Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми "Почва и подземные жители Кубани"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Замышляева Анна Владимировна

Предлагаемый материал могут использовать воспитатели дошкольных учреждений в работе с детьми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_pochva_i_podzemnye_zhiteli.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «КОЛОКОЛЬЧИК» ПОСЕЛКА МАЛОРОССИЙСКОГО

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе

«Почва и подземные жители Кубани»

Воспитатель МБДОУ № 17 «Колокольчик»                                            

 пос. Малороссийского  

Замышляева А.В.

2015 год

Программное содержание:

1. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. Расширять представления детей о почве, как о компоненте природы, ее составе; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных жителях: дождевом черве, кроте. Показать на примере опыта, что в почве есть воздух.

2. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, воспитывать бережное отношение к  жизни подземных жителей. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

3. Совершенствование навыка разгадывания загадок. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей.

4. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, чернозёмы, болотные почвы, желтозёмы.

 Предварительная работа:

Наблюдение за  почвой на прогулке. Работа на огороде, цветнике ( прополка, полив); в уголке природы (рыхление, полив). Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях, беседа о почве, кроте, просмотр фрагмента мультфильма«Дюймовочка».
Материал:

Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран. CD-проигрыватель, диск с музыкой. ИКТ-приложение к занятию: 
компьютерная презентация
. Прозрачные стаканы с водой (на каждого ребенка). Большой стакан для воспитателя. Тарелки с землёй  для каждого ребёнка.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, вы знаете, что такое путешествие?

Дети: Да.

 Воспитатель: А  вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в путешествие в подземное царство. Хотите?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Посмотрите, что у меня есть, это что?

Дети:  Карта, план.

Воспитатель: Правильно, это план маршрута. По нему мы и отправимся с вами в путешествие. Давайте посмотрим, в каком направлении нам нужно двигаться. Нам нужно повернуть  идти по красным стрелкам.

Представьте, что мы спускаемся все ниже, ниже. (Звучит музыка)  Становится  всё темнее и темнее, солнышко совсем не попадает сюда.

Смотрите какой-то конверт. Давайте посмотрим, что внутри. Здесь загадка.

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдёте вы (червяк)

А вот и первый подземный житель.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк?  

Дети: Он не видит совсем, потому что под землёй темно.

Воспитатель: Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям, хорошее зрение ни к чему. Ребята, почему червей называют дождевыми?

Дети: Потому  что черви после дождя выползают на поверхность.

Воспитатель: Да, долго находиться без почвы червяк не может, он житель подземного царства. Ну  что, отправляемся дальше в путь. Посмотрим карту, теперь нужно идти по зелёным стрелкам.

Ой, что что это?  Какая-то необычная  коробка. Давайте заглянем в неё. Да здесь какие- то картинки.   Может быть вам поможет загадка.

Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем.

Воспитатель: Ребята, а  знаете ли вы сказку, в которой одним из персонажей был крот.

Дети: Дюймовочка.

Воспитатель: А как в сказке старая мышь говорила о кроте?

Дети: У него большой дом и носит он бархатную шубу.

(Просмотр фрагмента мультфильма)

Вопросы к  детям:

Воспитатель: Почему крот был слепым и не любил солнце?

Дети: Крот подземное животное, под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)

Воспитатель: Почему крот был толстым?

Дети: Под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка.

Воспитатель: Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой?

Дети: Тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы .

Воспитатель: Крот - небольшое, величиной с ладонь животное. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Холмик земли на поверхности – выход из норы, называется кротовина. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Как вы думаете, могут кроты жить в горах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Крот не сможет прорыть камни.

Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в кротов и поиграем в игру «Проползи по тоннелю».

Подвижная игра «Проползи по тоннелю»

Воспитатель: А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства. Как хорошо на земле. Ярко светит солнце.

Ребята, вот мы с вами вернулись из путешествия, как оно называлось, в каком царстве мы побывали кто помнит?  

Дети: В подземном.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что находится под землёй.

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам посмотреть на землю глазами подземных жителей, хотите?

Дети: Да. (Просмотр слайда).

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

Дети: Матушка.

Воспитатель: Верно. А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» вы слышали? Почему так о ней говорят?

Дети: Да, она кормит нас, давая урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Как называется край, в котором мы живём?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Правильно, мы  с вами живём на Кубани и наша кубанская земля хранит немало сокровищ, но самое главное сокровище края – наша кубанская земля, удивительно щедрая и плодородная. О ней говорят так: «Воткнёшь палку – вырастет дерево!».

В сухую  погоду ворчим,  что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Давайте вместе с вами повторим: почва.

Воспитатель: Ребята, кто знает как называется почва в нашем районе?

Дети: У нас чернозёмная почва.

Воспитатель: Вы можете сказать, что растет на ней?

Дети: На ней выращивают пшеницу, подсолнечник, сахарную свёклу и другие культуры. (слайд )

Воспитатель: Возле рек встречаются болотные почвы.  (слайд ) Во влажном виде они чёрные, а когда высыхают, становятся ржаво –бурыми.

На болотных участках  хорошо растёт рис.  (слайд)

На черноморском побережье распространены желтозёмы. На этих почвах хорошо растут виноградники и фруктовые деревья и некоторые субтропические культуры, такие как мандарин, чай. Виноград даёт хорошие урожаи и на каштановых почвах Тамани (слайд)

Воспитатель: Распаханные поля могут страдать от ветра.  В некоторых районах нашего края часто бывают пыльные бури. Мы с вами часто это можем видеть. Они поднимают верхний, плодородный слой почвы. Ребята, кто из вас знает, как люди защищают землю от ветров?

Дети: Сажают деревья.

Воспитатель: Да, вы правы, чтобы ветер не причинил вреда посевным землям, вокруг высаживают лесные ветрозащитные полосы. (слайд…)

Бывает, что почву разрушают дождевые и талые воды. Они смывают плодородный слой почвы. Особенно страдают от этого земли предгорий и Черноморского побережья. Чтобы защитить землю от размывов, землю распахивают поперек склонов. (слайд)

Воспитатель: Ребята, а что нужно растениям, подземным жителям для жизни, без чего они не смогут жить?

Дети: Без воздуха. А как вы думаете, под землёй есть воздух?

Дети: Нет.

Проверить так ли это я приглашаю в лабораторию по проведению опытов.

Опыт  «В почве есть воздух»

Сначала воспитатель в свою банку с водой опускает образец почвы, дети вместе с воспитателем смотрят, есть ли пузырьки воздуха в воде. Затем каждый ребенок выполняет этот опыт самостоятельно в своей баночке.

Вопросы: Как проверить, есть ли в земле воздух? Почему на поверхности воды появились пузырьки? У кого больше (меньше) всех пузырьков? Что это означает? Посмотрите друг на друга. Есть ли у Саши в почве воздух? У кого больше, у тебя или у Саши? Почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?

Воспитатель: Да, ребята вы были правы под землей есть воздух.

Хорошее состояние почвы зависит от того, сколько в ней и дождевых червей. Передвигаясь по подземным ходам, они заглатывают и пропускают через себя остатки растений, маленькие комочки земли. Они делают почву более плодородной. Ходы дождевых червей – это хранилища воздуха,  которым «дышат» корни растений.

Любое сокровище нужно беречь, а землю – особенно, ведь она наша кормилица.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами какие виды почв существуют  и скажем эти названия вместе, что ещё нового и интересного вы узнали сегодня?

Дети: Узнали о желтозёмах, чернозёмах, болотных почвах. На них растут виноградники, рис, мандарины, картофель, подсолнечник.

Ещё узнали о подземных жителях, они рыхлят землю, проводили опыт и узнали и увидели, что под землёй есть воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши друзья - подземные жители дождевые черви"

Формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе. Выяснить, какова роль дождевых червей в природе, какую пользу они приносят окружающей среде, и как человек использует их в свои...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Жители лесного царства, зеленого государства"

Данный учебный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал помогает закрепить и систематизировать знания детей  о жителях леса (птицы, животные, насек...

Конспект "Почва и подземные жители" в подготовительной группе.

Формирование Целостной Картины Мира. Почва и подземные жители....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Кубань — жемчужина России»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в средней группе «Кубань — жемчужина России»...

Конспект ООД "Почва и подземные жители"

Конспект ООД "Почва и подземные жители"...

Конспект ООД "Почва и подземные жители"

Конспект ООД "Почва и подземные жители" ...

Конспект НОД по познавательному развитию /ознакомление с окружающим миром природы/. Старшая группа. Тема: «Подземный житель – могера».

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.Задачи:образовательные:- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;- дать детям представление об особенностях внешнего ст...