Конспект занятия "Коренные народы Севера".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Арчагова Алена Валерьевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие.

Тема: Рыболовство.

Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера.

Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси-рыболовство.

Показать способы и приемы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности.

Обогащать словарь: названия рыб –осетр, нельма, муксун, окунь, стерлядь. Развивать связную речь, добиваться полных ответов на поставленные вопросы, упражнять в составлении сложных предложений.

Развивать мелкую моторику руки, точность движений, аккуратность в работе с берестой: логическое мышление, образное мышление, упражнять в отгадывании и загадывании загадок.

Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера, желание создавать поделки своими руками.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей на прогулку к реке. Загадка о реке.

-Как называется наша река?

-Ребята, посмотрите, что это? (сети)

-Кого ловят сетями в реке? (рыбу)

-Какая рыба водится в реке Обь?

-А знаете ли вы, чем еще можно ловить рыбу? (удочкой).

Сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси.

Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой-ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. И ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

-Как вы думаете, почему они так поступали?

Правильно, потому что они заботились о том, чтобы всем хватило рыбы. И тем кто живет дальше по реке, и тем кто будет жить после них. Ведь ханты живут по правилу: «бери только столько – сколько можешь съесть». А потом эти народности придумали другое приспособление.

Посмотрите. Как бы вы назвали его? На что оно похоже? А называется оно запором. Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно на мелководье, где больше скопление рыб.

Еще ханты придумали и начали плести сети, которые изготовляли из крапивы. К сетям привязывали камень – грузило.

-Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?  (на лодке)

-А лодка у них называется долбленкой. Знаете, почему? Правильно, потому что выдолблена из ствола кедра, она очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.  Посмотрите, какие лодки изготовляли.

Рыболовством обычно занимаются мужчины. Но иногда с ними на рыбалку идут и женщины, которые помогают вынимать рыбу.

Послушайте, какие загадки ханты придумали:

«Под водой гремучий дом»

-Как вы думаете, что это такое?

-Это морда.

-А как бы вы придумали загадку о морде.

А вот еще загадка:

«У воды сто глаз, тысяча очей»

- Знаете что это? Это сеть.

-Придумайте вы загадку про сеть.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Ребята, а хотите вы пойти на рыбалку?

Давайте мы изготовим фигуру рыбки из бересты, чтобы удача сопутствовала нам.

Процесс выполнения работы.

Сюжетная игра «Рыболовы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...