Духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Камышанская Инна Анатольевна

В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит  от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти  - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы  на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания  о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит  от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти  - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы  на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания  о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Нам близка позиция О.А. Князевой  и  М.Д.Маханевой по данной теме. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.

В эпоху древнерусского государства в литературных памятниках ключевыми являлись понятия «Русская земли», «род​ная сторона», «мать-земля». Любовь к Ро​дине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей многих пословиц и по​говорок («С родной земли - умри, не схо​ди», «Своя земля и в горести мила», «Род​ная земля - мать, чужая - мачеха» и др.). Былины об Илье Муромце, Добрыне Ни​китиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствова​ли формированию духовно-нравственного и патриотического со​знания.

Так, в основе этико-педагогической кон​цепции «Повести временных лет» Несто​ра лежит борьба добра и зла. Добро ото​ждествляется с патриотизмом и нравственностью, стремлени​ем к процветанию родной страны. Носителями добра выступали Владимир Свя​тославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ князя яв​лялся воплощением любви к Отечеству.

В XVIII в. к проблеме человека, его обязанностей как духовно-нравственного гражданина и патриота обращались русские просветители - M.В.Ломоносов, А.Н.Радищев., В.В.Попугаев и др. Проблема воспитания истинных сы​нов, граждан Отечества занимала важное место в педагогической мысли начала XIX в. (Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский и др.). Их волновал вопрос о не​развитости гражданской жизни в России, о слабом знании русскими людьми род​ной истории и литературы. Судьба Отечества, исто​рия русского народа обязательно должны стать достоянием подрастающих поколе​ний. Только в этом случае можно гово​рить о воспитании патриота.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

     Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

   Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Национальное направление в русской педагогике в середине XIX в. отстаивал К.Д.Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природ​ными условиями, историческим развити​ем. В статье «О нравственном эле​менте в русском воспитании» К.Д.Ушинский отметил одну из основных черт народности - патриотизм, который проявился в народе в тяжелые для России моменты и помог ему выстоять в героической борь​бе с татаро-монгольскими захватчиками, в войне 1812г., Крымской кампании. Пе​дагог призывал учить воспитанников ощущать себя русскими и гордиться сво​ей нацией, любить Россию и быть счаст​ливыми от сознания, что она твоя Роди​на. К.Д.Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».  

Первосте​пенное значение К.Д.Ушинский придавал изу​чению родного языка: «Язык на​рода - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... В языке одухотво​ряется весь народ и вся его родина... Язык есть самая живая... и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно вели​кое, историческое целое». Он называл язык «удивительным педагогом», который знакомит ребенка с историей народа, объясняет ему природные явле​ния, вводит в народную поэзию.

Для педагогической мысли начала XX в. было характерно продолжение поиска и форм национального воспитания. Рас​сматривая вопрос о слабом развитии пат​риотизма в русском образовании, педагог и пи​сатель А.А. Мусин-Пушкин характеризовал систему воспитания следующим образом: «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной ста​рины, в любви к историческому прошло​му, выстраданному родным народом и со​ставляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда есте​ственное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершен​но не проникнутых родными, нацио​нальными идеями». По словам педагога, только на почве любви к родно​й, через восприятие величавых образов литературы, русской истории «возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения».

Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что «в  духовно-нравственном воспитании ярче всего выражается проектирование человека. Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы  духовно-нравственное воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным... Задача воспитателя - открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история... братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином - значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий».   Значительное внимание В.А.Сухомлинский уделял семье: «Родина начинается с матери, родившей и вскор​мившей человека, с людей, отдавших час​тицу своей души во имя творения друго​го человека... От людей родных и близ​ких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию «соотече​ственник», к великому представлению о Родине».

Вопросы  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают Н.К.Беспятова, Т.А.Касимова, Т.А.Орешкина, И.А.Пашкович, и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков дошкольных и школьных программ, отобразить проблемы, связанные с формированием нравственности и патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

     В  ФГОС ДО провозглашён курс на всемерную индивидуализацию образования, опору на имеющийся спонтанный опыт ребёнка, деятельностное формирование критически важных для социализации детей качеств и способностей. Естественно, требуется нетривиальные, новые решений в области воспитания детей, приведения методов и форм воспитания в соответствие с реальным социальным запросом, реальными вызовами времени.  Создавая проблемные ситуации, мировоззренческие коллизии, ставя ребёнка перед духовно нравственным выбором, мы обязаны мягко, исподволь вести воспитуемых в нужном направлении. Ребёнка должна окружать и поддерживать доверительная, диалогичная, интерактивная специально созданная среда,  в которой рассредоточены, в полной мере представлены уважение и любовь к личности ребенка, самые лучшие образцы отечественной и мировой культуры, эталонные способы деятельности и средства деятельностного общения. Это хорошо прописали в своих книгах В.И. Натарова, Быков Л.К., Вырщиков А.Н., Иванова С.Ю., Кусмарцев М.Б.

     Особые требования можно предъявить и  к личности самого педагога осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, свое предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, в служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я»:  жить, следуя своей природе, научиться различать пласты человеческой жизни – физический, душевный, духовный. Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам  приобщиться к национальной духовной культуре  – религии, фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.

Баукова Н.Н., Бех Л.В., Баландина Л.А., Корчаловская Н.В., Калайтанова Г.Н., Сундукова А.Х. в методическом пособии «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» научно прописали компоненты  духовно-нравственного воспитания, на которые мы опираемся в своей работе:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):

о культуре народа, его традициях, творчестве;

о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

о символике родного хутора, города и страны (герб, гимн, флаг).

 

2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):

Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

Интерес к жизни родного города и страны;

Гордость за достижения своей страны;

Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

Восхищение народным творчеством;

Любовь к родной природе, к родному языку;

Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

 

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

Труд;

Игра;

Театрализованная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Музыкальная деятельность;

Познавательная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...