Патриотическое воспитание дошкольников в семье
статья на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Работа по формированию патриотических чувств дошкольника проходит намного эффективнее, если мы, воспитатели, установим жизненную связь с семьёй и определим место семейной педагогики в общем воспитательном процессе. А роль родителей несомненно велика. Именно родители являются первыми и главными воспитателями малыша. Их позиция и пример, как граждан своей страны, является основой семейного воспитания ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_rebenka.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников в семье

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Только вглядываясь пристально в прошлое, можно найти верные и надежные пути в грядущее.

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

 Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

        Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Работа по формированию патриотических чувств дошкольника проходит намного эффективнее, если мы, воспитатели, установим жизненную связь с семьёй и определим место семейной педагогики в общем воспитательном процессе. А роль родителей несомненно велика. Именно родители являются первыми и главными воспитателями малыша. Их позиция и пример, как граждан своей страны, является основой семейного воспитания ребенка.

Для родителей в своей группе подготовили анкеты по патриотическому воспитанию.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

1.Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? 2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка?        

3.Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью?        

4.Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины        

5. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны?        

6.Смотрите ли с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества?

7.Объясняете ли вы ребенку, что такое равнодушие?

8.Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?        

9. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

10.Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском сад.        

11. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагоги или родители?

12.Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, Коми края, города Воркуты, памятными датами?

13.Нужна ли помощь педагогов в получении информации о родном городе, ее истории, знаменитых людях; в чем- то еще?

14. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки города Воркуты? Нет, то почему?        

15.Какие места Воркуты вы можете предложить как маршрут семейного похода, экскурсии, прогулки выходного дня?

16.Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?        

Проанализировав анкетные данные, пришли к выводу, что у некоторых родителей неполные  знания (незнание понятий патриотизм, гражданственность; непонимание системы и организации работы по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении) в области патриотического и духовно - нравственного воспитания  детей дошкольного воспитания.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Для привлечения к работе родителей решили использовать информационно-коммуникативные средства, один из видов - это мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей, которое  способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное.

Поэтому, приступая к работе с семьей по вопросам патриотического воспитания, мы прежде всего, знакомим родителей с содержанием этой работы, устанавливаем, преемственную связь между семьей и детским садом проводим совместное обсуждение хода работы. Разработали и  наметили ряд консультаций, родительских собраний.В своей работе решили использовать информационно- коммуникативные технологии, так как это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Для родителей был подготовлен цикл родительских собраний с использованием ИКТ по  патриотическому воспитанию. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. Так на собраниях, в процессе консультаций и бесед, мы направляем мысли и действия родителей на то, каким образом воспитывать изначальные гражданские чувства ребенка, подсказываем, какие примеры лучше взять на вооружение для формирования личностных качеств: правдивости, честности, ответственности, преданности.  На первом собрании из цикла «Формирование патриотических чувств у дошкольников» родителей познакомили с понятиями «патриотизм», с целью и задачами, которые решают данные вопросы в развитии дошкольников. Показали какие разнообразные формы используют педагоги в дошкольном учреждении и что можно использовать дома.  (Презентация «С чего начинается Родина»)

Семья-первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Поэтому мы обсуждаем с родителями возможные пути приобщения к труду и трудовым поручениям( хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослых, беря на себя их посильную часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи, коллектива.Советуем определить для детей круг ежедневных обязанностей: уборка игрушек, помощь в уборку комнаты, ухаживание за домашними питомцами, растениями, а также: принимать участие в расчистке снега, прополке грядок, поливе овощей, приготовлении несложных блюд. (Презентация «Нравственно - патриотическое воспитание начинается с семьи») После проведения собрания для родителей было предложено совместно с детьми создать генеалогическое дерево, пролистать свои фотоальбомы и рассказать о традициях и обычаях в своей семье.

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать места, где ты живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, почему они так названы и чем славятся -задача, которая по плечу любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования гражданских чувств.

На консультации мы предлагаем родителям тематику прогулок по родному городу. Среди них: посещение мест, связанных с жизнью знаменитых людей-земляков, площади города, памятники города и т.д.Чтобы представления о родном городе были полными, советуем родителям знакомить детей и с историей города: рассказывать в доступной форме о возникновении и развитии города, посещать исторические места. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края, о животном мире или историческом прошлом. Также было предложено родителям создать презентации «Мои любимые места в городе»

(Презентация «Окно в историю города Воркуты»)

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Свой цикл родительских собраний будет продолжен, где родителям будет представлен материал «Люби и знай свой Коми край», «Россия – моя Родина».

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,Базовым этапом формирования ...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"...

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;вос...