарский и русский национальные костюмы»
  • Дидактическая игра «Укрась костюм».
  • Выставка рисунков «Русские народные сказки».

С родителями:

  • Знакомство с творчеством  А.Алиша.

Средняя , старшая, подготовительная группы.

Воспитатели группы, воспитатель по тат. яз

15.02.2017

С детьми:

  • Театр  по мотивам сказки А.Алиша «Болтливая утка».
  • Татарские и русские народные пословицы и поговорки.
  • Оформление стенда «О родном языке».

Вторая младшая,

средняя ,старшая  подготовительная гр.

Воспитатель по тат.яз., узкие специалисты.

16.02.2017.

Беседа « День родного языка».

Тематическая образовательная деятельность

  • «Муса Джалиль- герой поэт». Показ презентации.

С родителями:

  • Памятка « Авторитет – основа воспитания».

Средняя, старшая подготовительная группы.

Воспитатели группы, воспитатель по тат. яз

17.02.2017

Слушание песен и стихов на татарском и русском языках.

 Татарские народные подвижные .игры.”Люби и знай наш родной край”.

С педагогами:  Музыкально- литературный вечер “Муса Джалиль- народный поэт”.

С родителями:

  • Оформление папки-передвижки « Что такое фольклор?»

Средняя, старшая группы

Воспитатели групп, воспит. по тат.яз., инструктор по физкультуре.

20.02.2017

С детьми:

  • Чтение стихотворения   татарских поэтов. ( Рафис Курбан    « Родной язык», Шайхи Манур « Знай на пять»)
  • Рассматривание иллюстраций из книг.
  • Чтение русских народных сказок « Репка», «Теремок».

 С родителями:

Анкетирование «Народные  праздники в детском саду и дома»

Вторая младшая группа.

Воспитатели младших групп.

21.02.2017

 С детьми:

Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов с детьми на татарском языке.

  • С педагогами
  • Оформление  информационного стенда «Татарстан- край мой родной».

Выставка книг.

Акция «Семейная библиотека».

Вторая младшая средняя, старшая, подготовительная

группы.

Педагоги, воспитатель по тат.яз.

Приложение№1

Анкета для родителей.

«Народные праздники в детском саду и дома»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

__________________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

__________________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

__________________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

__________________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

__________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________

Памятка для родителей на тему.

«Авторитет – основа воспитания».

Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

Основой авторитета являются жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

Важно создать эмоционально-положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям. Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортомрукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Родителям важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

Консультация «Что такое  фольклор?»

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать”.

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно.

Беседа " Мой родной язык"

Цель : дать понять, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность и интерес к языкам. воспитывать уважение и любовь родному языку, а также к другим языкам.

Беседу начали  со стихотворения Г. Тукая "Родной язык". И всю беседу исходили от него. Обсуждали стихотворение, задавались вопросы. Даже дети дошкольного возраста смогли ответить почему Г.Тукай с такой любовью относится к своему родному языку. Говорили о том, что кроме родного языка люди должны изучать и другие языки. И участники беседы сами сделали вывод, почему нужно знать и другие языки. Разгадывали загадки, вспомнили некоторые пословицы. Самой проведенная беседа понравилась, дети остались довольны.


РОДНОЙ ЯЗЫК 
О, как хорош родной язык, отца и матери язык, 
Я в мире множество вещей через тебя навек постиг! 
Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать, 
А после - бабушка меня старалась сказкою унять. 
Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет, 
И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет. 
Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог: 
"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!" 

Туган тел

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле! 
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән, 
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең, 
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам.
 

Стихотворения М.Джалиля  «Петушок» 

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

 «Сәгать»

Сэгать суга : «Дан-дан!»

Хэбэр бирэ таннан:

Бакчага барырга

Унбиш минут калган.

Сикереп торды Марат,

Курэ:эшлэр харап,

Тагын сонга калган

Шул йокыга карап.

Сэгать йори: «келт-келт,

Тиз мэктэпкэ кит-кит!»

Марат ана дэшэ:

«Тукта, мине кот-кот!»

Муса Джалиль любил свою родину, восхищался красотой её природы.

Стихотворение «Чишмэ» («Родник») 

Яр астыннан чишмэ ага,

Чылтырчылтыр тавышы.

Жил искэндэ иелеп кала

Ярда ускэн камышы.

Челтер-челтер чишмэбез,

Ярдан балчык ишмэгез.

Суны шуннан эчегез,

Башка жирдэн эчмэгез!

Стихотворение «Кукушка»

Тихие сумерки.

Солнце садится.

Слышно, как плачет

Какая-то птица:

- Ку-ку, ку-ку!...

Если б кукушка

Жила не одна,

Так бы весь век

Не кричала она:

- Ку-ку, ку-ку!...

Это кукушка

Кричит на суку,

Словно прогнать

Она хочет тоску:

- Ку-ку, ку-ку!...

Пела б кукушка

Веселые песни,

Если б птенцы её

Были с ней вместе:

- Ку-ку, ку-ку!...

 

Стихотворение «Храбрый заяц».

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...

Стихотворение «Мой пёс» 

Я знаю.

Что пёс мой

Пока ещё мал.

Ну что же,

Зато он -

И смел, и удал.

Любую команду,

Какую не дай,

Послушно и точно

Исполнит Акбай.

Не зря же-упрямо,

И в зной, и в мороз,

Военному делу

Учился мой пёс.

Он может и ползать,

И смирно лежать,

И ров перепрыгнуть,

И голос подать.

Пословицы

  • Хорошая речь коротка.
  • Хорошую речь приятно слушать.
  • Языком не торопись, а делом не ленись.
  • Речь без пословицы, что суп без соли.
  • Умей сказать, умей и смолчать
  • Умные речи приятно и слушать.
  • Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.

Приложение№2

Праздник народных подвижных игр»

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Милости просим!

Мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

        Сегодня будут игры, смех, радости хватит для всех!

У нас сегодня необычный праздник. Праздник народных игр. Игры народные, потому что это игры народов, живущих на Волге. А какие народы живут у нас в Поволжье? Русские, весёлые татары, дружные чуваши, добрые мордва, башкиры. Игра – любимое занятие и детей и взрослых. В народных играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью народных игр мы можем познакомиться с основами жизни народов Поволжья. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора.

История татарских игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Татарские народные игры развивают ловкость и выносливость. Поиграем с вами в татарские народные игры.

1. Татарская народная игра «Кто первый? » (Узыш уены)

Играющие выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится кегля, обозначающая конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто первым возьмёт кеглю, тот и считается победителем.

2. Татарская народная игра «Серый волк»

Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, он находится за чертой в одном конце площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают) :

- Вы, друзья, куда спешите? - В лес дремучий мы идём. – Что вы делать там хотите? – Там малины наберём. - Вам зачем малина, дети? – Мы варенье приготовим. – Если волк в лесу вас встретит? – Серый волк нас не догонит.

После переклички все подходят к тому месту, где прячется волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье, Милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, А волков, медведей вовсе не видать!

После этих слов, волк, встаёт и догоняет детей, а они стараются быстро убежать за черту. Кого поймает волк, того уводит в своё логово.

Ведущий : У чувашского народа тоже много интересных игр.

3.Чувашская народная игра «Кого вам? » (Тили – рам) В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд стоят лицом друг к другу на расстоянии 10-15м. Первая команда говорит хором: «Тили - рам, тили – рам? » (Кого вам, кого вам) Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и грудью или плечом старается прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Если бегущий прорывает цепь, то он уводит любого игрока в свою команду, между которыми была разорвана цепь. Если бегущий не разорвал цепь, то он сам остаётся в этой команде. Выигрывает та команда, в которой будет больше игроков.

Ведущий: А сейчас мы поиграем в башкирские народные игры.

4. Башкирская народная игра «Юрта» В игре участвуют несколько подгрупп детей, каждая из которых образует круг по периметру площадки. В центре каждого круга стоит стул, на который повешен платок. Взявшись за руки, все идут своими подгруппами по кругу и проговаривают : Мы, весёлые ребята, Соберёмся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. Затем все подгруппы разбегаются на площадку. После сигнала инструктора дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

5. Башкирская народная игра «Стрелок» Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м. друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. Один игрок- стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Осталь6ные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.

Ведущий: Русский народ всегда любил повеселиться. Наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Наиболее распространённые – это игры с бегом и ловлей друг друга. Много русских игр мы знаем, Вспомним их и поиграем! У русского народа есть праздник «Масленица». Так вот на этом празднике всегда играют в игру «Гори, гори ясно». Мы сейчас в неё поиграем.

6. Русская народная игра «Гори, гори ясно» Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он ходит за кругом с платочком в руке и говорит: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. С последними словами водящий останавливается между двух играющих. Затем оба игрока бегут в разные стороны по кругу, стараясь быстро взять у водящего платочек. Тот, кто взял платочек, становится водящим.

Ведущий: А сейчас, мы поиграем в игру… А в какую, вы узнаете, отгадав загадку. Эта старушка не любит детей.

 Часто пугают ей малышей.

У бабушки есть костяная нога,

 Зовут же старуху… (Баба Яга)

Прежде чем играть надо выбрать Бабку- Ёжку.

(Дети считалкой выбирают Бабу- Ягу)

7. Русская народная игра «Бабка- Ёжка» В середину круга встаёт Бабка-Ёжка, в руках у неё метёлка. Вокруг бегают играющие и дразнят её: Бабка – Ёжка Костяная Ножка, С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла на улицу, Раздавила курицу, Пошла на базар, И купила самовар, Пошла на лужайку, Испугала зайку.

После этих слов Бабка – Ёжка ловит детей, а они убегают от неё.

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник. Без смеха и шутки, друзья, На свете никак жить нельзя. В народные игры, вместе играя, Силу и ловкость свою развивая, Друзей настоящих сегодня нашли, И все испытания дружно прошли.

Много есть на белом свете Игр разных и затей. Выбирай себе по вкусу! И учи играть друзей!

 

Болтливая утка

болтливая уткаБлизко ли, далеко ли жил-был Охотник. Были у него собака Белый Коготь, меткое ружьё и много домашних зверей и птиц. Среди них заметно выделялась утка с хохолком на голове, по прозвищу Болтливая Утка.
Встретит Утка Горластого Петуха, или Бородатого Козла, или Курицу Куда-Куда, или Кота Цап-Царап и ну болтать! Те, бывало, слушают, слушают, да так и уйдут, не дослушав до конца.
—    Знаешь новость? Төбе одному скажу по секрету...
Так всегда начинала свой рассказ Болтливая Утка.
Однажды Охотник перекинул через плечо ружьё, через другое — охотничью сумку. Потом созвал всех зверей и птиц и сказал:
—    Я ухожу на охоту. Белый Коготь со мной пойдёт. Смотрите, никому не говорите, что меня с Белым Когтем дома нет.
Звери и птицы остались одни. Ну и страшно же им было ночью! Всё казалось, что кто-то крадётся к ним во двор. Однако ночь прошла — ничего не случилось.
И день прошёл. Не возвратился Охотник. На закате солнца звери и птицы собрались на совет. Что делать, если Охотник и вторую, и третью ночь не будет ночевать дома?
—    Надо идти за Охотником,— сказал Горластый Петух.
—    Да, надо идти за Охотником,— согласились все.
Но кто пойдёт? Подумали, подумали, решили послать Болтливую Утку: она и по земле ходит, и по воздуху летает, и по воде плавает — лапки у неё как вёсла.
—    Ты ступай за Охотником,— сказали Болтливой Утке товарищи.— Только по дороге никому ничего не рассказывай.
—    Так уж и быть. Завтра пойду,— прокрякала Болтливая Утка, зевнула и спать легла.

Ранним утром Утка встала, позавтракала и отправилась в путь. Сначала она долго летела, широко размахивая крыльями. Летела, летела, прилетела к реке. Села на воду и поплыла. Плыла, плыла, приплыла к берегу. Вышла на берег, отряхнулась, пошла пешком. Шла, шла, пришла к лесной опушке. А у опушки ягоды спелой — видимо-невидимо. В траве букашки разные. Наелась Болтливая Утка спелых ягод да жирных букашек, отдохнула и пошла в лес.
Лес густой, тёмный. Идёт Болтливая Утка, покрякивает. Навстречу — Колючий Ёж.
—    Куда путь держишь? — спросил Ёж.
А Болтливой Утке так захотелось поговорить! Совсем забыла она, что наказывали товарищи.
—    Тебе одному скажу по секрету,— ответила Болтливая Утка.— Я ищу своего хозяина — Охотника. Он ушёл на охоту и не возвращается. Собака наша, Белый Коготь, тоже с ним. Некому теперь сторожить наш дом. Вот мои товарищи и послали меня разыскать Охотника.
—    А далеко отсюда ваш дом? — спросил Колючий Ёж,— Водятся ли у вас жирные мыши?
—    Да вот эта тропинка ведёт прямёхонько к нашему дому,— ответила Болтливая Утка. — Только смотри, никому не говори.
Потом Болтливая Утка сказала Колючему Ежу, что мыши у них жирные и охотится за ними Кот Цап-Царап. Когда Болтливая Утка собралась уходить, Колючий Ёж
дал ей совет: он был добрый, хотя и колючий.
—    Я не разбойник. Зла тебе не причиню. Но скажу: будь осторожна, каждому встречному своей тайны не выдавай. Тогда в вашем доме будет спокойно.
Но Болтливая Утка не послушалась умного совета. Пошла она дальше. Шла, шла, навстречу — Заяц Длинные Уши. Заяц спросил:
—    Эй, ты, Хохлатка. Ты, наверное, живёшь на глубоком тихом озере? Зачем же ты пришла в этот тёмный лес?
—    Тебе одному скажу по секрету,— отвечала Болтливая Утка. — И хозяин Охотник, и собака Белый Коготь ушли на охоту. Дом наш остался без присмотра.
И Утка пересказала Зайцу всё, что говорила Колючему Ежу.
«Ага,— подумал Заяц Длинные Уши,— раз хозяина нет, самое удобное время обгрызть кору у молодых яблонь».
Он спросил у Болтливой Утки, где дом Охотника. Когда та, глупая, всё разболтала, Заяц сказал:
—    Не встречал я твоего хозяина.
И шмыгнул в кусты.
А Болтливая Утка пошла дальше. Шла, шла, вышла на лужайку. Смотрит: посреди лужайки спит, развалившись и громко храпя, большой Косолапый Медведь.
Болтливая Утка разбудила Медведя и тут же всё ему рассказала. Потом спросила:
—    Не встречал ли ты здесь человека с ружьём и собакой?
—    Не встречал. Наверное, он там, в чаще,— прорычал

Медведь таким голосом, словно ему жалко было Болтливую Утку, а сам подумал: «Хозяина нет, самое удобное время полакомиться мёдом у него на пчельнике».
И торопливо заковылял прочь. Болтливая Утка всё искала Охотника, всё глубже
уходила в лес. Наконец зашла в самую чащу. И вдруг перед ней — Серый Волк.
—    Эй, Хохлатка,— крикнул он,— Как это ты ходишь в таком дремучем лесу одна?
Не испугалась Утка Серого Волка и всё ему разболтала. Злой Серый Волк щёлкнул зубами и подумал: «Самое удобное время унести у Охотника овцу». А Утке
сказал:
—    Не встречал я твоего хозяина.
И скрылся между деревьями.
Пошла Болтливая Утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы, маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая Утка свою тайну. Шла, шла, навстречу — Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:
—    Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома неспокойно.
—    Как же, видела,— тонким голоском ответила Хитрая Лиса и повела за собой Болтливую Утку. Долго пробирались они по тёмному лесу, наконец пришли
к глубокому оврагу, густо заросшему кустарником. Там была лисья нора. Возле норы играли маленькие лисята. Они мигом окружили мать.
—    Мама, мама, что ты принесла нам поесть?

 

А Хитрая Лиса и говорит:
—    Вот вам, детки, утятинка.
Лисята набросились на Болтливую Утку и съели её. Съели — не наелись. Ещё просят. Хитрая Лиса подумала: «Охотника дома нет. Пойду, всех его кур переловлю». И говорит лисятам:
—    Сейчас, детки, схожу, ещё принесу.
А лисята пищат:
—    Неси побольше!
И опять стали гоняться друг за другом и кувыркаться. Вот так из-за одной Болтливой Утки чуть не пропал весь дом Охотника. Но Охотник был умный. Он хорошо устроил своё хозяйство. Заяц Длинные Уши не смог погрызть яблонь — сад Охотник обнёс высоким забором. Косолапый Медведь не полакомился мёдом, потому что Охотник выкопал вокруг пчельника глубокую канаву. Медведь даже чуть не свалился в неё. И Серый Волк не пролез в овчарню — овец защитила крепкая дверь. А Лиса, хоть и была хитрой, но попалась в капкан.
Скоро вернулись Охотник и Белый Коготь. Охотник увидел Лису в капкане и сказал:
—    Ещё несколько таких поймаю, сошью себе к зиме лисью шубу.
Бородатый Козёл, Кот Цап-Царап, Курица Куда-Куда, Горластый Петух рассказали Охотнику обо всём и очень жалели, что послали за ним Болтливую Утку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Декада родного языка"

Презентация по проекту "Декада родного языка"....

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

План мероприятий по проведению Декады родного языка

Тематическая неделя "Декада родного языка"...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

План проведения мероприятия по теме: «Декада родного языка»

План проведения мероприятия по теме: «Декада родного языка»...