Экологическая викторина "Путешествие в природу Коми края"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Экологическая викторина
«Путешествие в природу Коми края»
Для детей 5-6 лет
Составила: Воспитатель по обучению коми языку
Исакова С.Н.
2017 год
Актуальность:
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.
Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.
Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Цель:
- Формирование познавательно-речевого, интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста посредством игры, ведущего вида детской деятельности.
- Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.
- Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.
- Формирование способов и средств познания окружающей действительности.
- Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.
- Формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря.
- Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.
Предложенные задания выполняют три основные функции:
- Обучающую – расширение знаний об окружающей среде.
- Воспитательную – воспитание экологической культуры общения с миром природы, бережного общения с миром природы, бережного общения к окружающей среде.
- Развивающую – формирование навыков наблюдать, исследовать, анализировать, выделять главное и обосновывать своё мнение.
В результате проведения викторины наши дошкольники подробно узнали об окружающем мире, расширился их кругозор. Дети смогли показать свои знания на практике, работая по карточкам, выполняли различные задания. Обогатился словарный запас. Дошкольники в процессе работы вели диалог.
Наши воспитанники проявили большую любознательность и интерес к данной викторине.
Цель:
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- Упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
- Узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
- Воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; просмотр презентации на тему «Коми край люби и знай»; дидактические, словесные, развивающие и подвижные игры; чтение художественной литературы.
Цели: Формировать представление о своеобразии и многообразии растительного и животного мира Коми края. Дать сведения о том, что в нашей республике существует много лекарственных растений. Развивать интерес, любознательность к новым объектам.
Материал:
Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки), магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы нашего края», «Животные нашего края», «Грибы», «Ягоды»; фишки, призы.
Ход викторины: (звучит запись пения птиц)
Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас познакомлю с лесными правилами:
«Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай:
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять.
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить…
Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу Коми края». При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается фишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество фишек и определим победителя.
1 команда «Лисята».
2 команда «Зайчата»
1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графическим изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!
Задание 2. «Угадай дерево».
Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.
1. Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина - Пелысь).
2. Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза – Кыдз пу).
3. Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет! » Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха - Льӧм).
4. Какое дерево даже в самую безветренную погоду дрожит? (Осина - Пипу).
3. Задание. Конкурс капитанов.
Воспитатель: Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку
- Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса - Руч).
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк - Кӧин).
- Ветлӧ – тапикасьӧ вӧрӧд.
Сiйӧс быдӧн оз на вӧрӧд. (Ош – Медведь).
- Нӧрыс вылӧ котӧрӧн, а нӧрыс вывсянь турбыльӧн. (Кӧч – Заяц).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Назови лишнее слово».
- Осина, ольха, берёза, тюльпан, рябина.
- Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.
- Лиса, корова, ёж, заяц, волк.
- Сорока, воробей, паук, синица, дятел.
- Лисичка, сыроежка, заяц, мухомор, подберезовик.
- Ромашка, василек, клевер, калина, одуванчик.
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы идём в лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
- Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
- Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
- Время года, когда просыпается природа? (Весна).
- В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).
- Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
- Домашний родственник зайца? (Кролик).
- Дикий родственник свиньи. (Кабан).
- Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
- Готовят ли запасы еды белки? (Да).
- Зимняя квартира медведя? (Берлога).
- Где живет белка? (Дупло).
- Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха).
- Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики).
- Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики).
Музыкальная пауза: песня «Грибочки»
Задание 5. Загадки о птицах.
Воспитатель: Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.
- Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель, а зовут меня все… (Дятел - Сизь).
- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока - Катша).
- Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка - Кӧк).
- Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей).
- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова - Сюзь).
- Озорной мальчишка в сереньком пальтишке, по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей - Пышкай).
Задание 6. «Что где растет, кто где живет?»
(Экосистемы: луг, лес, водоем).
Слова для примера: ель, куница, щука, рысь, росомаха, бобер, ромашка, лещ, белка, сова, карась, муравей, подосиновик, брусника, береза, кабан и др.
Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».
Задание 7. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобразить его).
- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж).
- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну». (Волк).
- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса).
- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка).
- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).
- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морковкой». (Заяц)
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года,
Мы слышим ручеек медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/26/picture-716178-1448546535.jpg)
Экологический мини - проект «Природа родного края». .
Экологический мини - проект «Природа родного края». ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-749377-1456696229.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных набл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-835076-1477061962.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»
Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888852-1486205074.jpg)
Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края»
1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/27/picture-941454-1503811291.jpg)
Сценарий городского конкурса экологических плакатов: "Сохраним природу родного края".
Данный сценарий содержит практический материал: фото сказочных персонажей, плакаты нарисованные детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-54674-1643053801.jpg)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Загадки северного сияния»
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность ос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1180389-1670951436.jpg)
Сценарий экологической интерактивной игры «Поле чудес» «Знатоки природы Коми края» для подготовительной группы (возраст 6-7 лет)
Цели: формирование умения детей самостоятельно логически мыслить, точно выражать свои мысли в ходе игры, закреплять представления о мире животных птиц, растений Коми края, их среде обитания. Задачи:1....