Разговорный колорит казачьего наречия.
методическая разработка по теме

Черепанова Ирина Ивановна
Пояснительная записка 
Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют  в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.
Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая  своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению  патриотов своей Родины.
Воспитание гражданина и патриота, знающего  свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатели:

Мужанова Н. М.

Черепанова И. И.

                     20.01.2017.


Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.

        

Пояснительная записка

Современная социально-образовательная ситуация требует воспитания интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни молодёжи, усвоившей уроки патриотизма и верности Отечеству. Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые, используют  в качестве образовательного компонента региональный казачий компонент.

Актуальность использования регионального казачьего компонента объясняется и тем, что, изучая  своё отечество, храня, умножая традиции русского народа нельзя не приобщиться к истокам народной культуры. Это способствует становлению  патриотов своей Родины.

Воспитание гражданина и патриота, знающего  свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовно-нравственного богатства своего народа, освоения народной культуры и традиций.

Тема :

Разговорный колорит казачьего наречия.

Цель :

- развитие речи детей, по средствам использования слов из «казачьего словаря»;

- приобщение к речевой культуре казачества.

Задачи:

- изучение «казачьего словаря»;

- приобщение к культуре и традициям казачества;

- формирование представлений о жизни и быте казаков;

- развитие речи с использованием разговорного колорита казачьего наречия.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Данные кубанские игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

Игры, которые мы хотим представить, направлены на развитие речи детей.  Идея разработки данных игр возникла у нас не случайно, изучив множество источников и литературы, мы обнаружили, что казачьи игры в основном направлены на развитие двигательных функций – это подвижные и хороводные, а так же сюжетные. Нами разработаны словесные игры с сюжетным элементом и элементом инсценировки. Данные игра позволяют разнообразить речь детей новыми словами, учат классифицировать и обобщать слова, соотносить слово с изображением или предметом. По мимо игр, мы используем казачьи пословицы и поговорки, а так же казачьи колыбельные. Внедряя эти компоненты в различную деятельность детей, мы разнообразили ее речевой колорит. Данные игры можно использовать уже во второй младшей группе, а с возрастом усложнять правила и пополнять словарь новыми более сложными словами.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,
          Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
          В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
          Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
          Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
          Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
          Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
          Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
          Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
          Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
          И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
          Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
          Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
          И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
          Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
          Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
          Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
          Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
          По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
          Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
          Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
          Образок святой:
Ты его, моляся богу,
          Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
          Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
          Баюшки-баю.

Игра «казачий словарь»:

Материалы : кубик с  липучками, картинки с липучками.

Правила игры: дети по очереди бросают кубик и называют слова. За каждое правильное слово ребенок получает фишку (или картинку с названным словом)

 Ход игры :

На грани кубика прикрепить картинки (лук, лестница, ведро, колодец, петух, конь)

Дети по очереди бросают кубик, какая грань с картинкой окажется верхней, то слово и должен назвать ребенок. Например : лук – цыбуля, лестница – драбина, ведро – цэбэрка , колодец – криница или  копань, петух – кочет, конь – кинь. После того, как слово будет сказано, картинку на кубике необходимо заменить. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего фишек или картинок.

Казачий словарь

Лук цыбуля; лестница – драбина; ведро – цэбэрка; колодец криница; петух – кочет; конь – кинь;  курица – курка; цыпленок цыпля; утка – качка;  кот кит; кошка – кишка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; тыква – кабак;  дом – хата;  полотенце – рушник;  хлев – баз; волк бирюк; соломенная шляпа – бриль; ограда загородь; домашние животные – худоба; теленок – худобенок;  печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол;  кроватка – колыска; забор из веток – плетень; лавка – лава.

Игра  « Подворье»

Материалы :

- макет подворья с атрибутами

- кубик с картинками

-набор домашние животные

- картинки

Ход игры :Дети по очереди бросают кубик. Какая картинка выпадет, то и должен выставить на макет ребенок, при этом ребенок называет предмет словом из казачьего словаря. Картинку на кубике после названия слова необходимо сменить. Например: на кубике выпала картинка с домиком. Ребенок  называет - это хата. Берет игровой  атрибут, называет его и выставляет его на макет. Игра продолжается до тех пор, пока все игровые атрибуты не будут расставлены на макете. Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря.                                           Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Дети учатся соотносить картинку с обычным словом и со словом из казачьего словаря.

Так же данная игра наглядно показывает жизнь и быт казачьего подворья.

Словесная игра «Кубанка»

Материалы :Кубанка – головной убор казака. (шапка)

Правила игры: дети делятся на две команды. Команды по очереди передают друг другу Кубанку, при этом называют слова из Казачьего словаря. У какой команды осталась Кубанка, те и считаются победителями.

Ход игры: две команды, с помощью считалки определяют, кто из них первый начинает. Затем команда получает головной убор – Кубанку. И начинается игра, одна команда называет слово, затем передает Кубанку другой команде, которая называя слово, возвращает шапку. И так игра длится до тех пор, пока Кубанка передается. Выигрывает та команда у которой остался головной убор.

Для облегчения игры можно использовать иллюстрации.

Заключение :

Данная разработка позволяет обогащать речь детей и насыщать ее разговорным колоритом казачьего словаря. Приобщает к культуре и традициям. Показывает жизненный уклад казачьего подворья.

 Разрабатывая игры с использованием казачьего компонента, мы приобщаем детей к устаревшим традициям и устоям, тем самым воспитываем у детей чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепные и радиальные тесты для пересказа, с опорой на словарь по лесическим темам. Ативизация словаря признаков, наречий, антонимов. Алгоритм работы над текстом в группах компенсирующей направленности (подготовительной)

Материал содержит примеры текстов для пересказа, созданных с опорой на лексические темы. Приведены радиальные и цепные тексты, а также алгоритм работы по подготовке к пересказу. Тексты можно испо...

Знакомство детей с наречиями

Познакомить детей с наречиями. Учить вслушиваться в звучание слов, закрепить умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении. Продолжать учить детей произносить слова, выделяя голосом н...

Предлоги и наречия в речи дошкольников

Предлоги и наречия в речи дошкольников...

Актуализация наречий вчера, сегодня, завтра

Данная презентация является частью занятия по ФЭМП для детей старшего гр возраста 5-6 лет по Лексической теме: "Рыбы", позволяет актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра...

разговорный колорит казачьего наречия

Духовно – нравственное воспитание с использованием регионального казачьего компонента.    разговорный колорит казачьего наречия. речевые игры КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ И ПОДВОРЬЕ....

Обогащение словаря детей с ОНР наречиями, отвечающими на вопрос «Как?»

Расширение представлений детей подготовительной к школе группе о наречии - словах, отвечающих на вопрос "Как?"...

Конспект "Употребление наречий"

Учить образовывать и употреблять слова, отвечающие на вопрос «Как?», понимать значения вопроса «Как?», образовывать наречия от прилагательных, составление предложений по картин...