Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения
рабочая программа

Калюжная Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_abu_al-nadi.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

-                                                                                                             

Реализация национально - регионального компонента

в условиях дошкольного учреждения

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Основные

функции

дошкольного образовательного учреждения

по реализации

регионального

компонента

Обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры

Достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность

Включение в образовательную деятельность

Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщенный опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности.

Таким образом, национально-региональный компонент 

  • это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе;
  • во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:
  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона.

Использование специфики национально-культурных, демографических условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс для формирования у детей духовно-нравственных основ и ценностей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

  • Воспитывать патриотизм и чувство гражданственности у дошкольников, развивать нравственные качества личности ребенка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к родному краю, к Родине. Воспитывать в детях толерантность в поли национальном обществе.
  • Побуждать детей к изучению истории и настоящего родной республики.
  • Способствовать развитию личности, опираясь на основы народной культуры. Расширять объем знаний об искусстве, о самобытном национальном своеобразии и характерных особенностях декоративно-прикладного, изобразительного искусства.
  • Активизировать творческий, познавательно-речевой потенциал через экскурсоводческую деятельность, фольклорные встречи, занятия.
  • Сохранение и приумножение семейных традиций, формирование духовной личности

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций, стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, формирование навыков понимания и построения развернутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем компонентов содержания образования.

Условия

для успешного

решения

поставленных задач: 

Компетентность педагога по данной проблеме.

Наличие необходимого методического комплекта

по данной проблеме.

Соответствующая предметно-развивающая среда.

Сотрудничество с семьей, с учреждениями окружения.

В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Формируются знания детей о государственной символике, о традициях и быте народов республики Адыгеи, народном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, народных играх. Воспитывается культура межнационального общения.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.

Пути реализации национально-регионального компонента в учреждении:

  • Интегрирование национально-регионального компонента в образовательных областях (познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);
  • Изучение адыгейского языка;
  • Кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, музей и т.д.).

Программно-методический материал регионального компонента

выстраивается по разделам:

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Цель:        Развивать культуру ребёнка, как основу любви к Родине, в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству и народным промыслам родного края.

Задачи: - Познакомить с символикой Республики, с историей, с орнаментом, особенностями народных промыслов Адыгеи и других Республик.

- Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства.

Архитектура

Цель:             Формировать знания об архитектуре, её особенностях.        

Задачи: - Рассказать о достопримечательностях родного поселка.

- Научить определять своеобразие конструкции зданий и архитектурных содержаний, называть их детали.

- Повышать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость.  

- Учить отражать знания и впечатления в художественно - продуктивной, конструктивной, игровой деятельности.

Театр

Цель:             Повышать культуру средствами театрального искусства.

Задачи: - Познакомить с театральной деятельностью родного края.

- Формировать и обогащать представления о театре и жанрах театрального искусства.

- Обучать технике инсценировки и творческой импровизации.

- Создавать условия для детской театрализованной деятельности.

Музей

Цель:             Приобщать к музейной культуре.        

Задачи: - Познакомить с музеями нашего поселка.

- Учить бережно относиться к культурным ценностям и соблюдать правила поведения в музее.

- Создать условия для отражения впечатлений от посещения музея в разных видах деятельности

- Стимулировать к повторным посещениям музеев и выставок.

Музыка

Цель:        Развивать эмоциональный отклик  в процессе ознакомления с музыкальной культурой Адыгов.

Задачи: - Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора.

- Знакомить с разными жанрами народного творчества (сказки, песенки, хороводы, пословицы, игры), с творчеством композиторов Адыгеи.

Живопись

Цель:        Приобщать к живописи на основе произведений региональных мастеров.

Задачи: - Развивать интерес к искусству художников Адыгеи.

- Учить понимать содержание картин.

- Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой авторских произведений.

- Активизировать интерес к профессии художника.

Литература

Цель:        Формировать интерес к творчеству писателей Адыгеи.         

Задачи: - Знакомить с жизнью и творчеством Адыгейских писателей.

- Развивать устную речь и активизировать речь через чтение книг, прослушивание магнитофонных записей, сбор иллюстрированного материала.

Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.

При повышении качества дошкольного образования особая роль принадлежит законам Республики Адыгеи «О языках народов», «Об образовании», в которых подчеркивается необходимость обучения родному языку в дошкольных учреждениях, акцентируется внимание на его образовательный и воспитательный потенциал, на создание необходимых условий для дальнейшего развития национального языка и культуры. Кроме того, расширение сферы функционирования адыгейского языка сопровождается повышением интереса к его истории, национальной культуре, традициям и обычаям Адыгейского народа.

Национальное образование – это важнейший институт сохранения языка, традиций, культуры, обычаев Адыгейского народа. Воспитательно-образовательная работа ведётся в соответствии с Законом «О языках народов Республики». Адыгейский язык в учреждении изучается в объеме, предусмотренном базисным планом общеобразовательных учреждений РА.

Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее:

  • установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада;
  • обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

«Организация условий для реализации национально –регионального компонента через проектирование «Туристско-краеведческого центра»

Актуальность.В современном мире большое значение отводится формированию национальных ценностей на  основе приобщения дошкольников к культуре своего родного края.Цель создания центра - всесторонне...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы" в ДОУ.

Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста....