Дополнительная развивающая программа по изучению родного края
методическая разработка по теме
Дополнительная развивающая программа по изучению родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ya_poznab_bashkortostan.docx | 61.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 «Золушка» с. Аксаково муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Заведующий МАДОУ
Детский сад №38 с.Аксаково
___________Т.А. Шершина
Приказ от_______№_____
Дополнительная общеразвивающая программа по изучению родного края
На тему: «Я познаю Башкортостан»
для детей средней группы на 2017-2018 учебный год.
Руководитель: Нугманова Р.В.
Содержание
Введение________________________________________________________2
- Целевой раздел_________________________________________________3
1.1.Пояснительная записка__________________________________________3-4 1.2 Актуальность программы, цели и задачи программы_________________4-5 1.3. Ожидаемые результаты_________________________________________5-6
- Основное содержание программы__________________________________6-8
- Организационный раздел программы________________________________9
3.1 Педагогические условия для реализации программы___________________9-10
3.2 Материально-техническое обеспечение для реализации программы______10
3.3 Планирование образовательной деятельности_________________________11-17
3.4 Методическое обеспечение программы______________________________18
Введение
Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего
В. А. Сухомлинский
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной аксаковской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа начало систематической работы по краеведению, проводимой в детском саду села Аксаково республики Башкортостан.
Одна из важнейших – формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой народов Башкортостана и формирование самосознания личности. Особое внимание в программе уделяется патриотическому воспитанию средствами краеведения.
Средний возраст является важным периодом формирования личности и ее отношений с окружающим миром. Согласно исследованиям педагогов в детском возрасте развиваются такие качества человека, как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию самостоятельность суждений, творческая активность. Дошкольное воспитание и образование базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании эталонных представлений ребенка о добре и зле, уме и глупости. Поэтому при всей этической ценности произведений мировой классической литературы предпочтительно познакомить детей – дошкольников прежде всего с литературой родного края. В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою малую родину-место, где они родились и растут.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, селе, приобщение к миру его культуры.
Однако в современном мире на фоне переплетения культур всё более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формированию у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к её прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью.
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наше село не является крупным промышленным центром, не относится к числу столичных городов России. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Однако, изучая историю своего села, мы сделали для себя много открытий. А также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так, педагогами нашего детского сада были проведены ряд мероприятий по краеведению «Аксаковские тропки», направленный на изучение истории родного села, с активным вовлечением детей и привлечением к сотрудничеству родителей.
Актуальность данных мероприятий заключается в том, что наблюдается интерес к изучению истории Башкортостана. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, села, области, страны». Речь пойдёт о значении истории родного села и его влиянии на формирование основ патриотического воспитания дошкольников.
Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду, но результаты оценки уровня знаний детей, педагогов, родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием. Для решения возникшей проблемы разработан перспективно-тематический план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей родного края.
Дополнительная образовательная программа по изучению родного края нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно- практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на его познавательную деятельность. Программа кружковой работы с детьми среднего дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возрастов получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсий.
Занятия проводятся один раз в неделю, посещают 15 детей.
- Актуальность программы, цели и задачи программы
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной выполнять гражданские обязанности ». Задачи: Формирование эстетических разновидностей личности, Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, Исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи. Воспитание толерантности Развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника. Через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников. Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры. Намечено четыре основных направления работы по данной теме: Познавательной; Речевой; Художественно- творческой; Музыкальной. Данная проблема, воспитание патриота, направлена на сохранение человеческого в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их наиболее устойчивыми, научить правилам общения и умению жить среди людей.
Цель и задачи:
Цель работы:
- формировать знания и навыки детей об историческом прошлом нашего края;
- знакомить с обычаями и традициями башкир, продолжать знакомить с писателями и с их произведениями.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- Сформировать у детей 4-5 лет элементарные представления о родном селе и Республике в целом;
- Приобщить детей к изучению родного края – малой родины, обычаев, традиций Башкир;
- Закреплять полученные детьми знания о родном селе в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных народных играх.
- Воспитывать чувство гордости за свой край посредством материалов по краеведению Аксаковские тропки.
- Воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, селу;
- Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты:
Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны
По итогам учебного года дети имеют знания:
Об историческом прошлом нашего края, как в наших краях появилась Аксаковская семья.
- О названиях улиц родного села, праздник Аксаковские дни.
-некоторые знания о писателях и их произведений.
-наш детский сад, семья, о ценностях домашнего очага.
- о труде пчеловода, о пасеке;
- О праздниках и обычаях башкирского народа.
Выстраивание педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем основано на следующих принципах:
1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью созданы в группах краеведческие уголки, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
2. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном селе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
4. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями нашего села.
2. Основное содержание программы
Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.
Формы работы:
1. Практические занятия, в т. ч. беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте природы родного края, рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание. Посещение музея.
В работе используются различные методы и приемы:
обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.
Разработанная программа дополнительного образования предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно-ориентированном подходе.
1 блок «История родной земли»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с историей родной земли, с названиями улиц родного села, с праздниками, писателями родного края.
2 блок «Давай познакомимся»
Содержание данного блока предусматривает продолжение ознакомление детей с детским садом, понимание ценностями домашнего очага.
3блок «Родная природа»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с приметами родной природы, ее красотой; животным миром родного края; перелетными и зимующими птицами.
4блок «Родные люди»
Данный блок предусматривает ознакомление детей с праздниками и традициями родного края; с правилами башкирского гостеприимства; актуализировать знания детей о определенных предметах посуды о ее функциях.
5 блок «Национальная одежда башкир»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с одеждой башкирского народа, национальными костюмами; орнаментом и узорами.
6 блок «В гостях у сказки»
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей с башкирскими сказками: «Лиса сирота»; «Как собака нашла себе хозяина»; «Доброе дело не забывается»; театрализованная деятельность по сказке «Шумбай»
7 блок «Если бы я был пчеловодом»
Цель этого блока: дать детям первоначальное представление о труде пчеловода, знакомить с новыми сказками как «Медведь и пчелы», с рассказом «Пчелиный доктор», заучивание стихотворения «Пчела». Воспитывать уважение к человеку труженику.
8блок «Традиционные блюда и напитки башкирского народа».
Содержание данного блока предусматривают ознакомление детей с блюдами и напитками башкирского народа, расширить знания детей о труде хлеборода.
9 блок «Праздники, обычаи башкирского народа».
Дать детям познавательные сведения о башкирских народных праздниках. Формировать знания детей о башкирских музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие» | Накопление и обогащение двигательного опыта детей через развлечения на основе народных игр. |
«Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | формирование целостной картины мира, расширение кругозора в вопросах представлений о родном крае, городе, развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира. (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления полученных знаний, воздействие на эмоциональную сферу детей через музыкально-художественную деятельность, приобщение к музыкальным традициям родного края). |
«Социально-коммуникативное развитие» | формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о роли труда в обществе. |
«Речевое развитие» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности и получения знаний о родном крае, городе, использование художественных произведений местных поэтов. |
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (2-3 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями
Основная часть (15 мин).
3. Рефлексия (2-3мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение пройденного материала.
- Организационный раздел программы.
- Педагогические условия для реализации программы.
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Игры-занятия в кружковой работе. | В течение учебного года |
2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков | 2 раза в год (октябрь, апрель) | |
3.Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям. | В течение учебного года | |
4.Чтение художественной литературы. | В течение учебного года | |
5.Театрализованные игры, хороводные игры | В течение учебного года | |
6. Продуктивная деятельность детей. | В течение учебного года | |
7. Посещение музеев | В течение учебного года | |
8. Развлечение- праздник Сабантуй. | 1 раз в год (май) | |
2.Сотрудничество с родителями | 1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом башкирского уголка в группе. | В течение учебного года |
2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду | В течение года | |
3. Участие в викторинах и конкурсах. | В течение учебного года | |
3. Методическое сопровождение | 1.Организация предметно-развивающей среды, связанное с башкирским уголком, и музеем в детском саду. | В течение реализации программы |
2.Подборка художественной литературы | В течение учебного года | |
3.Картотека башкирских дидактических игр. | Май | |
4. Конспекты занятий. | В течение реализации программы | |
5. Консультационный материал для педагогов. | В течение реализации программы | |
6. Консультационный материал для родителей. | В течение реализации программы | |
консультации для педагогов. | В течение реализации программы |
- Материально-техническое обеспечение для реализации программы.
- Башкирский уголок в группе.
- Музей в детском саду посвященный С.Т. Аксакову.
- Методический инструментарий (конспекты занятий, картотека дидактических игр, подвижных игр, подборка художественной литературы, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи).
3.3 Планирование образовательной деятельности
Месяц | № | Тема | Вид деятельности | Цели | Средства |
С Е Н Т Я Б Р Ь | 1 Блок
1. | История родной земли. «Сказочная история родной земли». | Познание. Речевое развитие. | Познавательная: дать детям представления об историческом прошлом нашего края. Рассказать как в наших местах появилась Аксаковская семья. Нравственная: воспитывать чувство гордости и сопричастности к имени великого писателя, к родному краю. | Программа «Аксаковские тропки» Картины, иллюстрации родного края. Портрет писателя. |
2. | «Маленькая страна». | Познание. | Актуализировать знания детей о названиях улиц родного села; Развивать понятие о том , что от вклада каждого жителя, наше село станет чище, красивее и богаче. | Фотографии улиц с. Аксакова. Игрушка- домовенок Кузя. | |
3. | «Аксаковские дни». | Познание. Художественно-эстетическое творчество. | Знакомить детей с традиционным празднованием Аксаковских дней. Воспитывать чувство гордости к имени писателя. | Альбом С.Т.Аксакова. Стихотворения С.Т.Аксакова. | |
4. | «Аленький цветочек» | Речевое развитие. Познание. | Познакомить детей с произведением писателя. Дать почувствовать атмосферу творческого труда писателя. | Сказка «Аленький цветочек» Фотография , рисунки, выставки посвященные сказке. | |
О К Т Я Б Р Ь | 2 Блок 1. | Давай познакомим-ся. «Наш родной детский сад». | Познание. Художественно-эстетическое развитие. | Актуализировать знания детей о родном детском саде. Воспитывать дружелюбие. Понимание. | Фотографии старых детских садов. |
2. | «Мой дом». | Познание. Художественно-эстетическое (рисование.) | Закреплять понимание ценности домашнего очага для ребенка. Продолжать Воспитывать в детях духовно-нравственные ценности. | Фотографии своего дома. | |
3. | «Моя семья» | познание | Закрепление понимания ценности домашнего очага .Продолжать воспитывать в детях духовно-нравственные ценности. | Семейные фотографии. | |
4. | «Родная семья» | рисование | Закрепление понимания значения семьи, формирование эталонов поведения в семье. | Семейные фотографии. | |
Н О Я Б Р Ь | 3 Блок 1. | Родная природа «Осенние приметы» | Художественно-эстетическое развитие. (Рисование) | Развитие у детей интереса к родной природе, ее красоте, побуждать эстетические чувства. | ИКТ, картины осеннего пейзажа, осенние листочки. |
2. | «Осень на участке» | Познание. (Ознакомление с окружающим миром.) | Продолжать развивать интерес и любовь к родной природе, наблюдательность. | Целевая экскурсия. | |
3. | «Как дикие животные готовятся к зиме» | Познание. (Ознакомление с окр. миром.) Худ. Эстетическое развитие. | Знакомство с животными родного края, любовь к обитателям леса. | Иллюстрации животных нашего края. пластилин, игрушка – зайчик. | |
4. | «Перелетные птицы нашего края» | Познание.(Ознакомление с окружающим.) | Продолжать знакомить с перелетными птицами нашего края. | ИКТ. | |
5. | «Зимующие птицы нашего края» | Расширение знаний о зимующих птицах, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам. | ИКТ., иллюстрации птиц. | ||
Д Е К А Б Р Ь | 4 Блок 1. | «Родные люди» «День матери» | Познание. Речевое развитие. | Продолжать знакомить с праздниками башкирского народа. | ИКТ |
2. | «В гостях у подруги» | Речевое развитие | Познакомить детей с правилами башкирского гостеприимства: при встречи поздороваться, пригласить в дом, предложить угощение. | Куклы, мебель, посуда. | |
3. | «В гости бабушка пришла» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей правилами башкирского гостеприимства: чем старше гость, тем почетнее. | Кукла-бабушка, посуда. | |
4. | «Накроем новогодний стол к обеду» | Речевое развитие. | Актуализировать знания детей о определенных предметах посуды, Формировать представления о ее функциях. | Мебель, посуда, куклы. | |
Я Н В А Р Ь. | 5 Блок 1. | Национальная одежда башкир. «Бабушкин сундук» | Речевое развитие. | Формировать знания детей об одежде башкирского народа. | Сундук, предметы одежды. |
2. | «Айгуль в национальной одежде» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей национальными костюмами. | Сундук, башкирская национальная одежда. | |
3. | «Рассматривание полотенца, коврика. | Речевое развитие. | Формировать знания детей о башкирских узорах и орнаменте. | Баш. Полотенце, коврик. | |
Ф Е В Р А Л Ь | 6 Блок 1. | В гостях у сказки. Рассказывание сказки «Лиса-сирота» | Речевое развитие. | Познакомить детей с башкирской сказкой, выделять отрицательных и положительных героев сказки, наделять их характерными чертами. Воспитывать интерес к фольклору. | Игрушка-лиса, сказка, иллюстрации к сказке. |
2. | «Как собака нашла себе хозяина» | Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. | Формировать умение воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы ; различать части текста, понимать переносное значение слов и словосочетаний. | Альбом, карандаши. | |
3. | «Доброе дело не забывается» | Речевое развитие.(развитие речи) | Дать детям представления о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, способствовать осмыслению значений пословиц. Воспитывать доброту, трудолюбие. | Иллюстрации к сказке. | |
4. | Театрализованная деятельность по б.н.сказке «Шумбай» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новой сказкой, формировать у детей навыки внимательного прослушивания литературных произведений. | Иллюстрации к сказке. | |
М А Р Т | 7 Блок | Если бы я был пчеловодом. | |||
1. | Беседа: «Труд пчеловода». | Речевое развитие. (Развитие речи) | Дать детям первоначальное представление о труде пчеловода: пчеловоды разводят пчел, собирают мед .Воспитывать уважение к человеку труженику. | ИКТ, иллюстрации к беседе. Картина А.Ситдиковой «Урожайный год. Пасека». | |
2. | Рассказывание сказки «Медведь и пчелы». | Речевое развитие. (развитие речи). | Формировать навыки детей понимать образное содержание и идею сказки: воспитание уважения к старшим, воспитание трудолюбия. | Иллюстрации к сказке. | |
3. | Чтение рассказа Г.З. «Пчелиный доктор». | Развитие речи. Художественно-эстетическое развитие. | Продолжать знакомить детей трудом пчеловода. Воспитывать уважение к профессии пчеловод. | Картина «Пасека» атрибуты одежды пчеловода. | |
4. | Заучивание стихотворения «Пчела». | Речевое развитие. | Формировать у детей умение интонационно передавать содержание стихотворения. | Игрушка-пчела. | |
5. | П\И. «Медведь и пчелы» | Физическая культура. | Закреплять знания детей о пчелах. | Маски. | |
А П Р Е Л Ь |
8 Блок | Традиционные блюда и напитки башкирского народа. | |||
1. | «Пища древних башкир» | Познание. (Ознакомление с окружающим миром). | Познакомить детей с пищей древних башкир. | Иллюстрации к теме. икт. | |
2. | «Традиционные напитки башкирского народа». | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей напитками башкирского народа. | Посуда. | |
3. | С\Р. Игра «Кафе-бар» | Художественно-эстетическое развитие. (Музыка). | Формировать знание детей о национальных блюдах и напитках башкирского народа. | Посуда. Куклы. | |
4. | «Хлеб – всему голова». | Уточнить, расширить знания детей о труде хлеборода. | |||
5. | «Науруз» | Худ. эстетическое развитие (музыка). | Познакомить детей с башкирским праздником и обычаями башкирского народа. | Икт. | |
М А Й. | 9 Блок | Праздники, обычаи башкирского народа. | |||
1. | «Народные праздники». | Познание. | Дать детям познавательные сведения о башкирских народных праздниках. Развивать интерес к народной культуре. | Иллюстративный материал о башкирских праздниках. | |
2. | «Праздник - курая». | Художественно-эстетическое развитие. (Музыка) Речевое развитие. | Формировать знания детей о башкирских музыкальных инструментах. | Курай. | |
«Грачиная каша». | Художественно-эстетическое развитие.(Музыка) | Познакомить детей с башкирским праздником, традициями. | Икт. | ||
3. | «Я Родину свою познаю» | Познание. Речевое развитие. | Выявить знания детей о пройденном материале. | Иллюстрации по пройденным темам. | |
4. | Экскурсия в музей детского сада | Познание. | Повторение пройденного. | ||
5. | «Сабантуй». | Художественно-эстетическое развитие. (музыка) Физическое развитие. | Продолжать знакомить детей с праздниками и обычаями башкирского народа. Создать радостную обстановку. | Музыка, конфеты, призы, баш.нац. костюмы. |
3.4. Методическое обеспечение программы
1. В.А. Кузнецова «Аксаковские тропки»
2.Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан»\ Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.-Уфа,2008.-100с.
3.Р.Х.Гасанова «Я Родину свою хочу познать»
4. Л.Н.Гасанова, Р.Х.Гасанова Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа.
5.Гасанова Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста.
6.Л.Н. Гасанова. Словесное творчество дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа.
7. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим. Изучение родного края
Ознакомление с окружающим.Изучение родного края ...
Изучение родного края
Мастер-класс "Формы и методы работы с детьми по изучению родного края"...
Изучение родного края с помощью многофункционального развивающего макета «В гостях у бабушки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10344182","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"850","style":"height: 300px; width: 400px;","width":"1280"}}]]Процесс познания на...
Изучение родного края. Город Новосибирск.
В данной работе раскрываются цели и задачи изучения родного края.Она включает в себя перспективное планирование по формированию представлений о родном городе,планируемые результаты, формы работы с дет...
Презентация "Совместная деятельность родителей и детей по изучению родного края"
Презентация к проекту "Край, в котором мы живём"...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края средствами музейной педагогики
Музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды,...
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....