Рабочая программа "Мой край родной" по реализации национально-регионального компонента прогрвммы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Кобелева Мария Михайловна

Подборка материалов для ознакомления старших дошкольников с родным городом, его особенностями, природой...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moy_kray_rodnoy.docx57.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО  

Педагогическим советом МБДОУ                                                                                                                 Приказом заведующего МБДОУ

«Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты                                                                                                     «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты

Протокол №1 от «30» августа 2017 г                                                                                                             №120/01-15 от «30» августа 2017 г.

Рабочая программа

«Мой край родной»

по реализации национально – регионального компонента программы

                                                                                                                                                            Составители:

Матвеева Е.Б. – воспитатель,

Кобелева М.М. - воспитатель

                                                     

Задачи образовательной деятельности в старшей группе (5 – 6 лет):

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
  4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.
  5. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
  6. Расширять и углублять представления детей о живой природе родного края; (растительный и животный мир тундры: внешнее строение, рост, проявление жизни, питание, приспособление к среде обитания.
  7. Развивать интерес к жизнедеятельности живых организмов;
  8. Воспитывать элементы экологического сознания, ценностного отношения к природе, нравственное поведение.

Содержание образовательной деятельности

У родного города  есть свое название (имя), которое рассказывает о важном для людей событии, которое произошло в прошлом, или о знаменитом человеке. Название может напоминать о природе того места, где построен город .

Город выполнял раньше и выполняет в настоящем разные функции, у каждого города есть свои главные функции. О функциях города рассказывают архитектурные сооружения, названия улиц и площадей. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, городская скульптура. Малая родина хранит память о знаменитых россиянах — защитниках Отечества, писателях, художниках. В городе трудятся родители. Люди берегут свою малую Родину, создают и поддерживают традиции.

Растения и животные тундры – живые организмы: они растут, развиваются, приспосабливаются к трудным условиям среды обитания в Заполярье.

Все в тундре взаимосвязано: подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия помочь детям установить трофические цепочки в тундре.

Организация опыта освоения программы

- Поддерживать проявления интереса детей к малой Родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании.

- Рассказывать детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.

- Использовать плоскостное моделирование архитектурных сооружений (например: площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города.

- Вовлекать детей в игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых экскурсий, побуждать задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

- Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности.

- Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях  и пр.).

- Поддерживать проявления интереса к растительному (растения-подушки, лекарственные и ядовитые) и животному (хищники, грызуны, травоядные, птицы, насекомые и рыбы) миру тундры.

-Показать экологическую ценность хищников в природе тундры для поддержания равновесия численности грызунов и хищников.

- Придумывать истории и сказки про обитателей тундры.

-Упражнять в умении составлять познавательный рассказ с опорой на схемы, модели и мнемотаблицы.

-Познакомить с правилами поведения в тундре.

-Проявлять интерес и активно участвовать в экспериментальной деятельности.

Итоги освоения содержания программы

Достижения ребенка (Что нас радует)

- Ребенок знает названия города, реки, протекающей вблизи города, поселка; главной улицы города; улицы, на которой живет; улицы, где находится детский сад; улицы, с которых начинался наш город; дату Дня рождения города.

- Ребенок проявляет интерес к истории возникновения города, к людям, в честь которых названы улицы города; к социокультурным объектам города, их назначении.

- Ребенок умеет находить город на карте Республики Коми; объекты и улицы на плане; ориентироваться в районе проживания; выполнять правила поведения на природе и в социуме; оказывать помощь окружающей природе.

- Ребенок проявляет интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о малой Родине.

-Ребёнок проявляет познавательный интерес к растительному и животному миру тундры.

-Знает название растений и животных тундры и может рассказать о них с опорой на модель и схему.

-Проявляет интерес к составлению рассказов и придумыванию сказок и историй об обитателях тундры.

-Ребёнок проявляет интерес к опытам и умеет делать вывод.

Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей

- Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине, о жизни обитателей тундры.

- Ребенок без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.

- Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.

-Не имеет ясного представления о живом мире тундры.

- Не проявляет желания участвовать в составлении рассказов.

Тематический план по реализации национально - регионального компонента образования посредством программы «Мой край родной»

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

09

РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Моя малая родина» (Познавательно-музыкальное)

ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем осень в тундре»

БЕСЕДА: «Тундра в синих и лиловых, бело-розовых цветах» стр.12

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Растения тундры» стр.14

4

10

РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ И ОПЫТ: «Удивительный мир растений тундры» стр. 14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Лекарственные и ядовитые растения тундры» стр.15

РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ: «Особенности северного растения» стр.17

СОСТАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: «Как вести себя в тундре» стр.17

4

11

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Республика КОМИ: природа и богатства   края»

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Зыряне – коренное население республики; их быт, традиции и обычай»

БЕСЕДА: «Город шахтёров»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ:  «С днём рождения, Воркута» (МУЗЫКАЛЬНОЕ)

4

12

БЕСЕДА: «Что общего у лемминга и оленя» стр.17

РАБОТА С МОДЕЛЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Травоядные звери тундры» стр.20

БЕСЕДА: «Хищники тундры» стр.20

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Росомаха, песец, волк и другие хищники тундры» стр.22

4

01

--------------

БЕСЕДА: «Зимующие птицы тундры» (белая сова и белая куропатка) стр.23

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «Сочиняем сказку о сове» стр.24

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Кто такие ненцы и как они живут в тундре»

3

02

БЕСЕДА: «Кто что ест -пищевые цепочки» стр.27

ПРЕЗЕНТАЦИЯ:      «Национальные праздники народов Коми: традиции, обычаи, национальные блюда»

БЕСЕДА: «Могут ли животные жарких стран жить зимой в тундре» стр.14

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «О чём нам расскажет лемминг» стр.14

               4

03

БЕСЕДА: «Про насекомых, которые ползают и летают» стр.27

ЧТЕНИЕ И БЕСЕДА по рассказанной истории: «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» стр.29

БЕСЕДА: «Зачем тундре насекомые» стр.30

БЕСЕДА: «Весна в Воркуте»

4

04

БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ: «Пуночка- северный подснежник» стр.30

БЕСЕДА: «Весна в тундре»

БЕСЕДА: «Люди, которыми гордится город Воркута»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Весенние первоцветы тундра»

БЕСЕДА: «Полезные ископаемые Республики Коми»

5

05

БЕСЕДА: «Что ответим Водяному» стр.33

БЕСЕДА: «Невидимые ниточки водоёма» стр.35

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА по мнемотаблице: «Лето в Заполярье»

ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем лето в тундре»

4

итого

36

СЕНТЯБРЬ.

Работа с семьёй: организация родителей для проведения экскурсии в тундру.

ТЕМА: «Как растения тундры приспособились к условиям Севера»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в развивающей предметно- пространственной среде (РППС)

1 неделя:

РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Моя малая родина» (Познавательно-музыкальное развлечение)

З: Поддерживать проявление  интереса детей к малой Родине;

 Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни.

Рассматривание альбома «Республика Коми»;

Беседа: «Моя малая родина».

Рассматривание альбомов, рисование по замыслу на тему «Тундра», «Мой город»

Альбом «Мой край», «Город Воркута»

2 неделя: 

ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем осень в тундре»

З: Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее; уточнить признаки осени.

На прогулке: «Ищем приметы осени»

Рисование «Осенние пейзажи (тундра)»

Выставка фото с экскурсии

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Тундра в синих и лиловых, бело-розовых цветах» стр.12

З: Познакомить детей с наиболее типичными видами, потребностями и особенностями  некоторых северных растений тундры; распознавать эти растения по характерным признакам( невысокий рост, стелющиеся корни: закрепить умение работать по таблице и моделям.

Примерные виды деятельности:  рассматривание картинок с изображением растений; работа по модели «Северное растение»; работа по модели «Потребности северного растения»

На прогулке: рассматривание растений на участке, закрепление названий.

Предложить пластилин для лепки цветов.

Модель «Потребности северного растения»

Схема «Особенности северного растения»

4 неделя: 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Растения тундры» стр.14

Ц: Ознакомление дошкольников с ближайшим окружением, растительным миром тундры, уточнить представления о характерных признаках и способах приспособления к условиям сурового климата Арктики.

Примерные виды деятельности: просмотр презентации, рассматривание гербария «Растения тундры».

На прогулке: рассматривание растений на участке, закрепление названий растений.

Иллюстрации «Растения тундры» (презентация)

ОКТЯБРЬ.

Работа с семьёй:  изготовление гербария «Картины из растений тундры»

ТЕМА: «Удивительный мир растений тундры»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в РППС

1 неделя:

РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ И ОПЫТ: «Удивительный мир растений тундры; Особенности тундровой почвы» Стр. 14

З: уточнить представления детей о северных растениях, их потребностях и особенностях; дать представление об особенностях почвы тундры.

Примерные виды деятельности: рассматривание картинок растений-подушек, работа с мнемотаблицей «Растения тундры», Д/И: «Какого растения не стало?».

Опыт: «Особенности тундровой почвы» (зарисовка и продолжение наблюдения);

На прогулке: рассмотреть корни растений на участке.

Рисование, лепка или аппликация знакомых тундровых растений

Модель «Принципы низкорослости северных растений»

Мнемотаблица «Растения тундры»

2 неделя: 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Лекарственные и ядовитые растения тундры» стр.15

З: Расширить представления детей о тундровых растениях (растениях-подушках, лекарственных и ядовитых растениях) причинах их своеобразного роста, их особых признаках (цветение зонтиком); развивать умение работать по мнемотаблице, модели

Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа «Растение доктор».

Чтение Е. Серова «Иван-чай», «Мать-и-мачеха»

СЮЖ-РОЛ.ИГРА : «Как Тундровичок лечит животных тундры»

Альбом «Лекарственные и ядовитые растения тундры»

3 неделя: 

РАБОТА ПО МОДЕЛЯМ: «Особенности северного растения» стр.17

З: Способствовать расширению представлений о растениях-подушках, лекарственных и ядовитых растениях; дать представления о низкорослости северных растений.

Примерные виды деятельности: работа по модели «особенности северных растений», «Причины низкорослости северных растений», рассматривание гербария.

Чтение И. Соколов-Микитов» (Полярная берёза»

Д/И: «Какого растения не стало?»

Рисование пластилином

Модель «Потребности северного растения»

Схема «Особенности северного растения»

4 неделя: 

СОСТАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ: «Как вести себя в тундре» стр.17

З: Познакомить с правилами поведения в природе, придумывать знаки и символы по теме.

Примерные виды деятельности: беседа на тему: «Правила поведения», придумывание знаков, символов правил и зарисовка их на схему, приклеивание картинок с изображением растений тундры.

ТРИЗ: «Что чувствует растение?»;

Прослушивание «Коми му» сл. М. Лебедевой муз. П. Чистолёва

Изготовления экологического плаката «Как вести себя на природе в тундре»

НОЯБРЬ.

Работа с семьёй: организовать экскурсию на пл. Центральную.

ТЕМА: «Я живу в Воркуте!» реализация проекта «РЕСПУБЛИКА КОМИ»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в

 РППС

1 неделя:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Республика КОМИ: природа и богатства края»

З: Познакомить с природой, полезными ископаемыми городами и достопримечательностями республики Коми.

Примерные виды деятельности: просмотр презентации, рассматривание гербов городов Коми республики, рассмотреть коллекцию полезных ископаемых

Находить на карте Республики Коми знакомые города, реки.

Чтение Коми народных сказок: «Перя- богатырь», «Медвежьи няньки»

Альбом «Большие города и достопримечательности республики Коми», «Гербы городов», «Природа и животные тундры», «Полезные ископаемые»

2 неделя: 

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Зыряне – коренное население республики; их быт, традиции и обычай»

З: дать представление о жизни, быте (посуде и одежде) и традициях народа Коми -зырян.

Примерные виды деятельности: рассматривание картинок одежды и посуды, иллюстраций о жизни коренного населения.

Закрепить название столовых приборов на Коми -языке;

Народные Коми игры, Чтение Коми народных сказок «Царевна Марпида», «Ягморт»

Рисование героев народных сказок

Схема «Дерево в жизни зырян», «Обычаи и быт коренного населения»

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Город шахтёров»

З: Развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего. Рассказывать детям о труде шахтёра, сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением функций этих сооружений.

Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций о труде шахтёра, достопримечательностей города Воркуты, связанных с трудом шахтёра, рассказывание по схеме: «Что делают из угля»

Моделирование архитектурных сооружений (например: площади), прорисовывать и размещать архитектурные макеты на детализированной карте города.

Рисование (аппликация) «Мой город»

СРИ: «Шахтёры»

Схема «Что делают из угля», «Люди, которые работают и живут в Воркуте», Мнемотаблица «Зима в Воркуте»

4 неделя: 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «С днём рождения, Воркута»

З: Поддерживать проявления интереса детей к малой Родине;

 Организовывать участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни.

Разучивание стихов о Воркуте и шахтёрах.

Фотовыставка «Моя Воркута», «Я- воркутинец»

ДЕКАБРЬ.

Работа с семьёй: подготовить небольшое сообщение о животном тундры.

ТЕМА: «Кто живёт в тундре»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в РППС

1 неделя:

БЕСЕДА: «Что общего у лемминга и оленя» стр.17

З: способствовать расширению представлений  о травоядных животных тундры; устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение использовать модели в познавательной деятельности.

Примерные виды деятельности: работа по модели: «Мех северного оленя», «Травоядный зверь», рассматривание иллюстраций о северном олене, лемминге.

Чтение Н. Сладков «Сказка о дядюшке Лемминге и летнем песце», «Под снегом»

Лепка по представлению

Модель «Мех северного зверя» «Травоядный зверь»

Иллюстрации «Животные тундры»

2 неделя: 

РАБОТА ПО МОДЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: «Травоядные звери тундры» стр.20

З: уточнить представления детей об основных признаках северных зверей, способствующих сохранению тепла, их питании.

Примерные виды деятельности: работа по модели «Признаки северного зверя», рассматривание под микроскопом ворсину северного оленя.

Загадки  о животных тундры А.П. Листопад (приложение №1 стр.70) ;

Чтение И. Соколов – Микитов «Пеструшки»

Д/И: «Кто лишний»

Раскрашивание изображений животных тундры.

Модель «Признаки северного зверя»

Альбом «Растения тундры»

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Хищники тундры» стр.20

З: конкретизировать представления о плотоядных млекопитающих тундры – хищниках; дать представления о цепи питания, особенности приспособления к суровым условиям приспособления на Севере; показать экологическую ценность хищников в природе тундры для поддержания равновесия численности грызунов.

Примерные виды деятельности: «Доска объявлений» (Приложение А.П. Листопад), работа по модели «Хищники», Д/И: «Поезд», Д/И: «Кто где живёт»

Настольно-печатные игры: «Чей хвост»;

Решение логических задач А.П. Листопад (приложение №3 стр.72)

д/и: «Кто лишний»

Модель «Хищники тундры», Картины «Животные в тундре»

4 неделя: 

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ: «Росомаха, песец, волк и другие хищники тундры» стр.22

З: уточнить представления детей о северных хищниках, об их приспособлении к суровым условиям севера.

Примерные виды деятельности: работа по иллюстрациям, составление рассказа по модели:» Признаки северного хищника», экспериментальная деятельность, Д/И: «Изобрази хищника»

Чтение: «Сказки Тундровичка» А.П. Листопад («Азбука тундры»)

Рисование по представлению

Иллюстрации «Животные тундры» (презентация)

Модель «Хищники тундры»

ЯНВАРЬ.

Работа с семьёй: подборка картинок для составления коллажа «Птицы тундры»

ТЕМА: «Зимующие птицы тундры»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в РППС

1 неделя:

------------------------------------------

2 неделя: 

БЕСЕДА: «Белая сова и белая куропатка» стр.23

З: обобщить  представления детей о образе жизни зимующих птицах тундры  (приспособленности птиц к жизни в тундре, дать представление о взаимосвязи между строением частей тела к жизни в тундре).

Примерные виды деятельности: рассматривание выставки и картинками птиц тундры, работа по модели: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы»

Чтение: «Сова и куропатка» в обработке И. Истомина,

Модель «Зимующие птицы тундры»  

«Весна в тундре» (худ. лит.)

3 неделя: 

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «Сочиняем сказку о сове» стр.25

Примерные виды деятельности: рассматривание схемы «Сочиняем сказку», рассматривание иллюстраций, вырезание и приклеивание картинок с изображением совы для изготовления книжки.

П/И: «Совушка- сова»

Иллюстрации «Растения тундры» (презентация)

Выставка поделок из ватных дисков «Сова»

4 неделя: 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Кто такие ненцы и как они живут в тундре»

З: дать представления о жизни народов севера: ненцах: их быте, одежде, роде деятельности.

Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа.

Народные игры на прогулке

СРИ: «В чуме»

Картинки и открытки по теме, Атрибуты для СРИ.

ФЕВРАЛЬ.

Работа с семьёй: приобрести наборы животных жарких стран и северных животных для изготовления модели.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения в РППС

1 неделя:

БЕСЕДА: «Кто что ест -пищевые цепочки» стр.27

З: Подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия помочь детям установить трофические цепочки в тундре.

Примерные виды деятельности: рассматривание схемы «Пищевые цепочки тундры», Д/И: «Что будет если…?», зарисовать пищевую цепочку тундры.

ЭК/И: «Кто что ест», «Кому что подарить?»

Чтение: «По законам живой природы», «Сова» В. Бианки

Модели и схемы «Пищевые цепочки»

2 неделя:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Национальные праздники народов Коми: традиции, обычаи, национальные блюда»

Примерные виды деятельности: просмотр презентации, беседа.

Народные игры

Чтение сказок народа Коми

Схема «Дерево в жизни зырян», «Обычаи и быт коренного населения»

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Могут ли животные жарких стран жить зимой в тундре»

Примерные виды деятельности: рассматривание и сравнение животных севера и жарких стран, работа по моделям

Беседа на прогулке «Почему не может на севере жить жираф?»

Рисование (раскрашивание) изображений животных

Выставка рисунков растений или животных (рисунки детей)

4 неделя: 

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА: «О чём нам расскажет лемминг»

Примерные виды деятельности: Рассматривание иллюстраций о лемминге, составление рассказа по схеме: «Что нам расскажет животное тундры»

Рисование истории по придуманной сказке.

Схема: «Что нам расскажет животное тундры»

МАРТ

Работа с семьёй: Консультация для родителей: «Если ребёнок боится насекомых»

ТЕМА: «Насекомые тундры»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Изменения

в РППС

1 неделя:

БЕСЕДА: «Про насекомых, которые ползают и летают» стр.27

З: расширить представления о насекомых (стадия развития бабочки, классификация по признакам среды и места обитания (водные, наземные, лесные, тундровые)

Примерные виды деятельности: работа по разрезным картинкам, работа по модели «Насекомое», Д/И: «Что сначала, что потом», загадки Тундровичка (См. приложение 1 стр. 70)

П/И: «Птицы и насекомые»

Рисование или лепка бабочек (придумывание узора)

Разрезные картинки «Насекомые»

Набор моделей «Насекомые», «Звери», «Птицы»

Схема «Стадия развития бабочки»

2 неделя: 

ЧТЕНИЕ И БЕСЕДА по рассказанной истории: «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» стр.29

З: уточнить  название некоторых насекомых, конкретизировать представление о строении их тела.

Примерные виды деятельности: работа по модели: «Насекомое», чтение истории «Как девочка Катя подружилась с насекомыми» выкладывание картинок на фланелеграф

Закрепить правила поведения

Рисование истории,

Игры с картинками на фланелеграфе.

Иллюстрации «Насекомые»

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Зачем тундре насекомые»

З: уточнить представление о насекомых тундры и подвести к пониманию связей живых организмов со средой обитания, осознание существования экологического равновесия

Примерные виды деятельности: работа по модели «Пищевые цепочки», ТРИЗ: «Если бы не было насекомых (птиц или животных)…»

«Пищевые цепочки»

4 неделя: 

БЕСЕДА: «Весна в Воркуте»

З: Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу.

Примерные виды деятельности: Беседа «Чтобы город был красивым», работа по схеме: «Как горожане встречают весну», рисование города (по представлению)

Наблюдение на прогулке «Как люди в городе готовятся к весне» (наблюдение за снегоуборочными машинами)

Выставка рисунков «Красивый город»

АПРЕЛЬ.

Работа с семьёй: подобрать иллюстрации о перелётных птицах

ТЕМА: «Весна в тундре»

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельна я деятельность детей

Изменения

в РППС

1 неделя:

БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ: «Пуночка – северный подснежник» стр.30

З: уточнить название перелётных птиц тундры, закрепить знания о причинах перелёта птиц.

 Примерные виды деятельности: беседа по сказке о птичке Пуночке, рассматривание картинок перелётных птиц, загадки о птицах, экспериментальная деятельность: рассматривание через увеличительное стекло перо птицы (стр.30)

 

Беседа: «Что будет с птенчиком, если мы заберём его домой?»

Рисование (лепка) птичек

Картины «Весна  в тундре»

2 неделя: 

БЕСЕДА: «Весна приходит в тундру» стр.30

З: Расширить представления детей об изменениях в природе в весенний период (возвращение перелётных птиц, таяние снега и изменения в растительном и животном мире)

Примерные виды деятельности: рассматривание иллюстраций, опыт: посалить веточку карликовой берёзки и полярной ивы в воду и оформить лист наблюдения за ними.

Чтение

«В тундре»

 Н. Сладков

Наблюдение на прогулке (весенние приметы)

Альбом с перелётными птицами;

Иллюстрации «Тундра весной»

3 неделя: 

БЕСЕДА: «Люди, которыми гордится город Воркута»

З: Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Примерные виды деятельности: Рассматривание портретов и иллюстраций некоторых горожан, беседа о их жизни творчестве.

На прогулке повторить названия улиц города

Альбом с портретами «Гордость города Воркута»

4 неделя: 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Весенние первоцветы («Красная книга тундры»)

З: вспомнить названия растений; уточнить правила поведения в тундре во время отдыха на природе.

Примерные виды деятельности:  просмотр презентации, составление плаката «Красная книга тундры»

Рисование растений по картинкам, раскрашивание изображений

Иллюстрации «Растения тундры» (презентация)

5 неделя:

БЕСЕДА: «Полезные ископаемые Республики Коми»

З: дать представления о происхождении некоторых полезных ископаемых, рассматривание образцов некоторых минералов, работа по схеме «Что делают из угля»

Схема «Что делают из угля», коллекция минералов.

МАЙ

Работа с семьёй: организация экскурсии в тундру.

Совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельна я деятельность детей

Изменения

в  РППС

1 неделя:

БЕСЕДА: «Что ответим Водяному» стр.33

З: расширить представления детей об обитателях водоёмов в разное время года; устанавливать невидимые связи между обитателями тундры.

Примерные виды деятельности: чтение письма от Водяного, работа по модели «Рыба», беседа о жизни рыб в холодный период года, загадки.

Коми народная подвижная игра: «Водяной»

Чтение:

Модель «Рыба»

Иллюстрации «Обитатели северных водоёмов» «Дыхание водоёмов»

2 неделя: 

БЕСЕДА: «Невидимые ниточки водоёма» стр.35

З: развивать умение устанавливать невидимые связи в водоёме, познакомить детей с жизнью рыб в тёплый период года.

Примерные виды деятельности: Экспериментальная деятельность: «Определение возраста рыб», Д/И: «Кто лишний», ТРИЗ: «О чём нам расскажет рыбка»

Рисование по трафарету.

«Пищевые цепочки»

3 неделя: 

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МНЕМОТАБЛИЦЕ: «Лето в Заполярье»

З: совершенствовать умение составлять рассказ по мнемотаблице (изменения в тундре и в жизни горожан)

Примерные виды деятельности: составление рассказа по мнемотаблице «Лето в Заполярье», Д/И: «Когда это бывает?», составление выставки иллюстраций о летнем периоде года.

На прогулке: «Приметы лета» (наблюдение)

Модель «Потребности северного растения»

Схема «Особенности северного растения»

4 неделя: 

ЭКСКУРСИЯ в тундру «Ищем лето в тундре»

З: расширять представление о приметах  лета в северных условиях.

Рисование по впечатлениям

Иллюстрации «Растения тундры» (презентация)

Выставка фото с экскурсии

Список используемой литературы:

  1. «Мой край и я...»  (программа и методика ознакомления детей старшего возраста с растительным и животным миром тундры)  

 Листопад А.П.  ИМЦ ДСК и ДОУ;

  1. «Коми – мой край родной»   проект МБДОУ № 42 (Белова Е.В., Рычкова О.А.).

Планируемые результаты реализации регионального компонента образования (авторская программа «Мой край родной»)

Шестой год жизни.

- Ребенок знает названия города, реки, протекающей вблизи города, поселка; главной улицы города; улицы, на которой живет; улицы, где находится детский сад; улицы, с которых начинался наш город; дату Дня рождения города.

- Ребенок проявляет интерес к истории возникновения города, к людям, в честь которых названы улицы города; к социокультурным объектам города, их назначении.

- Ребенок умеет находить город на карте Республики Коми; объекты и улицы на плане; ориентироваться в районе проживания; выполнять правила поведения на природе и в социуме; оказывать помощь окружающей природе.

      - Ребенок проявляет интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о малой Родине.

Картотека дидактических игр по теме «Тундра»

  1. «Доскажи словечко»

Воспитатель читает предложение, а последнее слово договаривают дети. Например:

Зимой в тундре лежит белый ... (снег);   Большие рога растут у ... (оленя на голове);      У зайца длинные ... (уши) и короткий ...(хвост).

  1. «У кого какое жилище в тундре»

Дети подбираю к каждому животному картинку, на которой изображено: снежная норка каменная норка снег небо...

Например:  У зайца в тундре... (норка в снегу);    У оленя – под небом, на снегу.

  1. «Какого растения не стало?»

В ряд расположены картинки с изображением растений тундры. Через 5 сек. Одну картинку убирают – дети отгадывают.

  1. «Поезд»

Дети размещают травоядных животных в один вагон, хищников –в другой.

  1. «Что лишнее в тундре?»

Из предложенных картинок убираем то животное или предмет, которые не живут в тундре.

  1. «Изобрази животное» (пантомима)

Ребёнок  изображает животное, а дети отгадывают.

  1. «Чей хвост потерялся»

Из предложенных картинок дети выбирают тот хвост, который принадлежит названному животному.

  1. «Что раньше, что потом»

Дети раскладывают картинки со стадиями развития насекомых или рыб.

  1. «Найди ошибку художника»

На предложенной картине дети находят не совпадения с реальностью

  1. «Большой – маленький» «У кого кто»

Дети подбирают из предложенных картинок взрослых и их детёнышей.

  1. «Где спрятался зайка»

Дети находят на картине зайца и проговаривают его местоположения.

  1. «Узнай по описанию»

Взрослый рассказывает о животном, а дети отгадывают.

  1. «Кто что ест?»

Выбираем животное и подбираем картинку того что он ест.

  1. «Летает – не летает»

Взрослый называет слово, если этот предмет летает дети встают и машут руками, а если нет – топают.

  1. «О чём нам сказала бы рыбка, если бы умела говорить»

Дети придумывают истории о рыбке.

  1. «О чём мечтает комарик»

Дети фантазируют и рассказывают свою историю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Данная рабочая программа разработана для воспитанников 2 младшей группы...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования личности, развития высших духовно-нравственных начал, гражданско-патриотических чувств. И дошкольное образовательное учреждение (ДОУ...

Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»

Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданск...