Нравственно-патриотическое воспитание через внедрение регионального компонента
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Оксана Владимировна Тутаринова

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx105.52 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

 Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к эмоциональной  глухоте, без духовности.  Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из первейших для современного общества. Я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им. Таким образом, я ставлю перед собой задачу – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа.

«…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

В.А. Сухомлинский

 Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он бы не был, каждый является представителем своего мира, традиций и культуры. И маленький татарин, и маленький башкир, маленький русский должны иметь представление о культуре, быте и жизни другого народа.

Внедряя национально-региональный компонент в педагогический процесс,  я пытаюсь  решить несколько воспитательно-образовательных задач. Через культуру народов, проживающих на территории нашего края, историю родного края, особенности и достопримечательности города  решается экологическое воспитание (Я и природа), нравственное (Я и другие люди), гражданское (Я и мой родной край ,  мой город, моя страна ).

 Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Для этого мы обратились к истокам народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

 Знакомства с народным искусством, а так же народными и хороводными играми, я начала с традиционных и обрядовых праздников, эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Знакомила  с праздником Светлой Пасхи, Масленицы, Народной

ярмаркой.

Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом. Знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребёнке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе. Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной  культуры.

 Для решения поставленной цели в младшей группе выделются следующие задачи:
1. Сформировать представления о себе, как о члене общества.

 2. Углубить представления детей о составе своей семьи.

 3. Вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных.

 4. знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы /потешки, пестушки, сказки, колыбельные/.

В младшем возрасте использую следующие приемы: - пальчиковые игры- пальчиковый театр- рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные» - диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др. - хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».

 В среднем возрасте решаются задачи:

 1. конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы

 2. Углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге

 3. Уточнить и расширить представление детей о родном городе

4. Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище

5. Познакомить с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.

6. Познакомить с микроокружением и макропространством, с восприятием себя сейчас и своего будущего.

 Наиболее значимыми в этом возрасте считаю следующие методы работы: чтение народных сказок, заучивание пословиц, закличек, дразнилок, рассматривание иллюстраций, наглядных пособий, экскурсии в лес, парк, знакомство с ближайшим окружением /школа, красивые здания, улицы/, использование макетов «избы», демонстрация диафильмов, слайдов, диагностические игры «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Выбери картинку», «Чего не хватает» и др., народные игры «Клубок», «Баба Яга», «Домовой», «Кузовок» и др. Наиболее продуктивным  в этом возрасте является обучающее занятие, такое как «Гуси-лебеди», цель которого – расширение знаний об окружающем мире через русскую народную сказку, обогащение словарного запаса детей. Детям интересны викторины в игровой форме, цель которых – закрепить знания о разных видах устного народного творчества /пословицы, загадки, сказки, потешки, заклички и т.д./, воспитывать интерес к народному фольклору.

Задачи старшего возраста:

1.Продолжать знакомить с жизнью предков и их отношением к природе;

2.Дать знания о том, что жизнь предков была тесно связана с природой и строилась на основе народного календаря;

3.Расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров; о труде и быте крестьян.

Приобщая детей к древней истории нашей Родины, использую следующие приемы:  путешествие на «Машине времени»,  «загадочные письма», задания от деда Чудоведа,  кроссворды, ребусы,  создание альбомов, схем, создание макетов, ручной труд «Плетение поясов», «Изготовление жаворонков» и т.д.,  творческие задания : создай герб семьи, родословное древо, сочинение рассказов, сказок, загадок,  беседа, дидактические игры «Лента времени», «Кто кому приходится», «Составь портрет мамы», народные игры, хороводные игры.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над

землей, заботливый садовник укрепляет корень, от

мощности, которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель

должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский )

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

 Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». 

Задачи

  1. Познакомить детей с историей родного города, края.
  2.  Формировать бережное отношение к родной природе, всему живому.
  3. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
  4. Формировать чувства любви к своему краю, к малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
  5. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за своих земляков.
  6. Формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  7. Приобщать родителей к проблеме патриотического воспитания.
  8. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредствам изучения государственной символики России, символики родного края, города

Свои цели в работе с детьми я реализую через:

  1. Создание развивающей среды.
  2. Тематические занятия, беседы.
  3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей: о защитниках родной земли; о животном и растительном мире; произведения фольклора народов, населяющих Южный Урал; стихи и сказки южноуральских писателей.
  4. Взаимодействие с родителями: выставки, мини-музеи, конкурсы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители.

Формы сотрудничества с родителями воспитанников:

  1. Анкетирование «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания»
  2.  Родительское собрание «Как воспитать в ребенке патриота»
  3. Совместные праздники: Масленица, Ярмарка, День матери, День цветов и фруктов ,Лучше папы друга нет
  4.  Выставки: Поделки из природного материала, «Удивительное рядом», «Мой родной город», «Растительный и животный мир Южного Урала».
  5. Конкурсы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо», «Мама, папа, я- дружная семья», «Любимое блюдо моей семьи».
  1.  Мини-музеи: Каслинское литье, Златоустовские мастера, Из бабушкиного сундука, Посуда южноуральских мастеров, Новогодняя игрушка своими руками, Народная игрушка.
  2. Взаимодействие с социумом: краеведческий музей, библиотека, ДКГ, почта, Сбербанк.
  3. Экскурсии: памятные места, улицы города.
  4. Слушание музыкальных произведений; показ презентаций: о городе, о подвигах, о традициях, о ремеслах и т.п.
  5. Рассматривание фотографий, альбомов: «Моя семья», «Генеалогическое древо», «Моя малая Родина – город Бакал», «Любимое блюдо моей семьи», «Герб семьи».
  6. Проведение совместных праздников.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, и играх-драматизациях .

Д/и «Расскажи, где ты живешь»

Д/и «От какого дерева листочек»

Д/и «Угадай животное»

Д/и «Назови улицы нашего города»

Д/и «Узнай, назови, что на фотографии»

Д/и «Угадай, где я нахожусь»

С/р игра «Мы строители»

С/р игра «Семья»

С/р игра «Путешествие по городу»

С/р игра «Детский сад»

Слов. игра «Скажи со словом городской… »

Слов. игра «Жилое - нежилое»

Слов. игра «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в городе) .

Слов. игра «Мой, моя, мои»

Для оценки полученного результата использую диагностику А.М.Федотовой, которая выделяет следующие критерии:

Оценка знаний об окружающем мире:

Полнота знаний – соотношение объема знаний ребенка и объема, предлагаемого программой, определяется по итогу всех заданий, выявляющих знания. Осознанность – степень осмысленности знаний и их применение в ситуации общения ребенка с окружающим миром. Доказательность – умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт. Глубина – умение устанавливать связи и зависимости между современными аналогами.

Оценка отношения к окружающему миру:

Осознанность – оценка объяснений чужих и своих поступков. Действенность – умение видеть состояния окружающих людей. Направленность – познавательный интерес к получению информации.

Воспитательно-образовательный процесс ведется по трем направлениям:

гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, знакомство с историей родной земли /история Урала и России/, знакомство с искусством, с культурой, знакомство с этнографией /строение избы, украшение жилища, одежда/;

народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство /Ремесла. Рукоделие. Игрушка. Роспись. Работа с глиной. Знакомство с камнем./

формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека:  традиции закаливания, трапеза, народные игры и танцы.

Результат, которого я достигла.

  1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края.
  2. Сформировался необходимый объем знаний, чувство гордости и национального достоинства.
  3. Расширились знания о традициях, достопримечательностях.
  4. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт народов Южного Урала.

Родители:

  1. Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях.
  2. Повысилась заинтересованность к изучению культуры жителей Южного Урала.

Ожидаемый результат

 Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

Определяет свою социальную роль;  

Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

 Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.

Литература

1.«Наш дом – Южный Урал» А. Бабунова

2.«Знакомим детей с малой Родиной» Н.Г. Пантелеева

3.«Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала» С.Н. Обухова

4.Южноуральские писатели детям, составила Т.Н. Крохалева

5.«Воспитывая маленького гражданина» Г.А. Ковалева

6.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева

7.«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.

Что легло в основу мотивации, когда я решила работать по этой теме?

К сожалению, то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды, и прадеды мы стремительно успели растерять. Мы забыли о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях.  Без прошлого нет  настоящего и будущего. Таким образом, я поставила перед  собой задачу – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа. Ведь именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Проведенные среди детей и родителей воспитанников исследования показывают:

к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в работе этнографической выставки под открытым небом «Казачье подворье»....

Нравственно – патриотическое развитие дошкольников в реализации регионального компонента ООП дошкольного учреждения.

Нравственно - патриотическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента ООП, в ознакомлении с природой родного края, культурой и бытом казачества и нар...

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников через внедрение регионального компонента

Актуальность темы.Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Оно призвано сф...