Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" для детей 5-7 лет
рабочая программа по теме

Изгарская Светлана Владимировна

Дополнительная образовательная программа "Край родной, навек любимый" предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий. Программа адресована педагогам дошкольных учреждений. Цель данной программы - это формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у старших дошкольников, формирование гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kray_rodnoy.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»

дополнительная образовательная программа

для детей 5 – 7 лет

срок реализации дополнительной

образовательной программы 2 года

                                                             Автор: воспитатель

     Изгарская  Светлана Владимировна

село Челно-Вершины, 2014 год

УДК 37

ББК 74

И

Рецензенты:

 д.п.н., профессор кафедры «Педагогики и методик преподавания» Тольяттинского государственного университета И.В. Руденко;

 к.п.н., директор МБУ СОШ № 70 О.Б. Жигулёвцева.

 

 Изгарская, С.В. Край родной, навек любимый: дополнительная образовательная программа / С.В. Изгарская // – Тольятти: Издательство ТГУ, 2014. – 42 с.: обл.

Дополнительная образовательная программа «Край родной, навек любимый» предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет. Содержит учебно-тематический план, формы занятий, их методическое обеспечение.

Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Рекомендовано к изданию педагогическим советом ГБОУ СОШ с. Челно-Вершины СП детский сад «Ромашка».

ISBN                                                        © Оформление, Издательство                                     Тольяттинского Государственного

                                                                                     Университета, 2014 г.        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» подчёркнута необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.  В проекте Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» также указывается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. В соответствии с этим документом основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны, формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Программа «Край родной, навек любимый» составлена в соответствии с Государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Отличительной особенностью данной образовательной программы является интегрирование  всех видов деятельности.

Вид программы: модифицированная.

Цель программы: формирование и развитие патриотических чувств к родному краю у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу, к культурному наследию своего народа, к природе родного края;

-  воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Срок реализации программы: 2 года (дети 5-7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.

Программа разработана с учетом реализации в дошкольном учреждении всех доступных видов деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, проектная деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социально-преобразующая деятельность, трудовая  деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность.

В программе отражены различные формы работы с детьми и родителями: занятия-путешествия, экскурсии, вечера памяти, встречи с ветеранами войны, акции, составление летописи, праздники, игры, выпуск литературных газет, конкурсы рисунков, стихов, викторины, КВН, родительские собрания.

Портрет идеально воспитанного дошкольника в  результате  реализации  программы «Край родной, навек любимый»: любящий  свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Результаты работы по программе «Край родной навек любимый» у дошкольников изучаются с помощью методики Т.М. Масловой «Незаконченное предложение» с целью определения уровня патриотического воспитания дошкольников по конгитивно-интеллектуальному критерию.

Учебно-тематический план

Название

разделов и тем

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводная беседа. Вступление.

Раздел 1. Я и моя семья.

1.1. Моё имя.

1.2. Мои родители.

1.3. Моя родословная.

1.4. Семейные традиции.

1.5. Семейные праздники.

1.6. Мои обязанности в семье.

1.7. Профессии моих родителей.

1.8. Я горжусь своим предком.

1.9.  Защита проекта «Я и моя семья».

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Раздел 2. Я и мой детский сад.

2.1. Мои права и обязанности.

2.2. История моего детского сада.

2.3.  Первый заведующий и первые воспитатели.

2.4. Знаменитые выпускники нашего сада.

2.5. Традиции детского сада.

2.6.  Защита проекта «Я и мой детский сад».

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

3

Раздел 3.  Я и мой родной край.

3.1. Мой край на карте России.

3.2. История моего края.

3.3. Растительный и животный мир родного края.

3.4. Красная книга родного края.

3.5. Уникальные природные объекты.

3.6. Народы моего края.

3.7.  Моё село.

3.8. Кем и чем славно моё село.

3.9.  Моя улица и мой дом.

3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Раздел 4.   Россия – Родина моя.

4.1.  Наша Родина.

4.2. Россия – многонациональное государство.

4.3.  Россия в сказках.

4.4. Символы земли русской.

4.5. Государственная символика России.

4.6. Российская конституция.

4.7. Защитники Отечества.

4.8. Грозные годы войны.

4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».

Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

ИТОГО: 72

35

37

Содержание программы

Вводная беседа. Вступление.

Раздел 1.  Я и моя семья.

Тема 1.1.  Моё имя.

Теоретическая работа: значение имени, история возникновения имён и фамилий, святые с моим именем, именины.

Самостоятельная работа: работа со сборником имён.

Тема 1.2.  Мои родители.

Теоретическая работа: понятие родители, их социальная роль в семье, история знакомства родителей.

Практическая работа: рисунок родителей.

Самостоятельная работа: разучивание песен, стихов о мамах и папах.

Тема 1.3.  Моя родословная.

Теоретическая работа: знакомство с понятиями генеология, родословная, род, родственники, поколение, потомки, предок.

Практическая работа: знакомство с собственной историей (семьи, рода), степени родства в семье, составление “ленты времени” своей жизни.

Самостоятельная работа: составление родословного древа, вместе с родителями разработка своего фамильного герба, подбор семейного девиза.

Тема 1.4.  Семейные традиции.

Теоретическая работа: знакомство с понятием традиции, традиции в сказках и рассказах.

Практическая работа: рассказ на тему «Наши семейные традиции».

Самостоятельная работа: сочинение-рассуждение на тему: «Какие новые традиции можно ввести в моей семье?».

Тема 1.5.   Семейные праздники.

Теоретическая работа: понятие семейные праздники, примеры семейных праздников.

Практическая работа: составление перечня праздников в своей семье.

Самостоятельная работа: организация  праздника семейного отдыха.

Тема 1.6.    Мои обязанности в семье.

Теоретическая работа: беседа об обязанностях детей в семье, их распределение.

Практическая работа: графическое изображение своих обязанностей.

Самостоятельная работа: подбор песен, стихов, рассказов.

Тема 1.7.   Профессии моих родителей.

Теоретическая работа: понятие профессии, значение, место работы.

Практическая работа: презентация доклада на тему «Профессии моих родителей».

Самостоятельная работа: поиск информации, беседа с родителями, подготовка презентации на тему «Профессии моих родителей».

Тема 1.8.   Я горжусь своим предком.

Теоретическая работа: знакомство с биографией своих предков.

Практическая работа: посещение и помощь пожилым людям.

Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своём предке.

1.9.  Защита проекта «Я и моя семья».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 2.  Я и мой детский сад.

Тема 2.1.  Мои права и обязанности.

Теоретическая работа: установление в классе правил, нравственных норм, определяющих отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.

Практическая работа: диспут на тему «Мои права и обязанности в детском саду».

Самостоятельная работа: семейное знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.

Тема 2.2.  История моего детского сада.

Теоретическая работа: знакомство с историей детского сада.

Практическая работа: конкурс рисунков «Мой детский сад в будущем».

Самостоятельная работа: рассказ на тему: «Что мне нравится в детском саду?».

Тема 2.3.  Первый заведующий и первые воспитатели.

Теоретическая работа: виртуальное знакомство с первым заведующим и воспитателями (презентация).

Практическая работа: конкурсы на лучшее поздравление с Днем Дошкольного работника.

Самостоятельная работа: стихотворения поздравления с Днем Дошкольного работника.

Тема 2.4.  Знаменитые выпускники нашего сада.

Теоретическая работа: виртуальное знакомство со знаменитыми выпускниками моего сада.

Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению стенгазеты «Знаменитый выпускник нашего сада».

Самостоятельная работа: изготовление подарка, сочинение стихотворения, написание письма.

Тема 2.5.  Традиции детского сада.

Теоретическая работа: традиции сада, традиции группы.

Практическая работа: коллективное творческое дело по составлению сборника «Традиции детского сада».

Самостоятельная работа: поиск информации для сборника.

Тема 2.6.  Защита проекта «Я и мой детский сад».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 3.  Я и мой родной край.

Тема 3.1. Мой край на карте России.

Теоретическая работа: города и села Самарской губернии на карте области, представление о территории области, городах и поселках. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Практическая работа: работа с картой России, чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.

Самостоятельная работа: работа с картой России.

Тема 3.2. История моего края.

Теоретическая работа: История Самарской губернии. Самарская область в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа: просмотр документального фильма, чтение и работа с текстом стихов о родном крае.

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихов о родном крае.

Тема 3.3. Растительный и животный мир родного края.

Теоретическая работа: знакомство детей с одной из форм охраны природы — заповедниками, животный и растительный мир России, роль человека в охране природы, заповедники родного края - Жигулевский заповедник, представление о флоре и фауне области, разнообразие растений, значение растений в жизни человека, охрана растений, разнообразие животного мира, птицы нашего края, перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира.

Практическая работа: просмотр отрывков из документального фильма «Дикая природа России», загадки и ребусы о животных Жигулевского заповедника, работа над песней «Родные места»,экскурсия, викторина, отгадывание загадок, просмотр документальных фильмов.

Самостоятельная работа: рисование животного, которое соединяет в себе сразу несколько разных животных и отгадывание тех животных, которые спрятались в рисунке.

Тема 3.4. Красная книга родного края.

Теоретическая работа: Красная книга Самарской области (животные, растения, эндемики, реликты, зоологические памятники).

Практическая работа: отгадывание загадок, расшифровка ребусов, просмотр документального фильма.

Самостоятельная работа: работа с Красной книгой Самарской области  (библиотека, Интернет).

Тема 3.5. Уникальные природные объекты.

Теоретическая работа: природные памятники родного края. Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами.

Практическая работа: просмотр документального фильма, виртуальная экскурсия.

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом стихотворения о родном крае.

Тема 3.6. Народы моего края.

Теоретическая работа: народы Поволжья, религия, культура, быт.

Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах Поволжья, прослушивание народных песен.

Самостоятельная работа: поиск пословиц и поговорок народов Поволжья

Тема 3.7. Моё село.

Теоретическая работа: название села, история, символика, физико-географическая характеристика, интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении - старое и новое, изменения, происходящие на  глазах, стройки, разрушения, знакомство с вопросом "Как мы узнаем о прошлом?".

Практическая работа: экскурсия, прослушивание песен о родном селе.

Самостоятельная работа: сочинения, рассказы «Моё село в будущем».

Тема 3.8.  Кем и чем славно моё село.

Теоретическая работа: награды,  экономика, промышленность, машиностроение, спорт, наука, культура, архитектура и достопримечательности села, известные люди, связанные с селом.

Практическая работа: прослушивание песни о селе, чтение стихов о родном селе, виртуальная экскурсия.

Самостоятельная работа: подготовка фотовыставки.

Тема 3.9. Моя улица и мой дом.

Теоретическая работа: рассказ детей о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках, знакомство с названием улиц, расположением домов, историческими объектами на улицах, где проживают, интересными людьми, проживающими на этих улицах, знакомство с правилами поведения вне дома.

Практическая работа: рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении, экскурсии по улицам города, конкурс рассказов «Биография моей улицы».

Самостоятельная работа: подготовка рассказа «Биография моей улицы».

Тема 3.10. Защита проекта «Я и мой родной край».

Самостоятельная работа: разработка и подготовка проекта к защите.

Раздел 4. Россия – Родина моя.

Тема 4.1. Наша Родина.

Теоретическая работа: «Что стоит за ёмким словом «Родина». Необъятная Россия на карте мира. Москва - столица России. Стихи о России. Население России. Конституция Российской Федерации. Государственные символы.

Практическая работа: прослушивание песен о России, извлечение из них необходимой информации, прослушивание песен различных народов России, просмотр слайдов и фотографий Москвы, пейзажей русской природы.

Самостоятельная работа: поиск пейзажей русской природы.

Тема 4.2.  Россия – многонациональное государство.

Теоретическая работа: Россия — крупнейшее государство мира. Россия — великое многонациональное государство. Состав России. Народы России. Русский язык. Культура народов России.

Практическая работа: прослушивание и работа над текстом песни «Родина моя», просмотр и обсуждение мультфильма «МультиРоссия», просмотр и обсуждение документальных фильмов о народах России, прослушивание народных песен, исполнение песни «Моя Россия» (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой).

Самостоятельная работа: чтение и работа с текстом басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

Тема 4.3.  Россия в сказках.

Практическая работа: просмотр и обсуждение мультфильмов по сказкам народов России.

Самостоятельная работа: чтение сказок народов России.

Тема 4.4.  Символы земли русской.

Теоретическая работа: знакомство с вечными символами России - русским лесом, русской кухней, русским народным промыслом, русской косой, русским конем, русским оружием, «Кремлевскими чудесами», Большим театром.

Практическая работа: отгадывание загадок о русском лесе, русской кухне, прослушивание и работа над текстом песни «Русское чудо» в исполнении Л. Зыкиной, просмотр фильмов о Дымковской и Богородской  игрушках.

Самостоятельная работа: подбор и сочинение загадок о символах земли русской.

Тема 4.5. Государственная символика России.

Теоретическая работа: знакомство с государственной символикой Российской Федерации, ее функциями, значением символов и цветов в геральдике. Знакомство с историей возникновения первых гербов, с правилами создания гербов, с историей герба России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; знакомство с понятиями стяг, флаг, знамя, с историей возникновения первых флагов, значением цвета в геральдике, с историей флага России, его изменениями в разные периоды истории Российского государства; понятие гимн, история гимна Российского государства, его изменение в различные периоды истории.

Практическая работа: прослушивание и работа с текстом стихов о России, отгадывание загадок, викторина, работа с мозаикой, отгадывание кроссворда, прослушивание и работа с текстом стихотворения о российском флаге Николая Тихонова и гимнов России: «Боже, царя храни!», «Марсельезы», «Интернационала», Государственного гимна СССР, «Патриотической песни» Михаила Ивановича Глинки, гимна России.

Тема 4.6. Российская конституция.

Теоретическая работа: знакомство с понятиями закон, беззаконие, законопослушные граждане, Конституция, Федерация, Демократия, Президент, Государственная Дума, Правительство, права и обязанности, история Конституции, получение первых представлений о роли и значении закона в обществе,

Практическая работа: слушание и работа с текстом стихотворения о России, просмотр отрывков из мультфильмов и обсуждение героев с точки зрения нарушения или исполнения законов, игра «Зачеркни лишнее», слушание и работа с текстом стихотворения «Десять правил маленького россиянина»,деловая игра - «Создаем свои законы», просмотр отрывков из мультфильмов и выявление нарушений законов.

Самостоятельная работа: работа со статьями Конституции на основе сказок.

Тема 4.7. Защитники Отечества.

Теоретическая работа: защитники отечества, русские богатыри, русский солдат на войне 1812, Великая Отечественная война.

Практическая работа: чтение отрывков из русских былин, поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин», прослушивание «Военного марша» Г. Свиридова, отрывка из «Второго концерта» С. Рахманинова или «Богатырской симфонии»

 А. Бородина, исполнение песни «Солдатушки – бравы ребятушки», песни «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова.

Самостоятельная работа: письмо, рисунки, сбор посылки солдату.

Тема 4.8.  Грозные годы войны.

Теоретическая работа: исторические события 1941-1945 г., Самарская губерния и ее жители в годы войны, ветераны села.

Практическая работа: встреча с ветеранами, чтение стихов о войне, просмотр документального фильма, прослушивание песен военных лет, рассказ ребят о родственниках - участниках военных событий, тружениках тыла.

Самостоятельная работа: подготовка  рассказа о родственниках - участниках военных событий.

Тема 4.9. Защита проекта «Россия – Родина моя».

Самостоятельная  работа: разработка проекта, подготовка к защите.

Итоговое занятие. Фестиваль «Край родной, навек любимый».

Практическая работа: участие в фестивале.

Список литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М. - 2006.

2. Данилюк, Я.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Российская академия образования. - М.: Просвещение. - 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов // - М. -  2011.

4. Агапова, И., Давыдова, М. Патриотическое воспитание в школе. / И. Агапова, М. Давыдова // – М.: Айрис-пресс, - 2002. – 224 с. 

5.Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко. //Народное образование, - 2005. - №4 – 23 с.

6. Гасанов, З.Т.  Патриотическое воспитание граждан / З. Т. Гасанов // – М. - 2005. - №6 – 59 с. 

7. Историческое краеведение / под ред. Г.Н. Матюшина // — М. - 1980.

8. Иванов, И.П.  Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов // – М. : Педагогика, 1989. - 160 с.

9. Варанкина, Л.И. Моя родословная / Л. И. Варанкина // – Курганск. - 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Формирование коммуникативной деятельности детей посредством театрализованной игры»

Методическое обеспечение предназначено для занятий с детьми старшей группы с задержкой психического развития....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.

Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...

Календарно - тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности социально – эмоционального развития детей «Я, ТЫ, МЫ » ( для детей 6-7 лет с ОНР)

Программа социально –эмоционального развития «Я - ТЫ – МЫ»  определяет содержание  базовых свойств  личности ребенка: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравст...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...