РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В условиях ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ с. Большой Куганак
учебно-методическое пособие на тему

Мичурина Екатерина Митрофановна

Доклад для выступоения на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mmo.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка , стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно,  к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума , а патриотизм «от ума» не бывает , он бывает только от «сердца». Ум как – бы способствует духовно – нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

В связи с введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

  Исходя из национально – культурных особенностей нашей республики в детском саду села Большой Куганак ведется большая работа по поликультурному воспитанию дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.

Цель нашей работы: совершенствование нравственно-патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине (слайд).

Задачи:

1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине.

2. Формирование интереса  дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира;

3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений (слайд).

Формы работы с детьми: образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментов; проведение мероприятий, посвященных республике Башкортостан (слайд).

Виды детской деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная (слайд). 

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогических условий (таблица) (слайд).

  1. Подготовка педколлектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования (слайд).

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины. С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся мастер-классы (слайд), тренинги (слайд), педсоветы, консультации (слайд), дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.

Педагоги участвуют во всероссийских конкурсах с публикацией методических разработок с внедрением регионального компонента (слайд).  

Проводятся недели открытых дверей в соответствии с тематикой «региональный компонент», где каждый педагог может посетить ОД в любой возрастной группе и перенять опыт других педагогов (слайд).

В помощь педагогам нашим старшим воспитателем была разработана методическая копилка по внедрению регионального компонента в образовательный процесс, где представлены следующие материалы (слайд):

  • подборка легенд и преданий башкирского народа;
  • подборка национальных игр башкир;
  • сказки башкирского народа;
  • методические рекомендации по организации народных игр и т.д.
  1. Оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

В нашем ДОУ в каждой группе функционируют уголки краеведения (слайд). Имеется большое количество методических разработок по региональному компоненту (слайд), которые дают детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех народов, населяющий Башкортостан. Это

  • папки: Мой край родной  – Башкортостан»; «Москва –столица России»; «Башкирский фольклор»; «Мой родной поселок- Б. Куганак» и др.;
  • репродукции картин к башкирским сказкам;
  • писатели Башкортостана;
  • народное декоративно-прикладное искусство.

Наглядно-дидактический материал:

  • юрты;
  • различная башкирская утварь;
  • куклы в национальных башкирских костюмах;
  • матрешки русская и башкирская;
  • настольные игры, сделанные своими руками т покупные;
  • методические пособия, с помощью которых мы знакомим детей с культурой, традициями, обычаями народов Республики Башкортостан.
  1. Реализация регионального компонента в образовательную деятельность.

        Ознакомление воспитанников с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Так в нашем саду в образовательную деятельность включается 1 занятие в ОД и 2 в совместную деятельность в неделю, тем самым выполняя требования ФГОС.

На занятиях по познавательному развитию дети рассматривали кукол в национальных одеждах, башкирский ковер, его орнаменты (слайд).

Региональный компонент использовали и в продуктивной деятельности: дети рисовали национальные костюмы, лепили из теста национальное башкирское блюдо чак-чак, украшали башкирским узором платок, ковер (слайд).

Организуются выставки детских рисунков и поделок (слайд).

Активно традиции Башкортостана изучались во время недели «Моя родина-Башкортостан. Яркими мероприятиями в это время стала выставка кукол в национальных костюмах (слайд),  обрядовые песни, хороводы, чаепитие с башкирским медом (слайд).

В течение всех режимных моментах воспитанники знакомятся с историей Республики Башкортостан,  достопримечательностями и выдающимися людьми нашей республики, обогащают знания о животном и растительном мире родного края, знакомятся с башкирскими сказками (слайд).  Играют в дидактические настольные игры такие, как «Собери башкирский ковер», «Собери башкирский орнамент», «Наша Родина», в традиционные башкирские игры такие, как «Юрта», «Курай» (слайд) и в сюжетно-ролевые игры такие, как «В аул к бабушке и дедушке», игры по сюжету башкирской сказки «Хозяин горы».

  1. Работа с родителями.

Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с региональным компонентом, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

  • проводятся родительские собрания (слайд);
  • организуются праздники, такие, как мероприятие, посвященное дню республике Башкортостан «Цвети, Республика моя», где играем в башкирские игры, танцуем башкирские танцы, поем песни и угощаемся башкирскими блюдами (слайд).

С целью выявления отношения родителей к вопросам патриотического воспитания их детей, его реального осуществления в семье, проводятся анкетирования и тестирования (слайд), беседы и индивидуальные консультации.

  1. Организация эффективного взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения и социума

Но современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

В рамках реализации регионального национального компонента мы с детьми посещали сельскую библиотеку, где проходило мероприятие, посвященное республике Башкортостан (слайд).

Перспективы дальнейшей работы мы видим:

  • в разработке программ по культурному образованию дошкольников,
  • в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента,
  • в создании переносного музея «Краеведческий».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

«Организация условий для реализации национально –регионального компонента через проектирование «Туристско-краеведческого центра»

Актуальность.В современном мире большое значение отводится формированию национальных ценностей на  основе приобщения дошкольников к культуре своего родного края.Цель создания центра - всесторонне...

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16812289","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...