Воспитание любви к Родине через систему экологического воспитания в ДОУ
статья на тему

Ефремова Ольга Викторовна

Любовь к родине начинается с любви к природе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodine_.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание любви к Родине

через систему экологического воспитания в ДОУ»

                                              Подготовила:

                                                          старший воспитатель

                                                             МБДОУ «Лямбирский

детский сад №2 «Родничок»

                                                 Ефремова О.В.

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды.

Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа окружает ребенка с самого рождения. Еще задолго до того, как малыш произнесет слово «мама», начнет ходить, сложит из кубиков домик, он начинает знакомиться с миром природы. Это детские погремушки в виде животных, рисунки на фартуке; ребенок замечает, что первое живое существо, не похожее на маму - кошка, собака, рыбка. Так начинается связь с миром природы. Природные явления, объекты, окружающие ребенка с детства, ближе и легче для его восприятия, сильно воздействуют на его эмоциональную сферу.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития, становления личности. Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, М.М. Марковская.

М.В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед  педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах».

Например, С.Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что «Экологическое  состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе.  Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

Также Н.А. Рыжова  в своей книге «Развивающая среда дошкольных учреждений» говорит: «Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие.

Можно смело утверждать, что в нашей стране руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствующих развитию творчества. В ход идет все то, что зачастую просто выбрасывается в мусорную корзину: старые игрушки и бумага, пластиковые бутылки и коробки из-под конфет, лоскутики и остатки обоев: «голь на выдумку хитра». И выдумкам этим нет предела. Конечно, было бы лучше, если  бы все детские сады были обеспечены всем необходимым. Но… не стали бы они тогда более похожими друг на друга?»

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. 

Большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. С позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей, и прежде всего для формирования патриотических чувств. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Это одна из важнейших задач работы педагога. Стоит отметить, что для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую в детском саду работу по бережному отношению ко всему живому.

В своей работе по формированию патриотических чувств дошкольников педагоги нашего ДОУ отталкиваются именно от интереса детей к природе, процессам и явлениям, происходящим в ней. Нацеливаясь на плодотворные результаты, мы поняли, что прежде чем начать работу по формированию любви к родному краю, нам самим необходимо его хорошо знать. Для этого пришлось много читать, общаться со знающими людьми, наблюдать за природными явлениями и многое другое.

Учитывая возрастных особенностей детей, работа как в целом, так и в этом направлении требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Поездки-путешествия» мы предлагаем определить детям — куда они поедут (в лес, на рыбалку), кого они увидят (медведя, лису, касатку), что соберут (ягоду, грибы, ракушки) — так малыши закрепляют нормы поведения в лесу, на море и у них формируется бережное отношение к родному краю, природе. Каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности (изготовление коллективных работ, поделок, тематическим рисованием) и дидактическими играми («Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», настольная игра «Парные картинки» и др.), проектами («Что нам стоит дом построить», «Усатые, полосатые» и др.)

Очень тесно работа по взаимосвязи патриотического и экологического воспитания должна вестись и с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Значимость достигнутых результатов в работе с родителями состоит в том, что родители более внимательно стали относится к проблемам и интересам детей и не только своих детей, повысилась степень заинтересованности родителей жизнью детского сада. По данным анкетирования родителей на 25% повысилась заинтересованность в вопросах воспитания своих детей, уровень педагогических знаний вырос на 39%.

В данном направлении работы ДОУ должны быть сформированы не только начала экологической культуры у детей, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, практическим действиям по охране природы, будут развиваться умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, но и любить, ценить, беречь свою природу, как свою Родину. Дети в этом возрасте уже способны через любовь к природе уважать и охранять свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...