Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы" в ДОУ.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Петрова Олеся Васильевна

Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации образовательной программы "От рождения до школы" в ДОУ.

Пояснительная записка

 

Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира, с его литературой.

Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Эта тема на сегодняшний день очень актуальна. Наша цель это познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями, с нашей родной литературой. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, гордость за свой город, желание сохранить его чистым и красивым. Наши задачи это:

-познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности)

- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

-учить составлять свою родословную.

Знакомство с флорой и фауной родного края.

И в конечном итоги, должны прийти к таким результатам:, как:

- Дети могут знать и называть место проживания: город, свой адрес; некоторые предприятия своего города и их значимость, символику города, достопримечательности.

- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.

- дети могут составлять свою родословную

- пополнение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.

- знать наших великих поэтов и писателей, читать их произведения.

Виды детской деятельности

Социально - коммуникативное развитие

Д/и «Расскажи, где ты живешь»

Д/и «От какого дерева листочек»

Д/и «Угадай животное»

Д/и «Назови улицы нашего города»

Д/и «Узнай, назови, что на фотографии»

д/и «Угадай, где я нахожусь»

с/р игра «Мы строители»

с/р игра «Семья»

с/р игра «Путешествие по городу»

с/р игра «Детский сад»

с/р игра " Экскурсия в краеведческий музей"

слов. игра «Скажи со словом сельский… »

слов. игра «Жилое - нежилое»

слов. игра «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в посёлке) .

слов. игра «Мой, моя, мои»

игра – загадка «Сколько нас». Составление рассказа на тему «Мой любимый, дорогой человек» Рассказ детей о составе семьи

Беседа на тему «Наша дружная семья»

Беседа о пословицах и поговорках.

Беседа о государственных символах России.

Беседа «Что такое толерантность»

Беседа «Мы живем в Новосибирской области»

Акция «Письмо ветерану».

Беседа «Наши земляки – герои, защитники»

Акция «Покормите птиц зимой».

Художественная литература

Чтение стихов, рассказов, произведений.

Познавательная деятельность

Занятия: «Природа родной земли прекрасна»

«Животные НСО»

«Что нам дает лес»

«Мой детский сад"

«Мой родной город»

«О предприятиях города»

«Государственные символы НСО»

«Знакомство с гербом»

«Улицы родного города»

«Наши герои – защитники»

«Мы любим отдыхать»

«День Победы»

«Достопримечательности родного города»

Наблюдения детей за явлениями природы.

Сезонные наблюдения за деревьями на территории детского сада.

Сезонные наблюдения за птицами.

Сбор листьев для гербария.

Вечер загадок «Животные и растения родного края».

Работа с родителями

Анкетирование: «Что мы знаем о своем городе»

Составление альбома «Мы растем вместе с родным городом»

Составление альбома «Семьи наших воспитанников»

Консультация родителям «Родительский дом – начало начал»

Составление семейного герба и родословного дерева.

Составление альбома «Профессии жителей нашего города».

Выпуск семейной газеты «Я здесь живу»

Совместная работа по проектной деятельности "Родной свой край люби и знай"

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Основная общеобразовательная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДОУ.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие»,  «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.

На этих занятиях дети знакомятся с историей возникновения России и Сибири, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего края, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой город». Нужно включать проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов будет являться создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепят свои знания.

Важно для обеспечения реализации этнокультурного направления создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГОС ДО  к условиям реализации Программы). Это могут быть и этнографические музеи, организованные в отдельных помещениях, так и мини музеи, расположенные в групповой комнате.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому предлагаю активно взаимодействовать с родителями, которые помогут нам собрать экспонаты, для музея, предоставят фотоматериалы, можно провести народные праздники, сошьем народные костюмы, оформим развивающую среду. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Пребывание детей на природе приучает их видеть и слышать ее такой, какой она является в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.

                                                       

Реализация регионального компонента интегрирована в следующих видах НОД

Образовательная область

Неделя

Месяц

Год

Познавательное развитие

0.25

1

9

Речевое развитие:

Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

О.25

Ежедневно

1

9

Физическое развитие

0.25

1

9

Художественно - эстетическое развитие:

Музыка.

Рисование.

Лепка.

0.25

0.25

0.25

1

1

1

9

9

9

2. Бабушкина Т.М. "Окружающий мир. Нестандартные занятия в подготовительной группе" - Волгоград: ИТД Корифей, 2010 г.

3. Веракса Н.Е. "Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" - Москва. Мозаика - синтез, 2012 г.

4. Гниловской В.И. "Занимательное краеведение" - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1974 г.

5. Загумённая Л.А. "Социально - личностное развитие дошкольников" - Волгоград: Учитель, 2012 г.

6. Зелёнова Н.Г., Осипова Л.Е. "Мы живём в России" - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008 г.

7. Журнал "Дошкольное воспитание №5, 2012 г."

8. Литвинова Р.М. "Казаки на Ставрополье" - Ставрополь, 2009 г.

9. Литвинова Р.М. "Подготовка детей старшего и дошкольного возраста к обучению в школе" - Ставрополь, 2009 г.

10. Лободина Н.В. "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" подготовительная группа" - Волгоград: Учитель, 2012 г.

11. Скоролупова О.А. "Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ" 1-2 часть - М.: ООО "Скрипторий 2003", 2007 г.

12. Хохлов А.Н. "Животный мир Ставрополья"- М.: ТЦ "Сфера", 2012 г.

13. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике. Беседы о степи и лесостепи. - М.: ТЦ "Сфера", 2009 г.

14. Дополнительное обеспечение: интернет - ресурсы по теме "Нравтвенно -патриотическое воспитание дошкольников".

15. Материалы проектной деятельности "Родной свой край люби и знай"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)

Перспективный план работы по использованию национально – регионального компонента в старшей группе (рус.)...

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"11957314","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"110","style":"float: left;","width":"170"}}]]...

Музыкально-образовательный проект с использованием национального регионального компонента.

Познавательный, краткосрочный проект с участием педагогов и  детей подготовительной группы.Одна из задач -познакомить детей   с балетом "Шурале"...

Реализация национально - регионального компонента в условиях дошкольного учреждения

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16812289","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]...