Экологическая викторина "Путешествие в природу Коми края"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Исакова Снежана Николаевна
Целью экологической викторины является формирование познавательно-речевого, интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Экологическая викторина

«Путешествие в природу Коми края»

Для детей 5-6 лет

Составила: Воспитатель по обучению коми языку

Исакова С.Н.

2017 год

Актуальность:

   Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.

    Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.

    Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Цель:

- Формирование познавательно-речевого, интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, ведущего вида детской деятельности.

- Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.

- Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.

- Формирование способов и средств познания окружающей действительности.

- Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.

- Формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря.

- Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.

Предложенные задания выполняют три основные функции:

  1. Обучающую – расширение знаний об окружающей среде.
  2. Воспитательную – воспитание экологической культуры общения с миром природы, бережного общения с миром природы, бережного общения к окружающей среде.
  3. Развивающую – формирование навыков наблюдать, исследовать, анализировать, выделять главное и обосновывать своё мнение.

В результате проведения викторины наши дошкольники подробно узнали об окружающем мире, расширился их кругозор. Дети смогли показать свои знания на практике, работая по карточкам, выполняли различные задания. Обогатился словарный запас. Дошкольники в процессе работы вели диалог.     

Наши воспитанники проявили большую любознательность и интерес к данной викторине.

Цель: 
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. 
     
Задачи:
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. 
- Упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения. 
- Узнавать и называть птиц, животных по их изображению. 
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. 
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. 
- Воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней. 


     Предшествующая работа: 
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; просмотр презентации на тему «Коми край люби и знай»; дидактические, словесные, развивающие и подвижные игры; чтение художественной литературы. 

    Цели: Формировать представление о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края. Дать сведения о том, что в нашей республике существует много лекарственных растений. Развивать интерес, любознательность к новым объектам.
    Материал:
Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки), магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы нашего края», «Животные нашего края», «Грибы», «Ягоды»; фишки, призы.


Ход викторины: (звучит запись пения птиц) 
Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас познакомлю с лесными правилами:

«Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь.

Испугаются зверушки –

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай!

Никогда не забывай:

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять.

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить…


Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу Коми края». При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается фишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя. 
1 команда «Лисята».
2 команда «Зайчата»


1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило». 
Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графическим изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе. 
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса! 
Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд! 
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков! 
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения! 
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе! 
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! 
Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых! 
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников! 
Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые! 
Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей! 


Задание 2. «Угадай дерево».
Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно. 
   
1. Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина - Пелысь).
   
2. Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза – Кыдз пу).
   
3. Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет! » Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха - Льӧм).
    4. Какое дерево даже в самую безветренную погоду дрожит? (Осина - Пипу).

3. Задание.  Конкурс капитанов.
Воспитатель: Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку

    - Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса - Руч).
   - Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк - К
ӧин).

    - Ветлӧ – тапикасьӧ вӧрӧд.

      Сiйӧс быдӧн оз на вӧрӧд. (Ош – Медведь).

    - Нӧрыс вылӧ котӧрӧн, а нӧрыс вывсянь турбыльӧн. (Кӧч – Заяц).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю  вам поиграть в игру: «Назови лишнее слово».
  - Осина, ольха, берёза,
тюльпан, рябина. 
  - Стрекоза, комар,
щука, муха, муравей. 
  - Лиса,
корова, ёж, заяц, волк. 
  - Сорока, воробей,
паук, синица, дятел. 

   - Лисичка, сыроежка, заяц, мухомор, подберезовик.

   - Ромашка, василек, клевер, калина, одуванчик.

   
Физкультминутка
Воспитатель: 
Мы идём в лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).


Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
  - Какое растение может вас обжечь? (Крапива).

   - Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
  - Время года, когда просыпается природа? (Весна).

   - В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
  - Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).

   - Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
  - Домашний родственник зайца? (Кролик).

   - Дикий родственник свиньи. (Кабан).
  - Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).

   - Готовят ли запасы еды белки? (Да).
  - Зимняя квартира медведя? (Берлога).

   - Где живет белка? (Дупло).
  - Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).
  - Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики).

   - Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики).


Музыкальная пауза: песня «Грибочки»


Задание 5. Загадки о птицах. 
Воспитатель: Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте. 
  - Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной, 
    Я деревьям всем приятель, а зовут меня все…
(Дятел - Сизь).
  - Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, 
    Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока - Катша).
  - Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда, 
    Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку.
(Кукушка - Кӧк).
  - Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной.
(Соловей).
  - Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло.        
(Сова - Сюзь).
  - Озорной мальчишка в сереньком пальтишке, по двору шныряет, крохи   собирает.
(Воробей - Пышкай).


Задание 6. «Что где растет, кто где живет?»

(Экосистемы: луг, лес, водоем).

Слова для примера: ель, куница, щука, рысь, росомаха, бобер, ромашка, лещ, белка, сова, карась, муравей, подосиновик, брусника, береза, кабан и др.


Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».


Задание 7. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобразить его).
- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж). 
- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну». (Волк).
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса).
- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка).
- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).
- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морковкой». (Заяц)


Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд. 
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года, 
Мы слышим ручеек медлительную речь. 
Все это называется природа, 
Давайте же, всегда ее беречь! 
В лучах ромашки солнечного света, 
Такие, что светлей, на свете нет. 
Природой называется все это, 
Дружить с ней будем много лет. 


Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель:
 Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический мини - проект «Природа родного края». .

Экологический мини - проект «Природа родного края». ...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных набл...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»...

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих ...

Сценарий городского конкурса экологических плакатов: "Сохраним природу родного края".

Данный сценарий содержит практический материал: фото сказочных персонажей, плакаты нарисованные детьми....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Загадки северного сияния»

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность ос...

Сценарий экологической интерактивной игры «Поле чудес» «Знатоки природы Коми края» для подготовительной группы (возраст 6-7 лет)

Цели: формирование умения детей самостоятельно логически мыслить, точно выражать свои мысли в ходе игры, закреплять представления о мире животных птиц, растений Коми края, их среде обитания. Задачи:1....