Главные вкладки

    Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.
    статья (старшая группа) на тему

    Богданова  Наталья Вячеславовна

    В статье раскрывается вопрос как повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах развития креативности, создать условия для овладения педагогами теоретических знаний, методов и принципов развития креативного потенциала детей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped._sovet.docx23.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Звёздочка»

    Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

    Подготовила:

    Воспитатель Богданова Н.В.

    Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать небольшие идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных форм мышления.

    Так, К. Роджерс понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. При характеристике креативности указывают на проблему способностей и рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают, как важнейший и относительно независимый фактор одаренности. Важным этапом в  изучении креативности послужили работы Дж. Гилфорда выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное ( идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление.

    Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить:

    1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
    2. Наличие семантической гибкости, то есть способность обнаруживать новые использования каких либо предметов и воплощать это на практике.
    3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект таким образом, чтобы выделить его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.
    4. Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.

    Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

    - способность к обнаружению и постановки проблем;

    - способность к генерированию большого числа идей;

    - гибкость – способность к продуцированию различных идей;

    - оригинальность – способность отвечать на раздражители не стандартно;

    - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

    - способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

    Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи, как с интеллектом, так и личностью. Для определения уровня креативности он выделил гипотетически интеллектуальные способности, характеризующие креативность.

    Среди них:

    - беглость мысли- количество идей, возникающих в единицу времени;

    - гибкость мысли- способность переключаться с одной идеи на другую;

    - оригинальность – способность производить идеи, отличающихся от общепринятых взглядов;

    - любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

    - способность к разработке гипотезы;

    - ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

    - фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

    - способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

    - способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

      Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

    - легкость- быстрота выполнения текстовых заданий;

    -гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

    - оригинальность – минимальная частота данного ответа к одной группе;

         -точность выполнения заданий.

    Таким образом, из вышеперечисленного можно сказать, что креативность – это способность к творчеству. В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся и соответственно с ним  развивается креативность. Также можно связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника.

    Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него есть своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир. Где так много интересных предметов и вещей. Событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

    Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. Основная задача педагогов  заключается в том, чтобы поддерживать  и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании.

    Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.

    Для обеспечения познавательно- интеллектуального развития в нашем ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.

    Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:

    - предметно-развивающая среда группы;

    - дополнительные услуги;

    - взаимодействие с родителями;

    - предметно-развивающая среда детского сада;

    - взаимодействие с социумом.

    Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями, педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даем рекомендации как лучше это сделать. Проводим конференции для пап, бабушек и дедушек, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей, викторины, «Круглый стол», общие родительские собрания.

    Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших

    воспитанников, через участие в конкурсах разного уровня.

    Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально-одаренных детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в  тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы.

    Ежегодно проводятся диагностические мероприятия, на которых выявляются дети с высоким уровнем успешности усвоения программы. Хотя в педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности ранее, чем в 5 летнем возрасте значительно затруднено, этих детей мы относим к категории одаренных, так как они отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, развитой речью.

    Условия необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ:

    - создание пространственной разносторонней среды;

    - индивидуально – дифференцированный подход к детям;

    - взаимодействие с родителями;

    - правильно организованная система планирования.

    И в заключение хотелось бы сказать, что социумом востребованы успешные, конкурентно способные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

    В настоящее время в период ломки многих наших жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают затруднения в своей работе.

    Многие педагоги пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности – стать на позицию ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждается, что сейчас учитель, воспитатель являются главной фигурой перестройки дошкольного образования.

    В условиях модернизации российского образования, инновационной политики необходима профессиональная активизация педагогических кадров с целью повышения эффективности педагогической деятельности, в том числе развитие творческого потенциала работников ДОУ, позволяющий превращать любую педагогическую ситуацию в ситуацию, развивающую способности, активность и успешность ребенка.

    Успешная реализация работы по совершенствованию познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.

    А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

    Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие ...

    Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей.

    Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей....

    БУКЛЕТ для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей».

    Цель: повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах детско - родительских отношений.Задачи:сократить время пребывания родителей на собрании (все родители после рабочего...

    Серия занятий по развитию речи дошкольников как необходимое условие личностного развития в средней группе по теме "Зима".

    Серия занятий способствует развитию навыков краткого монологического высказывания и звуковой культуры речи....

    Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

    Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

    Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»

    На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...