Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_rodnoy_kray.docx68.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РОДНОЙ КРАЙ»

        

Разработчик: Е.Е. Попова

        воспитатель первой

        квалификационной категории

        МДОУ детский сад «Огонёк»

п. Космынино

2017

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………….3

Цели и задачи реализации Программы ……………………………………………………………4

Принципы и подходы к формированию Программы …………………………………………….4

Значимые характеристики для разработки и реализации  Программы …………………………5

Национально-культурные, демографические, климатические характеристики ………………..7

Планируемые результаты освоения парциальной образовательной Программы ………………8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности …………………………………………………………8

Перспективный план работы по программе «Родной край» ……………………………………..9

Интеграция с образовательными областями ……………………………………………………..14

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы  ……….15

Способы и направления поддержки детской инициативы ……………………………………....16

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ……………………………………….17

Особенности взаимодействия с социумом ………………………………………………………..18

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ……………………………..18

Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий ……………………19

Организация развивающей предметно-пространственной среды ………………………………19

Кадровое обеспечение Программы ………………………………………………………………..21

Материально-техническое обеспечение Программы …………………………………………….21

Научно-методическое обеспечение Программы …………………………………………………21

Краткая презентация  Программы …………………………………………………………………22

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «Родной край» является программой краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Актуальность программы заключается в том, что в период дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Любовь к своему дому, к своему детскому саду, посёлку, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Программа составлена на основе нормативных законодательных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

Цели и задачи реализации Программы

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, к прекрасному, к миру природы и труду, воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • Расширять представления о родном посёлке, его достопримечательностях, расположении улиц и их названиях, о народных промыслах Костромского края, об истории родного края.
  • Способствовать развитию интереса к родному краю, посёлку, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
  • Знакомить детей с культурой, традициями, обычаями народов различных национальностей.
  • Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.
  • Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим, трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам.

Принципы и подходы к формированию Программы

 

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых

- принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип последовательности и систематичности;

- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса -  создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка.

Программа сформирована на основе следующих подходов:

- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе;

- деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы;

- компетентностного подхода, при котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем;

- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Значимые характеристики для разработки и реализации  Программы

Программа по ознакомлению детей  дошкольного возраста с родным краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой Родины».

Большинство детей, посещающих детский сад и члены их семей – это коренные жители посёлка. Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Перед педагогами дошкольного образовательного учреждение встаёт вопрос: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, воспитать чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего края, как вызвать интерес к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм.

Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных условиях.

Возрастные характеристики детей 5- 7 лет при освоении содержания программы

5-6 лет

6-7 лет

В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; называет достопримечательные места посёлка, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в районе детского сада; может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада в пространстве.

Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада, имеют общие представления об истории своего посёлка, символике, традициях родного края,  знают и называют национальности проживающие в поселке, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения.

 

Национально-культурные, демографические, климатические характеристики

Природные и экологические особенности:

  • Город Кострома и Костромская область расположены на великой Русской равнине, почти в центре Европейской части России;
  • Костромская область граничит с Ярославской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Кировской областями;
  • Муниципальное образование муниципальный район город Нерехта и Нерехтский район находится на юго-западе Костромской области;
  • На территории города Костромы и области много рек и озёр, населённых рыбой;
  • Костромская область богата заповедными и живописными местами, богата историческим и культурным наследием, имеет развитую инфраструктуру, промышленность, сельское хозяйство;
  • На территории Костромской области много лесов, населённых разнообразными животными, птицами, насекомыми.

Климатические условия:

  • Умеренные (холодная продолжительная зима, короткое лето);

Национально - культурные и этнокультурные особенности:

  • Население многонациональное

Культурно – исторические особенности:

  • На территории муниципального образования находится древнее славянское поселение XII, обнаруженное при раскопках;
  • Среди городов Костромской области Нерехта выделяется высокой сохранностью исторической городской застройки;
  • Среди известных уроженцев Нерехтского района можно выделить: Д.К. Беляев – крупный советский генетик, Н.К. Бошняк – русский мореплаватель, В.И. Всеволодов - ветеринарный врач, Н.И. Дементьев – советский разведчик, А.А. Новиков – Главный маршал авиации, Е.А. Дьяконова – русская писательница.

Промышленность:

  • Механический завод (автозапчасти);
  • Завод керамических материалов (кирпич, декоративны облицовочные плитки);
  • Завод железобетонных изделий;
  • Производство мебели;
  • Производство швейных и трикотажных изделий
  • Ювелирные пр6едприятия

Планируемые результаты освоения парциальной образовательной Программы

Старшая группа

Подготовительная группа

Знают социокультурные учреждения посёлка, краткую историю возникновения и развития своего посёлка.

Знают некоторые народности, населяющие край.

Имеют представления об их быте и условиях проживания.

Знают сказки, легенды, обычаи народа. Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы.

Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений.
Знают условия обитания и приспособления к ним животных. Знают обитателей местной  флоры и фауны.

Знают о многочисленных народностях, особенностях их культуры.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях.

Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

Знают социокультурные учреждения посёлка, историю возникновения и развития родного края, могут показать город на карте.

Имеют представления о геральдике.

Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники, традиционные занятия.

Имеют представления о национальной одежде.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором (сказки, загадки пословицы, приметы), знают народные инструменты.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания.

Знают разнообразие растительного мира: лиственница, клюква, смородина. Знают лекарственное и промышленное значение растений – заготовка ягод, лекарственные растения.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни

животных.

Имеют представления о разнообразии мира животных.

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности

Образовательная деятельность по реализации содержания программы строится на основе тематического перспективного планирования. Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов может варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.

Перспективный план работы по программе «Родной край»

Старшая группа

Период

Тема

Программные задачи

Формы, методы, средства

СЕНТЯБРЬ

 Кто я

Закреплять представления детей о родственных связях. Воспитывать  привязанность ребёнка к семье, углублять представления о семье, о том где работают родители. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей. Приобщать к различным национальным культурам

Ознакомление с окружающим: Приглашение к путешествию.

Познаю себя: Кто я?

ОКТЯБРЬ

Родная страна

Мой любимый посёлок

Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, памятных местах, уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что ты – житель своего посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.

Рассказ воспитателя с использованием мультимедиа.

Целевая прогулка: «Мой дом»

Рисование «Золотая осень в нашем посёлке».

П/и: «Замри», «Жмурки», «Баба – Яга – костяная нога»

Д/и: «Откуда хлеб пришёл», «С какого дерева листок»

С/р: « Путешествие по улице»

НОЯБРЬ

Путешествие по родной Земле

Знакомство с географической картой Костромской области

Дать понятие о рельефе Костромской области, развивать умение ориентироваться по карте, находить некоторые города, познакомить с растительным и животным миром. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, умение вести себя по отношению к природе: не ломать деревья и кусты, не оставлять в местах отдыха мусор.

Путешествие по карте Костромской области.

Ознакомление с окружающим: «Дом, в котором ты живёшь»

Ручной труд: «Зайчик на полянке».

Д/и: «Назови (найди) по описанию» (комнатные растения), «По земле, по воде, по воздуху»

П/и: «Лиса и козы»

С/р: «Транспорт», «Путешествие в другую страну»

ДЕКАБРЬ

Путешествие зимы

Знакомство с растительным и животным миром Костромской области

Продолжать знакомить детей с растительным и животным миром Костромской области, расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях, расширять знания детей о растительном  и животном мире. Продолжать   воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов.

Моя математика: «Большие и маленькие»,

Ручной труд:

 «Ёлка (объёмная)»

П/и: «Затейники», «Охотники и зайцы», «Волк во рву».

Д/и: «Дикие животные», «Домашние животные», «Ассоциации».

С/р «Экскурсоводы»

ЯНВАРЬ

Кто я

Зимующие и перелетные птицы Костромской области

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, об особенностях их поведения, их взаимоотношений; способствовать проявлению интереса к семейным делам; содействовать становлению способов бесконфликтного поведения в семье.

Уточнить представления детей о зимующих и перелетных птицах смешанных лесов, условиях их жизни; роли человека в жизни зимующих птиц.

Познаю себя: «Моя родословная»

Ч/х-л «Кто кому кто?»

Беседа о зимующих и перелетных птицах.

Рисование «Как розовые яблоки, на ветках снегири».

Викторина «Что ты знаешь о птицах?».

П/и: «Два мороза», «Гори, гори ясно!», «Воевода с мячом»

Д/и: «Найдите и покормите птиц», «Каждую птицу на своё место»

С/р «Детский сад», «Почта»

ФЕВРАЛЬ

Столица России

Защитники Отечества

Познакомить детей со столицей нашей Родины - Москва.  Учить находить город на карте.

Рассказ о защитниках Отечества

Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Беседа «Наша Армия»

Конструирование военной техники

Игра – соревнование «Сильные и ловкие»

Ручной труд Изготовление подарков для пап.

МАРТ

Знакомство с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край

Познакомить детей с народно-прикладным искусством народов, населяющих наш край. Дать представление о традициях костромского быта, воспитывать интерес к произведениям народного искусства

Посещение мини-музея быта.

Рисование «Украсим костюмы».

Изготовление подарков для мам

АПРЕЛЬ

Откуда хлеб пришел?

.

Космонавты

Формировать представление о хлебе как о ценном пищевом продукте, без которого люди не могут обходиться, о процессе выращивания и изготовления  хлебобулочных изделий, их разнообразии, о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к труду взрослых

(хлеборобов, пекарей и т.д), бережное отношение к хлебу.

Расширять представления детей о космических полетах, обобщить имеющиеся у них знания и представления о космосе. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин

Рассказ воспитателя с использованием видеоматериалов «Откуда хлеб пришёл»

Рисование «Богатый урожай».

Лепка «Калач», «Хлебобулочные изделия» (соленое тесто).

«Бабушкины пряники» (лепка из сдобного теста).

Рисование «Освоение космоса».

МАЙ

Наша  область в годы войны

Таланты  Костромского края(поэты, писатели, художники, известные люди)

Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Костромской областиг (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость.

Расширять знания детей о родном крае, интересных людях, живущих в нем. Знакомить с фольклорным, музыкальным и литературным наследием. Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание познавать и возрождать лучшие традиции родного края.

Рассказ с использованием слайдов и фотографий

Митинг на 9 мая.

Встреча с интересными людьми.

Чтение художественной литературы: наши писатели и поэты

Рисование «Подсолнухи»

Подготовительная группа

Период

Тема

Программные задачи

Формы, методы, средства

СЕНТЯБРЬ

История возникновения Костромской области

Продолжать знакомить с историческим прошлым Костромского края. Дать представления об основном населении. Расширять представления детей о предках, древних народах населявших Костромскую область. Продолжать знакомить с историей жизни народов, населяющих наш край, дать представление о возникновений имен и фамилий.

Рассказ воспитателя.

Ручной труд конструктивным способом «Лошадки и барашки».

ОКТЯБРЬ

Особый характер рельефа, животный и растительный мир Костромского края, знакомство с Красной книгой.

Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях. Познакомить с Красной книгой Костромской области. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Путешествие по картам и атласам.

Экспериментирование с художественными материалами «Пернатые, мохнатые, колючие».

НОЯБРЬ

Климатические условия (фактор экологического развития), почве, полезные ископаемые

Познакомить с видами почв (чернозем, суглинистые, песчаные). Дать представление о климатических условиях. Через эксперименты с почвой закреплять представления о ее свойствах. Дать понять о полезных ископаемых: стройматериалы, горючие ископаемые соль, песок, камень, известь, цемент). Развивать познавательные способности. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание беречь и приумножать его богатства.

Путешествие по картам.

Рассказ воспитателя с использованием мультимедийной установки. Проведение опытов по выявлению свойств почвы и полезных ископаемых.

ДЕКАБРЬ

Санатории и  профилактории Костромской области и Нерехтского района

Познакомить с санаторием - профилакторием. Рассказать об их значении в укреплении здоровья людей.

Беседа с использованием видеослайдов, буклетов.

Аппликация «Наш город»                        

Рисование «Деревья в нашем парке».

ЯНВАРЬ

Рождественские посиделки.

Храмы Нерехты

Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обрядами. Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления детей о духовном наследии. Воспитывать любовь к своей Родине.

Беседа с использованием видеослайдов.

Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества».

Ручной труд «Ангел».

ФЕВРАЛЬ

Масленица

Продолжать знакомить детей с народными праздничными обрядами, упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания.

Развлечение «Масленица широкая».

Наблюдение за трудовым процессом-выпечкой блинов.

МАРТ

Развитие промышленности и ремёсел на Костромской земле

Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа  в прошлом и настоящем. Поддерживать интерес детей к прошлому и настоящему.

Ручной труд «Лоскутное одеяло».

Экспериментирование с фольгой – «Наша кузница».

Плетение из лент - коврик «Солнышко».

АПРЕЛЬ

Праздник Пасхи в области.

Продолжать знакомить детей с народными праздниками.

Духовно обогащать детей через участие в народных праздниках, поддерживать интерес к прошлому и настоящему. Расширять представления о духовном наследии.

Беседа: Знакомство с элементами росписи пасхальных яиц.

Ручной труд «Пасхальный голубок».

МАЙ

Наша  область в годы войны

«Костромской край – ты наша Родина».

Формировать представление дошкольников о событиях Великой Отечественной войны, военных действиях, защитниках. Познакомить с помощью фотографий и видео слайдов с памятными местами Костромской областиг (Вечный огонь, мемориал, памятник солдату – освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу. На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории, патриотические чувства, гордость.

Уточнить, расширить и закрепить знания детей об Костромской  области. Продолжать знакомить детей с развитием в наши дни, его достижениями и богатствами, городами и селами. Активизировать познавательную деятельность ребенка, умение понимать непрерывную связь «прошлое-настоящее».

Рассказ с использованием слайдов и фотографий

Митинг на 9 мая.

КВН «Знатоки природы».

Тестопластика «Румяные заплетушки».

Конструирование из проволоки «Соломенный бычок».

Интеграция с образовательными областями

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАДАЧИ:

Познавательное развитие

- дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире;

- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного края (достопримечательностями, памятниками);  

формировать бережное отношение к природе родного края

- дать представление о культуре народов разных национальностей;

- познакомить с промыслами родного края

Художественно – эстетическое развитие

- знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам;

- учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах продуктивной деятельности;

- знакомить с народными промыслами родного края

Социально - коммуникативное развитие

- воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного края;

- воспитывать уважение и толерантное отношение к людям другой национальности;

- воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду и его результатам.

Физическое развитие

- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку  через подвижные игры и забавы Костромского края.  

Речевое развитие

- развивать культуру речи;

- знакомить с писателями родного края, Костромской области, их творчеством;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы).

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Утренняя гимнастика

Подвижные игры

Тематические беседы

Чтение

Слушание музыкальных произведений

Рассматривание репродукций местных художников

Наблюдения:

целевые,

долгосрочные,

краткосрочные.

Игры:

ролевые,

театрализованные

дидактические,

сюжетно-ролевые,

настольно – печатные.

Чтение

Познавательно-исследовательская деятельность

Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные.

Продуктивные:

коллаж,

фотовыставки, выставки творческих работ

вернисаж.

Наблюдения

Игры

Праздники

Развлечения

Досуги

Забавы

Коллекционирование

Организация тематических выставок

Интегрированная деятельность

Чтение

Физкультурные занятия

Моделирование

Просмотр видео

Организация игровой деятельности:

Сюжетно-ролевая игра

Игры-драматизации

Настольно-печатные

Рассматривание альбомов, коллекций

Подвижные игры

Консультации,

Семинары,

Беседы,

Семинар -практикум,

Круглый стол,

Родительский клуб

Организация выставки,  мини-музея

Совместное посещение музея, театра

Проектная деятельность

Коллекционирование

Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ

Совместные праздники и развлечения

Формы организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.

При реализации Программы используются вариативные методы работы с детьми дошкольного возраста:

  • информационно-рецептивный, который позволяет сократить путь передачи информации;
  • репродуктивный метод основан на многократном повторении ребёнком информации или способа деятельности;
  • проблемный метод (метод проблемного изложения), где педагог ставит проблему и показывает путь её решения;
  • частично-поисковый, где проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
  • исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

При реализации Программы используются различные средства работы с детьми дошкольного возраста:

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия), аудиовизуальные (для слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, невозможные) и др.

Способы и направления поддержки детской инициативы

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка),
  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Для эффективной реализации Программы необходимо:

- установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений;

- взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности;

- деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы;

- определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.

Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, консультативно – информационную работу.

МЕРОПРИЯТИЯ

ДАТА

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Анкетирование с целью выявления интереса родителей к краеведению

Сентябрь

Воспитатели

Оформление информационного стенда: памятки, буклеты

В течение года

Воспитатели

Оказание консультационной помощи родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем

В течение года

Воспитатели

Помощь родителям по созданию предметно - развивающей среды в семье

В течение года

Воспитатели

Совместный просмотр презентаций и видеороликов по тематике вместе с родителями

В течение года

Воспитатели

Участие в совместных праздниках, выступлениях, конкурсах

В течение года

Воспитатели

Создание мини – книг, макетов по темам

В течение года

Воспитатели

Особенности взаимодействия с социумом

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.

Партнёры ДОУ

Формы взаимодействия

МОУ Космынинская СОШ

Совместные мероприятия, развлечения, праздники      

Дом культуры п. Космынино

Участие в концертах,  праздновании Дня села, Масленицы, участие в митинге на 9 Мая, посещение мини-музея «Русская изба»

Библиотека п. Космынино

Экскурсии, игры, беседы, выставка книг, участие в конкурсах

Администрация Воскресенского сельского поселения

Организация экскурсий по посёлку

Детская школа искусств

 п. Космынино  

Организация концертов для дошкольников с использованием русских народных инструментов, национальных костюмов разных национальностей, фольклора

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Опираясь на основные принципы Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, а именно: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста, в программе «Родной край» уделено внимание традиционным праздникам, событиям, мероприятиям и важное место отводится совместному проживанию русских традиционных праздников, а также национальных праздников, памятных для нашей Родины дней.

Соблюдение традиций, связанных со значимыми событиями в жизни людей, посёлка, связанных с памятью о добрых делах, способствует сплочению участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов), способствует появлению у них стремления объединиться и разнообразить свою жизнь, эмоционально её украсить, внести позитивные моменты в деятельность. Традиции помогают воспитанникам приобрести ценностные ориентации коллектива, способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия.

Культурно – досуговая деятельность предполагает освоение детьми мира культуры, приобщение к миру прекрасного. Побудительными моментами для организации и участия в культурно-досуговой деятельности служат культурные потребности личности в познании, творчестве, общении, общественной деятельности, спорте, различного рода игровых занятиях. Досуг как деятельность предназначен для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.

Примерный перечень традиционных событий, праздников, мероприятий.

Тематика праздников

 и развлечений

Срок проведения

Ответственные

Праздник Осени

Сентябрь

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

День народного единства

Ноябрь

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

Рождество

Январь

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

День Защитника Отечества

Февраль

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

8 Марта

Март

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

Масленица / Пасха

Апрель

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

День победы

Май

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

День семьи / День России

Июнь

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

День Российского флага

Август

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Цели и задачи программы «Родной край» подразумевают создание определённой развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. В групповых помещениях и на территории детского сада могут быть созданы уголки или центры краеведения. Материалы и оборудование каждого уголка или центра должны соответствовать общим требованиям к созданию развивающей предметно-пространственной среды и санитарно-гигиеническим требованиям. Наполняемость уголка или центра осуществляется педагогами в соответствии с тематикой определённого периода и предполагает сменяемость, материалы должны соответствовать возрасту детей данной возрастной группы.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию дополнительной Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
  • двигательную активность;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды.

Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а  разнообразный материал -  альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует активность детей.

 Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.  

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования

Рекомендуемое общее содержание уголка или центра (варьируется в зависимости от возраста детей и тематики периода:

  • государственная символика (герб, флаг России; герб города Нерехта, Костромской области);
  • подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративно-прикладного искусства;
  • подобраны народные игры;
  • картотека дидактических игр;
  • для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.);
  • художественная литература;
  • для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей;
  • костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений;
  • собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей.

                                 Кадровое обеспечение Программы

Содержание программы реализуется педагогическим коллективом детского сада.

Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями.

Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края.

Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:

  • определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.

Научно-методическое обеспечение Программы

Перечень программ и технологий

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Перечень пособий

  • «Знакомство детей с русским – народным творчеством» Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.Г. Куприна
  • «С чего начинается Родина?» Л.А. Кондрыкинская
  • «Мы живём в России»  Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
  • «Социально-нравственное воспитание»  И.Ф. Мулько
  • «Социально-нравственное воспитание» Р.С. Буре
  • «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко
  • «Календарные и народные праздники в детском саду» Г.А. Лапшина
  • «Россия» наглядное пособие для бесед с детьми
  • «Города России» В.О. Никишин
  • «Наша Родина – Россия» А.В. Клюшкин
  • Наглядно – дидактическое пособие (деревья и листья, насекомые, птицы, животные средней полосы и т.п.)
  • Интернет ресурсы.

Мониторинг освоения детьми дополнительной образовательной программы «Родной край»

Цель: Определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, к прекрасному, к миру природы и труду, воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • Определить степень освоения ребенком содержания программы.
  • Выявить индивидуальные особенности развития ребенка и наметить при необходимости индивидуальный подход образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала личности.

Методы:

  • Игровые задания
  • Беседы
  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Анализ продуктов деятельности

Перспективы и направление деятельности педагога:

  • проследить динамику развития каждого ребенка;
  • определить цели и задачи работы на следующий год;
  • организовать условия для самостоятельной деятельности детей;
  • способствовать развитию детского творчества.

Оценивание по бальной системе:

Сформирован – 3 балла;

В стадии формирования – 2 балла;

Не сформирован – 1 балл

Старшая группа

Критерии

Знают социокультурные учреждения посёлка

Знают некоторые народности, населяющие край.

Имеют представления об их быте и условиях проживания

Знают традиционные занятия коренного населения, промыслы.

Знают условия произрастания растений, знают разнообразие растений.  

Знают условия обитания и приспособления к ним животных

Знают обитателей местной флоры и фауны.

Знают о многочисленных народностях, особенностях их культуры.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

                                                       СРЕДНИЙ БАЛЛ

                                                    СФОРМИРОВАНО

В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ

НЕ СФОРМИРОВАНО

Подготовительная к школе группа

Критерии

Имеют представления о погоде, сезонных изменения в природе

Знают элементарные правила экологически грамотного поведения в природе.

Знают социокультурные учреждения посёлка, историю возникновения и развития родного края

Имеют представления о геральдике.

Могут назвать малочисленные народности, знают особенности быта, обычаи, праздники

Имеют представления о национальной одежде.

Имеют представления о толерантном отношении к людям другой национальности.

Имеют представление о народных промыслах, о народных традициях. Знакомы с фольклором, знают народные инструменты.

Знают условия произрастания растений и зависимость внешнего вида растений от условий и места обитания.

Знают разнообразие растительного мира: лиственница, клюква, смородина.

Знают условия обитания и зависимость внешнего вида животных от условий и мест обитания. Знают некоторые особенности поведения и образа жизни животных.

Имеют представления о разнообразии мира животных.

СРЕДНИЙ БАЛЛ

СФОРМИРОВАНО

В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ

НЕ СФОРМИРОВАНО

Краткая презентация Программы

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем МДОУ детский сад «Огонёк» предназначена для детей  от 5 до 7 лет. Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности  детей, обучающихся по дополнительной программе.

Реализация программы осуществляется на русском языке и строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.

Особенности взаимодействия участников образовательных отношений

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности, прививали любовь к малой родине, бережное отношение к труду. Однако без тесного взаимодействия учреждения с семьёй решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями является: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.

Для эффективной реализации Программы необходимо:

- установление субъект – субъектных отношений всех участников образовательных отношений;

- взрослые и дети – партнёры по совместной деятельности;

- деятельностный принцип организации образовательного процесса – образование через организацию различных видов деятельности детей – является одним из главных способов развития детской инициативы;

- определение характера взаимодействия взрослого и ребёнка как партнёрские отношения. Взрослый вместе с детьми – участник деятельности. Характер взаимодействия взрослого и ребёнка выступает главным условием поддержки детской инициативы в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий. Программа адресована ...

Программа дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленность «Мы жители Севера»

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания ос...

Дополнительная образовательная программа "Родной край" (ДДТ г. Сосногорска)

Я два года работала с детьми нашего ДОУ в качестве педагога дополнительного образования.  Мне нравится эта тема. Детям тоже было интересно....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Свой край люби и знай »

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Свой край люби и знай »МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №5»...

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет

Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение".  Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Много лет живут бок о бок люди разных национальностей в содружестве. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране, республике, краю и одновременного взаимоув...