Проект «Край мой северный, край мой любимый»
проект (старшая группа) на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты, манси, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_moy.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект
«Край мой северный, край мой любимый»

Содержание:

Обоснование актуальности проекта;

Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение;

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта;

Предполагаемые результаты;

Список литературы.

 

Сердце, согретое Севером

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник вдохновения и силы.

Владимир Ганчёрко.

 

Обоснование актуальности проекта

На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ханты - Мансийский автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы: коми, ханты, манси. Народы Ханты - Мансийского Севера прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

Анализ педпроцесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах Ханты - Мансийского автономного округа и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории Ханты - Мансийского автономного округа;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории Ханты - Мансийского автономного округа, о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные места Ханты - Мансийского автономного округа из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. В Ханты - Мансийского автономного округа принята программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ханты - Мансийского автономного округа на 2012-2015 годы»

Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детского сада.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта «Край мой северный, край мой любимый».

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты, манси, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01 апреля 2013г. по 31 мая 2015г.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-7 лет,

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,

- социальные партнеры: Центр национальных культур, Центр искусств, Выставочный зал, Детская библиотека, Школа имени героя Советского Союза Г.И. Собянина

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, школой.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ХМАО, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Реализация проекта осуществляется по основным темам:

старшая группа

- Родной поселок Игрим.

- Природа северного края.

подготовительная группа

- Быт, культура и традиции коренных народов Севера ( ханты, манси, коми).

- Сохраним наш край родной.

Основными формами работы являются:

- создание мини-музеев «Северные просторы», «Люблю свой поселок Игрим», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;

- родительские гостиные «Кочевая семья», «Фольклор народов Севера»;

- выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Север»;

- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

- оформление Красной книги природы Севера;

- создание фонотеки фольклора народов Севера;

- спортивные праздники «День оленевода», «Вороний день», «День рыбака», «День коренных народов мира», «Медвежий праздник», и т.д.

Ресурсное обеспечение проекта:

- Кадровое обеспечение:

 

Ф.И.О. педагога

Должность

Образование

 

Деменьшина С.Н.

воспитатель

Среднее-специальное педагогическое

 

Леонтьева Е.В.

воспитатель

Среднее-специальное педагогическое

Хилай С.Н.

психолог

Высшее

 

Рознерица О.В.

Музыкальный руководитель

Среднее-специальное

 

Баканова Е.В.

Педагог по физической культуре

Среднее-специальное

 

- Материально-техническое обеспечение проекта:

 

п/п

Наличие специального помещения

Дидактический материал

1

Мини-музей на базе школы имени героя СС Г.И. Собянина «Край северный, край заполярный»

Экспонаты музея – предметы быта и культуры малых народов Севера:

- Люлька детская

- Нарты деревянные (летний вариант и зимний)

- Пояс мужской кожанный с орнаментом из мамонтовой кости

- Тем мужской повязки на кисы

- Пояс женский плетенный из ниток

- Пояс женский плетенный из бисера

- Кукла в национальном платье

- Нухуко (детские куколки из утиных и гусиных носиков)

- Платье национальное народов ханты, ненцы

- Экспозиция чума

- Белые медведи

- Рыба муксун

- Сукно для пошива национальной одежды

- Малица детская

- Ягушка (нойпаны)-женская

- Кисы женские

- Бурачки детские

- Кошелёк плетенный из бисера

- Сумочки(туча)-женские

- Аркан-тынзян мужской

- Олени из носиков гуся(игрушки)

- Варав (из березовой стружки)

- Национальная салфетка, тряпка

- Тэнаку-национальные нитки из сухожилий оленя

- Бубен шаманский

- Накосники детские-ложные косы

- Лапы оленьи для пошива кисов

2

Музыкальный зал

- Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера

- Аудиозаписи песен о Севере, ХМАО

3

Физкультурный зал

- Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

4

Группа ДОУ

- Библиотека «Сказки народов Севера»

- Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый

- Картотека «Подвижные игры народов Севера»

- Картотека «Народная примета мы будем помнить это»

- Картотека «Загадки, пословицы народов Севера»

- Картотека предметных картинок

- Фонотека: фольклор народов Севера;

- Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера

- Сюжетно-ролевые, театрализованные игры:

«Хозяйка чума», «Кукушка»,

« Айога», «День оленевода»

- Альбомы « Животные северного края», « Северные просторы»,

«Птицы нашего края»,

«Орнаменты севера»,

«Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», « Игрим моя малая родина»,     « Композиторы нашего края», «Художники народов Севера»

 

Описание комплекса работ в рамках реализации проекта

1 этап – диагностический (с 01.04.2013г по 30.04.2013г.)

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Диагностический срез знаний детей об истории ХМАО, быте, культуре и традициях коренных народов Севера

С 01.04. 2013 по 20.04.2013

2.

Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем крае?»

С 01.04. 2013 по 20.04.2013

3.

Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей.

С 21.04. 2013 по 30.04.2013

 

2 этап - проектно-организационный (01.05.2013 по 31.08.2013г)

п/п

Содержание

Дата исполнения

1.

Разработка проекта по теме «Край мой северный, край мой любимый»

С 01.05.2013 по 01.08.2013

2.

Подбор методической литературы

01.08.2013

3.

Дидактических пособий для реализации проекта

С 01.07.2013 по 01.08.2013

4.

Разработка совместных планов с соцпартнерами

01.08.2013

 

 

3 этап - практический (с 01.09.2013г. по 31.05.2015г.)

Старшая группа - с 01.09.2014г. по 31.08.2014г

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Экскурсия по гп Игрим (совместно с родителями)

- Беседы с детьми:

- День рождение города.

- Столица ХМАО герб, флаг ХМАО.

- Художественное творчество «Нарисуй герб округа»

Дети, родители (законные представители), воспитатель

 

Октябрь

- Создание мини-музея «Люблю свой поселок Игрим», в группе детского сада.

- Расширять представление о родном поселке Игрим, (о первопроходцах и истории появления поселка, знакомить детей с

достопримечательностями поселка, с молодыми городами Севера).

- Аппликация «Мой поселок Игрим»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Ноябрь

- Создание альбома «Игрим - моя малая родина».

- Беседа о названиях улиц родного поселка Игрим

- Памятники родного поселка.

- Конструирование

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Декабрь         

- Участие в конкурсной программе «Хозяйка чума»

- Беседа: «Чум - дом хантов»

- Конструирование «Построим Чум для оленевода»

- Изготовление игры «Немтеку» (палочки).

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Январь

- Чтение сказок: Айога, Кукушка.

- Коллективная аппликация - по сказке «Кукушка».

- Подвижная игра

- Создание альбома «Композиторы нашего края»

- Выучить песню «Сенгокотя»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Февраль         

- Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне севера.

- Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

- Лепка диких животных нашего края.

- Рисование «Птицы Севера»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки»

- Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья».

- Участие в празднике день оленевода в конкурсной программе «Кочевая семья»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель        

 

- Выставка народов ханты - совместно с сотрудниками центра национальных культур

- Мастер-класс построим Мя-хантыйский чум.

- Продолжать знакомить детей старших и подготовительных групп с нашим мини-музеем на базе школы имени героя СС Г.И. Собянина «Северный край – край полярный»

 

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

- Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация).

- Презентация проекта «Край мой северный, край мой любимый»

Дети, родители (законные представители) воспитатель»

 Подготовительная группа с 01.09.2014г. по 31.05.2015 г.

Дата

Мероприятия

Участники мероприятий

Сентябрь

- Традиционные верования, обычаи, обряды, праздники тайги и тундры.

Дети, родители (законные представители), воспитатель

Октябрь

- История народов Севера, знакомить с коренными жителями ХМАО с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство.

- Лепка «Хантыйская семья»

- Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки).

- Фотовыставка «Мой северный край»

-Создание альбома

- «Северные просторы»

- Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера

- Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края,

Создать сборник

«Сказки народов севера»

Дети, родители (законные представители), воспитатель.

Ноябрь

- Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды.

Дети, родители (законные представители), воспитатель.

Декабрь

- Открытое занятие «Север мой дом родной!»

Дети, родители (законные представители), воспитатель

Январь

- Традиционная одежда народов Севера, жилище.

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Февраль

- Сюжетно – ролевая игра

«Кочевая семья»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Март

- Беседа с детьми «Почему я люблю день оленевода»

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Апрель

- Праздник народов ханты

«Вороний день»

Театрализованное представление.

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Май

- Создание альбомов «Растительный мир Севера»,

«Животный мир Севера», «Птицы Севера».

Дети, родители (законные представители) воспитатель

Работа с детьми

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

- Знакомство детей с малочисленными народами севера

Октябрь

- Театрализованная постановка по мотивам хантыйских сказок

Ноябрь

- Аппликация женской национальной одежды хантов «Айога»

- Беседа с детьми о национальном жилище ханты «Чум»

Декабрь

- Посещение дома природы в рамках проекта

- Изготовление из природного материала подделки «Животные севера»

Январь

- Открытое занятие коммуникация «Кто в Северном лесу живет»

- Открытое занятие лепка « Олениха с олененком»

Февраль

- Чтение художественной литературы

- Беседа с детьми после прочтения художественной литературы

Март

- ИЗО «орнаменты народов ханты»

- Подвижная игра народов ханты «Хэй - ро»

Апрель

- Коллективная работа «Север мой дом родной!»

- Театрализованное представление « Вороний день»

- СРИ «Хантыйская семья» обыгрывание с детьми.

Май

- Итоговое мероприятие постановка сказки «Кукушка»

- «Айога»

4 этап - итоговый (обобщающий) – 01.04.15 по 31.05.15 учебного года

п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Анализ результатов реализации проекта:

«Край мой северный, край мой любимый»

Май 2015г.

2.

Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, Газета «Красный Север».

Июнь-август 2015г.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

- на 30% увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ханты, манси, коми);

- у 35 % воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;

- у 95 % детей будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ханты, манси, коми);

- 85 % родителей (законных представителей) станут активными участниками реализации проекта.

 

Список литературы:

  1. А.А.Вашуркина,. «Коррекционно-развивающая программа «Ханико»1класс
  2. Бармич. М.Я. «Ебцотако тохолку» - «Малыш-учится» Издательство «Просвещение», Санкт - Петербургское отделение, 2000г.
  3. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1982г.
  4. Ботякова О.А. «Традиционный костюм в культуре народов России»
  5. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
  6. Красная книга Ханты-Мансийского Автономного округа: Животные, растения, грибы/ Отв. ред. Л.Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
  7. Общественный литературно-публицистический журнал
  8. Осокиной Т. И. Детские подвижные игры народов СССР, Под ред. М: просвещение, 1988г.
  9. Полярные животные, Научно-популярное издание, для дошкольного возраста, серия «Самая первая энциклопедия»,2014г.
  10. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
  11. ХМАО Природа Ханты-Мансийского автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Край мой Северный"

        Возраст детей: 5-7 летУчастники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.Тип проекта: творческий,...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Проект -Мой родной северный край-сред.гр.

Цель проекта: формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Расширить и уточнить знания детей о родном городе Анадырь, рассказывать о самых красивых местах, его достопримечательностях...

проект "Наш родной Северный Край"

В своей работе показала взаимосвять в работе всех педагогических служб детского сада в работе по ознакомлению с родным краем в старшей и подготовительной группе. думаю, что материал найдет своих заинт...

Проект "Край мой северный"

Содержание:Обоснование актуальности проекта;­­­­­Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение;Материально-техническое обеспечение;Описание комплекса работ в рамках реализации пр...

Проект Край мой Северный

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом,  культурой и традициями народов Севера....

Творческий и познавательный проект: «Край мой северный, край мой любимый Коротчаево» для детей старшего дошкольного возраста

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещ...